Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Далингер В.А.

Мировоззренческий провал, вакуум ценностей в сфере образования и идеологический вакуум в обществе, раскол духовного пространства, цивилизации, ментальная несовместимость людей и сообществ - серьезнейшая проблема современности. В этих условиях главным вектором образовательной деятельности и главной функцией школы в современном мире должно стать формирование мировоззренческих идеалов и ментальных приоритетов личности.

Современные тенденции, отраженные в Законе РФ "Об образовании", раскрывают принципы государственной политики в сфере образования: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, любви к родине; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства, общедоступность образования, свобода и плюрализм в образовании и др.

В Концепции модернизации российского образования выдвинуты новые социальные требования к системе образования. Главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Новая идеология образования в целом заключается в том, что оно более не сводится, как раньше, к передаче и усвоению знаний, умений и навыков. Образование воспринимается в настоящее время как специально организованный процесс освоения социального опыта и формирование на этой основе индивидуального опыта обучаемых по решению познавательных личностных проблем, результатом которого является достижение определенного уровня образованности.

Категория образованности является многоуровневой, в ней различают: информированность, грамотность, функциональная грамотность, компетентность.

Сугубо обучающая концепция была направлена на тренировку, главным образом, интеллекта учащихся, на заполнение их памяти все большим объемом информации, через трансляцию добытых наукой знаний об окружающем мире, бесповоротно изживает себя. Знание, не подкрепленное устойчивой системой ценностей, становится угрозой существования цивилизации.

Образование на современном этапе общественного развития провозглашает приоритетными развитие личности, обогащение ее индивидуального опыта, взаимодействие индивидуального и социального опыта в процессе раскрытия творческих возможностей личности.

И содержание образования, и сам процесс обучения должны реализовываться на уровне ценностного отношения к образовательному материалу, на уровне его эмоционального восприятия.

По мнению отечественных и зарубежных исследователей, человек будущего, которому предстоит жить в условиях глобализации, должен обладать особого рода компетентностями: иметь навыки взаимосотрудничества, руководствоваться мотивационными факторами, быть гибким, толерантным, обладать способностью к языкам, сильным чувством собственного достоинства, эмпатией. Становится приоритетной культурообразующая функция образования.

Современное состояние российского образования характеризуется высоким уровнем инновационной деятельности, проявлением большого количества новых образовательных технологий и программ, процессами, происходящими на фоне существенного усложнения самой образовательной практики в России и мире, появлением и становлением принципиально новых образовательных услуг.

Конструирование и реализация образовательного процесса должны осуществляться на таких субъект - субъектных отношениях, которые учитывают требования гуманистической концепции образования (толерантность, педагогическая поддержка, содеятельность и сотрудничество), направленные на :

-         обогащение различным содержанием субъектного опыта путем создания педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность;

-         создание обстановки естественного самовыражения, применение активных форм и методов общения (диалог, обсуждение, дискуссия, полемика);

-         создание атмосферы заинтересованности;

-         использование дидактического материала, позволяющего выбирать вид, форму учебной работы и содержание в соответствии с интересами и способностями;

-         оценку деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения (поощрение стремления находить свой способ работы, решения, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные).

Важную особенность целеполагания образовательной системы должно составлять то, что ее цель не столько в продукте (в создании системы), сколько в субъекте (в ребенке, педагоге).

Главной ценностью для многих учителей остаются до сих пор знания (точнее, информация), а главным результатом образования - все большие объемы информации и тренировка - оттачивание навыков. Объяснением этому факту служит то, что информационный подход проще в осуществлении, лучше оснащен технологически и, потому, понятнее учителю. Господство в течение десятилетий моноидеологии позволяло тренировать только исполнительную функцию учителя в реализации установочных директив, заданных извне. Диалоговые, проблемные формы организации обучения и стремление к взаимодействию, интеграции и сотрудничеству не стали пока массовым явлением в школе.

Основными формами организации образовательного пространства и образовательного процесса должны же стать: диалог, взаимодействие, сотрудничество, интеграция. Основой педагогического целеполагания, отбора содержания, методов и средств образовательного процесса должна служить ориентация на формирование менталитета личности, на социализацию личности, на достижение ментальной совместимости людей, их духовную интеграцию и взаимодействие.

Приоритетными должны стать сегодня развивающие функции обучения, обеспечивающие развитие творческой деятельности учащихся.

В теории педагогики имеется много разработок, рассматривающих различные аспекты творчества. Можно назвать такие аспекты как развитие творчества учащихся во внеурочной деятельности, развитие творческих умений учащихся в процессе обучения различным учебным дисциплинам, таксономия задач как основа развития творчества, индивидуальное творчество, механизмы творческой деятельности и др.

В последнее время много внимания, как в теории педагогики, так и в практике школы уделяется развитию рефлексивных умений, рефлексии, как учащихся, так и педагогов.

Рефлексия и рефлексивные умения являются важными компонентами организации проблемного обучения. Постановка проблем лежит в основе развития рефлексирующего мышления.

Рефлексивный подход превращает содержание образования в деятельностное содержание, нацеленное на освоение учащимися способов учебной деятельности, стоящих за каждым из изучаемых понятий, что в свою очередь, раскрывает одну из ведущих идей современного образования - обучение деятельности.

Вопрос о рефлексивном подходе в решении задач обучения приобретает особую актуальность в связи с тем, что в настоящее время происходит переосмысление целей образования. Не получение знаний и даже не овладение знаниями, как уже отмечалось выше, становится ценностным ориентиром образования, а формирование способности к самоорганизованной деятельности - саморазвитию.

Сочетание двух проблем (творчество и рефлексивное развитие) при организации образовательного процесса содержит много педагогических резервов.


Библиографическая ссылка

Далингер В.А. РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=429 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674