Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СФЕРЫ

Рыжов В.В. 1 Соколовская С.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Исследуются принципиальные различия профессиональной готовности специалиста и профессионала. Анализ этих различий нацелен на выявление ключевого (генерального) фактора, определяющего компетентность профессионала. Исходные предположения: 1) для поиска названого фактора необходим анализ не только стандартных профессиональных компетенций, но и надпрофессиональных знаний, умений и навыков; 2) искомый фактор должен интегрировать профессиональные и надпрофессиональные компетенции в структуре (модели) профессиональной готовности профессионала. Общие цели исследования – разработка и реализация программы формирования готовности профессионала с учетом генерального фактора в соответствии с моделью, проверка исходных предположений. Выявлена существенная роль надпрофессиональных компетенций в характеристике профессионала физкультурно-спортивной деятельности. Анализ надпрофессиональных компетенций позволил выявить генеральный фактор компетентности профессионала и построить модель его профессионально-личностной готовности к деятельности. На основе предложенной модели и с учетом генерального духовно-нравственного фактора разработана и реализована программа формирования компетентности профессионала в образовательном процессе физкультурно-спортивного вуза. Программа направлена на комплексное, интегральное развитие когнитивной, мотивационно-целевой, операциональной, ценностно-нравственной и рефлексивной готовности профессионала к деятельности. Интегрирующим фактором развития профессионализма как высшего уровня компетентности личности выступает любовь к своему делу и людям, которым профессионал служит (модус служения). Результаты исследования показали эффективность программы, перспективность предложенной модели и разработанного подхода в целом.
компетентность
специалист
профессионал
надпрофессиональные компетенции
профессионально-личностная готовность
профессионализм
программа формирования
модус служения
1. Шипилов В. Перечень навыков soft skills и способы их развития. Интернет проект [Электронный ресурс]. URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml. (дата обращения: 1.06.2020).
2. Дружилов С.А. Психология профессионализма: Инженерно-психологический подход. 2-е изд. Харьков: Гуманитарный центр, 2017. 380 с.
3. Кузьмина С.В. Формирование психологической готовности студентов к эффективной профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2011. № 10. С. 24-28.
4. Рыжов В.В., Кузьмина С.В. Психологическая культура общения как фактор профессиональной подготовки. М., 2011. 202 с.
5. Пономаренко В.А. На чьих плечах стоим. М.: Институт психологии РАН, 2012. 145 с.
6. Рыжов В.В. Личность: творчество и духовность. СПб., 2012. 489 с.
7. Безносов С.П. Профессиональные деформации личности // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД. 2012. №3. С.167-171.
8. Костюченко В.Ф., Орехов Е.Ф., Щенникова М.Ю., Германова А.А. Профессионализм в сфере физической культуры и спорта: учебное пособие. СПб.: НОУ физкультуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, 2014. 223 с.
9. Рогов Е. И. Психология становления профессионализма. Ростов н/Д.: Изд-во Южного федерального ун-та, 2016. 340 с.
10. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. 751 с.
11. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 2008. 352 с.
12. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. 560 с.

В настоящее время университеты всего мира конкурируют друг с другом за финансирование научно-исследователь­ской работы, привлечение ведущих ученых, талантливых студентов, творческих преподавателей и т.д. Все это – необходимые условия для повышения уровня подготовки выпускников, их востребованности и конкурентоспособности на рынке труда. При этом, как доказывают социологические исследования, для работодателей важны не только профессиональные компетенции специалистов, но и дополнительные знания, умения и навыки, которые, как правило, невозможно получить в учебном процессе университета. Речь идет о навыках soft skills – гибких, неспециализированных, надпрофессиональных навыках и умениях, отвечающих за успешное и творческое участие в деятельности, взаимодействие с людьми, личностный рост, продвижение в карьере и т.п. [1, 2].

В отличие от hard skills навыков, которые связаны непосредственно с ремеслом и той деятельностью, которой занимается человек, soft skills относятся не к рабочим, а скорее к жизненным навыкам и умениям. Например, для программиста hard skills – это все, что связано с программированием; для сценариста – его навыки написания сценариев; для станочника на заводе или пилота воздушного судна – их операционная и техническая деятельность по управлению станком или соответственно лайнером, и т.п. Разумеется, в разных видах деятельности профессиональные компетенции hard skills различаются по содержанию и уровню сложности, а у разных деятелей – еще и по качеству исполнения. Однако в любом случае эти профессиональные компетенции характеризуют субъекта деятельности как специалиста, в том числе специалиста высокого класса. Для характеристики профессионала их недостаточно [3, 4].

Среди значимых для профессионала soft skills выделяют коммуникативные навыки, воображение, нестандартное и критическое мышление, навыки решения проблем, креативность, умение работать в команде, искусство ведения переговоров, самоорганизацию, навыки разрешения конфликтов, творческую свободу и ответственность, этикет и хорошие манеры, учтивость, культуру эмоций, чувство собственного достоинства, уважение к культуре других народов, общительность, честность, сочувствие, рабочую этику и многие другие, необходимые для успешной работы в своей сфере, в команде, в коллективе [1].

Цель исследования: основываясь на анализе различий деятельности и личности профессионала и специалиста, выявить генеральный фактор в структуре (модели) профессионализма деятеля, разработать и реализовать программу формирования готовности профессионала к деятельности в сфере физической культуры и спорта (ФКиС) с учетом генерального фактора и в соответствии с моделью.

Материал и методы исследования. Работа выполнена на материале профессиональной подготовки специалистов на факультетах ФКиС с использованием методов теоретического анализа и моделирования, наблюдения, педагогического эксперимента с применением активного обучения (упражнений, тренингов, деловых игр и пр.), экспертной оценки и рефлексии результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализируя перечень надпрофессиональных компетенций (знаний, умений, навыков, личностных качеств, способностей, потенциалов и т.п.), можно сказать, что все они в совокупности выражают сложное системное качество, интегрирующее в себе когнитивные, мотивационные, эмоционально-волевые, творческие, операциональные, ценностно-нравственные и рефлексивные составляющие личности, характеризующие субъекта деятельности как профессионала. Это системное качество во многих исследованиях последнего времени обозначается термином духовность личности профессионала. Духовность личности – это интеграция свободы, ответственности, творчества, трансцендентности, смысла жизни человека как индивидуальности. Интегрирующим фактором в этой системе, как можно видеть, является любовь к делу и людям, которым личность служит [5, 6].

Таким образом, профессионал ФКиС, в отличие от специалиста, должен обладать целым рядом предусмотренных Федеральными образовательными стандартами (ФГОС) компетенций, реализуемых с высоким уровнем качества непосредственно в его профессиональной работе (спортивной, тренерской, организационной и т.п.), а также системой надпрофессиональных (soft skills) компетенций (навыков, качеств, способностей и пр.), определяющих профессионализм его деятельности в ФКиС сфере. Это означает, что компетентность профессионала выражается уровнем личностно-профессиональной психологической готовности к труду и служению в физкультурно-спортивной сфере. Такая готовность, можно полагать, всегда будет востребована и конкурентоспособна. Профессиональная готовность специалиста, отвечающая только требованиям образовательных стандартов, может быть востребована лишь сегодня. Кроме того, согласно концепции С.П. Безносова, личностно-профессиональная готовность, интегрированная духовно-нравственным фактором (служения, творчества, вдохновения и т.п.), существенно уменьшает подверженность личности разного рода профессиональным деформациям [7], которых, как известно, в профессиональной сфере ФКиС достаточно много [8].

Исследователи вопросов личностно-профессиональной готовности (Е.А. Климов, Л.Н. Захарова, Ф. Генов, В.Н. Лоскутов, Л.А. Емельянова, Е.И Рогов, Ю.М. Забродин, А.А. Крылов, П.А. Рудик и др.) [9] в качестве ее определения выделяют результативность формирования индивидуальной психологической компетентности профессиональной деятельности. При таком подходе уровню профессионализма соответствует только комплексная готовность, включающая в себя все компоненты: мотивационно-целевые, ценностно-смысловые, когнитивные, операциональные и рефлексивные. Данную систему объединяет и пронизывает фактор любви и служения делу и людям.

Целью создания программы формирования профессионалов сферы ФКиС явилось совершенствование комплекса профессионально-личностной психологической готовности студентов, приведение его в соответствие требованиям профессионализма, востребованным на рынке труда. Основные задачи подготовки студентов и реализующие их учебно-воспитательные технологии идентичны структурным компонентам профессионально-личностной психологической готовности. Содержание этих компонентов отражается в каждом блоке разработанной программы развития.

1. Когнитивный компонент: освоение системы общих психолого-педагогических, методических, управленческих и других знаний, представлений, понятий, а также специальных знаний физкультурно-спортивной сферы, мировых трендов развития смежных областей, в том числе IT-технологий.

Работа в этом блоке направлена на расширение ориентировочной основы деятельности будущих профессионалов физкультурно-спортивной сферы. Задания, используемые в данном блоке, формируют представления о деталях будущей профессиональной деятельности, служении людям, целях и результатах этой деятельности, помогают построению концептуальной модели деятельности, развитию профессиональной мотивации, знакомят с профессиями будущего.

В содержание занятий данного блока включены темы, наиболее актуальные для студентов по данным диагностики их знаний. К ним относятся: «Понятие и структура профессиональной деятельности специалиста физкультурно-спортивной сферы», «Требования профессиональных стандартов к деятельности учителя физической культуры, спортивного тренера», «Типы карьер: сегодня и завтра», «Виды физкультурно-спортивных организаций», «Критерии успешности в зависимости от вида профессиональной деятельности», «Что значит быть профессионалом?», «Акмеологическая структура профессионализма специалиста физкультурно-спортивной сферы» [10], «Основные тренды профессионального роста в XXI веке», «Изменения в различных сферах экономки, IT-технологий, физкультурно-спортивных услуг», «Навыки XXI века», «Профессии будущего физкультурно-спортивной сферы» и другие темы.

В качестве образовательных технологий использовались интерактивные лекции с элементами поиска и схематизации определений и понятий, мозгового штурма, разбора кейсов, проблемных ситуаций; дискуссии и семинары с предварительной подготовкой студентов к диалогическому общению по теме; контрольные понятийные диктанты.

2. Мотивационно-целевой компонент: формирование мотивационной готовности к профессиональной деятельности; стимуляция стремления к успеху как цели и ценности деятельности; активизация творческого потенциала по овладению hard skills и soft skills; создание условий личностного самоопределения студента, осознания им своей индивидуальности и самоактуализации, поиск и понимание смысла будущей деятельности, формирование индивидуального профиля самосовершенствования как личности [3].

В содержание занятий входили следующие образовательные технологии:

– интерактивные лекции, семинары по темам: «Мотивация и личностный потенциал», «Классификация типов личности», «Примеры разных типов, анализ собственной личности» (тест-упражнение и обсуждение результатов);

– деловые игры, разбор литературных произведений, дискуссии по темам: «Ценностные ориентации и смысл жизни», «Тематические беседы о теориях А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла», «Характеристики людей с разными типами ценностных и смысложизненных ориентаций», «Самоактуализирующаяся личность и мотивация», «Профессионализм: гармония свободы воли и свободы действия». Проводится мысль, что свобода воли профессионала обусловлена нравственно-ценной ориентацией деятеля (модус служения), а свободу действия дает профессионалу совершенное владение любимым «ремеслом»;

– психологические тренинги с использованием практических упражнений по темам: «Способы и критерии достижения успеха», «Планируемые цели, мечты и их реализация», «Типы построения целей», «Факторы, помогающие и препятствующие достижению успеха и личностному росту».

Важным результатом формирования мотивационно-целевого компонента является актуализация у студентов целей различного уровня: с позиции образования (учебно-профессиональных), с позиции будущей деятельности (профессиональных) и с позиции личности (жизненных). Первые два уровня целей – дефициентные (А. Маслоу [11]), третий уровень – цели бытийные. Дефициентные цели связаны главным образом с формированием общепрофессиональных и профессиональных компетенций специалиста, описанных во ФГОС ВО и в образовательных программах обучения. Бытийные, личностные цели определяют трансформацию осознанности студентов через переход от объектной позиции в мышлении, общении, мотивации, деятельности к субъектной, активной, личностной, связанной с рефлексивным мышлением, саморазвитием, самоактуализацией, поиском и нахождением смысла деятельности и самоопределением в профессиональной деятельности, формированием надпрофессиональных компетенций и целостной компетентности профессионала.

3. Операциональный компонент: актуализация умения ставить профессиональные задачи; формирование навыков применять свои знания в процессе анализа рабочих ситуаций, проектирования своей профессиональной деятельности; отработка умения моделировать эффективные решения профессиональных ситуаций в условиях быстро меняющихся обстоятельств; развитие коммуникативных и организаторских способностей, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

Применяемые образовательные технологии:

– тренинги и практические занятия с применением моделирования, решения и разбора значимых ситуаций профессиональной деятельности специалиста и профессионала сферы ФКиС. В процессе практических занятий использовался разработанный нами перечень профессиональных ситуаций [3, 4];

– ролевые игры: «Проведение деловой беседы», «Основы уверенного поведения», «Правила ведения переговоров, выбор тактики», «Поведение в конфликтных ситуациях», «Создаем имидж» и др.

4. Ценностно-смысловой компонент: актуализация нравственных мотивов поведения в принятии управленческих решений, оптимизация позитивных ценностно-смысловых ориентаций профессиональной деятельности, формирование понимания гуманистической направленности целей физкультурно-спортивной деятельности.

Используемые образовательные технологии:

– интерактивные семинары, анализ литературных источников с целью знакомства с содержанием нравственно-духовной составляющей в структуре профессионализма (Н.А. Коваль, Б.С. Братусь, В.А. Пономаренко, В.В. Рыжов, А.К Маркова, А.Р. Фонарев и др.), овладение понятиями о модусах жизнедеятельности: власти, личных достижений, служения [12];

– исследовательская работа студентов по изучению сущности нравственных понятий через чтение произведений научной и художественной классической литературы;

– дискуссии на основе содержания нравственных понятий.

5. Рефлексивный компонент: активизация профессиональной рефлексии, развитие саморегуляции и самоконтроля профессионального и личностного роста, овладение различными типами рефлексии (процессуальным, предметным и личностным), формирование аналитических и проектировочных умений, оптимизация самооценки и уверенности в успехе; развитие рефлексивного мышления.

Используемые образовательные технологии:

– интерактивные мини-лекции, семинары, дискуссии по темам: «Что такое рефлексия», «Механизмы рефлексивного мышления», «Творчество и свобода как важнейшие атрибуты профессионализма»;

– моделирование проблемных конфликтных ситуаций, типичных для физкультурно-спортивных организаций, проработка вариантов их решений, а также последствий для разных категорий участников;

– итоговое задание – создание рефлексивного психологического автопортрета, оценка содержания по критериям, отражающим сформированность каждого компонента психологической готовности.

В целом при рефлексивной подготовке ставится цель переориентации студента с внешнего типа регуляции деятельности во внутренний план. Поэтому ее элементы обязательны во всех блоках описанной программы.

Программа реализовывалась в рамках учебных занятий по дисциплинам «Акмеология физической культуры и спорта», проектной деятельности, организуемой профессорско-преподавательским составом в течение всего учебного года в работе со студентами.

Формирование профессионально-личностной готовности к деятельности на уровне профессионала не может осуществиться без соответствующей организационной культуры образовательного заведения, без принятия преподавательским коллективом принципиальной концепции, лежащей в основе подготовки. В соответствии с этим структура и направления работы с преподавательским коллективом состояли в реализации аналогичных блоков программы оптимизации психологической культуры общения как части организационной культуры вуза.

Основополагающими принципами реализации программы работы с преподавательским составом выступают следующие положения.

1. Работа с педагогическим коллективом факультета ФКиС направлена на усиление диалогизации, творческих, деловых и нравственно-ценных ориентаций, тем самым – на оптимизацию психологической культуры общения.

2. Для реализации подготовки выпускников к работе в условиях конкурентной, творческой и в то же время личностно ориентированной культуры общения цель образовательной деятельности педагогического коллектива и реальные цели студентов должны соответствовать друг другу.

3. Для достижения поставленных целей педагогическому коллективу необходимо в своей работе со студентами учитывать их индивидуальность. Учет личностного своеобразия, ценностей, целей, уровня личностного развития каждого будущего профессионала обеспечивает эффективность образовательного процесса. Это означает, что наряду с рефлексивностью всех аспектов подготовки особую значимость в процессе реализации программы имеет обратная связь.

4. Еще одним важным условием продуктивности реализации программы является эмоциональная насыщенность учебных занятий, от которой зависит уровень мотивации. В этом смысле чрезвычайно важны увлеченность преподавателя своим предметом и его способность увлекать и вдохновлять студентов, его харизматичность и лидерские качества. Вдохновение в труде, обусловленное любовью к делу и служением людям, является неотъемлемым качеством подлинного профессионала [6].

5. Выраженный предметный характер программы требует в процессе реализации эффективного взаимодействия психологов с преподавателями широкого спектра учебных дисциплин физкультурно-спортивного профиля.

6. Непременное условие работы в программе – оценки правильности принятия решений, их последствий, действий друг друга и при этом абсолютная безоценочность по отношению к личностным качествам. Особенно это важно в период работы над самоактуализацией. Безоценочность позволяет студентам открыто и искренне участвовать в представлении своего понимания.

Описанная программа реализована в практической экспериментальной работе со студентами и преподавателями факультетов ФКиС Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Работа со студентами осуществлялась в рамках дисциплины «Акмеология физической культуры и спорта». В реализации программы принимали участие 47 студентов 4-го курса бакалавриата факультета ФКиС и 34 преподавателя. Результаты реализации программы показали высокую эффективность ее использования в достижении поставленных целей, необходимость внедрения в учебно-воспитательный процесс [3, 4]. Для примера приведем результаты диагностики мотивационного компонента психологической готовности студентов (методика В.Г. Каташева).

Результативность внедрения программы мотивационного компонента представлена на рисунках 1 и 2.

Рис. 1. Результаты входной диагностики (сентябрь 2018 г.)

Рис. 2. Результаты итоговой диагностики (май 2019 г.)

На рисунках видно, что после проведения программы уровень мотивационной составляющей психологической готовности существенно повысился. Низкий уровень мотивации у студентов исчез совсем. Показатели среднего уровня уменьшились, количество студентов с высоким уровнем мотивации резко возросло.

Повышение уровня мотивации студентов к профессиональному обучению является основой формирования профессиональной компетентности, в том числе различных профессиональных и надпрофессиональных навыков. Результативность разработанной программы психологической готовности неразрывно связана с прохождением полного курса обучения в бакалавриате. Оценить эффективность всех применяемых методов в разработанной программе можно только по окончании обучения. Показателями сформированности всех видов навыков определяются конкурентоспособность и востребованность выпускников на рынке труда.

Заключение. В результате исследования были выработаны концептуально новые представления о направлениях, условиях и механизмах формирования комплексной профессионально-личностной психологической готовности выпускников физкультурно-спортивных вузов к эффективной профессиональной деятельности, включающей в себя систему профессиональных (hard skills) и надпрофессиональных (soft skills) навыков. Данный подход представляется весьма актуальным и перспективным в целях создания образовательного пространства физкультурно-спортивной сферы, предназначенного для целенаправленного воспитания профессионалов.


Библиографическая ссылка

Рыжов В.В., Соколовская С.В. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СФЕРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29932 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674