Феномен профессиональной готовности давно известен исследователям в области педагогики и психологии. Мобилизация личностного потенциала на решение профессиональных задач, эффективная коммуникация, творческая активность – важные качества профессиональной готовности воспитателя к профессиональной деятельности. Академик А.Г. Асмолов, выступая на Московском международном салоне – 2020, отметил, что воспитатель сегодня – это «мотиватор, навигатор, коммуникатор, а, главное – эксперт в поддержке разнообразия детства».
Анализ современных источников показывает, что профессиональная готовность воспитателя рассматривается в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [1]; профессиональной готовности к инновационной деятельности [2]; готовности к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми дошкольного возраста [3].
Цель исследования – выявление профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к использованию образовательных программ и технологий социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности.
Материал и методы исследования
Изучение профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к использованию образовательных программ и технологий социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности включало два этапа – теоретический и эмпирический. Моделирование приближения содержания профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к использованию образовательных программ и технологий социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности было выполнено исходя из обобщения данных современных исследований здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования.
В эмпирическом блоке исследования профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к использованию образовательных программ и технологий социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности применялись анкеты: «Карта здоровьесберегающих знаний и умений» [4], анкета по определению готовности к выполнению здоровьесберегающей функции специалистов по дошкольному образованию [4].
Выборка составила 250 человек (руководящие и педагогические работники системы дошкольного образования Белгородской области).
Результаты исследования и их обсуждение
Анкетирование руководителей дошкольных образовательных организаций Белгородской области (112 человек) с целью выявления профессиональных дефицитов показало, что в настоящее время образовательное пространство региона нуждается в педагогах, способных решать профессиональные проблемы (62%), владеющих современными методиками развития дошкольников (78%), способных к саморазвитию и самообразованию (41%). Кроме того, руководители детских садов отметили, что готовы внедрять новые образовательные программы и технологии физического развития дошкольников (98%); однако знания о программах и технологиях социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности остаются на довольно низком уровне (23%).
Проблема профессиональной готовности педагогов системы дошкольного образования к социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности является актуальной в условиях вариативного дошкольного образования, многообразия программ и технологий физического развития и воспитания дошкольников, запросов родителей и общества.
С целью решения актуальных проблем дошкольного и профессионального образования разработана и апробируется многовекторная модель профессиональной готовности педагогов системы дошкольного образования региона к социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности.
К структурным элементам модели относятся:
1) методологический компонент: понимание воспитателями дошкольных образовательных организаций сущности, структуры, функций процесса социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности;
2) методический компонент: знания об особенностях образовательных программ физического воспитания и развития дошкольников, их реализации в образовательном процессе, создании развивающей среды для детей раннего и дошкольного возраста с учетом социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности;
3) технологический компонент: образовательные программы физического воспитания дошкольников; технологии взаимодействия педагогов детского сада, родителей и детей в двигательно-игровой деятельности; использование социально-игровых форм и проблемных ситуаций для повышения двигательной активности дошкольников и их межличностного общения;
4) аналитико-прогностический компонент: умения, базирующиеся на целеполагании, прогнозировании конечного результата; определение эффективности социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности;
5) рефлексивный компонент: самооценка и экспертная оценка уровня профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к решению проблем социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности.
Необходимо отметить, что в регионе создан научно-методический кластер «вуз – институт развития образования – дошкольная образовательная организация» [5], направленный на интеграцию педагогической науки и практики в современном профессиональном и дошкольном образовании. Учеными и практиками осуществляются разработка и внедрение игровых программ и технологий физического развития дошкольников, которые оказывают положительное влияние на их социализацию. Образовательная программа физического воспитания и развития дошкольников «Играйте на здоровье» [6] направлена на физическое воспитание и развитие детей с учетом двигательно-игровых технологий, использования спортивных, народных игр, разновозрастного взаимодействия, привлечения потенциала семей дошкольников.
В рамках работ по гранту РФФИ № 20-013-00752\20 «Технология социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности» в 2020 г. была проведена диагностика профессиональной готовности педагогов детского сада к решению задач социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности.
В рамках исследования когнитивной составляющей готовности педагогов детского сада к решению задач социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности воспитателям дошкольных образовательных организаций Белгородской области (выборка составила 96 респондентов) была предложена «Карта здоровьесберегающих знаний и умений [4, с. 152]); результаты проведенной самодиагностики представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты оценки педагогами своих здоровьесберегающих знаний и умений
СОДЕРЖАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ |
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ПЕДАГОГАМИ (самооценка по 5-балльной системе) |
||||
Средний (3 балла) |
Выше среднего (4 балла) |
Высокий (5 баллов) |
|||
Методологические знания
|
|||||
Знание сущности (функций, структуры) культуры здоровья дошкольников |
5 (5,2%) |
29 (30, 2%) |
62 (64,6%) |
||
Знание сущности (функций, структуры) культуры профессионального здоровья педагога как части профессионально-педагогической культуры |
3 (3,1%) |
29 (30, 2%) |
64 (66,7%) |
||
Методические знания
|
|||||
Знание основных принципов, средств, форм, методов и приемов здоровьесберегающей деятельности дошкольников |
3 (3,1%) |
29 (30, 2%) |
64 (66,7%) |
||
Знание факторов, негативно влияющих на состояние здоровья |
2 (2,1%) |
16 (16,7%) |
78 (81,2%) |
||
Знание факторов, негативно влияющих на состояние профессионального здоровья педагога |
0 |
16 (16,7%) |
80 (83,3%) |
||
Технологические знания |
|||||
Знание основных здоровьесберегающих технологий |
3 (3,1%) |
19 (19,8%) |
74 (77,1%) |
||
Индивидуальные здоровьесберегающие знания
|
|||||
Знание своих индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, состояния собственного здоровья |
0 (0,0%) |
24 (25,0%) |
72 (75,0%) |
||
Прогностические умения |
|||||
Умение определять цели и задачи здоровьесберегающей деятельности, находить способы их решения, прогнозировать конечный результат |
8 (8,3%) |
25 (26,1%) |
63 (65,6%) |
||
Аналитические умения
|
|||||
Умение диагностировать состояние здоровья воспитанников, анализировать полученные результаты |
2 (2,1%) |
34 (35,4%) |
60 (62,5%) |
||
Умение диагностировать состояние собственного здоровья, анализировать полученные результаты |
3 (3,1%) |
21 (21,9%) |
72 (75,0%) |
||
Умение выявлять эффективность здоровьесберегающих мероприятий, на основе полученных результатов выдвигать и обосновывать новые здравосохраняющие задачи |
3 (3,1%) |
32 (33,4%) |
61 (63,5%) |
||
Технологические умения |
|||||
Владение современными здоровьесберегающими технологиями, направленными на конструирование, поддержание и укрепление профессионального здоровья |
8 (8,3%) |
32 (33,4%) |
56 (58,3%) |
||
Владение современными здоровьесберегающими технологиями, направленными на конструирование, поддержание и укрепление здоровья дошкольников |
8 (8,3%) |
26 (27,1%) |
62 (64,6%) |
||
Организаторские умения |
|||||
Организация целесообразного режима профессионально-педагогической деятельности, рационального чередования режима труда и отдыха, оздоровительных мероприятий |
2 (2,1%) |
36 (37,5%) |
58 (60,4%) |
||
Организация целесообразного режима деятельности дошкольников, оздоровительных мероприятий |
0 (0%) |
15 (15,6%) |
81 (84,4%) |
Анализ полученных в ходе опроса данных показывает, что, несмотря на закономерное преобладание высоких уровней в самооценке педагогами своих здоровьесберегающих знаний и умений (эффект социальной желательности), можно обнаружить различия в оценке педагогами знаний о собственном здоровье и о здоровье детей в контексте профессионально-педагогической деятельности. Так, знание основных принципов, средств, форм, методов и приемов здоровьесберегающей деятельности дошкольников оценено педагогами на порядок ниже, чем знание факторов, негативно влияющих на состояние профессионального здоровья педагога (66,7% педагогов на высоком уровне оценили свои знания о здоровьесбережении дошкольников и 83,3% – в отношении здоровьесбережения педагогов, хотя и в негативном ключе).
В деятельностном плане педагоги выше оценили умения по организации целесообразного режима деятельности дошкольников и оздоровительных мероприятий (84,4% педагогов указали высокий уровень), чем умения организовать целесообразный режим профессионально-педагогической деятельности, рациональное чередование режима труда и отдыха (на высоком уроне это умение оценили только 60,4% воспитателей). Определенные дефициты в прогностической и диагностической деятельности педагогов отразились на результатах самооценки этих составляющих здоровьесберегающей деятельности (высокий уровень самооценки – у 62,5–65,6% опрошенных). Самооценка технологического аспекта здоровьесберегающей деятельности также демонстрирует наличие пробелов в умениях педагогов (высокий уровень – у 58,3–64,6%).
В опросе об организации двигательной активности и двигательного режима детей дошкольного возраста в ДОУ приняли участие 138 воспитателей детских садов Белгородской области.
На вопрос: «Какое влияние на развитие ребенка-дошкольника, на Ваш взгляд, оказывает правильно организованная двигательная деятельность?» – были даны следующие варианты ответов:
– «Укрепляет здоровье / оздоравливает / обеспечивает укрепление физического и психического здоровья дошкольников»;
– «Укрепляет и развивает» / «Под влиянием движений развиваются эмоциональная, волевая, познавательная сферы»;
– «Воспитывает организованность, выносливость» / «Развивает физические качества»;
– «Обеспечивает развитие моторики, улучшение состояния здоровья, работоспособности, настроения, способствует успешному усвоению материала».
Кроме того, встречаются ответы, соотносимые с развитием профессиональной компетенции педагогов:
– «Создание необходимых условий»;
– «Самообразование»;
– «Применение современных психолого-педагогических технологий».
На вопрос: «Является ли проблема оптимизации двигательной активности дошкольников актуальной в современной педагогической практике; если да, то с чем это связано?» – 91 респондент (65,6% опрошенных) ответил утвердительно. В качестве аргументов были приведены следующие варианты пояснений:
– «Это обусловлено многими факторами, связанными с проблемами пребывания в учреждении и процессом обучения, который рассчитан на среднестатистического ребенка, большим количеством разнообразных программных направлений и дополнительным внепрограммным образованием, снижением двигательной активности»;
– «Поскольку дети сейчас малоактивны и много времени проводят за современными гаджетами»;
– «Это связано с гипокинезией»;
– «С малоподвижным образом жизни взрослых и детей».
84,1% воспитателей (116 человек) ответили «Нет» на вопрос: «Как вы считаете, имеет ли место проблема гипокинезии (недостаточности двигательной активности, что проявляется снижением темпа и ограничением движений) в практике работы с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ; если да, то в чем это выражается, на Ваш взгляд?» При этом признавшие такую проблему объяснили ее недостаточным физическим развитием детей.
71,7% педагогов (99 воспитателей) отметили, что гиперкинезия для практики ДОО нехарактерна, ответив отрицательно на вопрос: «Как вы считаете, имеет ли место проблема гиперкинезии (избыточный характер патологической двигательной активности) в практике работы с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ; если да, то в чем это выражается, на Ваш взгляд?» А те, кто придерживаются противоположной точки зрения, аргументировали ее плохой организацией детей, травмами или проблемой с концентрацией внимания ребенка на знаниях.
7,97% воспитателей считают, что повседневный двигательный режим дошкольников в течение дня должен организовываться с учетом усредненных возрастных особенностей детей. 30,43% опрошенных педагогов полагают, что он должен организовываться с учетом индивидуальных двигательных особенностей детей конкретной группы. 61,60% воспитателей придерживаются мнения о том, что повседневный двигательный режим дошкольников в течение дня должен быть един для всех детей в группе, однако приемы и средства стимуляции двигательной активности зависят от индивидуальных особенностей детей.
Подавляющая часть воспитателей отметили, что самостоятельная двигательная деятельность в режиме дня группы должна быть реализована на прогулках в первой и во второй половине дня (83,3% опрошенных), а 16,6% – на физкультурных занятиях. Вариантом ответа на вопрос, предполагающим иное мнение, никто из воспитателей не воспользовался.
Вопрос о приоритетах в развитии двигательной сферы: «Как Вы думаете, что является наиболее актуальным для развития ребенка дошкольного возраста: стимуляция развития мелкой моторики или крупной, и почему Вы так считаете?» – показал единодушие воспитателей, подчеркнувших важность гармоничного сочетания указанных направлений развития ребенка-дошкольника (100% опрошенных).
В качестве средства стимуляции двигательной активности в работе с детьми дошкольного возраста опрошенные воспитатели чаще всего применяют:
– проблемно-двигательной ситуации, предметно-действенные схемы, игровые ситуации;
– утреннюю гимнастику, ходьбу по массажным дорожкам, пальчиковую гимнастику, физкультминутки;
– подвижные игры, индивидуальные упражнения с детьми / вовлечение в эстафеты, подвижные игры, активные игры;
– игры-загадки, квесты, утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры, игру-путешествие;
– игры с мячом.
Таким образом, прослеживается отставание технологической составляющей готовности от мотивационной.
По вопросу применения межвозрастного взаимодействия для стимуляции двигательной активности детей опрошенные педагоги разделилась на две группы почти поровну: 51,45% воспитателей не используют этот педагогический прием, ссылаясь на «разные физические возможности детей», а 48,55% его применяют:
– в разновозрастных группах для формирования навыков социальной ориентации у детей;
– ежедневно на прогулках;
– посредством мини-походов по ДОУ;
– во время соревнований и проведения физкультурных развлечений, для того, чтобы дети младшего возраста тянулись за старшими.
В аспекте диагностики двигательной активности детей воспитатели отметили, что владеют методами шагометрии и пульсометрии (21,74%), используют специализированные схемы наблюдения (17,39%), но большая часть опираются на результаты наблюдений «за детьми в течение дня без использования специальных средств, так как двигательные особенности детей очевидны» (60,87%).
Показательно, что, отвечая на прямой вопрос: «Как вы оцениваете свои специальные знания в области двигательного развития дошкольников?», воспитатели продемонстрировали завышенный уровень самооценки. Ответы распределились следующим образом:
– «Имею достаточно знаний, чтобы правильно организовать двигательный режим детей в группе и на прогулке, в течение дня, а также двигательный режим детей в целом (круглогодично), и использую их в профессиональной деятельности» – 83,33%;
– «Имею достаточные знания, однако реализую знания на практике эпизодически» – 12,33%;
– «Имею достаточные знания, однако на их реализацию катастрофически не хватает времени» – 2,17%;
– «Думаю, что моих знаний недостаточно, чтобы правильно организовать двигательный режим детей» – 2,17%.
В целом анализ свидетельствует о среднем уровне профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности. Педагоги испытывают профессиональные дефициты по следующим направлениям профессиональной деятельности:
– организация образовательного процесса с учетом социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности в контексте использования игровых программ и технологий;
– использование современного оборудования для организации двигательной активности (фитнес-браслетов как наиболее доступного и эффективного способа определения физической нагрузки);
– применение социально-игровых форм и проблемных ситуаций для повышения двигательной активности дошкольников и их межличностного общения;
– самооценка и экспертная оценка уровня профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к решению проблем социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности.
Выводы
С целью повышения уровня профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности необходимо предлагать педагогам современные дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, которые включают теоретический, практический и программный модули. В основе программного модуля может лежать образовательная программа физического воспитания и развития дошкольников «Играйте на здоровье!» [6], в основе дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Технологии социализации старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности» – активные методические формы обучения педагогов, современный диагностический блок и эффективное взаимодействие.
Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00752 «Технология социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности»
Библиографическая ссылка
Серых Л.В., Богачева Е.А., Репринцева Г.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДВИГАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29948 (дата обращения: 20.04.2024).