Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СТУДЕНТОВ–МЕДИКОВ

Алексеенко С.Н. 1 Гайворонская Т.В. 1 Дробот Н.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
В статье рассмотрены вопросы влияния синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) и личностных черт характера, сопровождающих СЭВ, на успешность обучения студентов-медиков. Синдром эмоционального выгорания характерен не только для сферы профессионального труда, но присутствует и в сфере профессионального образования. При обучении в вузе на студента воздействуют различные факторы, которые провоцируют формирование СЭВ. Результаты опроса выявили признаки, которые формируют синдром эмоционального выгорания: постоянное эмоциональное напряжение (34,3%), снижение интереса к учебе (24,4%), усталость (16,5%), пессимизм (13,7%), снижение интереса к досугу (11,1%). Анализ встречаемости и глубины выраженности СЭВ показал, что признаки СЭВ отсутствуют у 15,5% всех респондентов, начальные симптомы – у 52,5%, выраженные – у 32,0%. Степень выраженности СЭВ в определенной степени зависит от факультета обучения студента. На лечебном факультете только у 9,7% отсутствует данный синдром по сравнению с педиатрическим и стоматологическим; начальные признаки в виде одного проявления отмечены у 58,0% студентов лечебного, 52,0% стоматологического и 45,7% педиатрического факультетов. Выраженная степень СЭВ у студентов педиатрического факультета – 38,6%, далее при ранжировании студенты лечебного факультета – 32,3%, наиболее благополучны студенты стоматологического факультета – 25,3%. СЭВ оказывает влияние на успешность обучения в вузе. Высокий уровень выраженности СЭВ свойственен слабоуспевающим студентам. Студенты, у которых отсутствует СЭВ или присутствует только один признак, обучаются на «4-5». С учетом полученных данных становится очевидным, что студенты-медики могут рассматриваться как серьезная мишень в формировании СЭВ, что представляет серьезную проблему в подготовке будущих врачей. В связи с этим целесообразно изменить парадигму организации образовательного процесса с учетом типологических особенностей студентов, используя в педагогической работе различные стили общения и формы преподавания фундаментальных и клинических дисциплин.
студенты-медики
синдром эмоционального выгорания
признаки синдрома эмоционального выгорания
степень выраженности синдрома
успешность обучения
1. Карпович А.В., Григорьев П.Е., Лускова Ю.С. Медико-биологические и психосоматичекие аспекты синдрома хронической усталости у студентов медицинского вуза // Вестник Физико-технического института Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. 2017. №2. Том 1(67–69). С. 85–94.
2. Ишутина И.Н. Синдром эмоционального выгорания у студентов-медиков – неизбежность или вымысел? // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2014. Том 4. № 5. С. 521-522.
3. Фишман Б.Е., Гольцова Н.В. Реальность эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-12. С. 2774-2778.
4. Московченко Д.В., Сирота Н.А. Факторы риска развития синдрома эмоционального выгорания среди студентов-медиков // Психология образования в современном мире. Материалы научной конференции. 16-19 октября 2012 г. СПб. С. 131-133.
5. Смирнов С.Д. Индивидуальности студента и преподавателя как факторы построения эффективного учебно-воспитательного процесса // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2008. С. 33−44.
6. Чутко Л.С., Козина Н.В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. М.: МЕДпресс-информ, 2014. 256 с.
7. Воробьева М.А. Связь эмоционального интеллекта и синдрома эмоционального выгорания у студентов // Образование и наука. 2016 (4). С. 80-94. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-4-80-94.
8. Горшков Е. А., Косоногова В.И. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников // Молодой ученый. 2015. № 23.2 (103.2). С. 51-55. URL: https://moluch.ru/archive/103/24327/ (дата обращения: 22.07.2020).
9. Маркова Ю.А., Мареева Е.Б., Севидова Л.Ю. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и успеваемости среди студентов старших курсов медицинских вузов // Регулярные выпуски «РМЖ» 2010. №30. С. 1834. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rmj.ru/articles/psikhologiya/Vzaimosvyazy_sindroma_emocionalynogo_vygoraniya_i_uspevaemosti_sredi_studentov_starshih_kursov_medicinskih_vuzov/#ixzz6DopjZ62T (дата обращения: 22.07.2020).
10. Нуйкина М.Р. Нужно ли воспитывать хладнокровие у студента-медика? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 31. С. 946–950. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2017/970204.htm (дата обращения: 22.07.2020).
11. Федотов И.А., Дегтярева А.С., Озоль С.Н. Синдром эмоционального выгорания и учебный стресс // Омский психиатрический журнал. 2015. № 3 (5). С.25-31.
12. Глазачев О.С. Синдром эмоционального выгорания у студентов: поиски путей оптимизации педагогического процесса // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2011. Спец. Выпуск №1. С. 20-43.
13. Крыжановская Н.В., Скоробогатая А.Д. Эмоциональная неустойчивость как фактор развития эмоционального выгорания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 3 (март). С. 146–150. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2015/15084.htm. (дата обращения: 22.07.2020).
14. Толстолес Е.С. Соответствие личностных особенностей и социальных ожиданий в профессиональном обучении медиков: дис. ... канд. псих. наук. Кемерово, 2017. 230 с.
15. Прокопенко Л.А., Черцова А.И. Психопрофилактика эмоционального напряжения студентов вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 12-2. С. 225-227

Высшее медицинское образование в нынешних условиях претерпевает процессы активной модернизации на базе внедрения компетентностного подхода при подготовке специалиста. Это повышает требования к качеству образования в медицинских вузах.

В современном мире человек живет в условиях хронического стресса. Студенческое сообщество подвержено воздействию различных негативных факторов окружающей среды, которые могут оказать влияние на психоэмоциональный статус обучающегося, его отношение к обучению в вузе. В зарубежной и отечественной литературе в 70-е гг. ХХ в. появилось понятие «эмоциональное выгорание», которое рассматривалось как признак профессиональной деформации, эмоционального истощения у лиц, занятых в различных сферах коммуникативной деятельности, к этой категории были отнесены врачи. Далее (исследования) работа была направлена на изучение и анализ комплекса симптомов, которые объединяют в «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ). В результате проводимых исследований установлено, что СЭВ встречается не только у работающих людей, но и на этапе обучения молодежи, в том числе у студентов медицинского вуза [1-3]. Таким образом, синдром эмоционального выгорания характерен не только для сферы профессионального труда, но присутствует и в сфере профессионального образования. При обучении в вузе на студента воздействуют различные факторы, которые провоцируют формирование СЭВ. Они зависят от вида образовательной деятельности, организации учебного процесса, отношения студентов к выполнению своих функциональных обязанностей.

Указанные моменты требуют от студента большой умственной работы: получать, запоминать, интерпретировать информацию, базируясь на основах доказательной медицины, овладевать практическими навыками и умениями с использованием современных технологий. Это нередко создает стрессовые ситуации и на уровне эмоциональной сферы формирует условия развития СЭВ [4; 5]. Поставленные обществом задачи подготовки компетентных врачей, владеющих профессиональными знаниями, навыками и умениями, требуют изучения СЭВ во взаимосвязи с личностными чертами характера студента и их влияния на успешность обучения в вузе, что является залогом эффективной подготовки будущих врачей.

Цель исследования: изучить влияние синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) и личностных черт характера, сопровождающих СЭВ, на успешность обучения студентов-медиков.

Материалы и методы исследования. Материалом для исследования послужило анонимное добровольное анкетирование 238 студентов выпускного курса Кубанского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения России, которое проводилось в осеннем семестре 2019-2020 уч. г.: лечебный факультет - 93 студента, педиатрический – 70 студентов, стоматологический – 75 студентов. Число студентов, проживающих в Краснодарском крае, составило 76,8%, остальные из других территорий РФ. Женщин 64,5%, остальные мужчины; 4,3% студенток имеют семьи, студенты-мужчины - 3,1%. В опросник, предложенный респондентам, включены следующие блоки вопросов: социально-гендерный; психоэмоциональные признаки СЭВ, определяемые самостоятельно студентами по предложенным вариантам ответов; блок определения степени выраженности СЭВ; блок успешности обучения в вузе.

Результаты исследования и их обсуждение. Современное общество предъявляет определенные требования к подготовке практикующего врача, обладающего необходимыми компетенциями, глубиной знаний, практических навыков, гуманистических ценностей, личностных качеств, необходимых при выполнении профессиональной функции специалиста-медика. Труд врача относится к социально важным, ответственным и сложным видам работы, которая связана с высоким уровнем нервно-эмоциональных и умственных нагрузок. В связи с этим не каждый может адаптироваться к предъявляемым требованиям и качественно выполнять свои профессиональные обязанности. Это создает предпосылки вероятности развития особого психологического состояния здоровых людей, которое характеризуется неблагоприятным психоэмоциональным состоянием, что приводит к развитию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) [6]. СЭВ – это процесс постепенной утраты эмоциональной, познавательной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы [7; 8]. Синдром эмоционального выгорания возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием внешних и внутренних факторов и проявляется как снижение эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнёрами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др. Авторы, изучающие СЭВ [9; 10], выделяют 5 групп симптомов, характерных для СЭВ: физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные, социальные. Синдром эмоционального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональное истощение как чувство эмоциональной опустошенности и усталости; деперсонализацию, отсутствие интереса к учебе, работе, равнодушное отношение к объектам своего труда, граничащее с цинизмом; редукцию как возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере [11]. Из литературных источников следует, что эмоциональным выгоранием различной степени выраженности страдают 34–40% студентов медицинских вузов [12].

С учетом указанных признаков респондентам предложено провести самооценку психоэмоционального состояния и ответить на вопрос: «Какие симптомы Вас беспокоят при обучении в вузе?». Предложены следующие варианты ответов: а) ничто не беспокоит; б) усталость; в) пессимизм; г) постоянное эмоциональное напряжение; д) снижение интереса к учебе; е) снижение интереса к досугу. При этом может быть несколько ответов.

Нами проанализирована частота встречаемости и степень выраженности СЭВ у студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология». Определены группы студентов, у которых отсутствуют признаки СЭВ, студенты с одним признаком СЭВ и студенты с двумя и более признаками СЭВ. В проводимом исследовании мы рассмотрели, как субъективно воспринимают студенты те или иные признаки СЭВ. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

СЭВ у студентов выпускных курсов медицинского университета (%)

Факультет

Выраженность СЭВ у студентов

Отсутствуют признаки СЭВ

Присутствует один признак СЭВ

Присутствуют два и более признаков СЭВ

Лечебный

9,7

58,0

32,3

Педиатрический

15,7

45,7

38,6

Стоматологический

22,7

52,0

25,3

Всего по факультетам

15,5

52,5

32,0

 

Из 238 опрошенных у 37 (15,5%) отсутствуют признаки СЭВ, у 125 при самооценке установлен только один признак (52,5%), у остальных 76 студентов (32,0%) – два и более признаков СЭВ. Рассматривая ситуацию в социально-гендерном аспекте, установлено, что у женщин симптомы СЭВ в 1,9 раза встречаются чаще, чем у мужчин. У проживающих в сельской местности в 1,2 раза чаще, чем у жителей городов. Рассматривая ситуацию по факультетам, установили, что наиболее стрессоустойчивыми оказались студенты стоматологического факультета. Высокая степень выраженности СЭВ выявлена у студентов педиатрического факультета – два и более признаков СЭВ присутствуют у 38,6% по сравнению с лечебным и стоматологическим – 32,3%, 25,3% (соответственно).

На данный факт необходимо обратить внимание деканам, заместителям деканов и преподавателям кафедр, так как на развитие СЭВ оказывают влияние различные факторы, в том числе взаимоотношение в группах, коммуникативная компетентность и личностно ориентированные отношения «преподаватель – студент - деканат». С учетом указанных моментов образовательный процесс в вузе должен быть направлен на профилактику развития СЭВ. Этим определяется способность студентов адаптироваться в предстоящей врачебной деятельности, так как выраженные признаки СЭВ могут усугубляться в дальнейшей работе, что, возможно, провоцирует формирование негативного отношения и отрицания профессии врача. Поэтому необходимо при общении со студентами на лекциях, практических занятиях, заседаниях студенческих научных кружков и при прохождении производственной практики анализировать психоэмоциональный статус студентов, особенно на клинических кафедрах, и помогать вырабатывать психоэмоциональную устойчивость. Причин развития синдрома эмоционального выгорания достаточно много. Это могут быть как внешние, так и внутренние факторы. В случае когда нарушается равновесие во взаимодействии этих факторов, развивается выгорание личностных черт, что приводит к развитию синдрома эмоционального выгорания. Многое зависит от личностных особенностей студентов, их способности преодоления стресса [13].

В связи с возможностью развития таких ситуаций нами проанализирована взаимосвязь СЭВ с особенностями личности студентов-медиков. Ряд ученых считает, что личностные особенности намного больше влияют на развитие СЭВ по сравнению с внешними факторами [14].

По данным анкетирования нами проанализирована частота встречаемости признаков СЭВ, полученная при самооценке студентами своего психоэмоционального статуса. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Частота встречаемости симптомов СЭВ среди студентов-медиков (%)

Факультет

Симптомы СЭВ

Усталость

Пессимизм

Постоянное эмоциональное напряжение

Снижение интереса к учебе

Снижение интереса к досугу

Лечебный

15,2

16,2

34,3

23,8

10,5

Педиатрический

16,9

 

11,3

36,7

25,1

10,1

Стоматологический

17,5

13,8

31,8

24,6

12,3

 

Всего по факультетам

16,5

13,7

34.3

24.4

11,1

 

Результаты исследования показали, что как в общей когорте (34,3%), так и по факультетам более чем у 1/3 опрошенных лидирует признак постоянного эмоционального напряжения. При этом приоритетным данный признак оказался у студентов педиатрического факультета (36,7%). У студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело» и «Стоматология», указанный симптом встречается несущественно реже. Как считают авторы, изучающие проблему эмоционального напряжения, для данного признака характерно накопление эмоций и переживаний, преимущественно они имеют сугубо субъективную оценку человека, отношение к проблеме и не всегда объективны в реальности. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и провоцирует состояние хронической усталости [15].

Следующий по частоте встречаемости среди рассматриваемых признаков у респондентов – снижение интереса к учебе (24,4%) - среди всех опрошенных и по факультетам наблюдается одинаково часто с небольшой разницей. Можно предполагать, что данное явление окажет отрицательное влияние на профессионально-образовательный процесс у студентов. 16,5% ответивших на вопросы анкеты отметили присутствие усталости, 13,7% - пессимизма, и 11,1% потеряли интерес к досугу. Полученные нами данные в результате проведенного исследования позволили выявить психоэмоциональные факторы, способствующие развитию СЭВ, что может оказать негативное влияние на формирование будущего врача.

Профессия врача относится к числу социально важных, ответственных и сложных видов профессиональной деятельности, связана с высоким уровнем психоэмоциональных и умственных нагрузок. Врач должен иметь высокий уровень профессиональной компетентности, фундаментом которой является (уровень) степень подготовки в вузе. В связи с этим следующим блоком исследования было проведение анализа влияния СЭВ на успешность обучения студента медицинского вуза. Данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Средний балл ЕГЭ и успеваемость студентов-медиков

Факультет

Успеваемость студентов

Средний балл ЕГЭ при поступлении в вуз

Средний балл успеваемости в вузе

Обучаются в вузе на «3» (%)

Обучаются в вузе на «4-5» (%)

Лечебный

232,2

4,1

32,9

67,1

Педиатрический

198,9

3,7

54,2

45,8

Стоматологический

239,3

3,9

54,7

45,3

Всего по факультетам

223,5

3,9

47,2

52,8

 

Результаты исследования показали низкий результат ЕГЭ у абитуриентов, поступающих на факультет по специальности «Педиатрия» (198,9), по сравнению с абитуриентами, претендующими на обучение по специальности «Лечебное дело» и «Стоматология» - 232,2 и 239,3 (соответственно). На лечебном факультете выявлен, по сравнению с педиатрическим и стоматологическим факультетами, более высокий уровень успешности обучения студентов – 67,1% обучаются на «4-5», на педиатрическом и стоматологическом факультетах данная категория студентов составила 45,8% и 45,3% (соответственно). Имея довольно высокий базовый уровень знаний при поступлении в вуз, студенты стоматологического факультета в процессе обучения снижают успешность и эффективность приобретения профессиональных знаний. Студенты педиатрического факультета остаются на позициях, соответствующих ЕГЭ, и среди респондентов 54,2% обучаются в вузе на «3». Таким образом, можно предположить, что успешность обучения в вузе в определенной степени зависит от качества подготовки в средней общеобразовательной школе. Далее нами проанализирована возможно существующая связь между успешностью обучения и степенью выраженности СЭВ студентов по факультетам. Среди респондентов, обучающихся на «удовлетворительно» по специальности «Лечебное дело», сформировавшийся СЭВ (два и более симптомов) установлен у 65,0% опрошенных, признаки СЭВ отсутствуют только у 5,0% студентов, у 30,0% выявлены начальные проявления (один признак) СЭВ. У обучающихся на «4-5» встречаемость выраженного СЭВ в 2,4 раза реже и составляет 27,3%. Признаки СЭВ отсутствуют в группе успешно обучающихся у 10,9%, начало формирования СЭВ (один признак) определено у 61,8%. На педиатрическом факультете у успевающих на «3» выраженный СЭВ установлен у 52,2%, отсутствуют симптомы СЭВ у 13,0%, начинает формироваться СЭВ (один признак) у 34,8%. Аналогичный характерологический анализ проведен в группе студентов, которые успевают в учебе на «4-5». Показатели оказались следующими: сформированный СЭВ у 31,9%, что в 1,6 раза ниже, чем в группе «троечников»; отсутствуют признаки СЭВ у 23,4%, только начинает формироваться СЭВ (один признак) - 44,7%. Среди респондентов, обучающихся по специальности «Стоматология», ситуация оказалась сходной с другими факультетами. У студентов, занимающихся на «3», признаки СЭВ отсутствуют у 13,7% ответивших на вопросы анкеты, выявлен один признак СЭВ у 34,5%, выраженные признаки СЭВ – у 51,8%, У студентов, которые учатся на «4-5», в результате исследования выявлены следующие показатели: СЭВ отсутствует у 26,1%, определен один признак СЭВ у 52.2%, выраженные признаки СЭВ – у 21,7%, что в 2,4 раза реже, чем у студентов, обучающихся на «3».

Следовательно, у студентов, обучающихся на «3», доминирующим является выраженный СЭВ. Эта группа студентов находится в состоянии эмоционального напряжения, усталости, пессимизма, снижения интереса к учебе и досугу. Студентам указанной категории сложно справляться с поставленными задачами профессионального обучения, они не могут идентифицировать свои эмоции и управлять ими, каждая вновь возникшая ситуация (опрос на практических занятиях и семинарах, зачеты и экзамены) воспринимается как неразрешимая проблема, что снижает уверенность в своих знаниях и возможность получения оценки «хорошо» или «отлично». Данная ситуация рассматривается психологами как симптом интеллектуально-эмоционального тупика, симптом «загнанного в клетку». У студента постепенно развивается процесс утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, что необходимо рассматривать как проблему в формировании будущего врача. Для студента, у которого отсутствуют признаки СЭВ или присутствует только один симптом, характерна интеллектуальная активность, стрессоустойчивость, эмпатийность, способность адекватно регулировать свое поведение и эмоции.

Таким образом, успеваемость студента зависит от степени выраженности синдрома эмоционального выгорания. В результате возникает целесообразность индивидуально-личностного принципа построения учебного процесса, повышения ответственности студентов за результат обучения. При этом со стороны преподавателей необходимо использовать различные стили общения со студентами, направленные на профилактику СЭВ.

Выводы. Результаты проведенного анкетирования студентов показали, что СЭВ имеет место в студенческой среде. Развитие СЭВ и степень его выраженности зависит от личностных особенностей студентов, способности преодоления стресса. У респондентов выпускного курса признак СЭВ «постоянное эмоциональное напряжение» оказался лидирующим. Далее по частоте встречаемости обнаружены следующие признаки: снижение интереса к учебе, усталость, пессимизм, снижение интереса к досугу. Как показало исследование, данные признаки, формирующие СЭВ, оказывают влияние на успешность обучения в вузе. Высокий уровень выраженности СЭВ свойственен слабоуспевающим студентам. Студенты, у которых отсутствует СЭВ или присутствует только один признак, обучаются на «4-5». С учетом полученных данных становится очевидным, что студенты-медики могут рассматриваться как серьезная мишень в формировании СЭВ, что представляет серьезную проблему в подготовке будущих врачей. Результаты исследования позволяют заключить, что на этапе додипломной подготовки врачей необходимы мероприятия, направленные на повышение качества образовательного процесса и профилактику СЭВ - учитывать типологические особенности студентов, использовать различные стили общения и формы преподавания фундаментальных и клинических дисциплин.


Библиографическая ссылка

Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. ВЛИЯНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СТУДЕНТОВ–МЕДИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30013 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674