Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ НА ОСНОВЕ ГЕРОНТОЛОГИИ

Кабекенов Г.У. 1
1 Казахский национальный педагогический университет имени Абая, г. Алматы, Республика Казахстан
В статье рассматриваются проблемы пожилых людей с социально-психологической позиции. Предлагаются результаты и выводы экспериментального исследования социально-бытовых условий пожилых людей на основе изучения теорий и принципов геронтологии и психологии пожилых людей. Вместе с тем выявляются результаты оказываемой социальной поддержки пожилых людей и определения соответствий их жизненных взглядов в обществе.
Геронтология. Старение. Изменение в старческом возрасте. Социальная поддержка. Оказание социально-психологической поддержки. Жизненные взгляды людей пожилого возраста
1. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 296 с.
2. Сәнов С., Ким Р. Геронтология және гериатрия: яки егде тартқан және қартайған науқастарды емдеу мен күту // Отбасы және денсаулық.- 2004.- №10. -22 -23б.
3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 320 с.: ил. – (Серия «Учебник нового поколения»), 297 с.
4. Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. – Ростов на/Д: Феникс, 2009. – 346 с.
Введение:

В Казахстане проблемы изучения процесса старения народа всегда существовали, но не находили должного внимания для рассмотрения. И на сегодняшний день они являются особенно актуальными. Несмотря на существование данных проблем, вопросы изучения процесса старения не находят свое отражение в качестве сравнительного представления и всесторонней экспертной оценки в государственных стратегических документах и нормативно-правовых актах. На этапе современного развития Казахстана главной целью проводимых экономических и социальных реформ является создание необходимых условий для развития общества и человека, поэтому современной задачей социально-ориентированного государства считается обеспечение соответствующих жизненых условий гражданам на период старения.

Таким образом, важно отметить, что экономическое развитие государства является одним из важных факторов, способствующих повышению продолжительности жизни граждан. В свою очередь, увеличение количества людей пожилого возраста также можно рассматривать как один из важных факторов, позитивно влияющих на социально-экономическое развитие государства.

Цель исследования:

Социально-психологическое исследование социально-бытовых условий людей пожилого возраста.

Материалы и методы исследования:

В соответствии с целью и  гипотезой экспериментально-исследовательской работы были отобраны следующие основные экспериментально-диагностические процедуры, такие как анкета «Я и мой жизненный путь», а также критерий Розенбаума для статистической обработки выявленных показателей анкетирования.  

Результаты исследования и их обсуждение:

Старшее поколение и тема развития человека - это одна из проблем социально-психологического характера в Казахстане, требующих широкого научного рассмотрения.

Изменение  в пожилом возрасте рассматривается как биологический процесс, который непосредственно связан с возрастным периодом. А социальные показатели объясняются изменениями в социальной жизни человека (социальный пенсионный статус), что является искусственным механическим регулятором процесса старения. Таким образом, старение рассматривается как процесс перехода на новую социальную роль, то есть устанавливается связь с социальной группой в новой системе общения.

В качестве одной из основных форм социальной защиты пожилых людей рассматривается оказание социальной поддержки. В ее состав входят социальная служба, оказание материальной помощи, социальная адаптация и реабелитация.  С этой позиции система оказания социальной поддержки гражданам, относящимся к категории «пожилые люди», рассматривается как форма организации социальной работы.

Социальная поддержка - это  деятельность по включению социальных условий, то есть оказание помощи людям пожилого и старческого возраста по месту проживания (в условиях жилища) или в муниципальных организациях (в государственных  специализированных условиях). Она включает оказание социально-бытовой помощи и морально-психической поддержки. Социальная поддержка рассматривается как важный фактор взаимодействия на период старения и адаптации к последнему периоду жизни. В связи с этим организация  работы социального педагога и социального работника с пожилыми людьми связана с следующими условиями:

  • во-первых, оказание социальной поддержки пожилым людям в соответствии с современными  требованиями организации социальной помощи;
  • во-вторых, стремление  к тому, чтобы быть осведомленным во всех вопросах об условиях жизни конкретного человека, нуждающегося в помощи, и оказать ему необходимую помощь;
  • в-третьих, изучение характера и образа жизни пожилых людей,  жизненных ситуаций, с которыми наиболее часто встречаются люди пожилого и старческого возраста, а также  принятие эффективных методов их решения.

В соответствии с выше рассмотренными принципами организации социальной работы мы старались экспериментально-опытным путем доказать значение и результативность проведения социальной и психологической работы в организациях, где оказывается социальная поддержка пожилым людям.

Многогранность изучения процесса старения непосредственно связана с частым применением различных средств современного исследования.  Эти средства позволяют с разных позиций рассмотреть данную проблему или как целостный объект исследования. В современной науке социально-психологические проблемы пожилых людей рассматриваются как одно из направлений научного исследования (в  качестве фактора, влияющего на уровень разрушения взаимоотношений в социальной среде, - подверженность пожилых людей к различным личностным изменениям). В связи с этим в рамках данного направления готовятся различные социальные и психогеронтологические модели исследования:

  • во-первых, процесс старения и его социально-историческая динамика;
  • во-вторых, социальное положение пожилых людей;
  • в-третьих, жизненный опыт пожилых людей и психологические, биохимические, физиологические особенности и т.д.

Согласно проблеме нашего исследования надо отметить то, что обеспечиваются равные возможности реализации социальной поддержки и защиты пожилых людей, их экономические, политические и другие права и свободы, а также гарантируются Конституцией Республики Казахстан и рассматриваются в общепринятых принципах и нормах международного права. В связи с этим с целью изучения социально-бытовых условий было проведено анкетирование «Я и мой жизненный путь» для реализации деятельности по организации, проведению и улучшению социальной работы в домах для пристарелых, а также для повышения социально-психологического уровня жизнедеятельности пожилых людей.

Таким образом, по результатам анкетирования были получены следующие результаты.

Во-первых, определены возрастные особенности респондентов: 50% респондентов являются пенсионерами (пожилой возраст), 34% - люди преклонного возраста (старческий возраст), 8 % - пожилые люди, которые только получили социальный статус «пенсионер», 8 % - люди в возрасте от 90 до 100 лет (Диаграмма №1).

     

Диаграмма 1. Показатели результатов анкетирования «Я и мой жизненый путь»

Как известно, для людей в пожилом возрасте в связи с выходом на пенсию характерны стрессовые ситуации. Эти стрессовые ситуации связаны с продлением возрастного периода и с конкретными общественными, экономическими и социально-бытовыми условиями жизнедеятельности человека. Обычно человек с возрастом становится пассивным. Поэтому общественность должна быть направлена на разработку социальных программ для улучшения жизни пассивных пожилых людей, чтобы они стали активными гражданами и трудоспособными. В связи с этим в анкете представлены вопросы, характеризующиеся раскрытием удовлетворенности респондентов уровнем оказываемой социальной службы. Как представлено в диаграмме № 2 23%  респондентов - людей пожилого возраста, имеющих свою реальную семью, находятся в обеспечении учреждений интернатного типа для престарелых. Остальные 81,5 %  респондентов - людей пожилого возраста, действительно являющихся одинокими, не имеющих родственников, также находятся в обеспечении учреждений интернатного типа для престарелых. В свою очередь по результатам следующего вопроса -«Удовлетворяют ли Вас уровень оказания государственной социальной поддержки?» - были выявлены следующие ответы (Диаграмма №2):

  • «Да, удовлетворяют» - 76,9 % респондентов;
  • «Нет, не удовлетворяют» - 18,4 % респондентов.

Для уточнения ответов на данный вопрос респондентам был задан следующий вопрос: «Какой вид социальной помощи Вы ожидаете от государства?».  

Диаграмма 2. Показатели результатов анкеты «Я и мой жизненный путь» (по вопросам № 2, 3)

В своих ответах на данный вопрос респонденты - люди пожилого и старческого возраста указывают на следующие виды социальной помощи: на первом месте -  материальная, социально-бытовая и медицинская помощь, на втором месте - общественно-культурная и психологическая помощь, на третьем месте - юридическая консультация и мероприятия по решению вопросов личной жизни. Анализ данных ответов позволил нам сформулировать следующий вывод. В целом для человека необходимы не только долгие годы жизни, но полноценная жизнь, характеризующаяся творческой деятельностью, профессиональным трудом, удовлетворяющим социальным статусом и экономической независимостью.

Далее, нами были заданы следующие вопросы:  «Как Вы проводите свое свободное время?» и «Есть ли вопросы, являющиеся важными и касающиеся Вашей личной жизни?». Анализ ответов на данные вопросы позволил уточнить отношение респондентов к организации своего досуга и свободного времени, а также выявить наиболее волнующие проблемы их личной жизни, что дает нам сформулировать следующий вывод: любой человек в пожилом возрасте желает встретиться с родственниками (помянуть родителей, отметить день рождение, найти пропавших родственников и т.д.), увидеть людей (друзей, однополчан, близких по душе и др.), которые оказали ему поддержку, помощь в трудных ситуациях прошлой жизни, требует  повышенного внимания (внимание окружающих людей и исполнение желаний, уход, общение с противоположным полом и т.д.),  желает посетить мечеть, церковь, что превращается в дальнейшем важным смыслом его жизни и т.д.

Анализ ответов на вопросы № 4, 5 позволил нам выявить наиболее часто повторяющиеся утверждения: «желаю отдыхать на свежем воздухе» - 25 % респондентов, «желаю встретиться с друзьями» - 43 %, «смотреть программы по телеканалу» - 56 %, «почитать книги, журналы» - 37 %, «играть в интеллектуальные игры» - 9%, «проводить свободное время с родственниками» -  9 %, «заниматься личными делами» - 87 %, «выполнять работу по хозяйству» - 42 %.

По результатам ответов на вопросы № 4, 5 выяснились наиболее высокие показатели в процентном соотношении: 87 % респондентов-участников в эксперименте желают заняться личными делами по самообслуживанию (процедуры лечения, выполнение режима дня, наведение чистоты и порядка в личных вещах и др.) и 56 % - просматривать телевизионные программы. Таким образом, большинство респондентов адаптировано к тому, чтобы проводить свободное время в одиночестве, поэтому большее время проводят у телевизоров и занимаются различными личными делами по самообслуживанию.  

Вместе с тем анализ ответов на вопрос № 5 - «Есть ли вопросы, являющиеся важными и касающиеся Вашей личной жизни?» - позволил сделать следующий вывод: 93 % респондентов желают заниматься каждодневными бытовыми делами, 79 %  - указывают на состояние здоровья и 54 % - указывают на потребность в общении.

По мнению ученых М. Цицерона, А. Шопенгауэра, К. Юнга образ жизни (система жизненых ценностей и установок), формирование личности, тип характера, проблемы понимания сути социального статуса пожилого человека определяют в целом общество. Поэтому проведенный самостоятельный анализ жизненного пути пожилых людей представляет важную информацию. Таким образом, если 8 из 10 людей не разочарованы своей жизнью и позитивно принимают ее, то можно предположить сформированность их общей удовлетворенности своим положением в обществе.

Для того, чтобы удостоверится в доказательности данного принципа, мы рассмотрели ответы на вопрос № 9 - «Если напишите книгу о своей жизни, то как бы Вы ее назвали?» - и получили следующие ответы:

  • 42 % респондентов пожелали бы написать книгу на тему: «Я и мой жизненый путь»;
  • 33 % респондентов пожелали бы написать книгу на тему: «Мои счатливые дни»;
  • 25 % респондентов смотрят на свою прошлую жизнь с разочарованием.

Диаграмма 3. Показатели результатов анкетирования «Я и мой жизненный путь» (по вопросу № 9)

В соответствии с эмпирическими задачами исследовательской работы и, обобщая показатели результатов используемых методик, нами были сформулированы следующие выводы:  

Во-первых, является ошибочным представление о том, что процесс старения  рассматривается как регрессивное явление с учетом психических сообенностей пожилых людей. Только у одного респондента из 12 исследуемых агрессия проявлется как доминирующая, а у других - как уход в интеллектуальный и эмоциональный внутренний мир, переживание, связанное с оценкой и осознанием пройденной жизни, в случае, если не реализуются основные жизненные цели,  проявляются характерные качества, такие как разочарование и  отчаение. Это связано с психическими особенностями пожилых людей и их жизненным опытом.

Во-вторых, в процессе общения пожилых людей уровни самоконтроля, а также понимания или непонимания смысла своей жизни определяются склонностью к чувству переживания одиночества.

В-третьих, выявляются показатели уровня шкалы стресса, указывающие на уровень выше среднего, определяющиеся  психическими особенностями пожилых людей, связанные с их эмоциональным состоянием.

В связи с определением точности и достоверности полученных результатов был использован коэффициент критерия Розенбаума (по формуле Qэмп = S1 + S2). Методика позволяет определить независимые переменные двух групп, то есть сравнить динамику показателей до эксперимента и результатов после эксперимента.   

В соответствии с поставленными статистическими гипотезами, в начале были определены общие суммарные показатели доэкспериментальных и послеэкспериментальных результатов. На следуюшем этапе статистичекого анализа были поставлены следующие эмпирические гипотезы:

  Н0: показатели 2-х выборок не превышают показателей 1-ой выборки, т.е. негативные состояния пожилых людей можно скорректировать с помощью развивающего эксперимента.

  Н1: показатели 2-х выборок превышают показателей 1-ой выборки, т.е. негативные состояния пожилых людей невозможно скорректировать с помощью развивающего эксперимента.

В соответствии с поставленными гипотезами были проанализированы результаты эксперимента и заполнена нижеследующая таблица:

1 ряд. Показатели до практического экперимента

2 ряд. Показатели после практического экперимента

Код  респондентов

Показатели

Код респондентов

Показатели

1. Г.Л.

2. А.Т.

3. Ә.С.

4. Б.М.

5. А.Ғ.

6. Б.В.

7. Б.Р.

8. Қ.А.

9. Б.О.

10. Е.С.

11. Д.А.

12. А.Д.

 

140

               99 ↑↓S1       

 89 

82

81

77

76

74

66

62

49

48

 

 

 

1. Г.Л.

2. А.Т.

3. Б.В.

4. Б.М.

5. Ә.С.

6. Б.Р.

7. А.Ғ.

8. Қ.А.

9. Е.С.

10. А.Д.

11. Д.А.

12. Б.О.

 

 

90

87

80

74

72

72

64

60

58

52

    50    

          45      S2

 

Максимальный показатель 1 ряда: S1=2. Минимальный показатель 2 ряда S2=1.  Решение:

Qэмп = S1 + S2= 2+1=3

 

                 7 ( p≤0,05)

Qкрит  =    9 ( p≤0,01)

Итак, была доказана гипотеза  Н0, то есть показатели 2-ой выборки все- таки не превышают показателей 1-ой выборки, следовательно негативные состояния пожилых людей можно корректировать с помощью развивающего эксперимента, так как, Qкрит.  ≥ Qэмп., это можно увидеть на рисунке 1:

Рисунок 1. Расположение результатов в зоне показателей значимости

Вывод: принимаем эмпирическую гипотезу Н0. В связи с этим мы формулируем следующее заключение: при организации социальной службы по поддержке людей пожилого возраста нужно придавать особенное значение социально-психологическим мероприятиям, а также содержанию, формам и методам проводимых мероприятий в домах для престарелых, так как люди, относящиеся к данной категории, очень нуждаются в духовной и моральной поддержке окружающих людей.

Выводы и заключения:

По результатам проведенного эксперимента были получены следующие выводы:

  1. Определены психологические особенности людей пожилого возраста, нуждающихся в поддержке, а также условия учреждений по оказанию социальной поддержки пожилым людям в обществе.
  2. Выявлены основные принципы организации социально-психологической работы с людьми пожилого и старческого возраста в условиях проживания в учреждениях интернатного типа для престарелых.
  3. Раскрыто специальное социально-психологическое содержание адаптационных и реабилитационных работ в условиях учреждений интернатного типа для для престарелых.

В этой связи были разработаны следующие рекомендации:

  • во-первых, исследуя социально-бытовые условия учреждений интернатного типа для пожилых людей, которые составляют физическую среду проживания с комфортом, влияющую на их общее морально-психологическое состояние, а также с учетом их индивидуальных психологических особенностей, потребностей в общении, уделять особое внимание повышению эффективности социально-психологических работ.
  • во-вторых, способствовать организации социальной поддержки пожилых людей в соответствии с требованиями современной ситуации развития общества.
  • в-третьих, способствовать повышению профессионализма и статуса социального работника.
  • в-четвертых, улучшить качество социальной работы в учреждениях интернатного типа для пожилых людей (дома для престарелых).

Рецензенты:

  • Масырова Р.Р., д.п.н., профессор кафедры общей педагогики Казахского государственного женского педагогического университета, Республика Казахстан, г. Алматы.
  • Еркинбекова М.А., зав. кафедрой Социализация личности, Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования Республики Казахстан, Республика Казахстан, г. Алматы.

Работа получена 07.06.2011.


Библиографическая ссылка

Кабекенов Г.У. ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ НА ОСНОВЕ ГЕРОНТОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4665 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674