Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДВИГАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Серых Л.В. 1 Богачева Е.А. 1 Репринцева Г.А. 1
1 ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»
Проблема профессиональной готовности педагогов системы дошкольного образования к социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности приобретает особую значимость, поскольку у 25% выпускников дошкольных организаций выявлены низкий уровень социализации, трудности взаимодействия со сверстниками в игровой деятельности и бытовых ситуациях, общее моторное отставание. Решение профессиональных задач, связанных с сохранением и укреплением здоровья старших дошкольников, поиском новых технологий их социализации, невозможно без формирования у воспитателей готовности к внедрению современных образовательных программ физического развития и воспитания дошкольников. В Белгородской области имеется опыт разработки и внедрения парциальных программ физического развития дошкольников на основе игровых программ и технологий с учетом процесса социализации ребенка в современных условиях. В статье проанализирована профессиональная готовность 138 педагогов дошкольного образования Белгородской области к использованию образовательных программ и технологий социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности; выявлены профессиональные дефициты по некоторым направлениям профессиональной деятельности, связанные прежде всего с недостаточным пониманием структуры и содержания образовательного процесса с использованием игровых программ физического развития старших дошкольников, с недостаточным профессиональным опытом формирования методического кейса диагностических методик, предполагающих выявление уровня социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности и дальнейшую образовательную деятельность по коррекции выявленных проблем.
профессиональная готовность
модель профессиональной готовности
диагностика профессиональной готовности воспитателей
социализация дошкольников
физическое развитие дошкольников
1. Морева Н.А. Профессиональная готовность современного педагога к реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования // Педагогическое образование и наука. 2014. № 3. С. 42-46.
2. Жалагина Т.А., Гудименко Ю.Ю. Психологическая готовность к инновационной деятельности как условие профилактики профессиональной деформации личности // Современное состояние и перспективы психологии труда и организационной психологии: материалы Международной научно-практической конференции. М.: Институт психологии РАН, 2015. С. 139-145.
3. Слепцова И.Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми теория и практика // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С. 74-80.
4. Волошина Л.Н., Мусанова М.М. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении: монография. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2012. 234 с.
5. Волошина Л.Н., Серых Л.В. Смыслы интеграции педагогической науки и практики в современном профессиональном и дошкольном образовании// Научный результат. Педагогика и психология образования. №3. 2016. С. 14-17.
6. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Играйте на здоровье! Физическое воспитание детей 3-7 лет: программа, конспекты занятий, материалы для бесед, методика обучения в разновозрастных группах. М.: Вентана-Граф, 2015. 224 с.

Феномен профессиональной готовности давно известен исследователям в области педагогики и психологии. Мобилизация личностного потенциала на решение профессиональных задач, эффективная коммуникация, творческая активность – важные качества профессиональной готовности воспитателя к профессиональной деятельности. Академик А.Г. Асмолов, выступая на Московском международном салоне – 2020, отметил, что воспитатель сегодня – это «мотиватор, навигатор, коммуникатор, а, главное – эксперт в поддержке разнообразия детства».

Анализ современных источников показывает, что профессиональная готовность воспитателя рассматривается в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [1]; профессиональной готовности к инновационной деятельности [2]; готовности к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми дошкольного возраста [3].

Цель исследования – выявление профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к использованию образовательных программ и технологий социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности.

Материал и методы исследования

Изучение профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к использованию образовательных программ и технологий социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности включало два этапа – теоретический и эмпирический. Моделирование приближения содержания профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к использованию образовательных программ и технологий социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности было выполнено исходя из обобщения данных современных исследований здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования.

В эмпирическом блоке исследования профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к использованию образовательных программ и технологий социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности применялись анкеты: «Карта здоровьесберегающих знаний и умений» [4], анкета по определению готовности к выполнению здоровьесберегающей функции специалистов по дошкольному образованию [4].

Выборка составила 250 человек (руководящие и педагогические работники системы дошкольного образования Белгородской области).

Результаты исследования и их обсуждение

Анкетирование руководителей дошкольных образовательных организаций Белгородской области (112 человек) с целью выявления профессиональных дефицитов показало, что в настоящее время образовательное пространство региона нуждается в педагогах, способных решать профессиональные проблемы (62%), владеющих современными методиками развития дошкольников (78%), способных к саморазвитию и самообразованию (41%). Кроме того, руководители детских садов отметили, что готовы внедрять новые образовательные программы и технологии физического развития дошкольников (98%); однако знания о программах и технологиях социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности остаются на довольно низком уровне (23%).

Проблема профессиональной готовности педагогов системы дошкольного образования к социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности является актуальной в условиях вариативного дошкольного образования, многообразия программ и технологий физического развития и воспитания дошкольников, запросов родителей и общества.

С целью решения актуальных проблем дошкольного и профессионального образования разработана и апробируется многовекторная модель профессиональной готовности педагогов системы дошкольного образования региона к социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности.

К структурным элементам модели относятся:

1) методологический компонент: понимание воспитателями дошкольных образовательных организаций сущности, структуры, функций процесса социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности;

2) методический компонент: знания об особенностях образовательных программ физического воспитания и развития дошкольников, их реализации в образовательном процессе, создании развивающей среды для детей раннего и дошкольного возраста с учетом социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности;

3) технологический компонент: образовательные программы физического воспитания дошкольников; технологии взаимодействия педагогов детского сада, родителей и детей в двигательно-игровой деятельности; использование социально-игровых форм и проблемных ситуаций для повышения двигательной активности дошкольников и их межличностного общения;

4) аналитико-прогностический компонент: умения, базирующиеся на целеполагании, прогнозировании конечного результата; определение эффективности социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности;

5) рефлексивный компонент: самооценка и экспертная оценка уровня профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к решению проблем социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности.

Необходимо отметить, что в регионе создан научно-методический кластер «вуз – институт развития образования – дошкольная образовательная организация» [5], направленный на интеграцию педагогической науки и практики в современном профессиональном и дошкольном образовании. Учеными и практиками осуществляются разработка и внедрение игровых программ и технологий физического развития дошкольников, которые оказывают положительное влияние на их социализацию. Образовательная программа физического воспитания и развития дошкольников «Играйте на здоровье» [6] направлена на физическое воспитание и развитие детей с учетом двигательно-игровых технологий, использования спортивных, народных игр, разновозрастного взаимодействия, привлечения потенциала семей дошкольников.

В рамках работ по гранту РФФИ № 20-013-00752\20 «Технология социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности» в 2020 г. была проведена диагностика профессиональной готовности педагогов детского сада к решению задач социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности.

В рамках исследования когнитивной составляющей готовности педагогов детского сада к решению задач социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности воспитателям дошкольных образовательных организаций Белгородской области (выборка составила 96 респондентов) была предложена «Карта здоровьесберегающих знаний и умений [4, с. 152]); результаты проведенной самодиагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты оценки педагогами своих здоровьесберегающих знаний и умений

СОДЕРЖАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ПЕДАГОГАМИ

(самооценка по 5-балльной системе)

Средний

(3 балла)

Выше среднего

(4 балла)

Высокий

(5 баллов)

Методологические знания

 

Знание сущности (функций, структуры) культуры здоровья дошкольников

5

(5,2%)

29

(30, 2%)

62

(64,6%)

Знание сущности (функций, структуры) культуры профессионального здоровья педагога как части профессионально-педагогической культуры

3

(3,1%)

29

(30, 2%)

64

(66,7%)

Методические знания

 

Знание основных принципов, средств, форм, методов и приемов здоровьесберегающей деятельности дошкольников

3

(3,1%)

29

(30, 2%)

64

(66,7%)

Знание факторов, негативно влияющих на состояние здоровья

2

(2,1%)

16

(16,7%)

78

(81,2%)

Знание факторов, негативно влияющих на состояние профессионального здоровья педагога

0

16

(16,7%)

80

(83,3%)

Технологические знания

Знание основных здоровьесберегающих технологий

3

(3,1%)

19

(19,8%)

74

(77,1%)

Индивидуальные здоровьесберегающие знания

 

Знание своих индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, состояния собственного здоровья

0

(0,0%)

24

(25,0%)

72

(75,0%)

Прогностические умения

Умение определять цели и задачи здоровьесберегающей деятельности, находить способы их решения, прогнозировать конечный результат

8

(8,3%)

25

(26,1%)

63

(65,6%)

Аналитические умения

 

Умение диагностировать состояние здоровья воспитанников, анализировать полученные результаты

2

(2,1%)

34

(35,4%)

60

(62,5%)

Умение диагностировать состояние собственного здоровья, анализировать полученные результаты

3

(3,1%)

21

(21,9%)

72

(75,0%)

Умение выявлять эффективность здоровьесберегающих мероприятий, на основе полученных результатов выдвигать и обосновывать новые здравосохраняющие задачи

3

(3,1%)

32

(33,4%)

61

(63,5%)

Технологические умения

Владение современными здоровьесберегающими технологиями, направленными на конструирование, поддержание и укрепление профессионального здоровья

8

(8,3%)

32

(33,4%)

56

(58,3%)

Владение современными здоровьесберегающими технологиями, направленными на конструирование, поддержание и укрепление здоровья дошкольников

8

(8,3%)

26

(27,1%)

62

(64,6%)

Организаторские умения

Организация целесообразного режима профессионально-педагогической деятельности, рационального чередования режима труда и отдыха, оздоровительных мероприятий

2

(2,1%)

36

(37,5%)

58

(60,4%)

Организация целесообразного режима деятельности дошкольников, оздоровительных мероприятий

0

(0%)

15

(15,6%)

81

(84,4%)

 

Анализ полученных в ходе опроса данных показывает, что, несмотря на закономерное преобладание высоких уровней в самооценке педагогами своих здоровьесберегающих знаний и умений (эффект социальной желательности), можно обнаружить различия в оценке педагогами знаний о собственном здоровье и о здоровье детей в контексте профессионально-педагогической деятельности. Так, знание основных принципов, средств, форм, методов и приемов здоровьесберегающей деятельности дошкольников оценено педагогами на порядок ниже, чем знание факторов, негативно влияющих на состояние профессионального здоровья педагога (66,7% педагогов на высоком уровне оценили свои знания о здоровьесбережении дошкольников и 83,3% – в отношении здоровьесбережения педагогов, хотя и в негативном ключе).

В деятельностном плане педагоги выше оценили умения по организации целесообразного режима деятельности дошкольников и оздоровительных мероприятий (84,4% педагогов указали высокий уровень), чем умения организовать целесообразный режим профессионально-педагогической деятельности, рациональное чередование режима труда и отдыха (на высоком уроне это умение оценили только 60,4% воспитателей). Определенные дефициты в прогностической и диагностической деятельности педагогов отразились на результатах самооценки этих составляющих здоровьесберегающей деятельности (высокий уровень самооценки – у 62,5–65,6% опрошенных). Самооценка технологического аспекта здоровьесберегающей деятельности также демонстрирует наличие пробелов в умениях педагогов (высокий уровень – у 58,3–64,6%).

В опросе об организации двигательной активности и двигательного режима детей дошкольного возраста в ДОУ приняли участие 138 воспитателей детских садов Белгородской области.

На вопрос: «Какое влияние на развитие ребенка-дошкольника, на Ваш взгляд, оказывает правильно организованная двигательная деятельность?» – были даны следующие варианты ответов:

– «Укрепляет здоровье / оздоравливает / обеспечивает укрепление физического и психического здоровья дошкольников»;

– «Укрепляет и развивает» / «Под влиянием движений развиваются эмоциональная, волевая, познавательная сферы»;

– «Воспитывает организованность, выносливость» / «Развивает физические качества»;

– «Обеспечивает развитие моторики, улучшение состояния здоровья, работоспособности, настроения, способствует успешному усвоению материала».

Кроме того, встречаются ответы, соотносимые с развитием профессиональной компетенции педагогов:

– «Создание необходимых условий»;

– «Самообразование»;

– «Применение современных психолого-педагогических технологий».

На вопрос: «Является ли проблема оптимизации двигательной активности дошкольников актуальной в современной педагогической практике; если да, то с чем это связано?» – 91 респондент (65,6% опрошенных) ответил утвердительно. В качестве аргументов были приведены следующие варианты пояснений:

– «Это обусловлено многими факторами, связанными с проблемами пребывания в учреждении и процессом обучения, который рассчитан на среднестатистического ребенка, большим количеством разнообразных программных направлений и дополнительным внепрограммным образованием, снижением двигательной активности»;

– «Поскольку дети сейчас малоактивны и много времени проводят за современными гаджетами»;

– «Это связано с гипокинезией»;

– «С малоподвижным образом жизни взрослых и детей».

84,1% воспитателей (116 человек) ответили «Нет» на вопрос: «Как вы считаете, имеет ли место проблема гипокинезии (недостаточности двигательной активности, что проявляется снижением темпа и ограничением движений) в практике работы с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ; если да, то в чем это выражается, на Ваш взгляд?» При этом признавшие такую проблему объяснили ее недостаточным физическим развитием детей.

71,7% педагогов (99 воспитателей) отметили, что гиперкинезия для практики ДОО нехарактерна, ответив отрицательно на вопрос: «Как вы считаете, имеет ли место проблема гиперкинезии (избыточный характер патологической двигательной активности) в практике работы с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ; если да, то в чем это выражается, на Ваш взгляд?» А те, кто придерживаются противоположной точки зрения, аргументировали ее плохой организацией детей, травмами или проблемой с концентрацией внимания ребенка на знаниях.

7,97% воспитателей считают, что повседневный двигательный режим дошкольников в течение дня должен организовываться с учетом усредненных возрастных особенностей детей. 30,43% опрошенных педагогов полагают, что он должен организовываться с учетом индивидуальных двигательных особенностей детей конкретной группы. 61,60% воспитателей придерживаются мнения о том, что повседневный двигательный режим дошкольников в течение дня должен быть един для всех детей в группе, однако приемы и средства стимуляции двигательной активности зависят от индивидуальных особенностей детей.

Подавляющая часть воспитателей отметили, что самостоятельная двигательная деятельность в режиме дня группы должна быть реализована на прогулках в первой и во второй половине дня (83,3% опрошенных), а 16,6% – на физкультурных занятиях. Вариантом ответа на вопрос, предполагающим иное мнение, никто из воспитателей не воспользовался.

Вопрос о приоритетах в развитии двигательной сферы: «Как Вы думаете, что является наиболее актуальным для развития ребенка дошкольного возраста: стимуляция развития мелкой моторики или крупной, и почему Вы так считаете?» – показал единодушие воспитателей, подчеркнувших важность гармоничного сочетания указанных направлений развития ребенка-дошкольника (100% опрошенных).

В качестве средства стимуляции двигательной активности в работе с детьми дошкольного возраста опрошенные воспитатели чаще всего применяют:

– проблемно-двигательной ситуации, предметно-действенные схемы, игровые ситуации;

– утреннюю гимнастику, ходьбу по массажным дорожкам, пальчиковую гимнастику, физкультминутки;

– подвижные игры, индивидуальные упражнения с детьми / вовлечение в эстафеты, подвижные игры, активные игры;

– игры-загадки, квесты, утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры, игру-путешествие;

– игры с мячом.

Таким образом, прослеживается отставание технологической составляющей готовности от мотивационной.

По вопросу применения межвозрастного взаимодействия для стимуляции двигательной активности детей опрошенные педагоги разделилась на две группы почти поровну: 51,45% воспитателей не используют этот педагогический прием, ссылаясь на «разные физические возможности детей», а 48,55% его применяют:

– в разновозрастных группах для формирования навыков социальной ориентации у детей;

– ежедневно на прогулках;

– посредством мини-походов по ДОУ;

– во время соревнований и проведения физкультурных развлечений, для того, чтобы дети младшего возраста тянулись за старшими.

В аспекте диагностики двигательной активности детей воспитатели отметили, что владеют методами шагометрии и пульсометрии (21,74%), используют специализированные схемы наблюдения (17,39%), но большая часть опираются на результаты наблюдений «за детьми в течение дня без использования специальных средств, так как двигательные особенности детей очевидны» (60,87%).

Показательно, что, отвечая на прямой вопрос: «Как вы оцениваете свои специальные знания в области двигательного развития дошкольников?», воспитатели продемонстрировали завышенный уровень самооценки. Ответы распределились следующим образом:

– «Имею достаточно знаний, чтобы правильно организовать двигательный режим детей в группе и на прогулке, в течение дня, а также двигательный режим детей в целом (круглогодично), и использую их в профессиональной деятельности» – 83,33%;

– «Имею достаточные знания, однако реализую знания на практике эпизодически» – 12,33%;

– «Имею достаточные знания, однако на их реализацию катастрофически не хватает времени» – 2,17%;

– «Думаю, что моих знаний недостаточно, чтобы правильно организовать двигательный режим детей» – 2,17%.

В целом анализ свидетельствует о среднем уровне профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности. Педагоги испытывают профессиональные дефициты по следующим направлениям профессиональной деятельности:

– организация образовательного процесса с учетом социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности в контексте использования игровых программ и технологий;

– использование современного оборудования для организации двигательной активности (фитнес-браслетов как наиболее доступного и эффективного способа определения физической нагрузки);

– применение социально-игровых форм и проблемных ситуаций для повышения двигательной активности дошкольников и их межличностного общения;

– самооценка и экспертная оценка уровня профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к решению проблем социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности.

Выводы

С целью повышения уровня профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности необходимо предлагать педагогам современные дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, которые включают теоретический, практический и программный модули. В основе программного модуля может лежать образовательная программа физического воспитания и развития дошкольников «Играйте на здоровье!» [6], в основе дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Технологии социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности» – активные методические формы обучения педагогов, современный диагностический блок и эффективное взаимодействие.

Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00752 «Технология социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности»


Библиографическая ссылка

Серых Л.В., Богачева Е.А., Репринцева Г.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДВИГАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29948 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674