Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМЫ ЧАСТНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОМ СИБИРСКОМ ГОРОДЕ

Филатова Е.В.

Негосударственное образование оказалось в фокусе внимания потребителей образовательных услуг относительно недавно. Это связано с тем, что только с середины 90-х годов на рынок образовательных услуг в нашей стране стали выходить новые образовательные учреждения. В стране, где более полувека все образование принадлежало государству, частное высшее образование вызывало интерес многочисленных потенциальных студентов. Но поскольку потребители не знали, чего же от новых образовательных учреждений можно ожидать, то относились к ним с осторожностью.

Под частным образованием 90% понимают платное образование, также утверждают, что частное образование обеспечивает подготовку высококвалифицированного специалиста.

50% убеждены в необходимости частного образования, аргументируя тем, что:

- оно дает более глубокие знания;

- дает второй шанс на обучение тем, кто не выдержал вступительных экзаменов, не прошел по конкурсу, но может учиться «за деньги».

Противники частного образования, которых также 50%, полагают, что частное не будет доступно всем, а образование должно быть доступным, к тому же плата за обучение не гарантирует качества. Они также отмечают сложность контроля за деятельностью частных учебных заведений.

65% опрошенных против 25% убдеждены, что в образовании платных услуг в принципе не должно быть, если страна заинтересована в повышении уровня образованности граждан.

И тем не менее 65% готовы платить за свое образование, а 70% готовы платить за образование своих детей.

Почему вы согласны получать образование на платной основе?

47% чтобы получить хорошую работу и хорошие деньги;

47% чтобы обеспечить карьерный рост.

Чтобы повысить конкурентноспособность 20%.

Чтобы повысить свою квалификацию 20%.

Для постиндустриального общества, как показывают исследования, необходимо, чтобы не менее 30 % взрослого населения имело высшее образование. В Кемеровской же области высшее образование имеет 8% населения.

Интересную информацию о готовности населения к частным инвестициям в образование дают наши исследования, проведенные в 2004 г. в г. Кемерово. С одной стороны, они выявили в целом отрицательное отношение населения к платному образованию. Почти 80 % опрошенных кузбассовцев высказали негативное мнение по поводу платности обучения. (в основном из-за низкой зарплаты и отсутствия дифференциации доходов в зависимости от уровня образования). С другой стороны, исследования показали, что 58 % граждан, в составе семей которых есть лица, получающие профессиональное образование или намеревающиеся это делать, готовы вносить плату за обучение в том случае, если бесплатное образование окажется невозможным. На наш взгляд, данное противоречие объясняется реально идущими процессами коммерциализации образования при формальной декларации со стороны государства сохранения принципа его бесплатности. Негативное отношение населения к платности образования, скорее всего, является протестной реакцией на невыполнение государством своих формальных обязательств.

Интересна и выявленная сумма предполагаемой ежемесячной оплаты образовательных услуг, на которую готовы пойти домохозяйства. Примерно десятая часть кузбасских семей в настоящее время в принципе способна и готова платить за получение профессионального образования в пределах (а иногда и выше) существующих расценок в вузах.

Сторонники частного образования полагают, что негосударственные университеты обеспечат международные стандарты качества, что частное образование заинтересовано в использовании передовых технологий, так как это позволит привлечь в свои стены больше студентов. Оно идет в ногу со временем и готовит современного специалиста высокой квалификации, способного выживать, несмотря на кризисные ситуации в стране.

Но у их противников существуют опасения, что появление частного высшего образования приведет к коммерциализации через его "покупку". Ставится под сомнение и компетентность владельца частного образовательного учреждения.

Эти опасения напрасны. В большинстве случаев частные университеты имеют больше материально- технических возможностей, пластичней реагируют на потребности рынка труда и поэтому выпускают более жизнеспособного специалиста.

В нашей стране в 1998 г. насчитывалось около 250 частных высших учебных заведений. Причем эти образовательные учреждения появляются и развиваются, в основном, в крупных городах. Объясняется это тем, что в экономически развитых городах выше уровень жизни, и соответственно, есть люди, способные платить за свое образование. Кроме того, там выше социально-культурные запросы населения.

Деградация высшего образования всегда наносит серьезный урон экономике страны. Мировая практика подсказывает, что одним из наиболее эффективных выходов из критической ситуации становятся более экономичные образовательные системы, такие как дистанционные методы обучения.

Сегодня в России существуют несколько университетов, работающих в дистанционном режиме. Это Открытый университет, Московский экономико-статистический институт и Современный гуманитарный университет. В Кемеровском государственном университете уже несколько лет существует Институт дистанционного обучения.

Эти образовательные учреждения, работая с большими потоками людей, снижают ценовую планку образовательных услуг. Сегодня дистанционные методы являются, пожалуй, самыми прогрессивными технологиями в образовании.

Бурный поток информации, хлынувший на общество 10 лет назад, требует от человека принципиально новых умений и формирует прагматичное мировоззрение. Современный студент интересуется тем, какой объем информации он может получить за единицу времени и идет туда, где этой информации больше. Кроме того, образование в дистанционном вузе доступно по цене, так как применение дистанционных моделей позволяет существенно удешевить обучение.

Безусловно, развитие негосударственного образования не может происходить без должного контроля со стороны государства, отвечающего за поддержание образовательного стандарта в стране. Сегодня все вузы проходят этап лицензирования и аккредитации. Соответствие образовательной программы государственным требованиям - один из важнейших показателей ее качества.

У современных студентов усиливается прагматический подход к образованию. Важным становится качество, компетентность, гибкость и инновационные возможности человека, получившего образование. Образование в течение всей жизни становятся нормой, а способность к постоянному обучению и приобретению новых умений рассматривается в качестве самого важного параметра рабочей силы. Все это ставит проблему, с одной стороны, повышения индивидуальной ответственности сторон процесса обучения (учащегося и образовательного учреждения) за его результаты, а, с другой - роста вклада в образование населения как основного получателя выгод от него.

В нашем регионе частное высшее образование пока больше экзотика, чем привычная ситуация. Главная проблема таких образовательных учреждений - и в привлечении хороших преподавателей, и государственная аккредитация, и в признании общественностью их полноценными вузами. Пока частные университеты будут считаться «альтернативой», они не смогут котироваться наравне с государственными.

Частное инвестирование в образование обеспечивает увеличение заинтересованности учащихся в самом процессе обучения, а также рост требовательности к предлагаемым образовательным программам. Это способствует повышению эффективности образования за счет принятия новых учебных программ, совершенствования учебного процесса, роста отдачи от преподавателей и активизации самих учащихся. Механизм государственного контроля над качеством образования и эффективностью использования ресурсов дополняется контролем непосредственного потребителя (учащегося). Развитие частного инвестирования образования создает конкурентную основу деятельности образовательных учреждений и дает толчок для начала обновления всей системы образования (его содержания, методов обучения, набора предлагаемых специальностей).


Библиографическая ссылка

Филатова Е.В. ПРОБЛЕМЫ ЧАСТНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОМ СИБИРСКОМ ГОРОДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=470 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674