Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОТВЕТСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКИХ РЕАЛИЙ

Залужная М.В. 1 Заярная М.В. 2
1 ГКУСО РО АЗОВСКИЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ
2 Азовский районный отдел образования
Данная статья представляет интерес для специалистов, работающих с семьями граждан Российской Федерации. В ней представлена научная рефлексия феномена ответственного родительства в контексте современных реалий российского общества. Авторами на теоретическом уровне проанализированы представления о родительстве, функции, принципы ответственного родительства. Описаны модели ответственного родительства: рациональная, коммуникативная, нормативная, ресурсная. Раскрыта характеристика каждой из моделей в зависимости от приоритетных родительских установок, поведения, целей и мотивов воспитательной деятельности. Авторы дискутируют на тему ответственного и безответственного родительства в современной России. Акцентируют внимание читателей на проблемном поле нарушения детско-родительских взаимоотношений, а именно: недостатком материальных ресурсов, личностной и социальной незрелостью родителей, нарушение эмоционального контакта, отчуждение родителей и детей в связи с распространением современных коммуникативных технологий. Представлен материал практико-ориентированных научно-методических исследований семьи и семейного воспитания, проведенного в образовательных организациях Азовского района Ростовской области. Специалистами были изучены ценностные ориентации и уровень воспитанности подростков, а так же родительское отношение к ребенку и семейные взаимоотношения, на наличие негармоничных психогенных особенностей воспитания. Обозначены проблемы детско-родительских взаимоотношений.
ответственное родительство
функции родительства
представления о родительских ролях
научно-методические исследования семьи
1. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954 (дата обращения: 03.07.2019).
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/ (дата обращения: 03.07.2019).
3. Чумичева Р.М., Грабаровская Л.В. Ответственное родительство: постановка проблемы и результаты диагностики // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12 (30). С. 135-141.
4. Белинская А.Б. Ответственное родительство как психолого - педагогический феномен // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2017. № 3. С. 32-35.
5. Залужная М.В. Педагогические особенности подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей: дис ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2017. 225 с.
6. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Роль отца в психическом развитии ребёнка. М.: «Форум», 2011. 131 с.
7. Семья и родительство в современной России. Отчет о результатах исследования Института социологии РАН по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. М., 2009. 82 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ekimovka-x.ru/files/sociolog/semjya_i_roditelstvo.pdf (дата обращения: 03.07.2019).

В мае 2017 г. Президент России подписал указ об объявлении в России  Десятилетия детства. Законодательным актом регламентированы основные векторы социальной политики в области укрепления института семьи, в частности защиты детства, на основе результатов реализации  национальной стратегии действий в интересах детей [1].

В современных реалиях российского социума защита прав и законных интересов несовершеннолетних является одним из главных приоритетов государственной политики Российской Федерации. 

Приоритет родителей в сфере воспитания и обучения ребенка отражен в  Стратегии развития воспитания в России на период до 2025 г. Законодательным актом регламентировано развитие социальных институтов воспитания, направленное на повышение статуса семейного воспитания, в частности укрепление института семьи (материнства, детства, отцовства), развитие семейных клубов, родительское просвещение с целью формирования ответственного родительства [2].

Цель исследования, материалы которого составили эту статью, заключалась в выявлении приоритетных представлений российского общества об ответственном родительстве.

Материалы и методы исследования

С целью изучения состояния проблемы проводились научная рефлексия и систематизация  литературы по направлению нашего исследования. Анализу подверглись литературные источники по педагогике, психологии, социологии,  философии. Изучены научные статьи, материалы научно-практических конференций, семинаров, форумов, что позволило определить основные характеристики феномена «ответственное родительство».

Использование метода анкетирования было направлено на исследование учащихся 7-х, 8-х и 9-х классов и их родителей МБОУ СОШ Азовского района. Всего было продиагностировано более двух  тысяч человек. Исследование было направлено на изучение ценностных ориентаций  подростков (анкета Л.Н. Мурзич, А.В. Тарасова) и определение уровня воспитанности учащихся по  методике Н.П. Капустиной. Также специалистами проводилось исследование взрослого контингента на определение родительского отношения к ребенку по методике  А.Я. Варга, В.В. Столина и  семейных взаимоотношений на наличие негармоничных психогенных особенностей воспитания по методикам  Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса.

Результаты исследования и их обсуждение

Представления россиян об ответственном родительстве находятся в числе наиболее устойчивых ценностных компонентов общественного сознания. Приоритетной составляющей ответственного родителя является обеспечение защитной функции:  охрана здоровья ребенка, защита от внешних опасностей, надзор за его кругом общения. Также значимыми функциями ответственного родительства являются формирование у ребенка  ценностных ориентаций для его адаптации к жизни в социуме и решение материальных задач: оплата обучения, обеспечение одеждой,  финансирование досуга.

Рефлексия отечественных научных исследований выявила пять определяющих принципов ответственного родительства: развитие ребенка на основе его собственных внутренних ресурсов; принятие возможности совершения ошибок ребенком, использование собственных неудач как ресурса для обновления дальнейшей стратегии поведения;  рефлексия эмоциональной сферы ребенка, формирование уверенности в себе, что позволит стать отзывчивым и способным работать в команде; обучение сопротивлению психологическому давлению через рефлексию собственных желаний и формирование «внутреннего стержня». Таким образом, ответственное родительство – это осознанная и ответственная деятельность взрослого человека по отношению к несовершеннолетним [3–5].

В контексте ответственного родительства представляется целесообразным рассмотреть дифференцированно вопрос о формировании феномена ответственного материнства и отцовства.

В сегодняшних реалиях функционирования института российской семьи отцовство оказалось на периферии семейных взаимоотношений. Исследователями, определяющими роль отца в качестве приоритетной составляющей  формирования личности ребенка, установлен факт, что сегодня российское общество характеризуется перекосом общественного сознания в сторону приоритета материнства и второстепенной роли отцовства [5, 6].

В современной России наблюдается также и снижение ценности материнства. Подавляющее большинство современных женщин рассматривают материнство с экономической позиции, первоначально выстраивают профессиональные перспективы, а затем только семейные.

Следствием указанных тенденций является снижение ценности материнства и отцовства в России, что непосредственно сказывается на детях, которых воспитывают незрелые родители. Последствиями являются непослушание, агрессивность, конфликтность, страхи, инфантильность детей, отсутствие каких-либо интересов, увлечений, нежелание учиться – в целом, те проблемы, с которыми сталкивается современная российская семья.

Термин «ответственное родительство» транспонировался в российскую науку и практику благодаря деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Одно из первых исследований на тему изучения современных семейных проблем – «Семья и родительство в современной России» [C1] (2009) [7]. 

Ответственный родитель – это прежде всего эффективный воспитатель, способный обеспечить формирование социально адаптированной духовно-нравственной личности, способной в дальнейшем построить свое успешное будущее, стать активным гражданином.

Мы понимаем, что ответственный родитель – это гарантия того, что современная семья сможет справиться с имеющимися проблемами, трудностями и противоречиями и обеспечить свое устойчивое развитие. Одним из приоритетных механизмов реализации поставленных задач является проведение практико-ориентированных научно-методических исследований в области семьи и семейного воспитания детей. Примером проведения подобных исследований служит совместный исследовательский проект ГКУСО РО Азовского центра помощи детям и Управления образования Азовского района Ростовской области, специалисты которых провели масштабное исследование учащихся и их родителей МБОУ СОШ Азовского района: с. Кагальник, с. Самарское, с. Александровка, с. Пешково, с. Задонское, с. Кулешовка. Исследование выявило, что приоритетным смыслом жизни подростки видят «продолжение рода», «улучшение условий собственной жизни», «обеспечение своих детей», «удовлетворение своих потребностей», т.е. отчетливо прослеживается тенденция эгоцентрической направленности личности. Среди представленных семнадцати вариантов ответа подростками были выбраны актуальные для них: «хорошее отношение в семье», «свобода», «друзья», «власть», «деньги», «природа».  В числе неприоритетных ценностей были «жизнь другого человека», «культурные ценности», «Родина», «мир (как состояние отношений)», «Бог».

Интерпретация результатов по уровню воспитанности учащихся показала, что данный показатель распределен с незначительной разницей между «хорошим», «средним» и «низким» уровнями: 35%, 28%, 27% соответственно. Показатель «высокий» имеет наименьший ранг – 15%. В ходе анализа и систематизации данных была установлена отрицательная тенденция в ответах по блоку «отношение к себе», а именно: «соблюдение культуры поведения», «забота о своем здоровье», «аккуратность, опрятность», «ведение здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек». Фиксировалась неприоритетность данных установок у подростков, что говорит о наличии вредных привычек у детей: имеют место курение, употребление спиртных напитков, использование нецензурной лексики в разговорной речи, подвержение риску собственной жизни и т.д.

Результаты диагностики взрослого контингента показали наличие у 78% родителей в воспитательном поведении негармоничных, психогенных особенностей воспитания. У 6% выявлено жестокое обращение, т.е. применение физических наказаний, лишение удовольствий, неудовлетворение потребностей ребенка. 10% родителей уделяют повышенное внимание ребенку («потворствующая гиперпротекция»), стараются максимально удовлетворить его потребности, тем самым способствуют формированию истероидных, демонстративных черт характера у ребенка. У 30% респондентов при равномерном распределении (15% – «доминирующая гиперпротекция», 15% – «эмоциональное отвержение») присутствует авторитарный стиль воспитания, способствующий лишению самостоятельности, а также при «эмоциональном отвержении» отмечается неразделение неудач и удач ребенка. Ребенок находится на периферии внимания родителей – 16%. Наибольший показатель – 38% – выявлен по шкале «повышенная моральная ответственность», что свидетельствует о  завышенных требованиях к ребенку на фоне сниженного внимания и заботы о нем.

В ходе анализа родительского отношения отрицательные результаты были получены у 31% родителей. «Отвержение ребенка» – 2%, непроявление искреннего интереса к ребенку, неразделение сферы его увлечений – 11%, установление психологической дистанции между собой и ребенком, неудовлетворение его основных разумных потребностей – 4%, гиперконтроль – 7%, неразделение неудач ребенка – 7%.

В ходе исследования было установлено, что причинами нарушений в стиле семейного воспитания являются ряд особенностей в поведении родителей.

Во-первых, зачастую для матерей-одиночек отношения с ребенком становятся единственно возможными межличностными отношениями. Женщина отказывается от заключения брака, стремится посвятить всю себя исключительно ребенку. В ряде случаев у родителей наблюдается желание игнорировать взросление детей, родитель всячески стремится ограничить подростка, не дать ему выйти за пределы семейной системы. Среди исследованного взрослого контингента встречается воспитательная неуверенность родителей, которая в свою очередь формирует нарушения в воспитании: потворствующую гиперпротекцию либо пониженный уровень требований. Родитель полностью выполняет все требования ребенка,  идет  у него  на поводу, уступает даже в вопросах, в которых, по его собственному мнению, уступать нельзя.

Во-вторых, у ряда испытуемых имеются фобии «утраты ребенка», сформированные под воздействием накопленного страха потери ребенка. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к каждому пожеланию ребенка и спешить с его выполнением, других – докучно опекать его.

Также у ряда родителей имеют место неразвитость родительских чувств и проекция на подростка собственных нежелательных качеств. Причиной данного поведения может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не испытал родительского тепла. Другой причиной могут быть особенности характера родителя, например шизоидность или то, что и в подростке родитель видит черты, которые чувствует, но не признает в самом себе.

В ходе исследования взрослого контингента населения было установлено, что ряд родителей имеют тенденцию выносить  межличностный конфликт с супругом в сферу воспитания. В таком случае воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей, супруги открыто выражают недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка», а также выражают недовольство воспитательными методами другого супруга.

В ходе исследования также были выявлены некоторые смещения в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола. Отношение родителя к подростку обусловливается не действительными особенностями подростка, а теми чертами, которые родитель приписывает его полу, т. е. «мальчикам» или «девочкам».

В ходе исследования было установлено, что часто проблемы в отношениях родителей и детей возникают вследствие того, что во многих семьях наблюдается дефицит ответственности, причем ответственности именно родителей перед детьми.

Ответственное родительство целесообразно дифференцировать на следующие четыре модели: рациональная, коммуникативная, нормативная и ресурсная [7].

В рациональной модели основной характеристикой  ответственного родительства является осознанность, осмысленность деятельности родителей. В модели коммуникативной родители формируют тесную эмоциональную связь с ребенком. Согласно нормативной модели ответственное родительство означает надлежащее исполнение родительских обязанностей. В ресурсной модели  ответственным считается родительство, обеспечивающее достойное содержание ребенку, удовлетворяющее его потребности и нужды, в частности в духовной и эмоциональной составляющей.

На наш взгляд, безответственное родительство связано с отсутствием либо с недостатком материальных ресурсов. Личностная и социальная незрелость приводит к тому, что родители оказываются неспособными выполнять свои родительские обязанности должным образом и, терпя неудачи в деле воспитания, стремятся переложить свои обязанности на социальные институты. К примеру, безответственные родители возлагают ответственность за воспитание на систему образования или систему социальной защиты, но при этом редко винят в неудачах самих себя.

Основными проблемами, характерными для детско-родительских отношений в современных российских реалиях, являются отсутствие доверия, нехватка времени для совместного проведения досуга, совместной деятельности, в ходе которой и может состояться взаимодействие, приводящее к эмоциональному контакту. Проблема взаимного эмоционального отчуждения родителей и детей имеет вполне объективное измерение – время, которое родители проводят вместе с детьми. На сегодняшний день его явно недостаточно: по мнению исследователей, российские родители уделяют общению с детьми менее 20 минут в день.

В перечне проблем, с которыми сталкиваются современные семьи, особую остроту приобретает нарастающее отчуждение родителей и детей, связанное с распространением современных коммуникационных технологий, погружением детей в мир социальных сетей, сетевых компьютерных игр, прямого общения через Интернет, виртуальные коммуникативные связи, которые становятся более важными, более значимыми, чем общение с родителями. Традиционный, привычный ценностный разрыв между поколениями «отцов и детей» усугубляется из-за того, что дети раньше входят в сетевые среды общения за границами семьи. Поколение детей осваивает новые технологии быстрее и лучше, чем поколение родителей. Родители часто оказываются беспомощными перед технологическим натиском, быстрым развитием виртуального пространства, в котором их дети ориентируются и чувствуют себя более комфортно и привычно, чем они сами.

Выводы

Как показало исследование, занятость родителей вкупе с отчуждением детей, связанным с увлечением новыми формами общения в Интернете, способна существенно сократить время общения внутри семьи, развести родителей и детей по разным, не соприкасающимся друг с другом сферам жизни.

Таким образом, сегодня понятие «ответственное родительство» вошло в современную социальную реальность и получило научно-теоретическое осмысление. Ответственное отцовство и материнство сходны в наличии ряда качеств: приоритетности интересов ребенка и систематической заботе о детях как главном смысле семейной жизни.

Одной из ключевых проблем современного родительства является кризис семейных ценностей. Приоритетные ныне ценности самореализации, потребления, эгоцентризма стали в оппозицию традиционным ценностям семьи, таким как уважение к родителям и забота о детях.

Изучение основных параметров жизнедеятельности семьи позволяет охарактеризовать родителей как ответственных либо установить предпосылки или явные проявления семейного неблагополучия. Особое внимание следует уделять семьям «группы риска», в которых устойчиво воспроизводятся практики безответственного родительства.


Библиографическая ссылка

Залужная М.В., Заярная М.В. ОТВЕТСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКИХ РЕАЛИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29002 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674