Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА

Максимова С.М. 1 Зацепина М.Б. 2
1 ГБОУ г. Москвы «Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова»
2 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
В статье представлены направления, содержание и формы реализации методической работы с педагогами для повышения их компетентности в вопросах включения театрализованной деятельности в педагогический процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира. Раскрыто толкование автором понятий «целостная картина мира старшего дошкольника» и «театрализованная деятельность дошкольника»; определены критерии качественной оценки педагогических условий формирования у дошкольников картины мира в дошкольном отделении образовательной организации и успешности детей при выполнении заданий диагностической программы. Представлены результаты констатирующего изучения указанных педагогических условий и успешности формирования у старших дошкольников компонентов целостной картины мира. Обоснована актуальность повышения компетентности педагогов дошкольного образования по вопросам формирования у старших дошкольников целостной картины мира (ЦКМ) средствами театрализованной деятельности. Раскрыто содержание методической подготовки педагогов в выделенных автором направлениях «Выявление успешности формирования у старших дошкольников компонентов ЦКМ», «Организация театрализованной деятельности дошкольников», «Формирование у старших дошкольников ЦКМ средствами театрализованной деятельности», а также определены формы работы с педагогами. Выделены целевой, содержательный, мотивационный, организационный, деятельностный и результативный компоненты системы профессиональной подготовки педагогов.
дошкольники
целостная картина мира
подготовка педагогов
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 05.07.2020).
2. Киселева И.Е. Педагогические условия становления социокультурного опыта ребенка дошкольника в театрализованной деятельности: монография. Ульяновск: Зебра, 2015. 124 с.
3. Батуева С.В. Вопросы социализации дошкольников в детской театральной студии // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2007. Т. 13. С. 50-52.
4. Комлева В.В. Театральные занятия с детьми дошкольного возраста как основа культурно-творческой деятельности // Педагогика искусства. 2013. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/komleva_0.pdf (дата обращения: 05.07.2020).
5. Лесняк И.В. Педагогический потенциал театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста // Вестник ТГУ. 2011. выпуск 7 (99). С. 118-125.
6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2006. 384 с.
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 05.07.2020).
8. Максимова С.М.к. К вопросу формирования у старших дошкольников целостной картины мира // Личность и общество. 2020. № 6 (17). С. 20-22.

Реализация в практике дошкольного отделения (ДО) ГБОУ «Лицейско-гимназический комплекс на Юго-Востоке» г. Москвы (с 2017 г. «Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова») опытно-экспериментальной работы по формированию у старших дошкольников целостной картины мира (ЦКМ) средствами театрализованной деятельности способствовала определению необходимых для этого педагогических условий, одним из которых является профессиональная подготовка педагогов. В соответствии с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования, указанными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [1], мы:

- рассматриваем целостную картину мира старшего дошкольника как соответствующий обобщению и систематизации доступных ему знаний уровень представлений о себе, явлениях природного и социального мира при эмоционально-ценностном и эстетическом отношении к ним, развитии у ребенка самостоятельности, инициативы, навыков коммуникации и взаимодействия со сверстниками, реализации его творческого потенциала;

- выделяем в структуре ЦКМ познавательный, эмоционально-ценностный, коммуникативный и поведенческий компоненты.

Термин «театрализованная деятельность дошкольника» требует уточнения содержания. Мы поддерживаем позицию С.Е. Киселевой, в исследовании которой эта деятельность раскрыта как «среда самовыражения и становления социокультурного опыта, представляющего собой духовный внутренний скрытый смысл личности, способный проявиться в ролевом поведении и на различном уровне в социокультурных ситуациях» [2, 52], и отмечаем значимость для моделирования ребенком такого поведения эмоционального, ценностного и эстетического восприятия социального мира при взаимодействии со сверстниками и взрослыми в игровой, коммуникативной и продуктивной деятельности.

Выполненный нами анализ педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что в научных работах С.В. Батуевой [3], В.В. Комлевой [4], В.И Лесняк [5] и иных исследователей раскрыты методы, средства и педагогические условия формирования у дошкольников социального и культурного опыта при использовании театрализованных сюжетно-ролевых игр. Однако методическое обеспечение в области диагностического изучения, а также качественной и количественной оценки успешности формирования у детей 6-го и 7-го года жизни компонентов ЦКМ, использования средств театрализованной деятельности как инструмента для формирования у старших дошкольников ЦКМ представлено недостаточно.

С целью выявления актуальности подготовки педагогов ДО к формированию у старших дошкольников ЦКМ при включении средств театрализованной деятельности и разработки необходимого для этого методического обеспечения при нашем непосредственном участии был организован и проведен констатирующий эксперимент.

Материал и методы исследования

В этом исследовании приняли участие 200 старших дошкольников и 40 работающих с ними педагогов. Детей мы объединили в экспериментальные группы ЭГ1 (60 детей 7-го года жизни), ЭГ2 (40 детей 6-го года жизни) и контрольные группы КГ1 (60 детей 7-го года жизни), КГ2 (40 детей 6-го года жизни). Для выявления педагогических условий формирования у старших дошкольников картины мира в ДО были предложены следующие методы: анкетирование педагогов; изучение педагогической документации (годовых планов работы ДО, планов календарно-тематического планирования, планов самообразования педагогов и др.); анализ содержания педагогических советов и консультаций для воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов-психологов и наблюдений за работой педагогов со старшими дошкольниками.

Нас интересовало следующее. Ставят ли педагоги при организации воспитательно-образовательной работы в ДО задачи, которые способствуют формированию у старших дошкольников ЦКМ? Постановка таких задач имеет системный или фрагментарный характер? При использовании каких форм и средств работы с детьми педагоги решают указанные задачи? Взаимодействуют ли педагоги ДО при формировании у детей картины мира? Каково содержание такого взаимодействия (при его наличии)?

Для выявления представлений старших дошкольников о социальных явлениях и их взаимосвязях была разработана диагностическая программа, которая включала беседу, выполнение рисунков и пояснение детьми содержания изображений, совместную продуктивную и игровую деятельность дошкольников, проблемные ситуации, задание по методике Н.Я. Семаго [6, с. 311–321]. Качественная оценка успешности детей при выполнении предложенных заданий были осуществлена с помощью критериев «полнота», «обобщенность», «осознанность» и «системность» содержания представлений дошкольника; изучались его эмоциональное отношение к явлениям окружающей действительности, к общению со сверстниками, понимание настроения и эмоционального состояния детей и взрослых; выделение ребенком значимых для него объектов и событий социального мира; умение выразить отношение к ним и другим людям; соответствие поведения старшего дошкольника культурным нормам; умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в совместной игровой и продуктивной деятельности; проявление ребенком инициативы и самостоятельности при получении информации об окружающей действительности. Указанные критерии позволили нам выделить 3 уровня успешности выполнения детьми заданий и формирования компонентов ЦКМ: условно высокий, средний и низкий.

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках констатирующего исследования было установлено следующее:

- картину мира ребенка старшего дошкольного возраста педагоги понимают как когнитивные представления о явлениях природного и социального мира; они не выделяют ее эмоционально-ценностный, коммуникативный и поведенческий компоненты; не рассматривают взаимосвязи представлений в структуре системы;

- в целом работа по формированию у старших дошкольников картины мира в ДО является нерегулярной и фрагментарной, что подтверждается несогласованностью планирования работы в этом направлении с детьми каждой группы разными педагогами, а также различными целями и задачами взаимодействия взрослых с дошкольниками;

- педагоги указали значимость для формирования у дошкольников представлений об окружающей действительности своего профессионального взаимодействия; сотрудничества с родителями в форме бесед, конкурсов и проектов; игровой и познавательной деятельности детей, их взаимодействия со сверстниками и взрослыми, однако при изучении документации и наблюдениях за педагогическим процессом в ДО мы не выявили целенаправленной реализации этих положений в практике работы;

- педагоги проявили заинтересованность в формировании у старших дошкольников ЦКМ средствами театрализованной деятельности и выразили готовность повысить свою компетентность в этом направлении;

- успешность формирования у старших дошкольников компонентов ЦКМ преимущественно соответствует низкому и среднему уровням, что наглядно представлено на рисунке.

Результаты констатирующего исследования позволили нам сделать вывод об актуальности повышения компетентности педагогов дошкольного образования по вопросам формирования у детей ЦКМ средствами театрализованной деятельности.

Целевой и содержательный аспекты такой подготовки в рамках опытно-экспериментальной работы были определены нами с учетом положений ФГОС ДО; Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [7]; выявленных в констатирующем исследовании педагогических условий формирования у старших дошкольников картины мира в ДО и результатов успешности формирования у детей 6–7-го года жизни компонентов ЦКМ [8].

Успешность формирования у старших дошкольников компонентов ЦКМ.

Констатирующее исследование: ЭГ1 (60 детей 7-го года жизни) и ЭГ2 (40 детей 6-го года жизни) – экспериментальные группы; КГ1 (60 детей 7-го года жизни), КГ2 (40 детей 6-го года жизни) – контрольные группы

При организации подготовки педагогов к формированию у старших дошкольников ЦКМ средствами театрализованной деятельности нами выделены три направления. Раскроем их содержание и формы реализации.

1. Выявление успешности формирования у старших дошкольников компонентов ЦКМ. ЦКМ как система знаний и представлений старшего дошкольника. Содержание ЦКМ, ее компоненты. Диагностические задания для выявления успешности формирования у старших дошкольников ЦКМ. Критерии и показатели успешности выполнения детьми диагностических заданий. Качественная и количественная оценка успешности формирования у старших дошкольников компонентов ЦКМ.

Были разработаны и проведены консультации «Диагностическая программа для изучения успешности формирования у старших дошкольников компонентов ЦКМ», «Предъявление дошкольникам диагностических заданий: методика и оборудование», «Критерии и показатели успешности выполнения детьми заданий диагностической программы»; практикумы «Качественная и количественная оценка успешности формирования у старших дошкольников компонентов ЦКМ».

В рамках самообразования педагоги подготовили доклады и видеопрезентации «Изучение эмоционально-личностных особенностей старшего дошкольника», «Анализ детских рисунков», «Развитие способности детей к образному восприятию мира людей, культуры, природы» и др.

2. Организация театрализованной деятельности дошкольников. Театрализованная деятельность дошкольников в основном и дополнительном образовании. Использование средств театрализованной деятельности в непосредственно образовательной и свободной деятельности старших дошкольников. Театрально-зрелищные формы (игровая, кукольная, пластическая, хореографическая и др.). Виды театра. Декорации и атрибуты. Формы детской театрализованной деятельности. Подготовка к управлению персонажами пальчикового и кукольного театра. Пространство сцены. Речевые и неречевые средства выразительности. Подготовка сценария и его адаптация к решению поставленных педагогом задач. Постановочный план театрализованного действия. Особенности распределения ролей. Этапы и содержание подготовки детей к самостоятельной театрализованной деятельности. Сотрудничество с родителями. Приемы руководства детской театрализованной деятельностью.

Были разработаны и проведены консультации для педагогов «Формы и содержание театрализованной деятельности старших дошкольников», «Использование средств театрализованной деятельности в педагогической работе с дошкольниками», «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к творчеству в театрализованной деятельности», «Развитие у дошкольников в театрализованной деятельности навыков импровизации», «Чувства и переживания персонажей сказок и литературных произведений: учим понимать и выражать»; круглый стол «Организация детской театрализованной деятельности»; консультации для родителей «Семейный театр», «Выбор роли для ребенка», круглый стол для родителей и педагогов «Развитие детей в театрализованной деятельности со сверстниками и взрослыми».

В рамках самообразования педагоги подготовили сообщения с использованием средств наглядности «Моделирование ситуаций в театрализованной деятельности дошкольников», «Развитие творческого мышления с помощью ассоциативных сравнений», «Подготовка детского спектакля», «Метод творческой беседы и создание художественного образа» и др.

3. Формирование у старших дошкольников ЦКМ средствами театрализованной деятельности. Модель формирования у старших дошкольников ЦКМ в театрализованной деятельности. Определение задач и содержания театрализованной деятельности старших дошкольников с учетом успешности формирования у них компонентов ЦКМ. Взаимодействие педагогов основного и дополнительного образования при формировании у дошкольников ЦКМ. Особенности ознакомления старших дошкольников с произведениями детской художественной литературы. Выразительное представление образов персонажей с помощью речевых и неречевых средств. Условия отражения детьми отношения к героям будущей театрализованной постановки и их поступкам в беседе и продуктивной деятельности. Формирование у дошкольников навыков понимания и выражения чужих эмоций. Моделирование обстановки театрализованного действия. Сценический образ. Взаимодействие детей и взрослых в театрализованной деятельности.

Для педагогов были разработаны и проведены консультации «Коммуникативное развитие дошкольников в художественно-эстетической деятельности», «Воспитание нравственных качеств ребенка средствами театрализованной деятельности»; круглый стол «Задачи, принципы и методы формирования у старших дошкольников ЦКМ»; практикум «Детская театрализованная деятельность как направление творческого поиска педагога».

Родители приняли участие в круглом столе «Сказки и коллективные игры в культурных традициях народов России», консультациях «Развитие познавательного интереса дошкольников средствами театрализованной деятельности», «Подготовка дошкольников к управлению куклами».

Педагоги подготовили также варианты тематического оформления родительских уголков: «Виды театра», «Театр – мир познания», «Значение театрализованных игр для гармоничного развития личности ребенка» и др. В рамках самообразования педагоги представили доклады и видеопрезентации «Путешествие в сказку: актеры и зрители», «Формирование ЦКМ при интеграции образовательных областей», «Обогащение словарного запаса дошкольников средствами театрализованной деятельности» и др.

К факторам, влияющим на мотивацию педагогов при реализации их подготовки, мы относим осмысление опыта формирования у детей картины мира и осознание значимости театрализованной деятельности для разностороннего развития дошкольников, формирования у них ЦКМ, успешной социализации. Методическая работа с педагогами ДО позволила подвести их к самоанализу собственного опыта и его самооценке; разработке содержания взаимодействия с другими педагогами ДО, в том числе и с педагогами дополнительного образования; к организации развивающей театрализованной среды и целенаправленному сотрудничеству с родителями.

Заключение. Таким образом, нами предложена система подготовки педагогов, в структуре которой выделены целевой, мотивационный, содержательный, организационный, деятельностный и результативный компоненты. Система способна реагировать на воздействия внешней среды, что выражается в вариативном характере содержательного наполнения ее компонентов. Представленная профессиональная подготовка педагогов была в дальнейшем успешно реализована в формирующем исследовании.


Библиографическая ссылка

Максимова С.М., Зацепина М.Б. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29961 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674