Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ОРТОПЕДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Кречетов С.А. 1 Прошин А.Г. 2 Коннов В.В. 1 Завьялов А.И. 1 Поспелов А.Н. 1 Доменюк Д.А. 3
1 ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им В.И. Разумовского» Минздрава России
2 Филиал частного учреждения образовательной организации высшего образования Медицинский университет «Реавиз»
3 ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России
В статье рассмотрены особенности исторических аспектов формирования системы подготовки стоматологических кадров ортопедического профиля образовательными учреждениями Саратовской области. Подготовка стоматологических кадров высшего и среднего звена в Саратовской области производится стоматологическим факультетом Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского, отделением по подготовке зубных техников при Саратовском государственном медицинском университете, Саратовским областным базовым медицинским колледжем, Балаковским медицинским колледжем. Чтобы понять обусловленность и истоки этого своеобразия, в статье была исследована история формирования данной врачебной специальности в России и Саратовской области. Выявлена специфика формирования системы подготовки стоматологических кадров в Саратовской области, установлена взаимосвязь между централизованным подходом в планировании подготовки врачей-стоматологов и зубных техников, а также развитием современной стоматологии и качеством оказываемой помощи населению. Ортопедическая стоматология занимается конечным этапом функциональной и эстетической реабилитации пациентов с дефектами и заболеваниями челюстно-лицевой области, поэтому качество работы стоматолога-ортопеда неразрывно связано с подготовкой кадров высшего и среднего звена. Регулирование и планирование подготовки кадров позволило обеспечить квалифицированными специалистами регионы, ранее не охваченные специализированной помощью. Целью статьи является улучшение качества подготовки стоматологических кадров ортопедического профиля образовательными учреждениями Саратовской области за счет знания исторических аспектов становления данной системы.
ортопедическая стоматология
образование
стоматолог-ортопед
зубной техник.
1. Пашков К.А. Подготовка специалистов стоматологического профиля – зубных врачей и врачей-стоматологов в советский и постсоветский период // Российский стоматологический журнал. 2008. №1. С. 42-45.
2. Кречетов С.А., Лепилин А.В., Суетенков Д.Е. О первом Саратовском одонтологическом обществе. Bulletin of Medical Internet Conferences. 2013. Vol. 3 (9). [Электронный ресурс]. URL: http://medconfer.com//files/archive/Bulletin-of-MIC-2013-09.pdf (дата обращения 20.11.2018).
3. Суетенков Д.Е., Кречетов С.А. Стоматологическое образование в Саратовской губернии. Bulletin of Medical Internet Conferences. 2013. Vol. 3 (9). [Электронный ресурс]. URL: http://medconfer.com//files/archive/Bulletin-of-MIC-2013-09.pdf (дата обращения 20.11.2018).
4. Пашков К.А. Зубоврачевание и стоматология в России. Основные этапы и направления развития (IX—XX вв.). Казань: Центр инновационных технологий, 2011. 311 с.
5. Пашков К.А. О подготовке зубных техников в Российской империи и в СССР. Материалы чтений, посвященных памяти профессора Г. Н. Троянского «Зубоврачевание в России: история и современность» / Под ред. профессора К.А. Пашкова. М.: МГМСУ. 2011. 176 с.
6. Кречетов С.А., Коннов В.В., Поспелов А.Н., Бизяев А.А., Поспелова А.А. Исторические этапы развития зуботехнического образования в саратовской области // Саратовский научно-медицинский журнал. 2016. Т. 12. № 2. С. 213-215.
7. Шляпников А.И. Этапы развития зуботехнического образования в Саратовской области. Bulletin of Medical Internet Conferences. 2015. Vol. 5 (10). [Электронный ресурс]. URL: https://medconfer.com/files/archive/2015-10/2015-10-5-T-4563.pdf (дата обращения: 15.11.2018).
8. Колесова Т.В., Михальченко В.Ф., Михальченко О.С., Порошин А.В. Оптимизация компетентностно-ориентированных технологий профессиональной подготовки зубных техников по специальности «Стоматология ортопедическая» // Фундаментальные исследования. 2013. № 3-2. С. 303-306.
9. Пашков К.А. Основные направления и тенденции исторического развития отечественной стоматологии // Практическая медицина . 2011. № 4 (52). С. 163-167.
10. Пашков К.А. Зубоврачевание и стоматология в России IX-XX веков. Основные направления развития : монография. М.: МГМСУ, 2008. 320 с.
11. Любченко О.А., Кирмасов Б.А., Бахарев А.В., Бегунова Е.Г., Попов Ю.А., Бизяева Н.Д., Вачкова С.Н., Савенков А.И., Львова А.С., Каитов А.П., Борисова М.М., Смирнова П.В. / Под научной ред. А.И. Савенкова. Педагогическая практика в высшем образовании: традиции и новации. М., 2015. 110 с.
12. Бизяева Н.В. Информационно-компьютерные технологии на уроке окружающего мира // Начальная школа. 2009. № 2. С. 48-50.

В течение длительного периода исторического развития стоматология выделилась в самостоятельную область медицины, и в настоящее время в ее состав входят две неотъемлемые ее части: научно-учебная и медико-техническая. Обучение врачей-стоматологов и зубных техников проводится в учебных учреждениях высшего и среднего звена.

Профильными организациями по подготовке стоматологических кадров в Саратовской области являются стоматологический факультет Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского, отделение по подготовке зубных техников при Саратовском государственном медицинском университете, Саратовский областной базовый медицинский колледж, Балаковский медицинский колледж. Для полного понимания истоков этого своеобразия необходимо изучить историю формирования данной врачебной специальности.

Цель: установить взаимосвязь между централизованным подходом в планировании подготовки врачей-стоматологов и зубных техников, а также развитием современной стоматологии и качеством оказываемой помощи населению.

Материалы и методы исследования. Для изучения вопросов совершенствования подготовки врачей-стоматологов и зубных техников были изучены монографии, научные статьи и диссертационные исследования, посвященные становлению стоматологии как науки и зуботехнического производства в Саратовской области.

Отсутствие системного подхода к обучению и деление на различные стоматологические направления послужило предпосылкой крайне медленного распространения стоматологических знаний.

Из-за малого количества квалифицированных зубоврачебных кадров и дефицита специализированных учебных заведений протезирование дефектов зубных рядов, не говоря уже о более обширных вмешательствах, было недоступно для населения, и только в 1919 году в России начали открываться первые специализированные учебные заведения, где современные методы диагностики и лечения доносились до слушателей. Экономическая и политическая ситуация в СССР в то время вызвала некоторое отставание отечественной стоматологической школы.

Благодаря изобретениям докторов Мутона, Логана, Хейстера, аптекаря Дюшато, Чарлза Т. Стента, Жана Батиста Гариота, Вильяма Бонвиля и целой плеяды стоматологических первооткрывателей XVIII века европейская школа зубопротезирования пережила серьезный рывок в области замещения приобретенных дефектов зубочелюстной области. За относительно короткий промежуток времени – чуть более 50 лет – изобретены и внедрены способы изготовления золотых коронок и кламмеров съемных протезов, платиновый штифт для крепления стандартных фарфоровых зубов в корневом канале, литые базисы съемных протезов, оттискные ложки, вулканизированный каучук, первый артикулятор и, наконец, общее и местное обезболивание. Все эти революционные методы перевернули понятие о протезировании дефектов зубов, но труд зубных техников по-прежнему выполняли ювелиры, далекие от медицины ремесленники, не получившие знаний о биомеханике и протетике.

Наравне с медициной развивались химия, физика, биология, совершенствовались диагностические приемы и методы лечения соматических заболеваний, что привело к вычленению направлений стоматологии на терапевтическую, хирургическую и ортопедическую.

Опередив Россию на полвека, США и Европа начали открывать школы подготовки зубных врачей и зубных техников. Термин «зубной врач» впервые появился в 1710 году как название иностранных зубных врачей, и только в 1881 году в Санкт-Петербурге Ф.И. Важинский начал специализированную подготовку отечественных зубных врачей, а Михаил Коварский открыл в Москве школу по подготовке зубных техников лишь в 1919 году согласно постановлению Наркомздрава о подготовке зубных техников [1].

В Саратовской губернии с 1800 по 1909 годы зубоврачебную помощь городскому и земскому населению оказывали земские и городские врачи и фельдшеры, зубные врачи в штатах государственных лечебных учреждений стали появляться лишь к концу XIX века. Частнопрактикующие зубные врачи и дантисты в Саратовской губернии появились с 1877 года. Из сведений Саратовской губернской врачебной управы видно, что с 1877 по 1917 годы в городе Саратове разрешения на практику получили 72 зубных врача и 48 дантистов, среди уездного населения разрешения на практику получили всего 14 зубных врачей и 7 дантистов.

По сведениям Российской медицинской статистики 80% населения Империи нуждались в зубоврачебной помощи. По данным Саратовской губернской врачебной управы зубоврачебную помощь оказывали только 1% больных данного профиля. Зубоврачебная помощь в земских больницах Саратовской губернии в основном проводилась путем удаления больных зубов и оказывалась чаще всего земскими фельдшерами. Но, несмотря на это, в Кузнецкой и Кунчеровской уездных больницах с 1899 года ежемесячно консервативными методами лечили примерно 100 зубов, а в Саламатинской амбулатории Камышинского уезда консервативное лечение зубов получили 556 пациентов, что составляло 5,5% от всех обращений за год (табл. 1) [2].

Таблица 1

Структура врачебных кадров и характер зубоврачебной помощи, оказываемой населению в Саратовской губернии в 1909 году

Уезд

Амбулаторные пособия, всего

Из них по

зубоврачеванию

Число удаленных

зубов

Кем оказана

зубоврачебная

помощь

Другие виды

зубоврачебной помощи

 

 

общее

к-во

% от

общего

числа пособий

общее

к-во

% от

общего

числа пособий

 

 

 

 

Хвалынский

 

31 946

 

984

 

3,08

 

639

 

64,9

 

99%

фельдшером

 

Отсутствуют

 

 

Камышинский

 

 

 

63 535

 

 

2858

 

  

 

4,5

 

 

1985

 

 

69,45

 

 

99%

фельдшером

Пломбирование

кариозных полостей цементом, амальгамой

 

 

Петровский

 

16 806

 

950

 

5,6

 

356

 

   37,5

50% –фельдшером 50% –

зубным врачом

 

Отсутствуют

 

Балашовский

 

86 720

 

961

 

1,1

 

765

 

79,6

 

фельдшером

 

Отсутствуют

 

Сердобский

 

7236

 

240

 

3,4

 

80

 

33,5

   фельдшером

Отсутствуют

 

Царицинский

 

13186

 

465

 

3,6

 

165

 

35,4

 

Зубным врачом и фельдшером

 

Отсутствуют

 

Вольский

 

101 001

 

 

927

 

 

0

0,9

  

315

 

33,9

в основном

фельдшерами,

редко зубными  

       врачами

 

Отсутствуют

 

ВСЕГО:

 

320 432

 

7385

 

 

2,3

 

 

 

 

4305

 

 

 

 

 

58,2

 

 

 

 

 

фельдшером

 

 

 

 

 

Только в Камышинском

оказывается консервативная  

зубоврачебная           помощь      

 

 

27 июня 1913 года в Саратове была открыта первая зубоврачебная школа, ее основали доктор медицины П.К. Геллер и дантист Р.В. Вайнберг. Вскоре заработала вторая зубоврачебная школа, ее учредили доктор медицины В.Ф. Погосский и зубной врач Именитов.

В зубоврачебную школу можно было поступить после окончания шести классов среднего общеобразовательного учреждения, курс обучения в школах составлял 2,5 года и распределялся на пять полугодий. Во время прохождения обучения учащиеся сдавали промежуточные экзамены в зубоврачебной школе, а выпускные экзамены – на медицинском факультете университета. Из Ведомостей Саратовского медицинского университета видно, что в 1916 году в звании зубного врача утверждены 83 выпускника Саратовских зубоврачебных школ [3].

Ортопедическая стоматология как самостоятельное научно-практическое направление отечественной стоматологии выделилось в 1936 году. Анатомия зубочелюстной системы, клинико-экспериментальное направление и технологии изготовления зубных протезов явились основными направлениями дисциплины. Основными задачами специальности были повышение производительности работы, централизация технических лабораторий, массовое изготовление протезов. Выдающиеся ученые Е.М. Гофунг, И.Г. Лукомский, Д.А. Энтин занимались этой проблемой до второй половины XX века, пока В.Ю. Курляндский не обнародовал новую концепцию функциональной патологии зубочелюстной системы. Благодаря систематизации знаний и исследований Д.А. Калвелиса разработаны показания и противопоказания к ортопедическому лечению, что явилось толчком к разработке новых сплавов, материалов, технологий и привело к экономии золота согласно директиве Комитета здравоохранения.

Ортопедической стоматологии с зуботехнической отраслью уделялось большое внимание, так как длительная изоляция отечественной стоматологии обусловила отставание от мировых стандартов и технологий. В 1919 году было принято решение обучать зубных техников в специальных учебных заведениях и расширить объем изучаемых предметов, таких как «Физиология», «Нормальная анатомия человека», «Химия», «Физика», «Наука о металлах и сплавах», «Технология изготовления всех известных видов протезов» [4].

В конце 1919 г. зубоврачебная подсекция и коллегия Наркомздрава РСФСР утвердили документ «Права и обязанности зубных техников». В 1920 году были открыты ряд зуботехнических школ в разных регионах СССР. Программа обучения была рассчитана на 36 месяцев. Через несколько лет приказом Наркомздрава от 11 января 1926 года принято постановление о подготовке зуботехнических кадров и создании специализированных учебных организаций.

В 1936 году выходит новое постановление, согласно которому подготовка зубных техников проводилась 24 месяца, после 7 классов школьного образования. Следующее мероприятие было направлено на зубных техников, работавших по специальности без зуботехнического образования. Министерство здравоохранения СССР 31 декабря 1947 года утвердило положение об экстернате, который позволял повысить общеобразовательный и профессиональный уровень зубных техников. В экстернат принимались лица, имеющие семилетнее школьное образование и двухгодичный производственный стаж в качестве зубного техника. Таким способом правительство пыталось решить проблему нехватки специалистов.

После Великой Отечественной войны повсеместно открываются отделения по подготовке зубных врачей совместно с училищами по подготовке зубных техников. Образовательные учреждения реорганизовались в самостоятельные медицинские учебные заведения. Как и ранее, кадры готовились на протяжении 24 месяцев после окончания 7 классов средней школы, в последующем стали принимать лиц, имеющих образование в объеме 10 классов средней школы [5]. С 1949 года в Саратовском областном медицинском училище начинается подготовка зубных техников. В период с 1949 по 1994 годы полный курс обучения составлял 24 месяца. Каждый год получали дипломы не менее 75 человек. Именно это время можно считать началом периода становления профессии зубного техника в Саратовской области.

В образовательную программу, кроме обучения практическим умениям, добавились лекции о заболеваниях челюстно-лицевой области, предметы «Анатомия», «Физиология», «Биомеханика», «Материаловедение», «Техника изготовления съемных, несъемных протезов». Только за период с 1972 по 2016 годы областным медучилищем выпущены 836 специалистов – зубных техников.

С 1996 года Саратовское областное медицинское училище реорганизовано в   Саратовский областной базовый медицинский колледж.

На современном этапе в Саратовской области подготовку зубных техников осуществляют три учебные организации: колледж при Саратовском медицинском университете, Балаковский медицинский колледж и Саратовский областной базовый медицинский колледж [6, 7].

Благодаря системному подходу в образовательном процессе молодых специалистов обучают в соответствии с нормативами и требованиями современности. Унифицированные тематические планы и централизованное управление по всей стране позволяют подготавливать кадры с примерно одинаковым уровнем знаний и практического мастерства. Наличие Государственного образовательного стандарта привело к улучшению качества подготовки специалистов-техников.

Новые направления современной стоматологии повсеместно внедряются в программу обучения. Так, несколько десятков лет назад изготовление литых стоматологических конструкций было недосягаемо для зубных техников из сел и деревень, а сейчас благодаря курсам сертификации и повышения квалификации, удаленным интерактивным образовательным программам данная технология освоена всеми специалистами. Это, несомненно, повысило уровень оказываемой стоматологической помощи населению [8].

В статье мы отметили периоды развития стоматологии в целом и зуботехнического производства в частности – от зубоврачевания в рамках народной медицины и хирургического ремесла до становления ведущих центров формирования профессии. Переход зуболечебного дела от земского целительства и ремесленного зубоврачевания к одонтологии как отдельному медицинскому направлению состоялся в России на рубеже XIX–XX веков, сопровождаясь реформой специального образования, активностью лидеров нового направления. Формирование собственной школы стоматологии, разделение науки на узкие специализированные дисциплины (1920–1980-е годы) – заслуга отечественных деятелей – организаторов научно-учебных центров мирового уровня [9].

Наполненность лечебных учреждений в послевоенный период в Саратове для зубных врачей составила 95,4% и всего 8,9–12% стоматологов, немалую роль в этом сыграло Саратовское медицинское училище. В РСФСР в указанный период показатель был в 1980 году 41%, в 1986 году 54% (табл. 2).

Таблица 2

Доля врачей-стоматологов по годам в общей структуре зубоврачебных кадров (%)

 

1959

1964

1970

1980

1986

1988

1990

1992

1996

1997

1998

2000

 

Саратов

 

8,2

10,4

13,8

15,4

8,9

11,3

7,2

18,8

37,7

45

63,9

65

Россия

 

 

 

41,0

54,0

 

60

 

66,9

67,6

68,2

71,9

 

Дефицит кадров с высшим образованием обосновал необходимость открытия нового факультета в Саратовском медицинском институте в 1988 году. Позднее, в 1995 году, здесь же был открыто зуботехническое отделение.

В 1990-е годы роль государства ослабевает, в стоматологии усиливаются черты рыночного регулирования, что обусловливает некий откат в заинтересованности профессией среднего медицинского персонала [10].

Во всем мире рекомендованная норма соотношения количества врачей и работников со средним медицинским образованием 1:4 — 1:5, в России 1:2,13 то есть на одного врача приходятся 2,13 человека со средним медицинским образованием. С каждым годом это соотношение только снижается. Число зубных техников, медсестер, лаборантов и акушеров с 2000 года снизилось с 96,9 человек на 10 тысяч населения до 92,4. Число врачей за 12 лет выросло: с 42,2 человек на 10 тысяч населения до 44 [11, 12] .

Выводы. На основании изучения и анализа исторических особенностей становления отечественной и мировой стоматологии выделены периоды развития зубоврачевания и стоматологии в России: от зубоврачевания в рамках народной медицины и хирургического ремесла до целостной стоматологической дисциплины с делением на специальности, формированием собственных подходов, многозадачности и централизованного управления отраслью в рамках планирования подготовки специалистов среднего медицинского звена.

Таким образом, из истории развития стоматологического направления в России видно, что только централизованное управление и планирование отрасли дает перспективы к развитию специальности в целом и зуботехнического производства в частности, что, несомненно, приводит к улучшению качества оказываемой стоматологической помощи населению.


Библиографическая ссылка

Кречетов С.А., Прошин А.Г., Коннов В.В., Завьялов А.И., Поспелов А.Н., Доменюк Д.А. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ОРТОПЕДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28372 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674