В условиях обновления содержания образования процесс обучения направлен на сочетание академической и практической направленности знаний обучающихся, что предусматривает не только усвоение ими теоретических основ изучаемых наук, но и развитие функциональной грамотности. На сегодняшний день социально-экономические изменения в обществе задают абсолютно новые параметры обучения и воспитания школьников, кардинально пересматриваются цели и результаты обучения. Функциональная грамотность учащихся предполагает способность учащихся осмысливать и интерпретировать информацию, аргументировать выводы и личные гипотезы, использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации.
На практике же достаточно часто мы видим неподготовленность учащихся к новым требованиям, к инновациям в процессе обучения. Ведь учителя-практики порой просто готовят учеников к успешной сдаче выпускных экзаменов, «натаскивая» на однотипных заданиях, которые решаются по образцу. Таким образом, имеет место несоответствие заявленных результатов процесса обучения в школе, описанных в государственных образовательных стандартах, действительности. Поэтому перед учителем, преподающим предметы гуманитарного или естественно-математического направления, в первую очередь должна стоять задача научить учащихся учиться, научить добывать знания. А этого можно достичь, если у самого учителя достаточно сформирована методическая грамотность, а также есть стремление к инновационной деятельности [1, 2].
Современное понимание результатов обучения выходит за рамки привычного всем перечня знаний, умений и навыков учащихся. Сегодня обществу необходимы творческие личности, способные находить неординарные пути решения проблем. Поэтому самодостаточный, имеющий богатый внутренний личностный потенциал выпускник школы сможет исследовать и создавать новое.
В связи с этим меняется подход к рассмотрению некоторых основных понятий, таких как «учебная деятельность», «становление деятельности», «учебная задача» и др.
Цель исследования – в данной работе мы хотели бы остановиться более подробно на термине «становление» и раскрыть его педагогическое содержание в контексте «становление деятельности».
Материалы и методы исследования. Для реализации поставленной цели был проведен глубокий анализ психолого-педагогической литературы данного направления.
Процесс приобретения новых знаний неразрывно связан с такими понятиями, как «развитие», «формирование» и «становление». Поэтому в своей работе мы хотим раскрыть педагогический смысл этих понятий, а также показать основное отличие понятие «становление» от двух других. Причем в данной работе определена сущность термина «становление» в аспекте организации учебно-исследовательской деятельности.
Ранее понятие «формирование» очень часто употреблялось в контексте каких-то случайных и неуправляемых воздействий на личность. К примеру, П.Н. Груздев под формированием понимал «воздействие различных условий на людей независимо от сознательной деятельности» [3, с. 14].
На сегодняшний день в большинстве педагогических исследований (Г.И. Саранцева, В.В. Краевского, И.А. Зимней, М.Л. Зуевой и др.) термин «формирование» определяется как целенаправленное воздействие на обучающихся, которое осуществляется педагогом с целью создания определенных условий. Эти условия способствуют возникновению у учащихся новых знаний, умений, качеств, ценностей и отношений. Одним словом, формирование – это процесс придания объекту определенных характеристик под воздействием как внешних факторов (со стороны обучающего), так и внутренних (это те изменения, которые происходят у обучающегося в процессе целенаправленного воздействия педагога: приобретение новых качеств личности, ценностей, новых универсальных учебных действий и др.). Причем стоит отметить, что термин «формирование» подразумевает законченность, достижение определенного результата. Объектом может выступать как личность (ученика в частности), так и процесс.
В последнее время формирование чаще рассматривается как совместная деятельность ученика и учителя: например, формирование математического понятия [4, 5]. Учитель создает условия и организует процесс, а ученик осознает цель, планирует работу по усвоению нового понятия совместно с учителем и с учетом своих потребностей и возможностей приобретает обобщенные умения работы с понятием, учится применять его в различных ситуациях.
Одним из основных понятий педагогики также является и понятие «развитие», которое определяется как постоянный процесс количественных и качественных изменений личности. Оно осуществляется под воздействием как внутренних, так и внешних факторов, а также социальных условий. В этом направлении неоценимы труды И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, которых по праву можно назвать основателями общей теории развития личности. Весомый вклад внесли С.Л. Рубинштейн и П.П. Блонский.
Анализ педагогической литературы позволяет сделать вывод, что в развитии преобладают внутренние процессы и педагог оказывает скорее косвенное влияние на них. Учитель только создает условия для развития личности учащегося, который в свою очередь может ими активно воспользоваться и продвигаться в быстром темпе в своем развитии.
Основным отличием развития от формирования считаем то, что формирование – это совместная деятельность учителя и учащихся, но организуется эта деятельность педагогом. Развитие личности осуществляется на протяжении всей жизни, на всех ее этапах. Причем, чем более зрелой становится личность в психологическом и социальном смысле, тем больше возрастает потребность в дальнейшем развитии.
Процессы развития и формирования очень часто неразрывно связаны с процессом становления. Порой эти термины подменяются друг другом. В данной работе мы хотим раскрыть содержание и обосновать свою точку зрения на понимание педагогического аспекта понятия «становление» в аспекте организации учебно-исследовательской деятельности.
В педагогической литературе данный термин определяется по-разному, а часто употребляется без раскрытия его содержания или трактовки автора работы.
В толковом словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова термин «становление» определяется как возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития.
В новом толково-словообразовательном словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой «становление» трактуется как возникновение, образование кого-либо, чего-либо в совокупности характерных признаков и форм.
Д.Н. Ушаков характеризует понятие «становление» как оформление, приобретение новых признаков и форм в процессе движения и развития.
В концепции педагогики совместной деятельности Г.Н. Прозументовой, а также в различных направлениях ее конкретизации (в частности, в работах С.И. Поздеевой, Н.В. Волковой и Л.А. Никитиной) понятие «становление» рассматривается с точки зрения совместной деятельности учителя и учащихся, от которой зависит образовательная успешность участников учебного процесса в условиях «тотальной инноватизации». К примеру, процесс становления исследовательской компетенции рассматривается авторами как «наращивание умений, действий, компетенций» [6, с. 55].
В работах Н.В. Волковой о становлении педагогической деятельности процесс становления характеризуется как «преодоление функциональной редукции студентов к педагогической деятельности». Под функциональной редукцией автор подразумевает «вытеснение ценностно-смыслового содержания деятельности» [6, с. 61]. Причем условием становления педагогической деятельности у студентов выступает их вовлеченность в различные образовательные ситуации.
Для понимания сущности понятия «становление» в контексте изучения учебно-исследовательской деятельности интерес представляют работы В.Е. Клочко, в которых понятие «становление» рассмотрено больше, наверное, с философской и психологической сторон. Автор считает, что становление – это «прогрессивное и закономерное усложнение системы» [7, с. 21]. Становление – это постоянно длящийся, усложняющийся процесс. Любая система, в том числе и наука, по мнению В.Е. Клочко, существует только в процессе становления. Другими словами, становление – это развитие развития.
Так чем же становление отличается от обычного развития? Для более глубокого понимания обратимся к понятию «становление» в философии Г.Ф. Гегеля: «Движение вперед есть возвращение назад в основание, к первоначальному и истинному, от которого зависит то, с чего начинают, и которое на деле порождает начало… Главное для науки не столько то, что началом служит непосредственное, а то, что вся наука в целом есть в самом себе круговорот, в котором первое становится также и последним, а последнее – также и первым». Описанный круговорот у Г. Гегеля – это и есть становление, и главное в этом круговороте – движение [8, с. 95–97].
Если же определять это понятие более конкретно, то, помимо систематического кругового движения, данное понятие необходимо связать еще и с некоторой завершенностью процесса. Рассмотрев данное понятие с логической стороны, можно заметить, что в нем объединяются и сосуществуют два понятия, казалось бы, совершенно противоположных друг другу – динамичность и статичность. При этом, находясь в постоянном «Гегелевском круговороте», объект (или процесс) как бы уже «есть», то есть завершен, но одновременно с этим стремится к постоянному совершенствованию («ставшести», по словам Г. Гегеля). Развитие же в этом плане более узкое понятие, процесс количественных и качественных изменений объекта.
Анализ психолого-педагогической литературы [9-12] позволяет сформулировать определение термина «становление учебно-исследовательской деятельности», учитывая ее особенности, специфичность.
Рассматривая процесс становления деятельности, мы в основном опирались на подходы В.Е. Клочко и Д.Н. Ушакова к трактовке понятия «становление», так как деятельность в абсолютном большинстве случаев связана с движением и развитием как внутренних процессов (анализ, сравнение, обобщение, планирование и др.), так и внешних. А в условиях «тотальной инноватизации» (Г.Н. Прозументова) не можем оставить без внимания и гуманитарный поход к определению понятия «становление», описанный выше.
Кроме того, учебно-познавательная и учебно-исследовательская деятельности обладают свойством цикличности. Помимо целостности, цикличности, систематичности учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности, необходимо отметить постоянное усложнение, динамичность, но в то же время и завершенность процесса. Казалось бы, как в одном понятии можно объединить и динамичность, и завершенность.
Вспомним упоминаемые ранее «Гегелевские круговороты», когда итог одного этапа становится началом для нового этапа. Поэтому в своей работе мы понимаем, что учитель совместно с учащимися, совершая учебно-познавательную или учебно-исследовательскую деятельность, делая это не только систематически, но и завершая один этап и достигая определенных результатов, ставят перед собой новые цели на основании полученных основных или побочных результатов работы. Отсюда можно сделать вывод: процесс как бы и завершен, но в то же время результаты побуждают к дальнейшей работе.
Как уже было сказано ранее, процесс становления обладает рядом характеристик, таких как целостность, цикличность, систематичность, динамичность. Если такие понятия, как «цикличность», «систематичность» и «динамичность», логичны и понятны, то понятие «целостность» необходимо конкретизировать в данном конкретном аспекте использования. Остановимся более подробно на определении сущности понятия «целостность».
Учебные дисциплины в большинстве случаев представляют собой систему научных понятий, включая их взаимосвязи и приложения. Схема формирования научных понятий выглядит всегда одинаково: первичное, целостное восприятие, основанное на субъективном опыте; разделение его и детальное изучение составляющих; построение нового абстрактного образа, вбирающего в себя выявленные свойства его частей, системы их взаимосвязей и образующего новую целостность (на уровне системы) [13].
По мнению Е.И. Лященко, целостное постижение изучаемого материала предусматривает «установление содержательных, а не только логических связей между свойствами понятий. Установление же содержательных связей создает возможности для обретения учащимися смысла изучаемых положений» [13-15]. Поэтому целостность подразумевает умение учащегося при постижении нового найти системообразующее понятие, на котором базируются все остальные понятия, явления, законы и иное, а также установление взаимосвязей между ними.
Результаты исследования и их обсуждение. Как уже было отмечено ранее, современная система образования требует от учащихся умения осмысливать и интерпретировать информацию, аргументировать выводы и личные гипотезы, использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации. Поэтому инновационное образование обязывает рассматривать учебно-познавательную деятельность и учебно-исследовательскую деятельность как целостные процессы. Ведь не случайно при оценке достижений школьников или при оценке результативности конкретных методик широко применяется таксономия Б. Блума. Сегодня ученик должен пройти все перечисленные уровни: от знания, понимания, применения, анализа и синтеза к оценке не только правильности выполнения задания, но и к оценке своей деятельности в целом.
Исходя из рассмотренного выше можно сделать вывод, что становление деятельности – это цикличный, целостный и систематический процесс приобретения новых признаков, качеств и характеристик рассматриваемых процессов в инновационном образовании.
Социальные и политические изменения в современном обществе являются одной из причин появления новых ценностей в образовательном процессе – обучение направлено на саморазвитие, самообразование, саморегуляцию и самопроектирование личности. Иными словами, основу обновленного содержания образования составляют автономия личности, личностно-ориентированное обучение.
Наряду с этим качественное образование основывается на фундаментальности знаний, соответствующих потребностям личности ученика. А качественное образование, конечно, обусловлено только появлением у учащегося целостного представления об изучаемом материале. Именно благодаря этому можно говорить о развитии смысловой сферы личности учащегося.
Современный ученик обязан не только усваивать понятия, термины, алгоритмы (поверхностное и формальное усвоение учебного материал), но и уметь устанавливать взаимосвязи с уже имеющимися у него знаниями, и только в этом случае обучение будет направлено на всестороннее развитие личности.
Заключение. Термин «становление деятельности» в инновационном образовании неразрывно связан с пониманием целостности процесса познания, обусловленного введением какой-то единой объединяющей составляющей (базы, эпицентра, ядра) во все дисциплины. Эта составляющая включает в себя общие методы научного познания, приемы мыслительной деятельности, универсальные научные термины и обозначения. При этом в процессе обучения конкретной учебной дисциплине целесообразно уделять значительное внимание развитию личности обучающегося, формированию умения учиться и самостоятельно добывать знания.
Таким образом, поставленных целей обучения можно достичь не только изменением учебных программ и их обновлением, а концентрацией внимания на процессе познания и при развитии мыслительных операций у учащихся (сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации, классификации).
Развитие у обучающихся универсальных учебных действий, мыслительных операций позволит преодолеть трудности в понимании предмета, будет препятствовать формальному или поверхностному усвоению знаний, способствовать не только более глубокому усвоению знаний, но и постоянному стремлению учащегося учиться, познавать что-то новое. Только такой подход позволит направить усилия обучающихся на «постижение учебного материала», то есть не поверхностное, формальное усвоение, а на более «глубокое проникновение в сущность изучаемого, о его понимании» [14]. Для достижения такого результата деятельность современного учителя должна быть ориентирована на становление учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения.
Библиографическая ссылка
Брейтигам Э.К., Жанбурбаева А.М. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ТЕРМИНА «СТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29960 (дата обращения: 20.04.2024).