Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИКА СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ КОНТРОЛЬНОМ ОПРОСЕ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТОВ

Шеин А.А., Привалов Н.И.
Данная статья описывает методику оценки качества знаний студентов при тестовом контроле усвоения материала в течении учебного процесса. Позволяет наглядно оценить качество усвоения материала по отдельным дидактическим единицам, оперативно реагировать преподавателю на учебный процесс.
статистическая оценка
усвоение
тест

Основной задачей высшей школы является подготовка и выпуск специалистов имеющих высокое качество и объем знаний. Над этой проблемой работают все педагогические коллективы ВУЗов. Создаются методики преподавания отдельных дисциплин, технологии обучающих процессов, различные методические рекомендации и т.д. Конечным этапом процесса обучения, является контроль качества, и объем знаний, усвоенных студентами в процессе обучения. Применение традиционных методов оценки знаний студентов (собеседование, письменный опрос, коллоквиумы) не дают возможности оперативно произвести статистическую оценку усвоения отдельных тем и разделов, изучаемой дисциплины. Использование контролирующих тестов с заполнением таблиц и построением гистограмм позволяет преподавателю быстро и объективно оценить знания студентов, а так же оперативно произвести анализ усвоения материала по конкретным темам занятий и одновременно оценить действительность, надежность, дифференцированность и эффективность тестов.

В настоящей статье ставится задача получить наглядное, удобное для интерпретации, представление о качестве усвоения материала по результатам статистической оценки тестирования.

Методика статистической оценки состоит в следующем. Лист разбивается на квадраты, по оси абсцисс откладываются номера вариантов, участвующих в эксперименте В1, В2, В3,...Вn и количество опрошенных студентов по каждому варианту С1, С2, С3,...Сn. По оси ординат - номера вопросов, содержащихся в контрольном тесте 1, 2, 3,...i. Тесты, участвующие в оценке качества знаний, формируются по вариантам. Затем определяется суммарное количество неправильных ответов N1-1, N1-2, N1-3...N1-i, и их процент от общего количества опрошенных студентов по данному варианту:

f,

где N1-1, N2-1, Nn-i - количество неправильных ответов соответственно в 1-ом варианте на 1-й вопрос, во 2-ом варианте на 1-й вопрос, в n-ом варианте на i-й вопрос.

С1, С2, Сn - количество студентов опрошенных соответственно по 1-ому, 2-ому, n-ому вариантам.

Результаты заносятся в квадрат на пересечении номера варианта В1 и соответствующего ему номера вопроса 1, что соответствует значению Х1-1 (табл. № 1).

Таблица 1

Статистическая оценка результатов тестирования 

количество опрошенных студентов

С1

С2

С3

...

...

...

Сn

вопросы                         варианты

В1

В2

В3

...

...

...

Вn

1

Х 1-1

Х 2-1,

Х 3-1,

...

...

...

Х n-1,

2

Х 1-2

Х 2-2,

Х 3-2,

...

...

...

Х n-2,

3

Х 1-3

Х 2-3

Х 3-3

...

...

...

Х n-3

...

...

...

...

...

...

...

...

i

Х 1-i

Х 2-i

Х 3-i

...

...

...

Х n-i

Чтобы выявить, какие вопросы, а также темы и разделы предмета, плохо усвоены студентами, для наглядности строятся графики усвоения материала для каждого варианта. Где по оси абсцисс откладываются номера вопросов, а по оси ординат процент неправильных ответов по каждому вопросу (рис. 1).

p 

Рис. 1. График усвоения материала по варианту 1

Для оценки дифференциации вопросов теста по их сложности строится график трудоемкости тестов по вариантам. Где по оси абсцисс откладываются номера вариантов, а по оси ординат процент неправильных ответов на вопросы теста (за критерий оценки недостаточности знаний взяты вопросы, на которые ответили неправильно 40 и более процентов студентов, рис. 2).

p 

Рис. 2. График трудоемкости тестов по вариантам

Предложенная методика была опробированна на результатах тестирования в 10 учебных группах по дисциплине «Энергоснабжение». Всего было обработано 282 теста.

Анализ результатов тестирования по первому варианту теста показал, что студенты имеют наибольший процент неправильных ответов на 3, 6, 8 вопросы, которые относятся к разделу «Теплоснабжение промышленных предприятий» и в частности к теме «Схемы присоединения систем отопления к тепловым сетям». В тоже время достаточно хорошо усвоены вопросы 1, 4, 5, 7, относящиеся к темам «Водоснабжение и водоотведение промышленных предприятий».

Оценка трудоемкости тестов показала, что вопросы по своей сложности не совсем равномерно распределены по вариантам. Так в 3, 7, 10 вариантах процент неправильных ответов составил от 40% до 50%, в тоже время как в 1, 4, 5, 8 вопросах всего 20%.

Предложенная методика позволяет:

  • наглядно оценить качество усвоения студентами дисциплины по отдельным вопросам, темам, разделам и в целом всего материала;
  • оперативно реагировать преподавателю на учебный процесс путем последующей корректировки подачи материала на лекциях, практических занятиях и консультациях;
  • анализировать основные критерии качества тестов.

Библиографическая ссылка

Шеин А.А., Привалов Н.И. МЕТОДИКА СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ КОНТРОЛЬНОМ ОПРОСЕ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4504 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674