Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЭТИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ»

Грибкова Е.И. 1 Сударенко К.В. 1 Эбзеева А.М. 1
1 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
В статье рассмотрен компетентностный подход к преподаванию учебной дисциплины «Биоэтика», результатом освоения которой является получение выпускником профессиональных компетенций по специальности «Фармация». Подход является основой для традиционных и инновационных процессов обучения с целью формирования у студентов научного мышления и навыков дискуссий, стимулирования принятия независимых решений, а также для подготовки к публичным выступлениям. Для этого, помимо лекций, большое внимание уделялось семинарам, которые проходили в виде интерактивных методов обучения, в частности дискуссий. Чаще всего использовались различные варианты группового обучения, например работа в малых группах. На этих занятиях преподаватель выступает в роли слушателя, тем не менее ему необходимо вдохновлять студентов на высказывания и направлять дискуссию в рамках заданной темы. Такие методы, как инсценировка, мозговой штурм, деловые игры, направленные на моделирование объединенной профессиональной деятельности с основой на совместное творческое мышление, вызвали интерес и оживление у обучающихся. Заключительным элементом курса были написание реферата по выбранной теме и выступление с презентацией на семинаре, проходящем в виде теоретической конференции. С целью формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетенций им предлагалось прочитать определенную художественную литературу, отражающую биоэтические проблемы, и в письменной работе отразить собственное отношение к происходящему в книгах. Интерактивные методы обучения способствуют освоению учебного материала, что также повышает уровень владения компетенциями.
биоэтика
фармация
интерактивные методы обучения
компетенции
студент
1. Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика: учебник для вузов по специальности «Фармация». 2005. 239 с.
2. Лопатин П.В., Карташова О.В. Первая программа подготовки провизора по курсу «Биоэтика // Фармацевтическая биоэтика: материалы второй международной конференции. 2003. С. 84-88.
3. Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70379634 (дата обращения: 11.04.2019).
4. Приказ Минобрнауки РФ от 11.08.2016 N 1037 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.05.01 Фармация (уровень специалиста). [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71375330 (дата обращения: 11.04.2019).
5. Вербицкий А.А., Ильязов М.Д. Инварианты профессионализма. Логос. М., 2011. 288 с.
6. Бат Н.М., Павлюченко И.И. Методические аспекты реализации инноваций образовательного процесса на фармацевтическом факультете в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 4. С. 30-33.
7. Лопатин П.В. Биоэтика. М.: ГЭОТАР- Медиа, 2006. [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/2253037/ (дата обращения: 11.04.2019).
8. Масленцева Н.Ю., Заглодина Т.А. Роль профессиональной компетентности в подготовке специалистов по социальной работе // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 5. № 4. С. 72-76.

Дисциплина «Биоэтика» является относительно молодым научным направлением (в 1969 г. В.Р. Поттером впервые использован термин «биоэтика»), возникновение которого обусловлено прогрессом медицинской и фармацевтической отрасли, имеющим не только положительные, но и отрицательные стороны, в первую очередь для жизнедеятельности человека [1]. Таким образом, данная дисциплина входит в обязательную программу обучения студентов медицинских и фармацевтических специальностей для изучения и формирования морально-этического мышления и применения его в дальнейшей учебной и практической деятельности [2]. Для подготовки квалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям, необходимо модернизировать учебный процесс в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, базирующимися в настоящее время на применении компетентностного подхода [3, 4].

Содержание компетентностного подхода состоит в том, что в процессе образования формируется целостное социально-профессиональное качество, позволяющее специалисту успешно решать практические задачи и взаимодействовать с другими людьми [5, 6].

Реализация компетентностного подхода требует изменения содержания предмета и внедрения активных форм и методов обучения, рассмотрению которых в целях совершенствования преподавания дисциплины «Биоэтики» посвящается данная работа. В рамках исследования проведен анализ студенческих предпочтений в выборе методов обучения и изучена студенческая активность при определении художественного произведения для написания эссе.

Цель исследования заключается в совершенствовании процесса преподавания биоэтики для формирования профессиональных и общекультурных компетенций у студентов-провизоров в соответствии с современными потребностями общества.

Материал и методы исследования. Для проведения научной работы был использован учебно-методический комплекс по дисциплине «Биоэтика», ФГОС ВО по направлению подготовки 33.05.01 Фармация. Были использованы контент-анализ, социологический и статистический методы.

Результаты исследования и их обсуждение. Основная задача изучения биоэтики студентами второго курса по специальности «Фармация» состояла в формировании у студентов ключевых знаний в области медицинской и фармацевтической биоэтики; прививании принципов соблюдения этических правил поведения в их практической деятельности. Биоэтику можно определить как дисциплину, являющуюся основой для формирования морально-нравственных принципов у студентов второго курса очного и заочного отделений при изучении всех остальных дисциплин и дальнейшей практической деятельности, в том числе обращения лекарственных средств. Именно поэтому данную дисциплину начинают преподавать студентам на младших курсах, в данном случае на втором, что позволяет им целенаправленно применять полученные знания при изучении профильных дисциплин и укреплять не только моральное, но и нравственное отношение к своей практической деятельности в качестве будущих провизоров, знания и умения которых должны обеспечивать использование современных достижений: биологии, медицины, фармации и здравоохранения – только для блага человека и общества, его физического и психического здоровья, а не во вред [7].

В России с 2001 г. в высшем образовании стали уделять внимание компетентностному подходу. В документе «Стратегии модернизации содержания общего образования» были определены ключевые положения компетентностного подхода в образовании, основополагающим понятием которого является компетентность. Особо выделено, что это понятие шире понятия «знания», или «умения», или «навыки», оно включает в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания – умения – навык. Это понятие несколько иного смыслового ряда). Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операциональную составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую [8]. На основании упомянутого документа можно утверждать, что именно на государственном уровне была определена необходимость использования интерактивных методов обучения.

Среди интерактивных методов проведения практических занятий и семинаров можно выделить следующие виды: творческие задания, обсуждения, компьютерные симуляции, деловые (ролевые) игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги психологической и другой направленности. В лекции тоже можно добавить различные интерактивные составляющие, но данный способ обучения носит информационный характер. В исследуемой работе лекции не рассматривались в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Помимо аудиторной работы, для повышения уровня освоения компетенций не стоит пренебрегать и внеаудиторной работой, которая позволяет осваивать профессиональные компетенции при помощи таких заданий, как поход в музей, разработка научного проекта, написание эссе после прочтения книги или просмотра фильма на темы, определенные преподавателем.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060301 (Фармация) изучение биоэтики позволяет выпускнику освоить профессиональные (ПК) и общекультурные компетенции (ОП), которые перечислены ниже. Обучение проходит по разделам. Большое внимание уделяется разделу фармацевтической биоэтики, изучение которого направлено на формирование системных знаний у будущих провизоров, а также развивает глубокую убежденность в необходимости соблюдения этических норм, правил и принципов в своей практической деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 060301 (Фармация) приведено определение биоэтики – это предмет гуманитарного, социального и экономического цикла (С1). При изучении дисциплины «Биоэтика» студенты второго курса, обучающиеся по специальности «Фармация», должны овладеть следующими компетенциями.

1. ОК-5 – способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности.

2. ОК-8 – способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией.

3. ПК-47 – способность и готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

4. ПК-48 – способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) [4].

Таким образом, проанализировав перечень компетенций, при разработке учебно-методического комплекса по биоэтике мы использовали компетентностный подход с применением традиционных (лекция, семинар) и инновационных методов обучения (работа в малых группах, дискуссии, проблемный метод и т.д.).

Необходимо отметить, что в высших учебных заведениях основными формами обучения являются лекции, семинары, практические занятия и т.д. Однако для биоэтики приоритетной формой обучения является семинар, так как во время его проведения студенты могут активно контактировать не только друг с другом для разбора той или иной проблемы, но и с преподавателем, который выполняет в том числе и регуляторную функцию. При общем количестве аудиторных часов по программе биоэтика, равном 37, предусматривается 20 часов лекций и 17 часов практических занятий, перечень и содержание которых представлены в Программе по биоэтике, которая является первым и основным элементом учебно-методического комплекса.

При оценке знаний студентов на зачете учитываются: участие в семинарских занятиях, написание рейтингов и выходных контролей, написание рефератов, активность при подготовке творческих заданий и посещение лекций. Все это отражается в описании балльно-рейтинговой системы. Преподавателем для студентов разрабатывается учебно-методический комплекс, в котором представлен перечень основных разделов, способствующих освоению биоэтики, в том числе и критерии оценки уровня знаний.

Основными задачами для получения компетенций являются не только обеспечение студентов информацией, но и формирование у них научного мышления, стимулирование их самостоятельности и активности, выработка умений обсуждать проблемы и находить решения, а также подготовка к их будущей профессии и развитие умения выступать на публике. В учебном процессе использовались различные формы преподавания. Уровень освоения компетенций оценивался в конце семестра. Для получения достоверных результатов исследования нами была определена контрольная студенческая группа, в которой занятия проходили без использования интерактивных, в частности дискуссионных, групп. Внутренние факторы, которые оказывают влияние на учебный процесс, были одинаковыми (один и тот же преподаватель, одинаковые условия рейтинга, методы проверки знаний). Анализ проведенных рубежных контролей показал, что у студенческих групп, в которых использовались интерактивные методы обучения, компетенции усвоены лучше, чем в контрольной группе. Анализ уровня освоения компетенций проводился при помощи устного опроса.

Был использован интерактивный метод обучения – дискуссия. На дискуссионном занятии студентам может быть предложено прочитать короткое научное сообщение с целью его последующего обсуждения, выяснения различных точек зрения и причин расхождения во мнениях. Успех подобных занятий определяется мастерством и опытом преподавателя, который выполняет сразу несколько функций. Преподаватель, являясь модератором, помогает студентам сохранить линию обсуждения и не отклоняться от дискуссионного вопроса. Также он отслеживает, чтобы диалоги велись в приемлемых рамках для учебного занятия. И, конечно, он должен выполнить свою основную функцию – провести изучение заявленной темы и оценить уровень освоения студентами изучаемого материала, должен способствовать активному участию студентов в дискуссии. Большое внимание на семинарах нами было уделено ситуациям, которые встречаются в профессиональной деятельности фармацевтических работников на различных этапах обращения лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента. Метод работы в малых группах позволяет более детально разобрать данные ситуации, тем самым повысить уровень получения профессиональных компетенций.

Эти занятия могут проводиться по методу моделирования объединенной профессиональной деятельности, которая определяется четким структурированием ролей (их количество не должно быть меньше двух), назначением на них студентов, совместным взаимодействием всех, кто участвует, в разных игровых должностях. На таких занятиях применяют следующие методы: инсценировки, мозговой штурм, деловые игры, и в них преподаватель рассматривает реальную ситуацию, возможную в практической деятельности будущих специалистов. Разбор предлагаемой проблемы может пройти как в небольших группах, так и в целой студенческой группе.

Также семинарские занятия по биоэтике проводятся в виде мини-конференции. Студентам предлагаются темы для обсуждения, по которым в течение определенного времени они готовят мини-доклад. На таком семинаре занятия проходят чаще всего в малых группах. Далее группой студентов представляется подготовленная тема, по которой затем проходит обсуждение. Вопросы докладчикам задают одногруппники или сам преподаватель. При таком способе проведения семинара очень сложно оценить работу каждого студента, так как не всегда удается учесть личный вклад при подготовке задания.

Итоговым занятием является семинар, проходящий как теоретическая конференция, в рамках которой слушают и обсуждают доклады по рефератам, подготовленным в течение всего периода изучения дисциплины. Написанию реферата в биоэтике придается огромное значение, поскольку считается, что нет более ценного в образовательном отношении упражнения, чем подобная письменная работа. Такое мнение связано с тем, что написание реферата формирует определенные навыки для дальнейшей исследовательской работы, в том числе учит логическому мышлению, пониманию, как структурировать работу, определять и обосновывать цель, актуальность, задачи исследования.

Для определения наиболее предпочтительных студентами методов обучения нами был проведен опрос среди студентов второго курса (рис. 1).

Как видно из представленного графика, наиболее предпочтительным интерактивным методом проведения занятия по биоэтике среди студентов второго курса стала деловая игра, меньше всего студентам понравилось практическое занятие в виде пресс-конференции.

Рис. 1. Анализ студенческих предпочтений в выборе интерактивных методов обучения

Для формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетенций им предлагается прочитать книги, отражающие биоэтические проблемы, и в письменной работе отразить собственное отношение к происходящему в книгах. Это были следующие произведения Артура Хейли: «Сильнодействующее лекарство» и «Окончательный диагноз». Как показывает практика, студенты с большим энтузиазмом относятся к таким заданиям и потом в дискуссионной форме их обсуждают, отстаивают определенное мнение.

В целях эксперимента студентам было предложено вместо определенных тем рефератов выбрать фильм или книгу, отражающие какую-либо биоэтическую проблему, проанализировать произведение и высказать свое мнение. Такой вид задания, во-первых, предлагает студентам самостоятельный выбор и не является обременительным, скучным, а во-вторых, их ответ – это целиком индивидуальный труд, что является достаточно актуальной проблемой в XXI в. в силу доступа к любой информации благодаря интернет-ресурсам (как следствие, распространение плагиата), в-третьих, такие задания побуждают их применять аналитический подход и при других ситуациях. В результате студентами были выбраны произведения: Артур Хейли «Сильнодействующее лекарство» – 37% и «Окончательный диагноз» – 34%; «Склифосовский» –22%, «Доктор Хаус» – 7% (рис. 2).

Рис. 2. Результаты выбора студентами произведений для написания эссе

Однако необходимо отметить, что при написании эссе не все студенты самостоятельно смогли выделить из прочитанных и просмотренных произведений биоэтические проблемы. Были студенты, которые при написании эссе опирались на краткую характеристику произведений из Интернета, что не позволило им в полной мере изучить предложенные для анализа произведения. Среди таких студентов преобладали студенты-иностранцы.

Выводы. Разработка форм и средств компетентностного обучения требует проведения переориентации содержания биоэтики посредством глубокого и объективного анализа тенденций и специфики развития современной фармации России как самостоятельной отрасли естественнонаучного знания. В результате проведенного исследования были обозначены основные компетенции из ООП ФГОС ВПО 060301 «ФАРМАЦИЯ», которыми должен овладеть студент второго курса, обучающийся по специальности «Фармация», при изучении дисциплины «Биоэтика». Для обучения и повышения уровня освоения компетенций были использованы различные интерактивные методы обучения. Использование таких форм обучения на занятиях в малых группах позволяет сочетать индивидуальную и коллективную ответственность студентов, мотивировать их на достижение общего результата. Применение нестандартных заданий (в виде анализа художественных книг и фильмов) при обучении биоэтике позволяет демонстрировать студентам взаимосвязь и взаимообусловленность науки и культуры, формировать определенный склад мышления в дальнейшей жизнедеятельности.


Библиографическая ссылка

Грибкова Е.И., Сударенко К.В., Эбзеева А.М. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЭТИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28832 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674