Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ

Третьякова Т.В. 1 Саввинов В.М. 1 Игнатьев В.П. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова»
Рассмотрены вопросы формирования социокультурного пространства вуза, которое находится в прямой зависимости от географического, социального, национального, экономического и других аспектов жизнедеятельности региона, на территории которого располагается образовательная организация. Профессиональная подготовка и последующее сопровождение педагогов в существующих реалиях с учетом глобального развития коммуникаций, расширения горизонтов взаимодействия с другими вузами Российской Федерации и мира имеют свои особенности в конкретном социокультурном пространстве. Разработана региональная модель организации непрерывного педагогического образования, тесно связанная с особенностями функционирования в условиях территориальной отдаленности, определенной социальной замкнутости, недостаточного притока кадровых ресурсов из-за пределов региона. Рассмотрен комплекс мер в рамках социокультурного образовательного пространства вуза, создающего благоприятные условия для формирования личности современного педагога. Показаны реальные шаги, направленные на совершенствование образовательной деятельности в федеральном университете, с целью повышения качества подготовки педагогических кадров. Описаны современные образовательные технологии, в том числе дистанционные, используемые при подготовке будущих педагогов. Показана работа, направленная на привлечение талантливой молодежи для обучения в федеральном университете. Статья посвящена формированию системы эффективной деятельности вуза в реальном социокультурном пространстве северо-востока Российской Федерации.
социокультурное пространство
педагогическое образование
образовательные технологии
образовательная программа
1. Терехов П.П. Роль современного вуза в формировании социокультурного пространства региона // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3. С. 125-128.
2. Николаева А.Д., Голиков А.И., Барахсанова Е.А. Стратегические приоритеты модернизации системы непрерывного педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14206 (дата обращения: 28.11.2018).
3. Михайлова Е.И., Саввинов В.М. Университет как институт развития региона // Высшее образование в России. 2016. № 10. С. 37-47.
4. Инновационные технологии в образовании: материалы IV Международной научно-практической видеоконференции (г. Тюмень, 30 ноября 2016 г.) / Под ред. С.М. Моор. Тюмень: ТИУ, 2017. 216 с.
5. Кондакова М.Л., Латыпова Е.В. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности // Вестник образования. 2013. № 9 (2759). С. 54-64.
6. Кудинова О.С., Скульмовская Л.Г. Проектная деятельность в вузе как основа инноваций // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27928 (дата обращения: 28.11.2018).

Любой современный университет живет и функционирует в определенном социокультурном пространстве, которое складывается в течение достаточно длительного периода, на формирование которого влияют как исторические этапы развития общества, страны, региона, так и многообразие культурно-трудовых и духовно-нравственных ориентаций и традиций. Не меньшую роль в развитии социокультурного пространства вуза играют реальное географическое положение, уровень социально-экономического развития региона, степень миграционной активности населения, возможность активного взаимодействия с другими регионами и странами [1].

Цель исследования: на основе анализа нормативных документов, концепций и государственных программ развития высшего образования и совершенствования процесса подготовки педагогов определить основные направления, компоненты формирования социокультурного пространства вуза и его влияние на качество подготовки будущих педагогов.

Материал и методы исследования. В исследовании данной проблемы были проанализированы программы, концепции и нормативные документы, определяющие требования к формированию социокультурного пространства вуза, компоненты и составляющие, влияющие на качество подготовки будущих педагогов. Опыт управленческой и преподавательской деятельности в федеральном университете убеждает нас в том, что вопросы формирования единого социокультурного пространства вуза являются актуальными и требуют решения данной проблемы как в теоретическом, так и в методическом плане.

Результаты исследования и их обсуждение. В последние годы претерпели существенные изменения подходы к подготовке будущих педагогов. Внедрены новые ФГОС 3++ по направлению «Педагогическое образование» уровней бакалавриата и магистратуры», утвержден профессиональный стандарт педагога, которые определили компетенции, которыми должен обладать будущий педагог. Влияние социокультурного пространства вуза на личность будущего педагога, его взгляды, духовность, развитие интеллектуальных качеств, профессиональных компетенций, формирование познавательной активности, положительную мотивацию к профессиональной деятельности, велико. В статье анализируется деятельность Северо-Восточного федерального университета, в котором разработана региональная модель организации непрерывного педагогического образования, рассмотрен комплекс мер в рамках социокультурного образовательного пространства вуза, создающего благоприятные условия для формирования личности современного педагога.

Северо-Восточный федеральный университет – пример классического университета. В настоящее время в 12 институтах, на 6 факультетах и в 2 колледжах реализуются 461 образовательная программа, среди них 132 магистерские программы по 36 укрупненным направлениям подготовки и специальностям, 165 программ дополнительного профессионального образования. Соответственно социокультурное пространство вуза определяется этими реалиями. В 2010 году университет получил статус федерального. Много интеллектуального труда, человеческого участия и профессиональной работы вложено с этих пор в содержание образовательной деятельности, структурно-функциональное наполнение деятельности университета. Сегодня в университете обучаются свыше 18 тысяч студентов из 42 субъектов Российской Федерации и 38 зарубежных стран. В последние годы мы отмечаем постепенное повышение среднего балла ЕГЭ до 65,2 балла в 2018 году. СВФУ вошел в число 30 ведущих университетов страны, заняв в 2018 году в Национальном рейтинге университетов 28-ю позицию. В поисках талантливых студентов университет проводит всероссийские и международные олимпиады и конкурсы, победители и призеры которых ежегодно поступают в СВФУ. Создан эндаумент-фонд – фонд целевого капитала для финансовой поддержки талантливых студентов и финансирования передовых научных исследований.

В СВФУ удельный вес студентов, обучающихся по педагогическому направлению, вырос на 6% и составляет в целом 19% от общего контингента студентов. В университете успешно работает модель непрерывного педагогического образования, тесно связанная с особенностями функционирования в условиях территориальной отдаленности, определенной социальной замкнутости, недостаточного притока кадровых ресурсов из-за пределов региона. Модель призвана разрешить противоречия, влияющие на подготовку педагогов:

– между возросшей потребностью региона в профессионально компетентных педагогах, современными возможностями университета и возросшими требованиями к профессии педагога, снижающими количество абитуриентов, желающих ее выбрать;

– между ростом требований к качеству подготовки педагога и недостаточной мотивированностью студентов;

– между необходимостью заполнения педагогических вакансий и трудностями в обеспечении условий для закрепления молодых специалистов.

Соответственно требуют решения проблемы, которые являются отражением общих социальных проблем в стране и в республике:

– проблема формирования качественного контингента студентов в условиях демографического снижения количества выпускников и недостаточный уровень базовой подготовки абитуриентов;

– проблема мотивации студентов в период обучения в связи с недостаточным уровнем престижа педагогической профессии и сложности с трудоустройством выпускников после завершения обучения;

– проблема совершенствования компетенций педагогов в условиях введения новых образовательных стандартов через новые механизмы профессиональной поддержки и сопровождения молодых педагогов в период адаптации, механизмы повышения квалификации разных форм и разной длительности [2].

СВФУ для решения указанных проблем и смягчения противоречий принимает комплекс мер в рамках социокультурного образовательного пространства, создающего благоприятные условия для формирования личности современного педагога.

Одной из основных предпринимаемых университетом мер является обеспечение участия работодателей в разработке и реализации образовательных программ, воспитание заинтересованности потенциальных заказчиков в получении молодых специалистов. Обеспечен достаточно широкий спектр образовательных программ в области «Образование и педагогические науки» (106 образовательных программ), в том числе 36 магистерских и 9 аспирантских. Реализуется целевая подготовка педагогов для арктических и северных районов республики. Ведется работа по разработке новых подходов к организации практик и практикоориентированных программ [3]. В последние годы активно реализуется проект «100 магистров образования» по заказу муниципального образования г. Якутска. По отзывам обучающихся и работодателя, данный проект позволил создать реальный резерв руководящих кадров для системы общего образования столицы республики.

Не меньшая важность придается обновлению содержания педагогического образования. В панорамном представлении обновление содержания представлено через:

– разработку самостоятельно устанавливаемого образовательного стандарта (СУОС) по направлению «Образование и педагогические науки»;

– увеличение количества образовательных программ магистратуры по широкому спектру направлений подготовки педагогов для бакалавров, желающих начать педагогическую деятельность, а также для подготовки методистов и управленцев в сфере образования;

– реализацию 206 программ повышения квалификации дополнительного профессионального образования, из них 94 – по педагогическому направлению, 83 программ профессиональной переподготовки, из них 28 – по педагогическому направлению;

– расширение спектра программ с сетевой формой организации с российскими и зарубежными вузами. В настоящее время реализуются 10 сетевых программ, из них 6 международных (КНР и Франция) и 4 с федеральными вузами страны (САФУ, БФУ, УрФУ);

– оптимальный пересмотр организации образовательного процесса для достижения качества образования.

В университете развернута системная деятельность для внедрения комплекса современных образовательных технологий. Исследования, проведенные в СВФУ, анализ отечественной и международной практики в части использования современных образовательных технологий позволили выделить образовательные технологии, наиболее активно используемые в процессе подготовки будущих педагогов:

– технологии развития познавательной активности студентов;

– информационно-коммуникативные технологии, в том числе в части дистанционного и онлайн-образования;

– технологии имитационного моделирования, в том числе проектные технологии и кейс-методы [4].

В СВФУ в учебном процессе активно используется система электронного и дистанционного обучения, выстроенная на базе система LMS MOODLE, позволяющая проводить онлайн видеоконференции и вебинары.

В основе LMS MOODLE заложена конкретная дисциплина рабочего учебного плана, которая позволяет осуществлять:

– дистанционную связь между студентом и преподавателем;

– передачу знаний в электронном виде, посредством размещения необходимой учебно-методической документации, учебных, контролирующих и справочных материалов по всем изучаемым дисциплинам;

– текущую проверку знаний с использованием размещенных в системе тестов и индивидуальных заданий для студентов;

– дискуссии между самими студентами, между студентами и преподавателем по определенной теме в форме семинаров, форумов и пр.;

– контроль за самостоятельной работой студентов, отслеживание их индивидуальных достижений.

Преподавателями университета при реализации дисциплин используется модель смешанного обучения. Данная модель позволяет построить учебный процесс на основе интеграции аудиторных учебных занятий, часть которых проводится с применением технологий электронного обучения, и самостоятельной работы студентов с использованием дистанционных образовательных технологий [5]. В университете большое внимание уделяется использованию активных форм проведения занятий и применению интерактивных методов обучения. С целью повышения заинтересованности студентов своей дисциплиной преподаватели используют различные образовательные технологии, такие как деловые и ситуационные игры, проблемные лекции, кейс-технологии, круглые столы, занятия в форме диалогов, перевернутые классы и др.

Необходимым условием обеспечения качественного состава абитуриентов, поступающих в университет, на наш взгляд, является тесное взаимодействие со школами, которое может быть охарактеризовано как интеллектуальное попечительство.

В 2010 году создана Ассоциация «Университетский образовательный округ», в состав которой в настоящее время входит 106 ведущих образовательных организаций Дальневосточного федерального округа. Эффективность деятельности Ассоциации выражается в том, что ежегодно увеличивается количество выпускников школ Ассоциации, поступающих в СВФУ. Разрабатывается модель школы нового века. Проводится Северо-Восточная олимпиада школьников по 23 дисциплинам, в которой в текущем году приняли участие школьники из 65 российских регионов и 5 зарубежных стран. Университет с целью стимулирования учителей и школ региона проводит различные конкурсы, такие как «Учитель года СВФУ», «Учитель доверия», «Школа года СВФУ». Ежегодно учителя, подготовившие абитуриентов с наивысшими баллами ЕГЭ, награждаются специальными премии СВФУ. И, наконец, 2018 год был объявлен в СВФУ Годом школы, в рамках которого запланировано много системных мероприятий в рамках социокультурного пространства вуза.

Поступательный рост образовательного и научного потенциала педагогических подразделений СВФУ обеспечивается расширением представленности образовательных программ разного уровня:

– в 12 институтах и факультетах ведется подготовка будущих педагогов по 106 образовательным программам;

– дополнительное образование педагогов ведется Институтом непрерывного профессионального образования (122 программы дополнительного профессионального образования);

– функционирует специализированный учебно-научный центр, реализующий программу общего среднего образования, основными задачами которого являются не только подготовка школьников к обучению в вузе, но и научно-исследовательская работа по вопросам адаптации обучающихся к лекционно-семинарской системе обучения, приобщение их к научной работе и разработка содержания лицейского образования.

Уровень остепененности профессорско-педагогического состава, реализующего данные программы, составляет 73%.

Влияние социокультурной сферы на становление и профессиональный рост педагогов также находится под пристальным вниманием университета. Социологические исследования закрепления молодых специалистов, профессионального роста и личностных достижений, проводимые университетом, не теряют актуальности для научных изысканий, принятия управленческих решений в Министерстве образования и науки Республики Саха (Якутия) и в ведомствах, обеспечивающих методическое сопровождение общего и профессионального образования республики, для практических выводов работодателей, глав муниципалитетов. Много информации получено нами при участии в кросскультурном исследовании профессиональных стандартов преподавания. В 2017 году проведено совместное исследование профессионально-личностного самочувствия педагогов с участием Национальной академии образования им. И. Алтынсарина Республики Казахстан, практикуются совместные очные и онлайн-исследования во взаимодействии с разными вузами Российской Федерации.

Особенностью Республики Саха (Якутия) является функционирование довольно большого количества малокомплектных школ, 215 из 644 школ (33%) являются малокомплектными. С целью решения кадровой проблемы малокомплектных школ СВФУ ввел подготовку будущих педагогов с двумя профилями, например «Биология и химия», «География и экология», «Информатика и математика», «Физика и математика», «Родной язык, литература и иностранный язык», «История и обществознание», «Безопасность жизнедеятельности и физическая культура», «Начальное образование и дополнительное образование» и т.д.

Социокультурный аспект деятельности представлен и в том, что с 2016 года в СВФУ инициирован проект по привлечению и закреплению молодых специалистов в сельской местности. Примерно 30% выпускников начинают свою трудовую карьеру в сельских и промышленных районах по контрактам с главами муниципалитетов. Главы активно используют возможности целевого приема, проводят системную работу с выпускниками, создают условия и местные льготы для молодых специалистов. Серьезным результатом этой деятельности мы считаем понимание работодателями необходимости прогнозировать кадровую ситуацию в ближайшей перспективе и использование ими возможности участия в формировании содержания основных образовательных программ.

Северо-Восточный федеральный университет признан победителем открытого конкурса Минобнауки РФ по приоритетному проекту «Вузы как центры пространства инноваций». На основании этого университет стал Центром инновационного, технологического и социального развития северо-восточных регионов России – Республики Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотского автономного округа и Камчатского края. В рамках Социокультурного кластера и Профессионально-образовательного кластера реализуются мероприятия и разворачивается научно-образовательная деятельность в области педагогики и педагогической науки.

Инновационная и технологическая трансформация университета в сфере образовательной деятельности предполагает изменение парадигмы процесса подготовки кадров, которая должна быть ориентирована на:

–   модульное построение образовательных программ;

–   командное выполнение проектов полного жизненного цикла;

–   разработку и реализацию междисциплинарных практикоориентированных курсов;

–   выполнение выпускных квалификационных работ в виде стартап проектов.

Проектный подход в образовательном процессе является технологией практикоориентированного обучения, направленного на развитие опыта деятельности при формировании профессиональных компетенций, что всегда было востребовано работодателями. Кроме того, коллективная работа над проектами вне зависимости от их специфики способствует формированию и развитию универсальных компетенций командной работы и лидерства, самоорганизации и саморазвития [6].

Заключение

В данной статье представлена система мер по формированию социокультурного пространства вуза с учетом особенностей федерального университета, обеспечивающего непрерывность всех образовательных уровней с активным вовлечением в образовательный процесс органов власти, широкой общественности, работодателей, обучающихся и их родителей.


Библиографическая ссылка

Третьякова Т.В., Саввинов В.М., Игнатьев В.П. ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28380 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674