Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА

Самедова Ю.А. 1 Григоров С.Ю. 1 Забавников В.Н. 1
1 ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации
В настоящее время особую актуальность приобретает фундаментальный принцип образования – патриотическая направленность. Патриотизм является основополагающим аспектом всесторонней жизнедеятельности военного профессионала – человека, который способен самоотверженно защищать Родину. В свете сегодняшних тенденций изменения мировой политики важнейшей задачей отечественного военного образования является организация процесса военно-патриотической идентификации курсантов, что позволит качественно оптимизировать процесс подготовки будущих офицеров. В связи с этим среди направлений развития психолого-педагогических исследований одним из главных признано изучение условий и механизмов формирования ценностной базы молодых людей, оказывающих воспитательное и идентифицирующее влияние на курсантов военных вузов. В статье рассматриваются понимание и сущность патриотизма, исторический опыт патриотического воспитания военнослужащих, позволяющий повысить качество работы с личным составом. Авторами анализируются социально-нормативный, индивидуально-смысловой и ценностно-деятельностный компоненты процесса воспитания в военном вузе, раскрывающие организационно-практические, мотивационные и ценностные аспекты процесса военно-патриотической идентификации будущих военных профессионалов. Проведено исследование ценностных ориентаций курсантов первого и пятого курсов, подтверждающее положительную динамику изменений, а также намечены перспективные направления работы с личным составом, способствующие оптимизации процесса военно-патриотической идентификации курсантов военных вузов.
патриотизм
патриотическое воспитание
ценностные основы
идентичность
военно-патриотическая идентификация
компоненты патриотического воспитания.
1. Кузьмин А.В., Трифонов Ю.Н. О структуре патриотизма // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2016. № 3. С. 52-71.
2. Третьяков В.В. Исторический процесс как предмет историка в методологической концепции В.О. Ключевского // Омский научный вестник. 2010. № 2 (86). С. 11-15.
3. Даниленко В.И. Современный политологический словарь. М., 2000. 1024 с.
4. Гальчук Д.С. Понятие «Идентичность личности» // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. № 5. С.44-51.
5. Карлова Е.Н. Социально-политические механизмы формирования военно-патриотической идентичности у курсантов военного вуза: автореф. дис. … канд. социол. наук. Саратов, 2009. 24 с.
6. Борытко Н.М. Моделирование воспитательного процесса // Творческая педагогика. 2010. № 3 (44). С. 23-38.
7. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование в полиэтническом пространстве: Монография. Астрахань, 2001. 74 с.

Современные тенденции, происходящие в мировой политике, отражающие возрастание роли нашего государства в решении ключевых экономических вопросов, а также изменение военно-политической обстановки в мире указывают на необходимость актуализации проблемы патриотического воспитания молодых граждан, призванных стать основой модернизации России и сохранения ее безопасности. Патриотизм на протяжении длительной истории является национальной идеей, той ценностью, которая лежит в основе единения и сохранения культурного своеобразия нашего народа. С этой позиции следует рассмотреть его научное понимание.

Биологические корни патриотизма лежат в основе территориального поведения – древнейшей поведенческой форме живых существ, связанной с определенной зоной обитания, где был достигнут оптимальный уровень адаптации. Ощущение реальной угрозы целостности данной территории, а также самой жизни людей, проживающих на данной территории, порождает у них стремление к объединению и защите, что на субъективном уровне осознается как любовь к Родине.

Эволюционный процесс развития человечества от инстинктивного поведения к сознательной деятельности позволил выделить в структуре патриотизма не только биологический, но и когнитивный, эмоциональный, деятельностный компоненты [1], что делает процесс формирования патриотизма управляемым в рамках системы воспитания и образования. Этот факт имеет особое значение в сфере подготовки военных специалистов, так как патриотическое воспитание является одним из важных стимулов профессионального становления будущих офицеров. Их подготовка в современных условиях имеет ряд особенностей. Нами осознается внешняя угроза для нашего государства, имеющая глобальный характер, но она носит завуалированный характер. Поэтому, в отличие от реальных боевых действий, которые стимулируют стихийное проявление биологической основы патриотизма, сегодня необходимы психолого-педагогические технологии формирования качеств гражданина-патриота, позволяющих успешно выполнять задачи, связанные с обеспечением безопасности государства.

Цель нашего исследования заключается в определении ценностных основ российского патриотизма, а также в определении психолого-педагогических аспектов воспитательной среды военного вуза, способствующих сознательному принятию патриотических ценностей в структуру личностных ценностей курсантов.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели нами применялся комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Приоритет отдавался историко-генетическому методу, психолого-педагогическим и социологическим методам сбора информации (таким как системный анализ, анкетирование, наблюдение, беседа).

В контексте решения обозначенной проблемы следует учесть исторический опыт патриотического воспитания военнослужащих. Само понимание патриотизма формировалось в нашей стране на протяжении многих веков, что подразумевает выявление его ценностных основ и проведение сравнительного анализа с ценностными ориентациями современной молодежи, выбравшей своей профессией службу в Вооруженных Силах РФ. Как отмечал В.О. Ключевский, изучение исторического развития какого-либо явления становится для человека «нравственно-патриотическим средством в его практической деятельности» [2]. В этой связи обратимся к наиболее характерным моментам эволюции идей патриотизма в России, которые претерпевали различные изменения.

В период первобытно-общинного строя патриотизм носил индивидуальный характер, что выражалось в личностной преданности вождю. Это объяснялось условиями выживания, необходимостью придерживаться коллектива, возглавляемого авторитетным лидером. С момента принятия христианства на Руси патриотизм приобретает духовно-религиозную ценностную основу, предполагающую самопожертвование и самоотречение во благо Отечества. Личностный патриотизм переводит патриотические идеи от определенных персон в русло общенационального значения.

В период расширения государственных границ, присоединения новых народов и образования централизованного государства к религиозным основам российского патриотизма присоединяется национально-государственная идея, в русле которой зарождается и передается из поколения в поколение военно-профессиональный патриотизм. Становление регулярной армии в Петровскую эпоху способствовало созданию целостной системы воспитания военнослужащих и закрепило такие ценности, как гордость за принадлежность к армии, воинская честь, верность воинской присяге. Воспитание осуществлялось на основе исторических традиций, национальных и психологических особенностей русского народа, что определяло патриотизм основой моральных ценностей военнослужащих.

Со второй половины XIX в. в системе подготовки рядового и офицерского состава русской армии особое внимание уделялось развитию нравственных качеств личности, причем составными частями нравственного воспитания являлись патриотическое, религиозное, эстетическое воспитание. Они не рассматривались отдельно друг от друга, а представляли собой неразрывное единство, что еще раз подчеркивало самобытность исторического развития национальной патриотической идеи. Позднее, в XIX в., благодаря революционным идеям в России складывается идеология национально-гражданского патриотизма. В основе данной идеологии лежит создание гражданского общества, что привело к разделению людей на два противоборствующих лагеря. Патриотизм перестал быть выражением общенационального сознания, что существенным образом сказалось на системе воинского воспитания. На смену многоаспектному нравственному воспитанию пришло политическое воспитание военнослужащих, целью которого было формирование нового сознания, отвечавшего требованиям социалистического государства.

Таким образом, в условиях социалистической системы воспитания патриотизм приобрел две ветви развития. Первая – официальная ветвь, которая пропагандировалась на государственном уровне и предполагала формирование определенных политических взглядов. Вторая ветвь – народный патриотизм, который сохранял традиционную ценностную основу – нравственность, духовность, самопожертвование. Именно народный патриотизм вышел на передний план в период Великой Отечественной войны, актуализировав традиционные национальные ценности. Система воинского воспитания в этот период существенно совершенствовалась, реагируя на особенности изменения военно-политической обстановки и характера ведения боевых действий. В 1991 г. прежняя официальная линия патриотического воспитания прекратила свое существование в связи со сменой государственного курса. С этого момента осуществляется современный этап развития системы воинского воспитания.

Проанализировав длительную историю российского патриотизма, можно выделить те ценностные основы, которые сегодня позволят решить задачи современной отечественной теории и практики воинского воспитания. На основе данного анализа выявлены следующие основные проявления: ценностное отражение в сознании и практическом проявлении духовных основ патриотизма, выражающихся в жертвенности, стойкости духа, готовности защищать Отечество и переносить жизненные тяготы; интернациональность как результат многонационального государства, выражающаяся в способности разных культур объединяться в единое ценностное пространство и мобилизоваться в тяжелые для государства периоды.

Таким образом, сущностная характеристика патриотизма основана в данном случае на общности желания людей, что в условиях экономического и геополитического соперничества придает патриотическому воспитанию новый импульс в развитии. В современном политическом словаре В.И. Даниленко патриотизм изначально был определен как «принадлежащий отцам, отеческий» [3, с. 620]. Это подчеркивает необходимость сохранения и передачи исторически сложившейся ценностной основы патриотизма как непременного условия патриотической идентификации будущих военных профессионалов.

Если рассматривать идентичность как сопричастность, осознание себя частью общего [4], то патриотическая идентификация понимается нами как сознательное принятие патриотических ценностей, взглядов, убеждений, уважение к историческому прошлому и социальная активность, гражданская ответственность за будущее страны. В отечественных исследованиях рассматривается военно-патриотическая идентичность, которая определяется как осознание курсантами своей принадлежности к Вооруженным Силам, осознание государственных целей, направленность на защиту свободы своего народа и государства, принятие в структуру личностных ценностей социальных норм и ценностей, таких как ответственность, честь, мужество [5].

Военно-патриотическая идентификация осуществляется в процессе воспитания, которое рассматривается в условиях военного вуза как определенный этап военно-профессиональной деятельности, именно как начальный этап профессиональной деятельности, а не подготовка к ней. В таком понимании процесса воспитания, как отмечал Н.М. Борытко, мы можем выделить следующие его аспекты: социально-нормативный, индивидуально-смысловой и ценностно-деятельностный [6].

Социально-нормативный компонент военно-патриотического воспитания в условиях военного вуза предполагает идентификацию курсанта с его профессиональным окружением, ролью будущего офицера, что выражается в принятии норм, ценностей, традиций воинской среды, образа жизни. Через их принятие происходит формирование не только определенных способов действий курсантов, но и их способа восприятия, оценки окружающей действительности, что способствует процессу сплочения – основной идеи российского патриотизма.

В воспитательной среде военного вуза нами выделен ряд потенциалов, которые могут содействовать успешной военно-патриотической идентификации курсантов. Одним из таких потенциалов является тот факт, что военное учебное заведение обладает закрытостью по отношению к внешнему миру. Определенный распорядок дня, единый для всех, военная форма, воинские ритуалы являются важнейшими идентификационными ресурсами.

Другим потенциалом выступает воинский коллектив, который функционирует на основе совместной деятельности и личных взаимоотношений его членов. Осознание того, что в результате достижения общей цели происходит личностное развитие курсантов, определяет положительное эмоциональное восприятие совместной деятельности, позитивный настрой взаимоотношений, который позволяет открывать для курсантов новые смыслы, закреплять патриотические ценности.

Индивидуально-смысловой компонент процесса воспитания позволяет курсанту определить свою самоценность в выбранной им профессии. Это проявляется в развитии его позиционной динамики. Несмотря на то что курсанты остаются в доминирующей роли подчиненных в силу определенной конструкции образовательного процесса, включающей стажировки учащихся в реальных условиях службы, они имеют возможность ощутить себя в роли командира, несущего ответственность не только за выполнение приказов, но и за своих подчиненных. Кроме того, курсантские коллективы состоят из представителей различных национальностей и конфессий. Диалогический характер взаимодействия, в процессе которого понимание осуществляется за счет прежнего опыта и приобретения нового, носит взаимообогащающий характер. Диалог позволяет курсантам осознать как свою уникальность в процессе профессионального становления, так и самотождественность, обнаруживающуюся в процессе соотношения ценностных ориентаций курсантов разных национальностей [7]. Для будущих офицеров это не просто осознание самого себя, но и осознание правильности своих убеждений, своего места в системе профессиональных отношений.

Ценностно-деятельностный компонент военно-патриотического воспитания определяет характер взаимодействия личности курсанта с воспитательной средой, который предполагает не одностороннее принятие норм данной среды, а формирование и утверждение в ней своих взглядов и смыслов, что в конечном итоге будет отражать результат военно-патриотической идентификации курсантов.

В процессе воспитания особая роль отводится офицерскому и профессорско-преподавательскому составу, выполняющему существенную роль в трансляции исторически сложившейся ценностной основы патриотизма. В процессе взаимодействия с курсантами именно патриотические ценности служат ориентиром при выборе воспитательных средств. Одним из таких средств является слово. Именно слово, употребленное в правильном педагогическом контексте, способствует усвоению значимых свойств и явлений, а речевое действие как средство перехода от ситуации к ситуации позволяет осознать опыт предшествующих поколений. В качестве педагогического приема в рамках дисциплин гуманитарного цикла нами используется освещение памятных календарных дат во вступительной части учебных занятий. Благодаря этому происходит раскрытие символов патриотизма, заключенных в определенных явлениях. Эти символы связывают различные стороны жизни общества, формируя у курсантов определенное отношение к ценностным основам патриотизма, сопровождаемое положительными чувствами.

Большое значение в процессе военно-патриотической идентификации курсантов имеет событийный потенциал воспитательной среды военного вуза. Он включает широкий спектр мероприятий военно-патриотической направленности, среди которых Воинская присяга – ритуал, посредством которого личность признает свою сопричастность к ценностям воинской профессии, Дни памяти и воинской славы, Дни мужества, ежегодные парады, посвященные Дню Победы, и др. Значимость данных мероприятий, их эмоционально-окрашенное восприятие обусловливают ценностную ориентацию курсантов, сформированную на основе ценностей воинской деятельности в ее историческом и современном контекстах.

Результаты исследования и их обсуждение

Процесс воспитания должен быть связан с прогнозом изменений. Исходя из того что отражением результата военно-патриотической идентификации является ценностно-деятельностный компонент, для определения динамических тенденций нами проведено исследование по выявлению ценностных ориентаций курсантов в военно-профессиональной деятельности. Для более наглядного сравнения мы приведем результаты опроса курсантов первого и пятого курсов. В опросе участвовали 324 человека.

Мы учитывали, что профессиональный выбор курсантов ориентирован на соотношение личных ценностей и ценностей социума относительно определенной профессиональной группы. Ответы курсантов относительно исторически сложившихся ценностей воинской деятельности во многом совпадают с общепринятыми социальными ожиданиями. В первую очередь был назван патриотизм – 38% респондентов, служение Родине и своему народу – 26% респондентов, причастность к делу по защите Отечества – 18% респондентов. Следующими ценностями по значимости определены стремление к высокому качеству профессиональной деятельности – 9% респондентов, коллективизм – 6% респондентов, приоритет общественно-государственных приоритетов над личными – 3% респондентов. В названных ценностных основаниях военно-профессиональной деятельности прослеживается ярко выраженная историческая преемственность.

Мы также выяснили, что представления о сегодняшних ценностях военно-профессиональной деятельности, которыми руководствовались курсанты при выборе профессии, несколько отличаются от исторически сложившихся в силу современных социальных тенденций. В ответах курсантов первого курса на передний план вышли сугубо прагматичные ценности, такие как материальное обеспечение, карьерный рост, профессиональная самореализация. Причастность к делу по защите Отечества, патриотизм также не утратили своей значимости, но в характеристике системы ценностей профессионального военного переместились на второе место (табл.).

 

Значение ценностей будущей профессиональной деятельности

 

 

Всего

Первый курс

Пятый курс

%

Место

%

Место

%

Место

Карьерный рост

19,3

3

21,2

1

17,3

3

Причастность к делу по защите Отечества

19,8

1

17,2

4

22,4

1

Высокий заработок

19,6

2

20,1

2

19,1

2

Реализация в профессии своих интересов и способностей

14,5

4

18,4

3

10,5

5

Профессиональное саморазвитие

6,9

7

8,4

6

5,5

7

Профессиональный успех

7,7

6

9,1

5

6,2

6

Приносить пользу обществу

9,6

5

4,2

7

15,1

4

Следование профессиональным идеалам

2,6

8

1,4

8

3,9

8

 

При сравнении ответов пятого и первого курсов мы пришли к выводу, что у выпускников значительно снижаются индивидуально-прагматические ценности. Подход к военно-профессиональной деятельности становится более осознанным. Несмотря на то что материальная составляющая по-прежнему остается важным аспектом выбранной профессии, на первое место курсанты пятого курса ставят желание приносить пользу обществу, совершенствовать свое профессиональное мастерство. Социально направленные ценностные основания военно-профессиональной деятельности и чувство гордости за причастность к данной профессии подтверждают сложившееся у них патриотическое мировоззрение как качественную характеристику личности, являющуюся итогом военно-патриотической идентификации курсантов.

Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод, что структура ценностных ориентаций личности очень динамична. Она зависит не только от социальных ценностей, сложившихся в современном обществе, но и от тех условий среды, в которых происходит личностное и профессиональное становление курсантов. Выявленные психолого-педагогические аспекты военно-патриотической идентификации курсантов позволили обосновать большой потенциал воспитательной среды военного вуза, определить детерминанты данного процесса и наметить перспективные направления. В качестве одного из направлений выступает работа с верующими военнослужащими, в рамках которой задействуется духовный потенциал религии, играющий особую роль в патриотическом воспитании военнослужащих. Еще одним перспективным направлением следует отметить военно-политическую работу, призванную формировать у курсантов стойкое убеждение в важности служения Отечеству на традиционных ценностных основах патриотизма.

Таким образом, намеченные направления позволят оптимизировать работу по патриотическому воспитанию курсантов военных вузов с учетом исторического опыта воспитательной работы в российской армии.


Библиографическая ссылка

Самедова Ю.А., Григоров С.Ю., Забавников В.Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28812 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674