Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЯЗИ С ВНЕДРЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Иванова В.М. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
Актуальность исследования обусловлена внедрением государственных федеральных образовательных стандартов нового поколения. В статье рассматривается необходимость организации такой учебной деятельности, которая бы отвечала вызовам сегодняшних реалий. В данной работе прослеживается связь между обучением студентов и применением полученных знаний, необходимых в профессиональной деятельности. Раскрыта сущность понятия «самоактуализация в учебной деятельности». Выявлены функции самоактуализации обучающихся в учебной деятельности: побудительная функция, функция идентификации, гуманитарная функция. В работе доказывается необходимость реализации этих функций в учебной деятельности посредством компонентов: мотивационно-ценностного, рефлексивного, праксеологического. Представлены результаты эксперимента, подтверждающие тесную взаимосвязь между уровнями самоактуализации обучающихся и уровнями учебной деятельности, т.е. чем продуктивнее учебная деятельность, тем результативнее самоактуализация обучающихся. Определены оптимальные пути организации учебной деятельности, способствующие полноценной реализации себя в различных видах деятельности, посредством внедрения в учебный процесс актов самоактуализации. Показана возможность учебной деятельности в подготовке обучающихся моделированию бизнес-проектов, при этом они должны критически относиться к результатам своей деятельности, а достигнутые их результаты должны стать ступенью для нового развития таких личностных качеств, которые дадут возможность обучаться в течение всей жизни. Показана сущность образовательного результата в контексте ФГОС 3++, и в качестве примера приведен образовательный результат обучающихся в форме разработанного примерного бизнес-плана, который предусматривает и меры, необходимые для трудоустройства выпускников.
учебная деятельность
самоактуализация
фгос 3++
1. Тимощук Н.А., Мякинькова С.Н. Профессиональная мобильность в контексте концепции формирования конкурентоспособного выпускника технического вуза: информационно-коммуникативный аспект // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27526 (дата обращения: 12.04.2019).
2. Белозёрова С.И., Белозеров О.И. Организация контроля знаний студентов в LMS Moodle // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28270 (дата обращения: 12.04.2019).
3. Коновалова М.Д. Особенности самоактуализации личности студентов в процессе инклюзивного профессионального образования // Известия Саратовского университета. 2018. Т. 7. № 3. С. 220-226.
4. Иванова В.М. Структура образовательной поддержки самоактуализации студентов университета // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 2. С. 101-107.
5. Иванов Д.М. Блокчейн образование // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018006352 (дата обращения: 14.04.2019).

Объективная потребность современного общества, выраженная в необходимости устранения несоответствия образовательных методик обучения требованиям работодателей, ориентирует образовательную деятельность на поиск оптимальных путей организации учебной деятельности и рационального содержания обучения. В образовании в настоящее время на первый план выдвигаются проблемы снижения учебной мотивации, падение успеваемости.                      

По-прежнему актуальным остается вопрос повышения качества обучения [1].

Выполнение технологических требований к организации учебной деятельности позволит установить необходимую связь между личными проблемами, которые переживаются обучающимися, и теми, которые решаются ими в процессе обучения и самоактуализации [2, 3].

Возникшее противоречие между большим потенциалом учебной деятельности для самоактуализации обучающихся и недостаточной изученностью закономерностей этого процесса побуждает педагогическую науку определить оптимальные пути организации учебной деятельности, способствующей полноценной реализации себя в различных видах деятельности.

Цель исследования: выявить особенности организации учебной деятельности в связи с внедрением государственных федеральных образовательных стандартов нового поколения.

Материал и методы исследования: самоактуализация в учебной деятельности – средство развития субъектности и индивидуальности человека.

Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ; систематизация; моделирование; обобщение педагогического опыта.

Самоактуализация в учебной деятельности – это самый доступный и естественный путь решения проблем самоактуализации еще во время обучения. Учебную деятельность, насыщенную процессами самоактуализации, необходимо реализовывать уже с учетом качеств, таких как умение анализировать свои поступки, решения и делать выводы сообразно обстоятельствам. Без реализации определенных методик обучения обучающийся лишается возможности изучать социальный опыт, который может ему пригодиться в разные периоды жизни и даст возможность формировать навыки и умения по принципу самостоятельного выбора. Парадоксальность учебной деятельности заключается в том, что обучающийся, усваивая знания, ничего не меняет в этих знаниях. Поэтому важную роль в обучении играют не запоминание готовых решений, не овладение отдельными способами решения задач, а готовность находить адекватные и целесообразные способы их решения, готовность к проблемному видению реальности. Тогда предметом изменения в учебной деятельности станет сам субъект, реализующий эту деятельность. Самоактуализируясь в учебной деятельности, обучающийся сам оценивает свои изменения. Образовательными результатами такой деятельности могут стать изменения самого обучающегося, его развитие. Например, в процессе усвоения научных понятий происходит приобретение обучающимся новых способностей, а именно – новых способов действий с научными понятиями.

Самоактуализация обучающихся в учебной деятельности рассматривается как актуализация личностного потенциала, стремление к самовоспитанию, что предполагает качественные изменения в ценностном отношении к учебной деятельности [4].

Самоактуализация в учебной деятельности выполняет функции:

– побудительную, заключающуюся в том, что побуждает обучающихся развивать представления о себе. Эта функция обусловливает силу и состав мотивации учения и социального поведения, содействует развитию жизненного опыта, потому как дает возможность обучающемуся принять иное видение и точки зрения решения проблем;

– идентификационную, заключающуюся в том, что побуждает обучающихся ощущать внутреннюю потребность гармонии с самим собой. Развитость этой функции способствует рождению таких качеств личности, как волевая целеустремленность в учебной деятельности и в деятельности вообще, способность к рефлексии, способность отстаивать свои приоритеты, признавая права других;

– гуманитарную, важность которой заключается в развитии ценностных ориентаций и потребностей обучающихся с целью социализации, в ходе которой нормы жизни общества интериоризируются в ценности личности.

Реализацию функций самоактуализации в учебной деятельности необходимо осуществлять посредством компонентов:

– мотивационно-ценностного, включающего в себя потребность самопознания, самоопределения, самоактуализации, ценностного отношения к себе и своей деятельности;

– рефлексивного, позволяющего обучающимся преобразовывать свои знания с условиями задачи, ставить проблемы и преодолевать возникшие противоречия;

– праксеологического, в основе которого всегда лежит продуктивная преобразовательная деятельность. Праксеологическая координация необходима там, где преобладает воображение, посредством которого осуществляется достижение согласованности действий.

Результаты эксперимента подтвердили тесную взаимосвязь между уровнями самоактуализации обучающихся и уровнями учебной деятельности, т.е. чем продуктивнее учебная деятельность, тем результативнее самоактуализация обучающихся.

Декомпозируя учебную деятельность, можно представить ее как совокупность разных уровней:

– на первом уровне учебной деятельности обучающиеся обращаются к механизмам самоопределения и самопознания;

– на втором уровне приобретается опыт саморегуляции и самоорганизации учебной деятельности;

– на третьем уровне у обучающихся активизируются личностное самовыражение и устремленность к продуктивной самоактуализации.

Рефлексивная деятельность ориентирует обучающихся на самоактуализацию. Происходит осознание полученных результатов собственной деятельности, проблем, смысла. При этом обучающиеся осмысливают собственную учебную деятельность, акцентируют внимание как на «знаниевые» продукты деятельности, так и на структуру самой деятельности.

Чтобы понять, как действует рефлексивная деятельность, обучающимся в процессе собеседования были заданы вопросы: «Каков главный результат моего обучения сегодня и благодаря чему он достигнут? Какова моя роль в решении проблемы? Какова значимость моих результатов в самообразовании и самоактуализации? Какие учебные задания, с Вашей точки зрения, казались легкими и почему? Какие учебные задания вызывали у Вас затруднения и почему?»

Рефлексивная деятельность позволяет осознавать способы достижения поставленных целей. Обучающимся, работающим над целеполаганием, предлагалось ранжировать цели на смысловые, формальные, творческие и проанализировать их.

На практических занятиях обучающимся предлагалось выяснить смысл изучаемой дисциплины: что изучает эта наука, какие проблемы она поднимает, зачем ее необходимо изучать. Опираясь на результаты изучения дисциплины, обучающиеся формируют приоритетные смысловые цели своего образования.

Выводы. На первом уровне учебной деятельности, которому соответствует пороговый уровень самоактуализации, у обучающихся превалировали формальные цели: «хочу получить диплом о высшем образовании», «хочу получить по этому предмету автоматический зачет». Обучающиеся, находящиеся на втором уровне учебной деятельности, которому соответствует повышенный уровень самоактуализации, чаще обращались к смысловым целям: «хочу научиться разбираться в методиках, изучающих особенности воспитания родителей». Обучающиеся, достигшие высокого уровня самоактуализации (третий уровень учебной деятельности), ставили перед собой креативные цели: «буду проектировать собственную технологию воспитания».

Таким образом, источником мотивов самоактуализации в учебной деятельности становится умение формулировать различные типы целей, что поможет обучающимся задавать ориентиры в различных аспектах изучения предмета.

Учебная деятельность, базирующаяся на принципе рефлексии, актуализирует личностный смысл обучающегося, при этом он осознает и осмысливает правила и установки, на основании которых действует: «Я знаю, зачем мне это надо», «Я знаю, почему я это делаю».

Это в свою очередь поможет обучающимся «увидеть себя», позволит не останавливаться в саморазвитии, а создавать проблемное отношение к себе, тем самым изменяя и обогащая свое внутреннее содержание. Такая учебная деятельность осуществляется не путем усилий, направленных на себя, а непосредственно путем обращения к самой деятельности, насыщенной личностными смыслами.

Организация целеполагания – обучающийся действует совместно с педагогом. Педагог структурирует учебный материал, излагает его в систематизированном и обобщенном виде.

Рефлексивная деятельность обучающихся по осмыслению способов и приемов работы с учебным материалом состояла из ответов на вопросы: какое личностно значимое знание получили? Какие моменты вызывали наиболее яркие чувства и каков был ход мыслей при этом? Использовались ли новые способы деятельности и операции мышления? Какие проблемы остались в результате изучения конкретной темы?

Образовательным результатом познания изучаемой дисциплины стали новые представления, содержащие модель поведения обучающегося. При этом за выводы, сделанные обучающимся, несет ответственность перед самим собой сам обучающийся. Таким образом, познание предмета связывается с выработкой смыслообразования.

Следовательно, на первом уровне учебной деятельности, которому соответствует пороговый уровень самоактуализации, у обучающихся происходил «поиск смысла», а не просто получение знаний.

Обучающиеся, находящиеся на втором уровне учебной деятельности, которому соответствует повышенный уровень самоактуализации, получали личностно значимое знание, ставили цели учебной деятельности, личные цели.

Обучающиеся, достигшие высокого уровня самоактуализации (третий уровень учебной деятельности), самостоятельно выбирали и реализовывали свое дальнейшее образование, моделировали свои индивидуальные образовательные маршруты.

Самоактуализация в учебной деятельности поможет достичь обучающимся следующих эффектов: уменьшения степени тревожности, связанной с опасением упустить какую-то деталь, благодаря наглядности информации; целостного представления учебного занятия как синтеза мотивационно-ценностного, рефлексивного, праксеологического компонентов (это позволит увидеть перспективы самоактуализации в учебной деятельности не на уровне не связанных между собой этапов, а в их целостности); возрастания синхронности учебной деятельности через кодирование учебной информации.

Проблематизация лекционного материала выявила несоответствие педагогической науки и образования, при этом погружая обучающихся в контекст воспитания человека культуры, а не только уча транслировать информацию.

На первом уровне учебной деятельности, которому соответствует пороговый уровень самоактуализации, педагог сам ставит проблему, развертывая теоретическое обобщение, приводя различные примеры, постепенно привлекает к работе студентов.

На втором уровне учебной деятельности, которому соответствует повышенный уровень самоактуализации, обучающиеся решают проблемные ситуации в ходе освоения содержания образования.

На третьем уровне учебной деятельности (высокий уровень самоактуализации) педагог создает педагогические условия, в которых обучающиеся сами формулируют проблему и ищут способы ее решения. Интеллектуальный материал, осмысленный обучающимися, становится для них личностно значимым открытием.

Самоактуализация в учебной деятельности «…способствует становлению личности как творческого и заинтересованного соучастника обновления и развития общества, а не стороннего наблюдателя этого процесса. Это принципиально иной способ осуществлять образовательную деятельность, превращать ее в совместную деловую активность, обмен ценностями и услугами, делая информацию столь же действенной и ценной, как деньги. В таком взаимодействии пространством образования становится сообщество, ресурсом – исследовательские проекты, которые имеют продолжение в виде бизнес-продукта. Система образования видит свою задачу – изучать сообщество и влиять на его изменения, ощущая себя его частью. А значит, у подрастающего поколения появляется возможность не только “тусоваться” в социальных сетях, ставя “абстрактные” лайки, но и создавать там блокчейн, стартапы, исследовательские проекты, действующие предприятия для совместных дел. Овладение проектной деятельностью и современными компьютерными технологиями позволяет увязать учебную деятельность и реальный бизнес, ведь важен не только процесс обучения, но и заработок на этом» [5].

Таким образом, внедряемые государственные федеральные образовательные стандарты нового поколения предусматривают иную роль обучающихся в учебном процессе. Они должны не просто воспроизводить информацию, а быть готовыми к реальным жизненным ситуациям.

Одним из примеров я как педагог, руководитель и инициатор проекта предлагаю образовательный практико-ориентированный результат обучающихся в форме разработанного примерного бизнес-плана, который предусматривает меры, необходимые для трудоустройства выпускников.

  1. Описание бизнес-идеи

Идея бизнес-плана состоит в деятельности на рынке услуг в сфере дополнительного образования. Инновационный потенциал и преимущества образовательных услуг школы «Прожект» заключаются в педагогической деятельности, ориентированной на подготовку личности к быстрым переменам в обществе.

Наша миссия – оказать образовательную поддержку в построении индивидуальных образовательных траекторий таким образом, чтобы в итоге образовательного результата на вопрос: «Кто ты?» воспитанник называл не имя, а свое призвание.

Мы планируем использовать инновационный подход к организации частной педагогической деятельности, объединяем технологию и творчество, идею и результат, работу и призвание.

Доступность и качество наших образовательных услуг в сфере дополнительного образования будут выгодно отличаться от предоставляемых другими образовательными организациями. Современная школа очень сильная, но не готовит детей к жизни в реальном мире.

А что советуют родители? – «Учись хорошо, получай отличные знания, и найдешь работу с высокой зарплатой».

Мир кардинально меняется, усложняется, а советы остаются прежними. Эти советы катастрофичны для тех, кто родился в этом быстро меняющемся мире.

Организация оказания образовательных услуг в сфере просвещения – это важное и трудное дело.

Для этого требуется незначительный начальный капитал. Мы видим огромный потенциал в реализации программ самопознания, самоопределения, саморазвития для личности и общества. Профориентация без самоопределения – деньги на ветер. В будущем предполагается создание новых программ, ориентированных на подготовку индивида, обладающего компетенциями, необходимыми игрокам на растущих рынках, с широким кругозором, высокой нравственностью, способного сделать мир лучше.

Развиваться и функционировать предполагается на самоокупаемости, чтобы снизить риск банкротства во время становления нашего бизнеса. Поэтому с увеличением объема оказываемых услуг, в течение трех лет, прибыль в большей ее части будет использоваться на расширение деятельности, развитие научного и технологического потенциала, рекламу.

Предполагаемые образовательные услуги заключаются в предоставлении обучающимся возможности выбора уровня и содержания образования, которые в наибольшей степени отвечают его потребностям и возможностям, интересам: научение навыкам самопознания, самоопределения, саморазвития; оказание образовательной поддержки в построении индивидуальной траектории развития; развитие креативного мышления; ликбезы для родителей «Образ Мира + Я-концепция + мой ребенок».

  1. Определение целевой аудитории

Данный проект характеризуется востребованностью этого вида образовательных услуг среди потребителей. Целевая аудитория – от 9 до 50 лет. Возраст не важен. В школах и сейчас обучают партиями, а в основе деления – возраст. Необходимы разновозрастные группы. Некоторым вообще удобно учиться индивидуально. Необходимо уходить от мышления категориями промышленности.

Приводить в данной статье технико-экономическое обоснование проекта нет научной необходимости.


Библиографическая ссылка

Иванова В.М. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЯЗИ С ВНЕДРЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28799 (дата обращения: 18.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074