Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ

Сорокин Д.Ю., Сорокина В.М.
В статье рассматривается процесс формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности в обучении общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Дается краткое описание поэтапного процесса формирования у учащейся молодежи данного личностного образования.
ценностный подход в образовании
педагогические ситуации
профессиональная ценность
здоровый образ жизни

К началу XXI века нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной со здоровым образом жизни, поскольку здоровый образ жизни - «это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций» (В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт).

Не случайно в последние годы все чаще говорится о здоровом образе жизни не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об особенности состояния личности. Тем не менее, феномен здорового образа жизни личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культуры, духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.

Особое внимание к проблеме формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности объясняется тем, что студенты вузов являются авангардом молодежи России. Именно они должны стать примером для всей молодежи, образцом, которому стремились бы подражать подростки в повседневной жизни, в учебе, в профессиональном труде. И в первую очередь это относится к студентам технических вузов - будущим инженерам, от отношения к здоровому образу жизни которых во многом зависит нравственное и физическое здоровье молодого поколения. Между тем проблема формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности наименее изучена по сравнению с другими группами учащейся молодежи.

Целью исследования является обоснование процесса формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности в обучении общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.

Объектом исследования служит процесс обучения студентов предметам общего гуманитарного и социально-экономического циклов.

Гипотеза настоящего исследования заключается в том, что процесс формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности станет более эффективным, чем в массовом опыте, если:

1. Здоровый образ жизни будет рассматриваться как профессиональная ценность, проявляющаяся в отношениях «человек - условия жизни» и раскрывающаяся в идеях ценности здоровья, здорового образа жизни, человека как ответственного субъекта. Основой формирования отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности будет являться уровневая модель, представляющая последовательный переход от безразлично-потребительского уровня через нейтрально-пассивный к осознанно-действенному уровню.

2. Логика поэтапного процесса формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности будет обусловлена спецификой обобщенного ценностного механизма: «поиск - оценка - выбор - проекция», а содержание этапов моделируемого процесса - уровнем сформированности у студентов отношения к исследуемому личностному образованию.

3. В системе средств формирования у студентов данного личностного образования на всех этапах процесса приоритетными будут личностно- значимые педагогические ситуации, включающие задачи ценностно-смыслового характера.

Теоретико- методологической основой исследования послужили:

  • концептуальные идеи теории целостного педагогического процесса (Н.М. Борытко, В.С. Ильин, В.В. Краевский, А.М. Саранов, Н.К. Сергеев), проявляющиеся в организации определенной последовательности его этапов: цель - средство - результат;
  • идеи личностно ориентировонного подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, В.И. Данильчук, Е.А. Крюкова, В.В. Сериков), обусловившие выбор средств формирования исследуемого личностного образования в двустороннем педагогическом процессе;
  • теория деятельностного подхода в образовании (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, М.И. Скаткин, Н.Ф. Талызина), которая позволила опираться на концепцию поэтапного формирования умственных действий, что обусловило логику формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни и включение обучающихся в активную творческую деятельность;
  • ценностный подход в образовании (А.В. Кирьякова, Л.П. Разбегаева), ориентированный на осознание, осмысление и принятие студентами ценностей. Определение педагогических средств каждого этапа, конструируемого в рамках данного подхода, способствовало максимально эффективному использованию ценностного потенциала общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин для формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования - анализ концептуальных положений, представленных в философской, психологической и педагогической литературе по проблеме исследования; моделирование, систематизация, обобщение, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах исследовательской работы;

  • эмпирические - опросно-диагностические (анкетирование, тестирование, беседы со студентами и преподавателями, проектирование), обсервационные (наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития), диагностирующий и формирующий педагогический эксперименты;
  • статистические - математические методы обработки результатов исследования.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что определено ценностное содержание здорового образа жизни через импульсные идеи (ценности здоровья, здорового образа жизни, человека как ответственного субъекта), что развивает идеи ценностного подхода, ориентирующего на формирование ценностного сознания будущего специалиста. Обоснован процесс формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности с позиций целостного подхода и в логике механизма присвоения ценностей (поиск -оценка - выбор - проекция), что может стать теоретической базой для обоснования процесса присвоения иных ценностей. Представлена педагогическая система формирования у студентов исследуемого отношения в обучении общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам (выделены сущностные характеристики, описаны уровни проявления, обоснована модель процесса личностного образования, выявлена специфика средств формирования отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности), что является вкладом в развитие ценностного подхода в образовании.

Таим образом результаты, полученные в ходе исследования, могут служить теоретической основой для изучения формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности на различных этапах онтогенеза, в обучении иным учебным дисциплинам высшего профессионального образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента: учеб. пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - М.: Альфа-М, 2003. - 352 с.
  2. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие / Л.И. Лубышева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 275 с.
  3. Разбегаева Л.П. Концепция ценностно-ориентированного образования: целевой и содержательный аспекты: Теоретические исследования. Л.П. Разбегаева. - Волгоград: Перемена, 2000. - 113 с.
  4. Разбегаева Л.П. Ценностно-коммуникативный подход как основа гуманитаризации современного образования: монография. Л.П. Разбегаева. - М.: АПРК и ППРО, 2010. - 216 с.

Библиографическая ссылка

Сорокин Д.Ю., Сорокина В.М. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 4.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4502 (дата обращения: 21.09.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252