Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

ЦЕНТР МОДЕРАЦИИ КАК ИНФРАСТРУКТУРНАЯ ПОДДЕРЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Кирий Н.В., Верзунова Л.В.
Статья затрагивает проблемы поиска новых моделей обучения в системе дополнительного профессионального образования вуза. Авторами определена инновационная вузовская структура Центр модерации, выполняющий образовательную, методическую, информационную и другие функции. Подготовка и наличие квалифицированных модераторов способствует появлению в университете новой модели повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и обеспечивает непрерывное повышение качества образовательного процесса.
образовательный процесс
модель обучения
модерация

Успешное развитие высшей школы в современных условиях непосредственно связано с ее главным стратегическим направлением - подготовкой научно-педагогических кадров. От их научной квалификации, профессионально-педагогической компетентности зависит формирование нового поколения специалистов с высоким уровнем общей профессиональной культуры, интеллектуального развития, мобильных и конкурентоспособных для обеспечения научно-технического и социального прогресса общества. С учетом характеристик современного динамично меняющегося общества необходимо стремиться к обеспечению опережающей подготовки преподавателя по отношению к подготовке обучаемых им специалистов. Изменения требований к качеству подготовки специалистов обуславливают новые требования к непрерывному повышению квалификации преподавателей высшей школы. Изменяются содержание и подходы к педагогической деятельности, возрастают объем и качество инновационной составляющей в российском образовательном пространстве.

В условиях изменения образовательной парадигмы с знаниево-ориентированной на компетентностную система дополнительного профессионального образования поставлена перед необходимостью работать не только и не столько на «передачу» информации слушателям курсов повышения квалификации, сколько на освоение современных образовательных технологий, на создание предпосылок для профессионально-личностного саморазвития преподавателя, на организацию внутригрупповых процессов в ходе курсовых мероприятий с целью обмена педагогическим опытом. Главной задачей повышения квалификации становится не трансляция нового содержания современного образования, а включение специалиста в процесс осмысления его собственных целей и ценностей, развитие способности интерпретировать содержание по отношению к своим запросам профессионального развития.

Процесс повышения квалификации должен предполагать актуализацию педагогами собственных возможностей и переход от практико-воспроизводящей деятельности к практико-преобразующей. В то же время традиционная система повышения квалификации преподавателей вузов характеризуется рядом недостатков: во-первых, не в полной мере реализуется принцип непрерывности образования (эпизодическое обучение в связи с устареванием их квалификации), повышение квалификации носит групповой (неперсонифицированный) характер, не способствует удовлетворению образовательных потребностей преподавателей; во-вторых, сохраняется "субъект-объектный" характер отношений в системе "преподаватель - слушатель", организация курсовой подготовки для преподавателей вузов строится без учета принципов андрагогики, где взрослому обучающемуся человеку принадлежит ведущая роль в процессе обучения; в-третьих, приоритет отдается повышению научной квалификации и не уделяется должного внимания педагогической составляющей деятельности преподавателя, которая также нуждается в постоянном обновлении, пополнении и совершенствовании.

Анализ научных работ педагогов отечественного и зарубежного опыта дополнительного профессионального педагогического образования, показывает, что одной из наиболее эффективных и перспективных форм повышения квалификации работников образования, позволяющие быстро и гибко координировать меняющиеся потребности обучаемого, является модерация. Основная идея модерации заключается в том, что при активном овладении новыми знаниями и самостоятельном поиске решений профессиональных проблем группа слушателей опирается на опыт и знания каждого из ее членов. Целью совместной деятельности преподавателя (модератора) и взрослого обучаемого является развитие у последнего способности к самоуправлению в профессиональной деятельности. Модерация побуждает по-новому взглянуть на процессы преподавательской деятельности, ее внутренние пласты, связанные с изменением поведенческого стиля и способов его взаимодействия со студентами. Именно в процессе профессионального общения у педагогов появляется возможность реализовать потребности в приобретении нового профессионально-личностного опыта, а профессиональное общение позволяет осуществить обмен той личностно значимой информацией, которая необходима педагогам для разрешения противоречий профессиональной деятельности. Организует процесс модерации модератор.

В Белгородском государственном университете накоплен богатый опыт подготовки модераторов и включение их с систему непрерывного повышения квалификации научно-педагогических кадров. Подготовка модераторов осуществляется на базе Центра модерации БелГУ [1, 2]. Как и в других центрах, обеспечивающих подготовку модераторов [3], при определении концептуально-теоретических основ деятельности Центра модерации, мы исходили в первую очередь из особенностей обучения взрослых и состояния развития современного образования. В качестве концептуально-теоретических основ нами определены: андрогогический, компетентностный, рефлексивный подходы и документы, определяющие состояние образования на современном этапе и перспективы его развития.

 p

Рис. 1. Структурно-динамическая модель вузовского центра модерации

Определив стратегической целью вузовского Центра модерации - содействие научно-педагогическим кадрам БелГУ в овладении технологиями модерации, особое внимание мы уделяем созданию сообщества преподавателей БелГУ, освоивших технологии модерации. В роли наших главных партнеров выступают специалисты системы повышения квалификации педагогических кадров Земли Северный Рейн-Вестфалия. Основные задачи центра: организация и проведение курсов повышения профессиональной квалификации профессорско-преподавательского состава БелГУ и удовлетворение образовательных потребностей научно-педагогических работников БелГУ в получении знаний о новых образовательных технологиях, содействующих развитию ключевых и профессиональных компетентностей студентов.

Центр модерации выполняет следующие функции: образовательную (функция развития персонала), методическую, информационную, консультационную, диагностическую, организационную, функцию инфрастуктурной поддержки внедрения инноваций.

Основной функцией Центра является образовательная функция - организация и проведение учебных занятий со слушателями курсов повышения квалификации будущими вузовскими модераторами. В основе этой подготовки находятся квалификационные требования к преподавателям, среди которых наиболее важными являются следующие: высокая предметная компетентность; наличие собственного педагогического опыта, соотнесенного с содержанием подготовки вузовских модераторов; знание теории образования взрослых и опыт работы с группами взрослых обучающихся; способность к творческому мышлению. Во время подготовки модераторов слушатель должен получать возможность учиться управлять своей деятельностью, то есть расширять свои функции как субъекта (носителя субъектного опыта) в процессе данной деятельности [4].

Качественное своеобразие образовательного процесса определяется, во-первых, возможностями проявления с позиции субъектного опыта избирательного отношения к предметному материалу, способам и формам его изучения. Непосредственное участие слушателя в определении содержательной стороны своей подготовки стирает грань между обязательным и добровольным видами познания. Во-вторых, в курсовую подготовку включаются ее ценностные составляющие, преобразуя личностно-нейтральный процесс познания в ценностно-отнесенный, обусловленный индивидуальностью личности слушателя. Третьей особенностью выступает пролонгированность курсовой подготовки. Мы считаем, что подготовка вузовских модераторов должна быть многосеместровыми очно-заочными курсами повышения квалификации. Очно-заочная форма повышения квалификации позволяет объединить процесс повышения квалификации с практической учебно-воспитательной работой в вузе и имеет то преимущество, что после знакомства с теоретическим блоком или новым приемом слушатель курсов - будущий модератор - проверяет их собственной практикой и на последующих учебных занятиях ищет решение возникших проблем. Исследования в области андрагогики доказали, что процесс обучения взрослых должен быть долгосрочным, с тем чтобы не допустить возврата к привычным образцам поведения. Апробация усвоенных на курсах повышения квалификации моделей профессионального поведения в реальной педагогической практике должна сопровождаться рефлексией в течение длительного времени. Это значит, что слушателям необходимо регулярно предоставлять возможность обсуждать с другими участниками образовательного процесса те трудности, с которыми они сталкиваются при практическом использовании новых знаний и умений, находить подлинную причину возникновения затруднений и вырабатывать стратегию их преодоления. Рефлексия образцов опыта апробации новых моделей профессионального поведения в режиме коммуникативного обмена способствует не только совершенствованию приращений в индивидуальном опыте слушателей, но и может явиться отправной точкой для организации дальнейших процессов образовательной деятельности и в значительной степени развивает у слушателей навыки культурной коммуникации.

С образовательной функцией неразрывно связана методическая функция, которая предполагает овладение вузовскими модераторами интерактивными методами и приемами обучения, поэтому в качестве основного результата подготовки выступает проектирование авторских методик модераторской деятельности в условиях внутривузовского повышения квалификации. При прохождении курсовой подготовки будущие модераторы знакомятся и осваивают стандартный набор групповых активных методов, без овладения которыми успешное проведение учебных занятий и курсов повышения квалификации, в том числе и внутривузовских, становится невозможным. Освоение вузовскими модераторами десятка наиболее функциональных интерактивных методов обучения способствует проектированию собственной авторской методики модераторской деятельности. Реализация методической функции также предполагает разработку учебно-методических материалов по вопросам использования техник модерации.

В рамках информационной функции Центр модерации обеспечивает распространение информации об актуальной образовательной практике модераторов вуза, обеспечивает открытый доступ к методическим рекомендациям. Основным образовательным ресурсом распространения образовательной практики является «Копилка модерации». Консультационная функция Центра модерации заключается в содействии модераторам вуза в проектировании авторских методик модераторской деятельности в условиях внутривузовского повышения квалификации, а также в проведении консультаций по вопросам использования активных форм обучения взрослых.

Диагностическая функция связана с мониторингом профессионального развития научно-педагогических работников университета. Анализ полученных в ходе мониторинга данных служит основой для разработки содержания модулей учебной программы курсовой подготовки модераторов вуза. Организационная функция связана с реализаций мероприятий в сфере дополнительного профессионального образования по различным направлениям повышения квалификации преподавателей университета. Функция инфрастуктурной поддержки внедрения инноваций связана с внедрением в образовательный процесс ФГОС нового поколения, внедрением инновационных технологий и содействие преподавателям университета в освоении этих технологий.

Осуществление основных функций Центра модерации предполагает активное взаимодействие с различными структурными подразделениями университета. Так реализуя образовательную, методическую, консультационную функции, Центр активно взаимодействует с центром дистанционного обучения. Проведение мероприятий в сфере дополнительного профессионального образования - организационная функция - определяется образовательными потребностями (заказом) кафедр, факультетов. Внедрение в образовательный процесс ФГОС, инновационных технологий предполагает взаимодействие с управлением научной и инновационной деятельности, учебно-организационным управлением и их структурными подразделениями.

Модерация связана с необходимостью использования специальных приемов, методов и техник, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями, и подводящих обучающихся к принятию грамотного решения за счет реализации его внутренних возможностей. Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения, поэтому основные направления деятельности Центра связаны с трансфером и разработкой техник модерации. При подготовке модераторов в БелГУ наряду с прямым трансфером северорейн-вестфальского опыта повышения квалификации педагогических кадров (теории, методов и др.) ведется целенаправленная работа по анализу имеющихся в индивидуальной педагогической практике сходных образцов этого опыта, их критическому осмыслению и окончательному «переналаживанию» в соответствии с главными идеями модерации. На занятиях в качестве ведущего выступает не столько принцип отработки с ними в режиме тренингов максимально возможного количества интрактивных методов обучения, сколько принцип «выращивания» нового индивидуального и коллективного сознания. Кроме того, преподавателями Центра модерации разрабатываются учебно-методические материалы по вопросам использования техник модерации, проводятся консультации по вопросам использования активных форм обучения.

Таким образом, функционирование Центра модерации способствует непрерывному повышению квалификации научно-педагогических кадров университета с учетом потребностей, интересов и педагогического опыта каждого обучающего, создает необходимые условия для его активного включения в образовательную деятельность и позволяет нелегкий учебный труд превратить в творческий процесс поиска и познания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кирий Н.В., Верзунова Л.В., Пересыпкин А.П. Педагогические условия подготовки модераторов вуза // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки, 2010. - №6 (77). - Выпуск 5. - С. 199-202.
  2. Кирий Н.В., Пересыпкин А.П. Через модерацию к новому качеству обучения в вузе // Интеграция образования, 2009. - №4. - С. 37-40.
  3. Лазаренко И. Модерация - инновационный проект (результаты международного сотрудничества в области повышения квалификации) // Новые знания, 2004.- №3. Режим доступа [http://www.znanie.org/jornal/n3_04/moder.html].
  4. Верзунова Л.В., Кирий Н.В. Формирование модерационной компетентности преподавателя вуза в процессе повышения квалификации // Образование и общество, 2010. - №1(60). - С. 28-31.

Библиографическая ссылка

Кирий Н.В., Верзунова Л.В. ЦЕНТР МОДЕРАЦИИ КАК ИНФРАСТРУКТУРНАЯ ПОДДЕРЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 4.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4499 (дата обращения: 23.09.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252