Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кравчук Н.В. 1
1 ГОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств», Челябинск, Россия
В статье уточняется понятие коммуникативной культуры исходя из особенностей подросткового возраста. Определяются преимущества образовательного пространства системы дополнительного образования. Рассматривается комплекс педагогических условий эффективного развития коммуникативной культуры подростков, раскрываются содержательные особенности использования выделенного комплекса условий, обозначаются цели реализации условий. Указывается целесообразность применения адекватных форм и методов для успешного развития коммуникативной культуры подростков.
педагогические условия
подростки
коммуникативная культура
развитие
проектная деятельность
1. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М., 2000. - 575 с.
2. Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 239 с.
Разинкина Е.М. Формирование профессионального потенциала студентов вуза с использованием новых информационных технологий : дис. ... д-ра пед. наук. - Магнитогорск, 2005. - 348 с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. - М. : Педагогика, 1989. - 485 с.
4. Петровский А.В. Психология : учебник для студ. высш. пед. учебн. заведений / А.В. Петровский, М.Г.Ярошенко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Издат. центр «Академия», 2000. - 512 с.
5. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья третья) // Психол. журн. - 1993. - Т. 14. - № 6. - С. 3-15.
6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань : КГУ, 1998. - С. 40.
7. Педагогика. Большая современная энциклопедия / под ред. Е.С. Рапацевича. - Минск : ИООО «Современное слово», 2005. - С. 592.
8. Педагогика и психология высшей школы / под ред. С.И. Самыгина. - Ростов н/Д : Феникс, 1998. - С. 133.
9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат [и др.]. - М. : Академия, 2001. - 272 с.
10. Заир-Бек Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 1995. - 35 с.
11. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. - М., 2005. - 288 с.
Современное направление развития общества характеризуется тем, что именно человек становится центральной фигурой всех проблем, именно от человека, его поведения, деятельности, от его нравственных ценностей, установок зависит настоящее и будущее человечества. Поэтому повышается актуальность изучения проблем человека, определение концептуальных положений развития личности, поиск оптимальных путей раскрытия ее творческого потенциала.

Хотя понятие коммуникативной культуры находится в процессе формирования, тем не менее данное явление анализировалось с различных сторон: психологической - Б.Д. Парыгин; методологии общения - В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, А.В. Мудрик, Б.Т. Лихачев; психолого-педагогической - А.К. Маркова, Л.М. Митина; нравственно-этической - И.В. Страхов, И.Е. Синица, В.С. Грехнев, С.Н. Батракова; творческий - В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, С.В. Кондратьева.

Развитие коммуникативной культуры продолжается непрерывно в течение всей жизни и деятельности подростка. В школе происходит становление личности подростка, получение им системы знаний об окружающем мире. В общении со своими сверстниками он приобретает социальные навыки, усваивает этические принципы, вырабатывает основы своей будущей жизненной позиции.

В нашем исследовании под коммуникативной культурой мы понимаем способность личности успешно устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми в различных ситуациях на основе субъективных внутренних и внешних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного взаимодействия в ситуациях межличностного общения и социальной коммуникации.

Отличительной особенностью коммуникативной культуры подростков является предъявляемое требование к собеседнику об обратной связи, предполагающей непосредственный отклик на их мысли, чувства, заботы и проблемы. По наличию обратной связи дети данного возраста устанавливают наличие или отсутствие желания другого человека разделить его трудности, войти в его положение и почувствовать его проблемы как свои собственные.

Следует подчеркнуть особую роль дополнительного образования в развитии коммуникативных навыков подростков, которое является персонализированным компонентом общей и профессиональной подготовки и, в свою очередь, базируется на достижениях науки и практики.

Достоинства дополнительного образования предполагают, что образовательно-воспитательная система должна быть построена на стратегически важных принципах (приоритетных идеях). Исходя из этой системы принципов системы дополнительного образования, мы можем сделать вывод об обширности выбора объединений.

Для более успешной социализации личности подростка, а также развития его личностных качеств, необходимо определить педагогические условия успешного развития коммуникативной культуры подростка в системе дополнительного образования.

В философском энциклопедическом словаре понятие «условия» трактуется следующим образом: 1) как среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать; 2) как обстановка, в которой что-либо происходит [1].

В педагогике условия чаще всего понимают как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы.

Н.М. Яковлева отмечает, что успешность выделения условий зависит от четкости определения конечной цели или результата, который должен быть достигнут, и того, что на определенных этапах педагогические условия могут выступать как результат, достигнутый в процессе их реализации [2].

В результате анализа поставленной проблемы по обозначенным выше направлениям нами был выделен следующий комплекс педагогических условий: погружение подростков в практико-ориентированную, социально значимую деятельность; интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития; разработка и внедрение инновационных форм, методов и технологий развития коммуникативной культуры подростков посредством проектно-исследовательской деятельности;

Первым педагогическим условием развития коммуникативной культуры подростков в системе дополнительного образования выступает погружение подростков в практико-ориентированную, социально значимую деятельность, способствующую развитию личностных качеств.

Личностные качества - это вид социально значимых качеств, способствующих адаптации и успешности человека в обществе.

С.Л. Рубинштейн отмечает, что личностные свойства не сводятся к индивидуальным особенностям и включают в себя общее, и особенное, и единичное. К первым относятся особенности восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов, темперамента. Вторые включают структуру мотивов, самооценку, уровни притязаний, доминирующий социальный статус. Индивидуальность обучаемого проявляется в интеграции всех этих свойств.

Основываясь на работах Е.С. Рабунского, А.А. Кирсанова, З.И. Калмыковой и Ю.К. Бабанского, можно выделить следующие индивидуальные особенности обучаемых: уровень успеваемости, отношение к учению, уровень подготовленности к овладению учебным материалом, познавательные интересы, самостоятельность в познавательной деятельности, работоспособность, умственные способности.

Основными индивидуальными личностными свойствами обучаемых выступают: особенности восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов, темперамента и волевых качеств, мотивация, самооценка, уровни притязаний, доминирующий социальный статус. Личностные качества и свойства обучающегося многогранны, поэтому учесть в реальном учебном процессе весь спектр свойств и особенностей личности, динамику их развития достаточно сложно.

Основа содержания дополнительного образования - это практико-ориентированная деятельность. Здесь подросток зачастую действует самостоятельно. Постоянно находится в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с окружающими одушевленными и неодушевленными объектами. Создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания.

Социально значимая деятельность - это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

Последовательно и целенаправленно проводимая работа по воспитанию и развитию подростков в системе дополнительного образования имеет социально значимые результаты. Социально значимая деятельность воспитанников и педагогов учреждений дополнительного образования активно проявляется в разработке и реализации социальных проектов

Для продуктивного включения подростка в социально значимую деятельность необходимо использование педагогической поддержки. Цель педагогической поддержки - установление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости необходимо научиться решать собственные проблемы и понимать, почему они возникают.

Позиция поддержки - это восстановление взрослым человеческих отношений с ребенком. В основе такого рода педагогической деятельности лежат принципы философии, центрированной на ребенке.

Погружение подростков в практико-ориентированную, социально значимую деятельность позволяет развить индивидуальные и коммуникативные навыки личности подростка, а также способствует социализации личности подростка, что, в свою очередь, является необходимым условием для построения эффективного коммуникативного взаимодействия.

Вторым условием развития коммуникативной культуры является интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития в системе дополнительного образования.

Направленность на саморазвитие - одно из основных звеньев, на которое можно опираться в развитии коммуникативной культуры подростков в системе дополнительного образования.

Когда речь идет о «развитии личности», то раскрытие данного понятия идет через признак «изменение», причем прогрессивное качественное и количественное изменение личности (мотивации, интеллектуальной сферы, нравственной и т.д.). Этот процесс на разных пространственно-временных этапах идет с разной скоростью и, как правило, под воздействием извне, оставаясь для личности часто незамеченным [3].

Рассматривая процесс саморазвития, ученые выделяют те же характеристики, что и для процесса развития. Однако когда речь идет об их различии, то по сравнению с процессом развития ученые выделяют, по крайней мере, два существенных признака: 1) изменения в личностной сфере детерминированы не извне, а под целенаправленным воздействием личности на самое себя; 2) изменения происходят не только в структурных компонентах сознания (мотивах, интеллектуальной, эмоциональной сферах и т.д.), но и в процессах «самости»: самопознании, самоопределении, самосовершенствовании, самореализации, самоуправлении и т.д. [4; 5; 6].

Главным механизмом как развития, так и саморазвития личности является разрешение противоречий. При этом если развитие - это процесс разрешения внутренних противоречий, который чаще всего протекает спонтанно, то саморазвитие - это процесс целенаправленного, осознаваемого разрешения противоречий, который определяется самим субъектом. Процесс саморазвития охватывает все сферы личности, «он базируется и всякий раз поднимается на новый уровень функционирования», т.е. интенсифицирует процессы «самости». Саморазвитие личности - это особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленный на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости» [7]. Самореализация личности осуществляется в коммуникативной деятельности, во взаимодействии с окружающими.

Успехи личности в коммуникативной деятельности выступают важной предпосылкой для положительных изменений в самой личности (ее мотивах, ценностных ориентациях, устремлениях, отношениях и т.д.), однако это происходит только при определенном отношении самой личности к этим достижениям.

Важно использование возможностей развивающей дифференциации, под которой понимается учет индивидуальных особенностей в той форме, когда воспитуемые группируются на основании каких-либо особенностей для специального обучения по индивидуальным планам и программам. В рамках нашего исследования данное мотивообразующее действие обеспечивает реальные условия перехода подростка с более низкого уровня развития коммуникативной культуры и соответствующей ей деятельности на более высокий. Таким образом, использование возможностей развивающей дифференциации предполагает, что методика развития коммуникативной культуры подростков выстраивается на принципах центрации на личность, обратной связи.

Исходя из этого, интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития в системе дополнительного образования является важным звеном развития и саморазвития личности подростка. Этот процесс может реализоваться через такие ценности, как:

  • ценности, связанные с общением (коммуникативные);
  • ценности, связанные с реализацией творческого потенциала (самовыражение, самоактуализация);
  • социальные ценности.

Третьим условием является разработка и внедрение инновационных форм, методов и технологий развития коммуникативной культуры подростков посредством проектно-исследовательской деятельности.

Технология обучения - совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса» [8].

Технология обучения как «совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации» является информационной технологией [9].

Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы метод проектов получил распространение в первой трети XX века. Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского метода (принципа), он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научное начала.

От метода проектов педагогическое сообщество переходит к проектному обучению (обучению с помощью проектирования, обучению в проекте), проектному воспитанию (О. Газман) и проективному (Г. Ильин) образованию.

Любой проект - это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определенных целей, которые, в свою очередь, зависят от приоритетных ценностей личности.

На основе материалов Е.С. Полат [10] существует одна из классификаций проектов:

  • исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов;
  • творческие - предполагают соответствующее творческое оформление, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников;
  • ролево-игровые - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы;
  • информационные - требуют от участников изначальной направленности на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомления участников проекта с этой информацией, ее анализа и обобщения фактов, предназначенных для широкой аудитории;
  • практико-ориентированные - отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Проектную деятельность можно определить как:

  •  средство развития и саморазвития, как специфическое проектирование способностей, так и личности в целом, выступая универсальным источником обучения (И.К. Ильясов);
  •  деятельность по созданию проектов (Е.С. Заир-Бек) [11];
  • комплексную деятельность, одной из отличительных черт которой является автодидактизм - способность параллельно с непосредственным результатом (созданием проекта) обеспечивать усвоение новых знаний, формирование новых представлений, появление новых смыслов, динамику новых ценностей (И.А. Колесникова) [12].

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Целью реализации социальных проектов является создание благоприятных условий, обеспечивающих удовлетворение разнообразных потребностей подростков, содействующих накоплению опыта нравственных отношений с окружающим миром, способствующих успешной социализации подростков, освоению ими необходимых социальных норм, гуманистических и нравственных ценностей, содействующих приобретению ими социальных и гражданских компетентностей, необходимых для успешного жизненного самоутверждения и самореализации.

Таким образом, мы можем сказать, что при использовании адекватных форм, методов, технологий и методического обеспечения выделенный комплекс педагогических условий является необходимой и достаточной ресурсной базой для успешного развития коммуникативной культуры подростков в системе дополнительного образования.

Рецензенты:

  • Костенок П.И., д.п.н., профессор, ректор, ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского», г. Челябинск.
  • Быков В.С., д.п.н., зав. кафедрой физического воспитания, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», г. Челябинск.

Работа получена 01.11.2011


Библиографическая ссылка

Кравчук Н.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4862 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674