Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА КЛАСТЕРА В ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОМ ИНТЕГРИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ

Бакирова К.Ш. 1 Туктасинова А.А. 2
1 Казахский национальный педагогический университет имени Абая (КазНПУ)
2 Восточно-Казахстанский государственный университет имени Сарсена Аманжолова (ВКГУ)
В современной образовательной системе все чаще применяют инновационные и практико-ориентированные педагогические технологии, способствующие полному погружению в контент изучаемой дисциплины в рамках высшей школы и интенсификации самостоятельной познавательной деятельности, что высоко ценится работодателями при поиске специалистов. Каждая педагогическая технология характеризуется своим инструментарием – набором методов, форм и приемов обучения. При единстве процесса обучения, доступности информации и высоком уровне коммуникативности вкупе с комфортной образовательной средой возможно сочетание педагогических технологий, нацеленное на повышение результативности образовательного процесса. В данной статье приведены результаты исследования, направленного на определение эффективности применения элемента одной педагогической технологии в составе другой. Так, предметно-языковое интегрированное обучение, реализуемое на базе Восточно-Казахстанского государственного университета имени Сарсена Аманжолова, было дополнено методом кластера – элемента технологии развития критического мышления. Данные педагогические технологии наиболее актуальны и значимы в современной образовательной системе, поскольку развивают мыслительные, коммуникативные и интегративные компетенции. Эффективность применения метода кластера установлена на основе проведенного сравнительного анализа, исходные данные в котором представлены результатами успеваемости обучающихся. Полученные данные могут рассматриваться как инструмент дальнейшего поиска эффективных сочетаний предметно-языкового интегрированного обучения с другими педагогическими технологиями и повышения качества обучения.
предметно-языковое интегрированное обучение (clil)
метод кластера
технология развития критического мышления
сравнительный анализ
статистические характеристики
1. Свинцова Л.Г., Мукнаева Т.И. Использование технологии развития критического мышления на занятиях в высшей школе // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2011. №1. С. 57-62.
2. Гузева М.В. К обоснованию проблемы развития критического мышления студентов педагогических вузов в условиях медиаобразования // АНИ: педагогика и психология. 2016. №1 (14). С. 41-44.
3. Новикова И.Ю., Гревцева Г.Я. Развитие критического мышления студентов в процессе познавательной самостоятельной деятельности // Вестник ЮУрГГПУ. 2015. №5. С. 47-52.
4. Cовместный приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 5 ноября 2015 года № 622, Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 9 ноября 2015 года № 344 и Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 13 ноября 2015 года № 1066 «Дорожная карта развития трехъязычного образования в Республике Казахстан на 2015-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/m/Document/?doc_id=35182262#sub_id=1. (дата обращения: 13.05.2020).
5. Хамитова Г.A. Полиязычное образование: современное состояние и перспективы развития. М.: Инновационный Евразийский Университет, 2013. 167 с.
6. Легенчук Д.В., Легенчук Е.А. Педагогические технологии в контексте преемственности многоуровнего непрерывного образования // МНКО. 2012. №3. С. 102-104.
7. Шакирова Д.М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология // ОТО. 2006. №4. С. 284-292.
8. Фомичев Р.С. Критерии и показатели эффективности реализации современных педагогических технологий в процессе модернизации общего образования // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 (39). [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/11/8352 (дата обращения: 22.05.2020).
9. Рогалев Н.Д., Табачный Е.М., Курдюкова Г.Н., Никифорова Д.В. Сравнительный анализ эффективности технологий обучения // Инновации. 2010. №10. С. 87-91.

Инструментарий является существенной составной частью любой педагогической технологии, который включает в себя методы, формы и приемы обучения. Именно инструментарий позволяет упорядочить взаимодействие преподавателя и обучающихся, тем самым организует учебную деятельность. Однако современный образовательный процесс претерпевает постоянные изменения с учетом мировых и государственных тенденций, что отражается на используемых методиках в рамках педагогической технологии. Возрастает необходимость использовать инструменты, которые характеризуются нестандартным подходом к обучению, предполагают развернутые рассуждения обучающихся и полное погружение в поиск ответов на поставленные вопросы [1].

Для достижения высокого уровня исследовательской культуры всех участников процесса обучения (как обучающихся, так и преподавателей) необходимо осуществлять подготовку специалистов с возможностью формулировать и аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на знания конкретных фактов, но и на собственный опыт и наблюдения других людей [2]. Все чаще применяют инновационные и практико-ориентированные педагогические технологии, содействующие полному погружению в контент и повышению самостоятельности в познавательной деятельности обучающихся. Происходит интенсификация самостоятельности обучающихся в познавательной деятельности, поскольку рынок труда ориентирован на поиск специалистов с высоким уровнем самостоятельности как в высшем учебном заведении, так и в дальнейшей профессиональной деятельности [3].

К инновационным педагогическим технологиям относится предметно-языковое интегрированное обучение (Content and Language Integrated Learning, далее CLIL), которое в рамках высшей школы позволяет изучать содержание дисциплины посредством второго или иностранного языка. Согласно CLIL второй или иностранный язык интегрируется в обширную часть учебной программы (30% дисциплин при полиязычном обучении, 100% – при английском обучении), что отражается в дорожной карте развития трехъязычного образования в Республике Казахстан на 2015–2020 гг. [4]. CLIL характеризуется ключевыми принципами и аспектами, которые охватывают культурную, социальную и языковую среду с целью успешной реализации, среди которых можно выделить двунаправленность образования (содержание и язык – content and language), акцент на свободное владение языком и развитие критического мышления [5]. Методика CLIL является одной из наиболее эффективных педагогических технологий при языковом обучении, поскольку базируется на различных формах обучения и мотивации обучающихся. Однако в современной образовательной системе возможно сочетание педагогических технологий для повышения результативности обучения при соблюдении следующих требований:

1) единство и связность процесса обучения;

2) оптимальное предоставление времени на теоретическую и практическую части в процессе обучения;

3) высокий уровень доступности информации;

4) комфортная образовательная среда для всех участников образовательного процесса [6].

С учетом проанализированной информации допустимо использование элементов технологии развития критического мышления (далее ТРКМ) в рамках предметно-языкового интегрированного обучения на том основании, что среди ключевых принципов CLIL упоминается развитие критического мышления посредством приобретения жизненных навыков и повышения мотивации. В последнее время технология развития критического мышления становится все более актуальной и значимой, поскольку развивает мыслительные, коммуникативные и интегративные компетенции, умение находить, анализировать и интерпретировать полученную информацию, а также объективное и разноплановое мышление [2]. Как и любая педагогическая технология, ТРКМ базируется на ключевых принципах, в числе которых информативность учебного материала, соответствие информации основным требованиям, высокий уровень коммуникации, мотивационные установки и последовательность обучения [7]. К методическим приемам ТРКМ относятся инсерт, «мозговая атака», групповая дискуссия, эссе и кластер. Кластер считается гибким решением для любой формы обучения. При индивидуальной деятельности это диагностика и фиксирование материала, при групповой – каркас для идей всех участников группы [3]. Графически построенная структура из полученной информации образуется в результате простых действий: вокруг ключевого слова или предложения строится каркас из слов и предложений, которые отражают основные идеи и факты заданной темы. Метод кластера позволяет наглядно продемонстрировать мыслительный процесс при погружении в обучение, вследствие чего данный метод применим при изучении разнообразных тем [1].

Цель исследования: определить эффективность применения метода кластера как элемента технологии развития критического мышления в предметно-языковом интегрированном обучении, реализуемом в высшей школе.

Материал и методы исследования

Эффективность применения педагогической технологии в современной системе образования можно определить по следующим критериям:

1) учет задач образования, воспитания и развития в содержании дисциплины;

2) отражение в содержании дисциплины современного уровня развития науки и техники;

3) соответствие применяемой технологии возрастным и психологическим особенностям обучающихся;

4) информативность учебного материала;

5) разнообразие использования методов и реализуемых приемов обучения;

6) обеспечение принципов наглядности и доступности обучения;

7) универсальность и удобство при эксплуатации средств обучения;

8) помощь преподавателя обучающимся при организации их самостоятельной познавательной деятельности.

Перечисленные критерии позволяют также оценить проведение занятия в традиционном смысле, потому не отражают всех аспектов оценивания эффективности применения педагогических технологий, их отдельных элементов или же сочетаний [8]. Следовательно, для достижения цели исследования был выбран сравнительный анализ – один из общенаучных методов, в котором выявляют характеристики и сопоставляют два и более объекта исследования по определенным параметрам.

Статья включает в себя результаты сравнительного анализа эффективности применения предметно-языкового интегрированного обучения в двух вариантах: 1) CLIL и 2) CLIL + метод кластера. Варианты чередовались в течение 6 недель (1-й вариант – нечетные недели, 2-й вариант – четные). По истечении каждой недели проводился учет результатов успеваемости обучающихся посредством устного опроса по пройденной теме. На основании исходных данных в виде результатов успеваемости обучающихся произведен расчет статистических характеристик, необходимых для проведения сравнительного анализа, среди которых:

1) максимум – максимальная оценка среди результатов успеваемости обучающихся;

2) минимум – минимальная оценка среди результатов успеваемости обучающихся;

3) среднее значение – среднее арифметическое результатов успеваемости обучающихся;

4) среднеквадратичное отклонение по выборке – показатель разброса значений выборки относительно среднего; данный критерий позволяет оценить, насколько результаты успеваемости обучающихся отличаются от среднего арифметического;

5) коэффициент вариации – мера относительного разброса случайной величины. Наименьшее значение коэффициента характеризуется однородностью состава выборки и его стабильностью. Таким образом, чем меньше значение коэффициента вариации, тем стабильнее результаты успеваемости обучающихся по применяемой педагогической технологии [9].

Расчет статистических характеристик произведен на базе программы Microsoft Excel. Участниками исследования стали обучающиеся английской группы 1-го курса образовательной программы «6В01505-Биология» (педагогическое направление, ранее «5В011300-Биология») Восточно-Казахстанского государственного университета имени Сарсена Аманжолова в количестве 9 человек. Внедрение метода кластера в CLIL осуществлялось на базе дисциплины «Введение в биологию» («Introduction to Biology»).

Результаты исследования и их обсуждение

Исходные данные (результаты успеваемости обучающихся) для проведения сравнительного анализа применяемых педагогических технологий представлены в таблице 1. Согласно порядку организации текущего и итогового контроля успеваемости обучающихся при ВКГУ имени С. Аманжолова 90–100% – оценка «отлично» по традиционной системе, 70–89% – «хорошо». Необходимо отметить, что среди результатов успеваемости обучающихся нет баллов ниже 70%.

Таблица 1

Исходные данные для сравнительного анализа

Обучающийся

Оценка (результат, %)

Неделя 1

Неделя 2

Неделя 3

Неделя 4

Неделя 5

Неделя 6

1

86

87

88

87

86

88

2

90

91

90

89

90

91

3

88

90

88

91

86

87

4

92

92

90

93

90

92

5

93

94

93

93

94

93

6

90

91

87

90

90

90

7

91

93

90

92

90

92

8

86

86

88

87

84

87

9

91

93

92

93

92

93

Применяемая педагогическая технология

CLIL

CLIL + метод кластера

CLIL

CLIL + метод кластера

CLIL

CLIL + метод кластера

 

Статистические характеристики обучения по CLIL и в комбинации с методом кластера (ТРКМ) представлены в таблице 2.

Таблица 2

Статистические характеристики обучения

Статистические характеристики обучения (в %)

Неделя 1

Неделя 2

Неделя 3

Неделя 4

Неделя 5

Неделя 6

Максимум

93

94

93

93

94

93

Минимум

86

86

87

87

84

87

Среднее значение

89,67

90,78

89,56

90,56

89,11

90,33

Разница средних значений

1,11

1

1,22

Среднеквадратичное отклонение по выборке

2,5

2,73

2,01

2,46

3,18

2,45

0,23

0,45

0,73

Коэффициент вариации

3

3

2

3

4

3

Применяемая педагогическая технология

CLIL

CLIL + метод кластера

CLIL

CLIL + метод кластера

CLIL

CLIL + метод кластера

 

Сравнение результатов успеваемости обучающихся позволяет сделать следующие выводы.

1. Максимальная оценка согласно проведенному сравнительному анализу составляет 94% при применении CLIL (5-я неделя) и в совокупности с методом кластера (2-я неделя).

2. Минимальная оценка также наблюдается в период 5-й недели исследования при предметно-языковом интегрированном обучении и составляет 84%.

3. Расчет среднего значения указывает на повышение результатов успеваемости обучающихся при дополнении педагогической технологии CLIL методом кластера, заимствованным у технологии развития критического мышления. Так, разница между применяемыми технологиями обучения в период исследования составляет 1,11%, 1% и 1,22% соответственно.

4. Среднеквадратичное отклонение указывает на более широкий разброс результатов успеваемости обучающихся по отношению к среднему значению по выборке. По выборке «CLIL + метод кластера» среднеквадратичное отклонение составило 2,73% (2-я неделя) и 2,46% (4-я неделя), что больше показателей по выборке «CLIL» на 0,23% и 0,45% соответственно (1-я и 3-я недели). К концу исследования данная статистическая характеристика показала обратный результат – 3,18% по выборке «CLIL» и 2,45% по выборке «CLIL + метод кластера» с разницей 0,73%.

5. На основе среднеквадратичного отклонения был рассчитан коэффициент вариации, характеризующий однородность и стабильность результатов успеваемости обучающихся. Так, коэффициент вариации по выборке «CLIL + метод кластера» на протяжении всего периода исследования составил 3%, по выборке «CLIL» данная статистическая характеристика претерпевала колебания, что проиллюстрировано на рисунке. Следовательно, результаты успеваемости обучающихся по технологии CLIL в сочетании с методом кластера более однородны и стабильны по сравнению с вариантом «CLIL».

Коэффициент вариации результатов успеваемости обучающихся

Выводы

1. Исследование показало, что дополнение предметно-языкового интегрированного обучения методом кластера как элементом технологии развития критического мышления возможно в силу схожести некоторых принципов, на которых базируются данные инновационные технологии. Также в числе принципов CLIL отмечается развитие критического мышления как важной способности специалиста в современном мире.

2. Согласно сравнительному анализу наблюдаются повышение среднего значения среди результатов успеваемости как минимум на 1% и постепенное снижение среднеквадратичного отклонения, что указывает на стабилизацию разброса результатов успеваемости по отношению к среднему значению. Коэффициент вариации оценок обучающихся по CLIL совместно с методом кластера составил 3% в течение всего периода исследования. Следовательно, полученные результаты успеваемости характеризуются однородностью и стабильностью.

3. Проведенное исследование показывает, что эффективность предметно-языкового интегрированного обучения повышается в сочетании с элементами инновационных и практико-ориентированных педагогических технологий. Данный подход положительно влияет на результативность обучения и однородность полученных оценок обучающимися. Результаты исследования могут рассматриваться как инструмент дальнейшего поиска эффективных сочетаний CLIL с другими педагогическими технологиями и повышения качества обучения.


Библиографическая ссылка

Бакирова К.Ш., Туктасинова А.А. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА КЛАСТЕРА В ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОМ ИНТЕГРИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29972 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674