Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭТАПЫ ВХОЖДЕНИЯ РОССИИ В НВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Чебунин В.П., Кайгородова П.П.

С 1999 г. после подписания Болонской конвенции министром образования Филипповым В.М. Россия вступила в полосу структурно-формального реформирования высшего образования.

Были разработаны и внедрены образовательные стандарты бакалавра и магистра. В результате этого во многих ВУЗах наряду с ними действуют стандарты специалистов. Получилась книга из трех уровней высшего образования. 4 года - бакалавр, 4 + 1 год - специалист, (4 + 1 + 1); (4 + 2) года - магистр. Так ВУЗовское сообщество отреагировало на реформу сверху. Особенно ВУЗы сопротивляются отмене специалистуры и внедрению бакалавриата.

Мы предлагаем два направления реального осуществления Болонского процесса в России.

Первое: - Постепенно поднимать среднее профессиональное образование до уровня бакалавров 4-летнего цикла подготовки. Дела в том, что среднее профессиональное учреждение всегда выпускало специалистов среднего звена - «русских бакалавров». Единственное отличие от европейского бакалавриата - 2-3 года подготовки. По нашим оценкам третья часть Российских колледжей среднего профессионального образования (СПО) может подняться до уровня 4-летнего бакалавра.

Второе: - Российский специалист пятилетнего срока обучения - это почти «русский магистр» Теоретическое обучение длится 4,5 года, а написание дипломной работы - 0,5 года. Необходимо поднять уровень дипломной работы до уровня магистерской работы, увеличив срок подготовки этой работы до одного года первоначально. А затем поднять уровень магистерской работы до уровня российской кандидатской диссертации (срок магистратуры - 2 года вместо аспирантуры - 3 года) и постепенно убрать кандидатскую степень, введенную И.В. Сталиным в условиях 30-х годов XX века, когда была большая нехватка докторов наук и профессоров (профессура была репрессирована и уничтожена)

Эти два направления отражают формальную сторону процесса реформирования. Важна содержательная сторона. Необходимо отказаться в Российских ВУЗах от линейной, посеместровой, непрерывной образовательной траектории. Необходимо переходить на гибкую программу обучения. Первым этапом такого реформирования должна стать кредитно-модульная система. Некий прообраз ЕСТS. Учебный план специалиста с часовой нагрузки студента можно перевести в систему кредитов. А затем сформировать 8 - 10 модулей в зависимости от специальности. 4 - 6 модулей (семестров) - обязательная посеместровая фундаментальная подготовка. А 4 - 6 модулей специализированной подготовки перевести на гибкий индивидуализированный график без жесткой семестровой и курсовой привязки. Также постепенно нужно переходить на рейтинговую накопительную оценку знаний. Есть уже положительный опыт Байкальского Университета Экономики и права. Байкальскому Университету понадобилось два года для институализации такой системы.

Высшая школа России должна постепенно эволюционным путем входить в Европейское образовательное пространство.


Библиографическая ссылка

Чебунин В.П., Кайгородова П.П. ЭТАПЫ ВХОЖДЕНИЯ РОССИИ В НВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=472 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674