Согласно опубликованным данным Ассоциации американских колледжей и университетов в последнее десятилетие XXI века на 90% увеличилась численность студентов, заинтересованных в получении послевузовского образования [1, с. 4]. Многие зарубежные ученые в своих научных статьях затрагивают вопросы организации курсов для преподавателей-аспирантов, недавно окончивших высшее учебное заведение (С. Ронковски), а также касаются содержательного аспекта и практической реализации аспирантских программ (М. Маринкович, Д. Простко, Ф. Стаут) [2, с. 4].
Цель исследования: проанализировать основополагающие компетенции аспирантских программ США и Канады.
Материал и методы исследования. В качестве материала для анализа послужили оригинальные материалы на английском языке американских и канадских исследователей. Так, в научной работе Д. Шонветтэра, Д. Элис, К. Тэйлора и В. Купа представлен всесторонний обзор аспирантских программ на базе вузов США и Канады и определен перечень общепрофессиональных компетенций [3]. Представленные компетенции отражают содержательный аспект аспирантских программ, нацеленных, в первую очередь, на подготовку аспирантов как будущих преподавателей вузов. В других своих исследованиях Д. Шонветтэр и К. Тэйлор представили результаты опроса аспирантов, обучающихся по одной из сертификационных программ, и ранжировали компетенции, необходимые для будущего преподавателя, по степени их важности [3, с. 123]. Д. Шонветтэр и Д. Элис предложили перечень возможных компетенций, которые отражают основные элементы многих программах обучения аспирантов [4]. Связанное с этим пролонгированное исследование К. Тэйлора, Д. Шонветтэра, Д. Элис, М. Робертс продемонстрировало, что аналогичные компетенции имеют решающее значение во многих аспирантских программах США и Канады [5].
В свою очередь, ведущие организации в сфере повышения квалификации научно-педагогических кадров вузов «Сеть профессионального и организационного развития в высшем образовании» (Professional and Organizational Development Network in Higher Education – POD) в США и «Общество обучения и изучения» (Society for Teaching and Learning in Higher Education – STLHE) в Канаде определили 152 компетенции, которые необходимо развивать в рамках аспирантских программ [6, с. 118-119]. Д. Шонветтер и Д. Эллис провели тематический анализ представленных компетенций. Руководствуясь предложенными K. Смитом десятью ведущими видами деятельности в подготовке аспиранта к карьере преподавателя [2, с. 5], Д. Шонветтер и Д. Эллис сгруппировали 152 компетенции согласно следующим категориям: разработка плана занятия в частности и курса в целом; педагогические навыки; форма оценивания и обратная связь; межличностные навыки; стипендия на обучение и в процессе преподавания; коммуникативные навыки; управление временем и людьми; обеспечение необходимыми ресурсами; наставничество и коллегиальное наставничество.
Данный подход разделяют многие американские и канадские исследователи, затрагивающие в своих работах вопросы содержания курса «Преподаватель высшей школы» и отражающие мнение преподавателей высшей школы относительно наиболее важных компетенций в обучении аспирантов. Ученые провели совместное исследование, позволившее выделить из 152 компетенций 39 – основополагающих. Оценка степени важности предложенных аспирантам компетенций проходила с использованием пятиточечной «шкалы Ликерта». Также Д. Шонветтер, Д. Эллис, К. Тэйлор, В. Куп и М. Робертс учитывали четыре критерия: уровень педагогической подготовки аспирантов; уровень овладения компетенциями в рамках обучения по аспирантской программе; уровень профессиональной подготовки аспиранта; уровень владения компетенциями, позволяющий аспирантам начать развивать у своих студентов необходимые компетенции. Респондентами выступили как американские, так и канадские студенты [3].
Результаты исследования и их обсуждение. Градация компетенций по степени важности включает в себя 39 компетенций и может быть представлена следующим образом.
- Способность формировать уважительное отношение и демонстрировать понимание по отношению к студентам.
- Способность обоснованно и конструктивно оценивать обучающихся.
- Способность применять эффективные методы обсуждения.
- Способность применять эффективные методы опроса.
- Способность применять эффективные методы оценки.
- Способность к коммуникации и саморегуляции для успешного обучения по аспирантской программе.
- Способность разрабатывать эффективный план курса обучения, способствующий развитию у аспиранта способности к критическому мышлению и разрешению проблемных ситуаций на более высоком уровне.
- Владение рефлексивным подходом к преподаванию посредством обратной связи и постоянной трансформации подходов к обучению.
- Способность соотносить различные методы обучения с его конкретными целями.
- Способность соотносить различные методы оценки с конкретными целями обучения.
- Способность определять конкретные и реально достижимые цели в обучении.
- Включенность в процесс профессионального развития, связанного с обучением.
- Способность документально отмечать эффективность своего обучения.
- Способность организовать эффективное общение в устной форме на английском языке.
- Способность обеспечить гостеприимную и безопасную среду для своих студентов.
- Способность к целеполаганию в процессе преподавания своей дисциплины.
- Способность соблюдать институциональную политику (например, дисциплинарная ответственность, академическая честность, легальность информации).
- Способность организовать эффективную письменную коммуникацию на английском языке.
- Способность применять эффективные методы в процессе чтения лекций.
- Способность результативно взаимодействовать с наставником по вопросам преподавания.
- Способность преподавать для маленькой и большой аудитории.
- Способность к восприятию обучения как научной работы.
- Способность применять ориентированные на студентов методы обучения.
- Способность понимать преподавание как непрерывное рефлексивное обучение в течение всей жизни.
- Способность подготовить необходимый материал для занятий, соответствующий уровню знаний, способностям и интересам студентов.
- Способность применять на практике методы и принципы обучения.
- Способность представить структурированный материал для занятия, соответствующий потребностям студентов.
- Способность мотивировать своих студентов, заряжая их своим энтузиазмом.
- Способность реализовывать на практике различные стили обучения студентов.
- Способность адаптировать учебный материал к потребностям обучающихся.
- Способность демонстрировать мастерство владения предметом.
- Способность поддерживать и стимулировать взаимодействие и сотрудничество между студентами.
- Способность выстраивать доверительные отношения с обучающимися, помогая им успешно справляться с учебным материалом.
- Способность организовать научный поиск студентов посредством исследовательской деятельности применительно к изучаемой дисциплине.
- Способность акцентировать внимание на важных ценностных установках, присущих изучаемой дисциплине или профессии.
- Способность осознанно избегать предвзятости и предубеждения в процессе преподавания.
- Способность раскрыть ведомственные нормы в отношении обучения.
- Способность использовать современные технологии с целью совершенствования процесса обучения.
- Способность консультировать студентов о возможностях карьерного роста в рамках изучаемой дисциплины или профессии.
- Способность демонстрировать взаимосвязь между конкретным курсом обучения и учебным планом [3].
Вышеперечисленные компетенции были объединены американскими и канадскими исследователями в две группы (Д. Шонветтер, Д. Эллис, К. Тэйлор, В. Куп, М. Робертс) согласно степени их важности и необходимости в процессе обучения аспирантов. В таблице 1 представлена градация наиболее важных компетенций, в то время как в таблице 2 – градация наименее важных компетенций [2, с. 11-12]. Во всех таблицах представлены только компетенции, находящиеся на первостепенных позициях. Порядок представления компетенций соответствует степени их важности, далее следуют разделы, относящиеся к планируемым результатам обучения (показатели освоения компетенции) как: получаемые знания; уверенность в преподавании или умения; профессиональная подготовка преподавателя или профессиональные навыки.
Таблица 1
Градация наиболее важных компетенций
№ п/п |
Важность компетенции |
Получаемые знания |
Уверенность в преподавании |
Профессиональная подготовка преподавателя |
1 |
Способность формировать уважительное отношение и демонстрировать понимание по отношению к студентам |
Способность эффективно использовать методы обсуждения |
Способность акцентировать внимание на ценностных ориентирах обучения |
Способность эффективно использовать методы обсуждения |
2 |
Способность выстраивать обоснованную и объективную шкалу оценивания результатов обучения студентов |
Включенность в процесс профессионального развития, связанного с обучением |
Способность документально отмечать эффективность обучения |
Способность документально отмечать эффективность обучения |
3 |
Способность эффективно использовать методы обсуждения |
Владение рефлексивным подходом к преподаванию посредством обратной связи и постоянной трансформации подходов к обучению
|
Владение рефлексивным подходом к преподаванию посредством обратной связи и постоянной трансформации подходов к обучению |
Способность акцентировать внимание на ценностных ориентирах обучения |
4 |
Способность применять эффективные методы опроса |
Способность документально отмечать эффективность обучения |
Включенность в процесс профессионального развития, связанного с обучением |
Включенность в процесс профессионального развития, связанного с обучением |
5 |
Способность применять эффективные методы оценки |
- |
Способность эффективно использовать методы обсуждения |
- |
6 |
Способность к коммуникации и саморегуляции для достижения успехов в процессе обучения по аспирантской программе |
- |
Способность обеспечить гостеприимную и безопасную среду для своих студентов |
- |
Согласно данным таблицы 1 можно сделать вывод о том, что представленные компетенции в большей мере ориентированы на преподавание и дальнейшее профессиональное развитие, чем на конкретные навыки, необходимые для достижения эффективности в преподавании, такие как процедура оценивания знаний аспирантов или способность выстраивать взаимосвязи между преподаваемыми курсами. В то же время, по нашему мнению, разработчики аспирантских программ уделяют больше внимания общекультурным компетенциям, которые относятся ко многим учебным дисциплинам, изучаемым не только на уровне аспирантуры, но также магистратуры и бакалавриата.
Таблица 2
Градация наименее важных компетенций
№ п/п |
Важность компетенции |
Получаемые знания |
Уверенность в преподавании |
Профессиональная подготовка преподавателя |
1 |
Способность осознанно избегать предвзятости и предубеждения в процессе преподавания |
Способность организовать эффективную письменную коммуникацию на английском языке |
Способность раскрыть ведомственные нормы в отношении обучения |
Способность подготовить необходимый материал для занятий, соответствующий уровню знаний, способностям и интересам студентов |
2 |
Способность раскрыть ведомственные нормы в отношении обучения |
Способность акцентировать внимание на важных ценностных установках, присущих изучаемой дисциплине или профессии |
Способность консультировать студентов о возможностях карьерного роста в рамках изучаемой дисциплины или профессии |
Способность демонстрировать взаимосвязь между конкретным курсом обучения и учебным планом |
3 |
Способность использовать современные технологии с целью совершенствования процесса обучения |
Способность представить структурированный материал для занятия, соответствующий потребностям студентов |
Способность демонстрировать мастерство владения предметом |
Способность использовать современные технологии с целью совершенствования процесса обучения |
4 |
Способность консультировать студентов о возможностях карьерного роста в рамках изучаемой дисциплины или профессии |
Способность демонстрировать взаимосвязь между конкретным курсом обучения и учебным планом |
- |
Способность демонстрировать мастерство владения предметом |
5 |
Способность демонстрировать взаимосвязь между конкретным курсом обучения и учебным планом |
Способность раскрыть ведомственные нормы в отношении обучения |
-
|
Способность раскрыть ведомственные нормы в отношении обучения |
Способность демонстрировать мастерство владения предметом |
Способность акцентировать внимание на важных ценностных установках, присущих изучаемой дисциплине или профессии |
|||
Способность консультировать студентов о возможностях карьерного роста в рамках изучаемой дисциплины или профессии |
Способность консультировать студентов о возможностях карьерного роста в рамках изучаемой дисциплины или профессии |
В свою очередь, данные таблицы 2 позволяют сделать вывод о сущностных характеристиках выделенных наименее важных компетенций. Считаем, что причина подобной градации состоит в том, что эксперты программ обучения аспирантов являются, как правило, специалистами в одной или двух предметных областях. В этой связи они не могут в полной мере оценить важность и значимость той или иной компетенции для определенной учебной дисциплины. С целью решения данной проблемы в США и Канаде организуются специальные узконаправленные конференции, посвященные данной проблематике, с привлечением преподавателей и аспирантов в качестве экспертов аспирантских программ. Также одной из неоднозначных позиций, по нашему мнению, является выделение среди менее важных компетенций способности использовать современные технологии с целью совершенствования процесса обучения. Такой подход вызывает закономерный вопрос: полагают ли разработчики аспирантских программ, что аспиранты овладели на высоком уровне современными технологиями и педагогическими приемами их эффективной реализации на практике на предшествующих этапах обучения (бакалавриат, магистратуры), позволяющими не уделять данному вопросу должного внимания на этапе обучения в аспирантуре? Обращая внимание на быстрое развитие технологий в современном мире, представляется правомерным утверждать, что постоянное совершенствование работы с ними должно оставаться одним из приоритетных направлений современного образования на каждом из его этапов.
Заключение. Подводя итог, следует акцентировать внимание на том, что обучение аспирантов является одним из ключевых и приоритетных направлений для большинства высших учебных заведений как в России, так и за рубежом. Аспиранты в будущем могут стать непосредственными членами профессорско-преподавательского состава вуза, поэтому их педагогическая подготовка играет важную роль для будущего высшего образования. Одним из возможных путей решения данного вопроса можно назвать комплексный и всесторонний подход к разработке аспирантских программ в целом, и содержательной основы заложенных в них компетенций в частности.
Библиографическая ссылка
Куликова Ю.Н. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ АСПИРАНТСКИХ ПРОГРАММ США И КАНАДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28850 (дата обращения: 23.04.2024).