Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Алымбаев Р.С. 1 Касымов О.Т. 1 Касымова Р.О. 2 Алымбаев А.С. 1
1 Научно-производственное объединение «Профилактическое объединение» Министерства здравоохранения Кыргызской Республики
2 Кыргызско-Российский славянский университет им. Б.Н. Ельцина
На сегодняшний день стоматология является наиболее динамично развивающейся отраслью медицины, где требуются навыки владения современными технологиями и материалами, а также знание последних достижений стоматологической науки и практики. В связи с этим назрела необходимость разработки и создания современной концепции инновационной образовательной программы по специальности «Стоматология» - 560004, отражающей насущные потребности практического здравоохранения Кыргызской Республики. Практика отечественной стоматологии показывает отсутствие основополагающих принципов инновационных и здоровьесберегающих технологий в образовательных стандартах, необходимых для овладения современной профессией врача-стоматолога. Анализ исторических аспектов развития стоматологического образования страны в значительной степени актуализирует модернизацию профессиональной подготовки врачей-стоматологов на додипломном и постдипломном уровне образования, а также на этапе непрерывного совершенствования. При этом содержание государственных образовательных стандартов 5-летнего стоматологического обучения Кыргызской Республики необходимо гармонизировать с европейской системой и пересмотреть с учетом модулей учебных программ, соответствующих принципам Болонской декларации. Естественно, гармонизация образовательного процесса по специальности «Стоматология» - 560004 должна проводиться с учетом исторических традиций, сложившихся в здравоохранении и образовании, а также социально-экономической политике Кыргызского государства.
стоматологическое образование
международные стандарты
Болонский процесс
учебные программы
инновационные и здоровьесберегающие технологии
1. Дубова М.А. Высшее стоматологическое образование в России: история интеграции в единое европейское образовательное пространство и ее развитие // Медицина XXI век. 2006. № 2 (2). С.104-108.
2. Заплатина Т.С. Общая система взаимного признания профессиональных квалификаций в новейшем законодательстве Европейского Союза // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 3 (76). С.206-211.
3. Уразалин Ж.Б., Баскакова И.В. Современное состояние, проблемы и перспективы стоматологического образования в Республике Казахстан. 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://medznate.ru/docs/index-9088.html (дата обращения 22.10.2018).
4. Алымбаев Р.С., Касымов О.Т. Чойбекова К.М. Современное состояние стоматологической службы Кыргызской Республики // Здравоохранение Кыргызстана. 2016. № 4. С.20-23.
5. Макеева И.М., Алимова М.Я. Гармонизация и интегрирование образовательной программы дисциплин специальности 040400 «Стоматология» в Европейском сообществе // Стоматология детского возраста и профилактика. 2007. Т. 6. № 3 (22). С.3-6.
6. Найговзина Н.Б., Лучинский А.В. Непрерывное профессиональное образование врачей-стоматологов в Российской Федерации // Российская стоматология. 2015. № 3. С.48-51.
7. Чолокова Г.С., Калбаева А.А. Европейские индикаторы стоматологического здоровья детей Бишкека // Стоматология: шаг в будущее: сборник материалов международного научного e-симпозиума, Россия, 27-31 мая 2013 г. / Под ред. проф. И.Г. Лесовой. Киров: МЦНИП, 2013. 99 с.
8. Немчинова Е.Д., Кулакова Д.В., Маркво Л.И. Здоровьесберегающие технологии в стоматологии // Научные основы создания и реализации современных технологий здоровьесбережения: материалы межрегиональной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 20 октября 2017 г.). Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, 2017. С.31 37.
9. Думанский Ю.В., Талалаенко А.Н., Удод А.А., Косарева Л.И., Андреева В.Ф. О целесообразности кредитно-модульной организации учебного процесса в системе высшего стоматологического образования // Украинский стоматологический альманах. 2011. № 4. С.110-115.
10. Ключевые проблемы, которые предстоит решить для модернизации высшего стоматологического образования в России // Стоматология для всех. 2006. № 1. С.51.
11. Plasschaert A.J.M., Holbrook W.P., Delap E., Martinez C., Walmsley A.D. Profile and competences for the European dentist. 2004. [Электронный ресурс]. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/ad6d/dbfa0c41088672db14e24d1aa32218bfe0c8.pdf (дата обращения 20.11.2018).
12. Cowpe J., Plasschaert A., Harzer W., Vinkka-Puhakka H., Walmsley A.D. Profile and competences for the graduating European dentist – update 2009. Eur. J. Dent. Educ. 2010. Vol.14. Nо 4. P.193–202.
13. The Graduating European Dentist: A New Undergraduate Curriculum Framework. Eur. J. Dent. Educ. 2017. Vol.21 (Suppl. 1). P.1–35.
14. WFME Trilogy of Standards. Areas: Basic medical education. Postgraduate medical education. Continuing professional development. [Электронный ресурс]. URL: http://wfme.org/standards/ (дата обращения 20.11.2018).
15. Directive 2005/36/EC of the European Parliament and of the Council of 7 September 2005 on the recognition of professional qualifications. [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/dir/2005/36/oj (дата обращения 20.11.2018).

В настоящее время назрела необходимость интеграции образовательных и здоровьесберегающих технологий в подготовке врачей-стоматологов с учетом современного состояния развития стоматологической науки и практики [1; 2]. Существующая система стоматологического образования в стране не вполне удовлетворяет запросы общества и государства [3; 4].

Процесс модернизации требует в свою очередь разработки и создания образователь­ной программы дисциплин специальности «Стоматология» на додипломном, постдипломном и непрерывном профессиональном образовании, отражающей насущные потребности здравоохранения Кыргызской Республики (КР) с учетом международного опыта [5-7].

Цель – организационно-исторический анализ системы высшего стоматологического образования в Кыргызской Республике.

Материалы и методы исследования

Проведен ретроспективный анализ развития стоматологического образовательного процесса с учетом развития нормативно-правовой базы в Кыргызской Республике. Основополагающие принципы адаптации и формирование модели учебных программ в стоматологии, соответствующие принципам Болонского процесса.

Результаты исследования и их обсуждение

В историческом аспекте развития стоматологического образования в Кыргызстане необходимо выделять два периода: советский до августа 1991 г. и после него.

Стоматологический факультет в системе высшего медицинского образования страны организован при Киргизском государственном медицинском институте (КГМИ) в 1960 г. ХХ века. Первый плановый набор абитуриентов составил 50 человек, который на протяжении 20 лет вплоть до 1980  г. оставался неизменным. В последующем в русле организационных реформ здравоохранения СССР и союзных республик предусматривалось развитие инфраструктуры медицинских вузов, в т.ч. по стоматологическому профилю. В соответствии с этими решениями партии и правительства Советского Союза в 1981-1982 гг. увеличили прием на стоматологический факультет до 100 человек, а в 1983-1984 гг. до 125, который сохранился до 1991 г.

В советский период организационное развитие стоматологического образования с юридической точки зрения осуществлялось согласно нормативным и инструктивным документам, издаваемым соответствующими полномочными органами СССР и Киргизской ССР. Всецело отражался один из основных декларативных принципов организации советской системы здравоохранения – единство медицинского образования, науки и практики. При этом основной учебно-клинической базой кафедр являлись городские стоматологические поликлиники г. Фрунзе и республиканские клинические учреждения для стационарной хирургической помощи в области стоматологии. Именно здесь сотрудники кафедры организовывали учебный процесс в подготовке специалистов-стоматологов и участвовали в процессе оказания высококвалифицированной стоматологической помощи населению Киргизской ССР.

Одним из наиболее сложных в плане развития стоматологического образования стал период становления современной Кыргызской государственности, когда 31 августа 1991 г. была принята Декларация о государственной независимости Кыргызской Республики.

В изменившихся условиях суверенизации страны с 1992 г., наряду с бюджетными квотами, осуществлялся набор студентов по контрактной форме обучения на стоматологический факультет КГМИ. Ежегодно в период 1992-2004 гг. в стране сокращались бюджетные места с увеличением обучения на контрактной основе. Причем начиная с 2005 г. подготовка по специальности «стоматология» в вузах Кыргызстана стала осуществляться полностью на контрактной форме обучения. Общий прием абитуриентов в эти годы составил 150-200 человек. Необходимо отметить, что до 1997 г. подготовка врачей-стоматологов осуществлялась по программам высшего профессионального образования советского периода, с внедрением актуализированных предметов гуманитарно-исторического плана (история отечества, кыргызский язык, манасоведение и т.д.).

Современная история стоматологического образования в Кыргызской Республике связана с преобразованием Киргизского государственного медицинского института (КГМИ) в Кыргызскую государственную медицинскую академию (КГМА) согласно указу Президента КР от 5 июля 1996 г. УП № 232.  

Первые годы суверенизации страны 1991-1997 гг. кафедры стоматоло­гии, расположенные на профильных базах городских и республиканских учреждений, в организационно-методическом плане стали ведущими научно-образовательными и лечебными центрами республики. Однако крайне сложные финансово-экономические условия сектора здравоохранения предопределило создание согласно Постановлению Правительства КР от 03.04.2000 г. № 78 «О государственной программе реформы высшего меди­цин­ского и фармацевти­ческого образования в КР на 2000-2004 гг.» при КГМА учебно-лечебно-научного центра (УЛНЦ) «Стоматология». По суще­ству впервые был создан мощный профильный комплекс для преподавания и лечебно-научной деятель­ности при образовательном учреждении КГМА, в задачу которого входила подготовка высококвалифицированных врачей-стоматологов для суверенного государства.

В течение ближайших 2 лет было завершено становление всех курсов и кафедр стоматологии: терапевтическая, ортопедическая, детская, а также челюстно-лицевая хирургия с экстракционной помощью. Организационное развитие УЛНЦ «Стоматология» при КГМА имело позитивное значение не только для обучения студентов, но и для их клинической подготовки в процессе оказания профессиональной стоматологической помощи населению.

В Кыргызской Республике на современном этапе можно определить ряд особенностей исторического пути развития стоматологического образования, одной из них стало то обстоятельство, что на медицинском факультете Ошского государственного университета (1999 г.), Кыргызско-Российского (Славянского) университета (2004 г.) открылся прием студентов по специальности «Стоматология»: соответственно 35 и 50 человек. В учебном 2010/2011 году на базе Азиатского медицинского института им. С. Тентишева и Международного медицинского университета (2017/2018 г.) открылись стоматологические факультеты с первоначальным набором 16 и 21 студент соответственно.

В настоящее время подготовка врачей-стоматологов осуществляется на базе 6 вузов Кыргызстана. Общий прием абитуриентов на основании экстенсивного подхода к учебному году (2018/2019) составил по стране на коммерческой основе 781 человек. Выпуск врачей-стоматологов в последние 2017 и 2018 годы достиг соответственно 580 и 612 человек.

Становление стоматологического образования в массовой подготовке по специальности врач-стоматолог в КР четко делится на три этапа развития, увязанных с законодательно-нормативным регулированием государственной политики в области медицинского высшего профессионального образования и здравоохранения:

- Первый этап 1991-2000 гг. Принят закон КР «Об образовании» от 16 декабря 1992 г. № 1074-XII (редакционные поправки от 29 ноября 1997 г. № 84 и 25 июля 2002 г. № 130), согласно которому Приказом МОНиК КР утвержден перечень специальностей высшего профессионального образования (ВПО), в т.ч. по сектору здравоохранения - стоматология. При этом, наряду с КГМА, в 1999 г. на медицинском факультете ОшГУ открылся прием по специальности «Стоматология». Это стало одной из предпосылок расширения и постепенного формирования рынка образовательных услуг в стране, включая сферу здравоохранения.

- Второй этап (2001-2010 гг.) стал закономерным в развитии высшего профессионального образования. В эти годы принят новый Закон КР «Об образовании» от 30 апреля 2003 г. № 92 с последующими редакционными поправками (от 28 декабря 2006 года № 225, 31 июля 2007 года № 111, 31 июля 2007 года № 115, 20 января 2009 года № 10, 17 июня 2009 года № 185, 15 января 2010 года № 2). Соответственно пересмотрены все нормативные и инструктивные документы, издаваемые уполномоченными регулирующими органами КР. Кроме того, в 2004 г. на медицинском факультете КРСУ им. Б.Н. Ельцина осуществлен первый набор 50 студентов по специальности «Стоматология».

- Третий этап с 2011 г. и по настоящее время. В этот трендовый период открылись стома­тологические факультеты в Азиатском медицинском институте им. С. Тентишева (2010/2011 учебный год) и на базе Международного медицинского университета (2017/2018 учебный год) с первоначальным набором 16 и 21 студентов соответственно. Необходимо отме­тить, что на эти годы с институциональной точки зрения Закон КР «Об образовании» 30.04.2003 г. № 92 получает постоянное эволюционирование от вносимых поправок с 13.06.2011 г. № 42 по 02.08.2018 г. № 78 (см. редакционные поправки), и согласно им соответственно изменяется нормативно-правовое поле высшего профессионального образования КР.

Одним из основополагающих документов в целях интеграции ВПО в международное образовательное пространство было принято Постановление Правительства КР от 23 августа 2011 г. № 496 «Об установлении 2-уровневой структуры Высшего профессионального образования в КР» с присвоением академических степеней «бакалавр» и «магистр» за исключением отдельных специальностей в редакции постановлений Правительства КР от 04.07.2012 г. № 472, 22.07.2014 г. № 405 и 16.07.2018 г. № 323. Согласно этому документу утвержден Перечень специальностей ВПО с квалификацией «специалист», включая область здравоохранения (560000), с учетом стоматологии - 560004.

Таким образом, впервые в стране модернизированы и внесены изменения в нормативную базу высшего профессионального образования с целью гармонизации системы обучения с учетом приемлемых и эффективных элементов Болонской декларации. Однако до настоящего времени в секторе здравоохранения КР, особенно в практике отечественной стоматологии, отсутствуют основополагающие принципы образовательных стандартов, необходимых для овладения современной профессией врача-стоматолога с учетом инновационных и здоровьесберегающих технологий [8].

Известно, что основа знаний у врачей закладывается во время его додипломной подготовки. Ранее в вузах советского периода преподаватели учили студентов, наследие прошлого прослеживается и в настоящем. Как видно из таблицы, в первые годы суверенизации (1991-1997 гг.) практически в структуре всех блоков дисциплин идет количественное сокращение учебных часов, их общий объем составил 4906 часов по сравнению с советским периодом 6051 час. В последующие 10 лет (1998-2018 гг.) имеет место рост часов теоретического обучения в период: 1998-2005 гг. (11146) с незначительным снижением 2006-2012 гг. (9496) и 2013-2018 (9328) соответственно. На эти годы приходится динамичный рост в 3,0-4,0 раза часов обучения по блоку профессиональной стоматологии (VI) c 3827 до 4087 часов. Это связано с тем, что в последние годы произошло значительное расширение номенклатуры стоматологических курсов (предметов), выделенной при крупных дисциплинах, например терапевтическая (пародонтология, мукология, кариесология и др.), ортопедическая (материаловедение, дентальная имплантация и др.) и т.д. При этом традиционно недостаточное внимание уделяется дисциплинам блока профилактической медицины (V), на которые в структуре всех предметов приходится всего 4,4-6,7%. Необходимо отметить, что механическое копирование перечня знаний и манипуляций в структуре дисциплин не способствует современному представлению стоматологического образования в продвижении инновационных и здоровьесберегающих технологий. Совершенно очевидно, что в соответствии с современными парадигмами образования методология обучения должна побуждать студента к самостоятельной учебе [9].

Гармонизация образовательного процесса по специальности «Стоматология» должна проводиться с учетом исторических традиций, сложившихся в здравоохранении, социально-экономической политике государства. Разумеется, прежде необходимо осмыслить требования Болонского процесса и адаптации к ним национальной методологии с учетом лучших традиций советско-кыргызской школы стоматологии. Все это требует пересмотра программ, учебного процесса, а также унификации и стандартизации в соответствии с общеевропейскими требованиями. Тем более, что за последние 25 лет в структуре стоматологического образования Европы произошли крупномасштабные изменения.

Образовательные программы стоматологического факультета Кыргызской государственной медицинской академии им. И.К. Ахунбаева

Дисциплины государственных образовательных стандартов стоматологии 560004

Годы   и количество часов

1982–1990

1991–1997

1998-2005

2006–2012

2013-2018

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

I – Блок гумани­тарно-социальный

811

13,4

616

12,6

1792

16,1

1392

14,7

1080

11,6

II – Блок   математический и естественно-научный

692

11,4

415

8,5

925

8,3

710

7,5

450

4,8

III – Блок фундамен­тальной медицины

1123

18,6

878

17,9

1550

13,9

931

9,8

990

10,6

IV – Блок клини­ческой медицины

1131

18,7

897

18,3

1523

13,7

1078

11,4

1186

12,7

V – Блок профилак­тической медицины

314

5,2

275

5,6

744

6,7

414

4,4

435

4,7

VI – Блок профессио­нальной стоматологии

1251

20,7

1079

22,0

3827

34,3

4302

45,3

4087

43,8

VII – Блок физической культуры

420

6,9

440

9,0

400

3,6

408

4,3

400

4,3

VIII – ВМП

309

5,1

306

6,2

385

3,5

261

2,7

700

7,5

Всего часов теоретического обучения

6051

100,0

4906

100,0

11146

100,0

9496

100,0

9328

100,0

IX. Практика

504

 

432

 

432

 

432

 

285

 

 

В Кыргызской Республике к настоящему времени ряд ведущих вузов (11 из 51) присоединился к Болонской декларации, тем самым создав предпосылки к изучению опыта интеграции в единое европейское образовательное пространство, формирование моделей и принципов адаптации в условиях нашей страны.

Естественно, в формировании Европейского образовательного пространства здравоохранение Кыргызстана (в частности, стоматология) не должно стоять в стороне от Болонского процесса в сфере подготовки медицинских кадров. Возникает необходимость модернизации нормативно-правовой базы профессионального образования и обязательного решения застарелых проблем высшей школы медицины. Одна из них - осуществление подготовки зубных врачей, имеющих среднее профессиональное образование.

В мировой практике присутствует единое толкование термина «врач» - лицо, имеющее высшее профессиональное медицинское образование [10]. В Кыргызстане до настоящего времени осуществляется подготовка зубных врачей (выпуск 2017 г. – 770 ч.) на базе медицинских колледжей. Многолетняя проблема еще с советского периода требовала безотлагательного решения. Соответственно с учебного года 2018/2019 гг. прием студентов по данному наименованию квалификации специалист - зубной врач в Кыргызстане прекращен. И согласно Постановлению Правительства КР от 28.03.2018 № 160 исключен из перечня специальностей среднего профессионального образования по разделу «Здравоохранение и медицинская наука» - 060000.

В настоящее время высшее профессиональное медицинское образование в Кыргызстане предусматривает пятилетнее обучение на додипломном уровне врача-стоматолога, как и в странах СНГ и Европы. С одной стороны, это позволяет декларативно соответствовать современным требованиям к врачу-стоматологу европейского уровня. Однако структура дисциплин модели учебных программ, принятая сегодня в нашей стране, с другой стороны, далека от уровня современного стоматологического образования Европы. В нынешних условиях выпускники вузов Кыргызстана и стран СНГ при перемещении в страны Европейского региона вынуждены нострифицировать диплом специалиста и проходить подготовку по образовательным программам обучения, содержащим в себе минимальные требования умений и знаний, необходимых для профессиональной деятельности врача-стоматолога в Европе.

Таким образом, с учетом важности проблемы стоматологического образования и причин, ее обуславливающих, в Кыргызской Республике требуется разработка государственных образовательных стандартов с пересмотром программ обучения и унификации стандартов учебного процесса на соответствие по общеевропейским требованиям и принципам Болонской декларации. При формировании документов базового и постдипломного образования по специальности «Стоматология» за основу необходимо принимать систематизированные данные, изложенные в следующих документах:

- программный документ Европейской ассоциации стоматологического образования (ЕАСО) «Профиль и компетентность современного европейского стоматолога», утвержденный Генеральной ассамблеей ЕАСО (2004 г.), пересмотренный в 2009 г. и 2017 г. [11-13].

- международные стандарты Всемирной федерации медицинского образования (ВФМО) базового, последипломного медицинского образования и непрерывного профессионального развития врачей [14].

В этих документах имеется сформированный набор компетентностей и профессиональных качеств, необходимых для самостоятельной деятельности. Профессиональные компетентности формируются и базируются на достаточно четко очерченных областях знаний. Причем Директива Европарламента и Совета по признанию профессиональных квалификационных критериев N 36 ЕС от 07.09.2005 г. является основополагающим документом, устанавливающим обязательный перечень групп и циклов дисциплин, необходимых в овладении профессией врача–стоматолога [15]. Большое внимание в структуре основных образовательных профессиональных программ предлагается уделять преподаванию поведенческих дисциплин, профилактике стоматологических болезней и основополагающим принципам здорового образа жизни. Соответственно содержание учебных программ по специальностям подготовки следует формировать с учетом понимания принципов нового общественного здравоохранения и тенденций стоматологической заболеваемости, а также достижений гигиены, биоэргономики и эпидемиологии.

Очень важно качество подготовки специалиста на додипломном уровне и создание системы преемственности на всех уровнях стоматологического образования. Для этого требуется разработка и внедрение полного объема контроля системы качества на всех этапах образовательного процесса с определением стандартных критериев их оценки. Здесь должна повышаться ответственность самого студента (курсанта) за учебу и стандарты компетентной требовательности преподавателей. В свою очередь, налаживание такой системы повышения качества образовательных технологий и их управления с учетом современных требований потребителей образовательных услуг способствует положительному имиджу вузов в рыночных условиях.

Ключевым моментом в создании концепции инновационной образовательной программы по специальности «Стоматология» является ее сопоставимость количественной оценки всех видов и форм учебной деятельности по требованиям Европейской системы ECTS (перезачет кредитов). Использование такой единой системы способствует регламентации знаний и умений студентов (ординаторов) на всех этапах додипломного и постдипломного образования, а также непрерывного профессионального совершенствования врачей-стоматологов.

Заключение

Анализ показал, что стоматологическое образование на всех уровнях должно планироваться с учетом потребностей населения в лечении и системы здравоохранения. Выпускник врач-стоматолог должен владеть современными знаниями и пониманием общих вопросов стоматологической деятельности, широким диапазоном навыков, включая коммуникативные, иметь аналитическо-исследовательские способности, определять пути решения проблем, планировать, презентовать материал и работать в команде, полностью осознавая необходимость вышеперечисленного в стоматологической практике [13].

В целом содержание государственных образовательных стандартов по специальности «Стоматология» - 560004 при 5-летнем обучении в КР необходимо гармонизировать и модифицировать с учетом новых требований моделей учебной программы, соответствующей принципам Болонского процесса и документа «Профиль и компетентность современного европейского стоматолога», утвержденной Генеральной ассамблеей Европейской Ассоциации стоматологического образования в 2017 г. [13], а также международных стандартов Всемирной федерации медицинского образования [14].


Библиографическая ссылка

Алымбаев Р.С., Касымов О.Т., Касымова Р.О., Алымбаев А.С. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28365 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674