Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ

Лазарев А.И., Конопля А.И., Василенко Т.Д., Есенкова Н.Ю., Селин А.В.

Проведено исследование структуры учебной мотивации у студентов лечебного факультета и клинической психологии, с анализом психологических факторов участвующих в формировании особенностей мотивации обучения в ВУЗе. В качестве таких факторов рассматривались следующие:

√  Личностная тревожность;

√  Локус контроля;

√  Уровень рефлексивности;

√  Уровень притязаний;

√  Коммуникативные способности;

√  Эмпатия;

Под структурой учебной мотивации понималась система мотивов носящих познавательный, профессиональный и прагматический характер. Согласно Е.П.Ильну выделяется три класса мотивов:

  • Мотивация на получение знаний;
  • Мотивация на приобретение профессии;
  • Мотивация на получение диплома.

Также был проведен анализ изменения структуры учебной мотивации в процессе обучения в ВУЗе.

В исследовании приняли участие 180 студентов, из которых 55 - клинической психологии и 125 - лечебного факультета, 1, 3 и 5 курсов.

Целью исследования был анализ влияния психологических факторов и срока обучения на особенности структуры учебной мотивации.

Для статистической обработки полученных данных был использован статистический пакет STATISTICA 6.0.

При рассмотрении изменения структуры учебной мотивации в процессе обучения у студентов психологического факультета отмечается тенденция сохранения общей структуры учебной мотивации, преобладанием мотивации на получение знаний и получение диплома с относительно невысокими мотивами на приобретение профессии.

При рассмотрении изменения структуры учебной мотивации в процессе обучения у студентов лечебного факультета отмечается тенденция изменения структуры учебной мотивации. На первом курсе преобладают мотивы на приобретение профессии, на третьем курсе общая структура мотивации имеет тенденцию к уравниванию удельного веса всех типов мотивов, с незначительным преобладанием профессиональных и прагматических мотивов, а к пятому курсу отмечается резкое снижение профессиональных мотивов, при относительно высокой познавательной мотивации и значительным повышением мотивации на получение диплома

При анализе психологических факторов, включенных в процесс формирования учебной мотивации, мы отмечаем определенные тенденции, выявленные посредством корреляционного и факторного анализа.

У студентов факультета клинической психологии отмечается значимая положительная корреляция мотивации на получение знаний и уровня рефлексивности (R=0,468, р=0,018), и мотивации на получение диплома с высокой эмпатией (R=0,414, р=0,039).

Это можно рассматривать как взаимообусловленность развития типа мотивации и психологических характеристик, т.е. у студентов с высокой рефлексивностью отмечаются преобладающие мотивы на получение знаний, а с высокой эмпатией мотивы на получение диплома.

При факторном анализе массива данных по структуре мотивации и психологическим характеристикам у студентов факультета клинической психологии выделено четыре общих фактора:

1. Фактор, связывающий мотивацию на приобретение знаний (0,915), мотивацию на получение диплома (0,473) и уровень рефлексивности (0,658), может интерпретироваться как важность рефлексивности в формировании мотивации на приобретение знаний, и менее существенную роль рефлексивности в формировании мотивация на получение диплома.

2. Фактор, включающий мотивацию на получение диплома (0,626), личностную тревожность (0,686), эмпатию (0,870) и уровень притязаний (0,723) указывает значение таких характеристик как личностную тревожность, эмпатии и уровня притязания в формировании мотивации на получение диплома.

3. Фактор, включающий мотивацию на приобретение профессии (-0 872), локус контроля (-0,829) демонстрирует роль локуса контроля в формировании мотивации на приобретение профессии. Таким образом, необходимо обратить внимание на отрицательную униполярность фактора, то есть студенты с низкой мотивацией на приобретение профессии имеют тенденцию проявлять внешний локус контроля.

4. Фактор, связывающий мотивацию на приобретение знаний (0,756), мотивацию на приобретение профессии (0,713) и коммуникативные способности (0,519), мы интерпретируем как важность усовершенствования коммуникативных способностей в формировании мотивации на приобретение знаний и мотивации на приобретение профессии

У студентов лечебного факультета отмечается значимая положительная корреляция между мотивацией на получение профессии и уровнем эмпатии (R=0,383, р=0,022), это можно интерпретировать как значимость эмпатии в формировании профессиональной мотивации врача.

При факторном анализе массива данных по структуре мотивации и психологическим характеристикам у студентов лечебного факультета выделено также четыре общих фактора:

1.      Биполярный фактор, связывающий мотивацию на приобретение знаний (0,708), мотивацию на приобретение профессии (0,833), мотивацию на получение диплома (-0 425) и эмпатию (0,645) подчеркивает важность высокого уровня эмпатии в формировании мотивации на приобретение знаний и мотивации на приобретение профессии и низкого уровня эмпатии в формировании мотивации на получение диплома.

2.      Униполярный отрицательный фактор, включающий мотивацию на получение диплома (-0 676), рефлексивность (-0 819) показывает взаимосвязь низкой рефлексивности и низкой мотивации на получение диплома.

3.      Фактор, включающий мотивацию на приобретение знаний (0,761), локус контроля (0,682), и мотивацию на получение диплома (0,784) демонстрирует важную роль внутреннего локуса контроля в формировании мотивации на приобретение знаний и мотивации на получение диплома.

4.      Фактор, включающий мотивацию на приобретение профессии (0,877), и личностную тревожность (0,568), указывает важность личностной тревожности в формировании мотивации на приобретение профессии.

Полученные результаты говорят о влиянии срока обучения на структуру учебной мотивации, а также важности различных психологических факторов в формировании разного типа учебной мотивации.

Если исходить из положения о важности того или иного типа мотивации, на получение знаний и приобретение профессии, и необходимости формировать и поддерживать именно эти типы мотивации можно сделать следующие выводы и рекомендации.

На факультете клинической психологии отмечается устойчивое преобладание мотивации на получение знаний и получение диплома и низкий удельный вес профессиональных мотивов, следовательно, необходимо расширять возможности практической, профессиональной подготовки с формированием позитивного образа будущей профессии как мотивирующего аттрактора деятельности. Среди развития личностных качеств будущего психолога необходимо выделить те, которые способствуют формированию адекватной профессиональной мотивации, т.к. познавательная мотивация имеет высокие тенденции на протяжении всего срока обучения, и по результатам проведенного исследования можно рекомендовать развитие коммуникативных способностей и интернального локуса контроля.

На лечебном факультете отмечается динамика учебной мотивации в ключе высокой профессиональной мотивации на первом и курсе, относительном равенстве всех трех типов мотивации на третьем курсе и явном преобладании прагматической мотивации на получение диплома на пятом курсе. Представляется возможным рекомендация по поддержанию и дальнейшему развитию высокой профессиональной мотивации у студентов с первого курса, мотивация на получения знаний на всех курсах представляется достаточно высокой и видимо не нуждается в коррекции. Развитие профессиональной мотивации возможно через совершенствование процесса обучения - повышение практической направленности студентов и формирование позитивного образа профессии врача, также можно влиять на мотивацию посредством развития профессионально важных качеств личности врача. По результатам проведенного исследования можно рекомендовать развитие у студентов таких качеств как эмпатия, способность к рефлексии (уровень рефлексивности), но при этом не добиваться высоких показателей, а стремится к среднему ее уровню, способствующему адекватности восприятия себя и своей будущей профессии. Относительно фактора личностной тревожности необходимо особо отметить, что высокая тревожность сопряженная с мотивацией на приобретение профессии не может выступать как фактор развития мотивации, а по всей видимости есть феномен который способствует снижению профессиональной мотивации через механизмы психологической защиты от тревоги с заменой данного типа мотивации другим, поэтому необходимо адекватное психологическое вмешательство направленное на снижение уровня тревоги, которое не приведет к смене типа мотивации, а в совокупности с другими мерами психолого-педагогического воздействия приведет к формированию высокой профессиональной и познавательной мотивации.


Библиографическая ссылка

Лазарев А.И., Конопля А.И., Василенко Т.Д., Есенкова Н.Ю., Селин А.В. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=446 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674