Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА КАК ОДНОГО ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КОМПЛЕКСЕ

Куликова О.М. 1 Масюк Н.Н. 1 Межонова Л.В. 1
1 ФГБОУ ВПО Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС), Владивосток, Россия
Основной тенденцией модернизации современного образования является интеграция учреждений разных уровней образования в рамках крупных федеральных и региональных вузов и создание университетских комплексов. В статье рассмотрены вопросы проектирования организационной структуры ситуационного центра как одного из эффективных инструментов управления интеграционными процессами в подсистеме довузовского образования университетского комплекса. Работа выполнена в рамках проекта Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
интеграционные процессы в системе вузовского образования
университетский комплекс
управление интеграционными процессами в вузе
ситуационные центры
проектная структура управления
1. Авербух Р. Н. Организационно-экономические основы интеграции учебных заведений в региональной системе образования: дис... д-ра экон. наук. - СПб, 1999. - 242 с.
2. Баринов В.А. Организационное проектирование / В.А. Баринов. - М.: ИНФРА - М., 2010. - 384 с.
3. Компоненты информационных технологий ситуационных центров / Анисимов О.С., Берс А.А., Жирков О.А. и др. / под науч. ред. В.А. Филимонова. - Омск: ООО «Информационно - технологический центр», 2010. - 152 с.
4. Куликова О.М. Проект программного комплекса для построения сценарных стратегий проектных команд ситуационных центров вузов / О.М. Куликова // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 3. URL http://www.science-education.ru/97-4666 (дата обращения 06.11.2011).
5. Мазур И.И. Управление проектами / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге, А.В. Полковников. - М.: Изд-во «Омега - Л», 2007. - 664 с.
6. Межонова Л.В., Жуйкова И.Г., Дулова О.В. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса как модель интеграции образовательных программ различных уровней образования / Международный журнал экспериментального образования №3, ИД «Академия естествознания», 2011. - С. 124-127.
Введение. Согласно современной концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации необходимым условием для становления инновационной экономики  является модернизация системы образования на основе принципов открытости, индивидуализации и непрерывности процесса обучения, ориентации на получение фундаментальных знаний и практических навыков, участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.

Одним из направлений модернизации системы современного образования является интеграция учреждений разных уровней образования в рамках крупных федеральных и региональных вузов. Интеграционные процессы в системе образования приводят к созданию университетских комплексов. Становятся актуальными вопросы управления интеграционными процессами, протекающими в университетских комплексах, так как от их эффективности зависит качество образовательного процесса.

Поскольку в условиях интеграции в сфере образования в значительной степени возрастает профессиональная нагрузка на руководителей университетских комплексов, то появляется необходимость решения задачи создания в структуре вуза нового подразделения, способного эффективно управлять интеграционными процессами в университетском комплексе.

Постановка задачи проектирования нового подразделения в университетском комплексе для управления интеграционными процессами.  

Прежде чем решить поставленную задачу, рассмотрим, каким образом происходит интеграция образовательных учреждений в единый университетский комплекс.

В процессах оптимизации сети учреждений разных уровней образования применяются три подхода к интеграции образовательных учреждений по основанию сохранения статуса юридического лица:

  • объединение с сохранением полной самостоятельности учреждений (статуса юридического лица);
  • объединение с частичной потерей самостоятельности;
  • присоединение учреждений путем поглощения; в результате образуется единое крупное образовательное учреждение с новыми качественными характеристиками.

Специфическими принципами интеграции образовательных учреждений являются:

  • принцип выделения головного, базового учебного заведения как ядра группы образовательных учреждений;
  • принцип территориальной удаленности от головного учреждения присоединенных учебных заведений - филиалов вузов, колледжей, профессиональных училищ и т.д.;
  • принцип диверсификации профилей обучения интегрируемых учебных заведений под перспективный спрос;
  • принцип реструктуризации учебного процесса и процесса управления.

В процессе создания университетского комплекса могут использоваться следующие типы интеграции: вертикальный, горизонтальный и смешанный.

Под вертикальной интеграцией понимается объединение учреждений разных уровней образования одного профиля подготовки. Горизонтальная интеграция - объединение группы однотипных учебных заведений. Смешанная интеграция - объединение учреждений разных типов, уровней образования, а также разных профилей профессиональной подготовки.

При горизонтальной интеграции базовое учебное заведение выбирается результатам сравнения учебной и финансово-хозяйственной деятельности интегрируемых однотипных учебных заведений.

При вертикальной и смешанной интеграции образовательных учреждений к учреждению высшего профессионального образования  базовым учреждением является вуз - завершающее звено вертикальной иерархии в системе образования, отличающееся интеллектуальным кадровым потенциалом [1, стр. 48].

Основные проблемы управления, возникающие как в процессе интеграции образовательных учреждений, так и после окончательного формирования университетского комплекса, разделяются на три группы:

  • проблемы управления неоднородным хозяйственным комплексом, рассредоточенным территориально;
  • проблемы управления основной деятельностью предприятия (учреждения), вызванные неоднородностью и многопрофильностью реализуемых программ разных уровней образования;
  • проблемы управления развитием персонала в условиях интеграции.

В формируемом университетском комплексе при горизонтальной интеграции данные проблемы проявляются в незначительной степени и не оказывают значительного влияния на качество образовательного процесса.

В университетском комплексе, создаваемом при вертикальной или смешанной интеграции, вышеуказанные проблемы становятся ключевыми, поскольку происходит объединение в значительной степени различающихся между собой учреждений. И, следовательно, возникает необходимость создания специального подразделения в организационной структуре университетского комплекса, способного эффективно решать данные проблемы.

Наиболее прогрессивной формой такого подразделения, способного не только решать вышеуказанные проблемы, но и эффективно управлять интеграционными процессами в сфере образования, является ситуационный центр (СЦ).

Ситуационный центр - это пространство, предназначенное для динамического коллективного формирования образа ситуации (объекта, процесса), обеспеченное ключевыми (критическими относительно решаемой задачи) ресурсами. Основные компоненты СЦ:

  • уникальность анализируемой ситуации и решаемой задачи;
  • формирование коллективного образа ситуации;
  • наличие центра как точки сборки (места в пространстве), которое является определяющим для действий организации;
  • распределение ресурсов на критические и прочие (зависящие от решаемой задачи) [3, стр. 23].

Современные исследователи (Е. Наумов, А.Филиппович, В.Филиппов, П. Хопкинс, А. Шорин) рассматривают СЦ как высокотехнологичный программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий условия для подготовки и принятия управленческих решений. Существующие классификации СЦ по признакам: функциональности задач; целевой направленности; масштаба решений; способа отображения и  выработки решений; универсальности - отражают многовариантность использования СЦ в управленческой практике, делая акцент на внедрение современных управленческих информационных технологий.

Авторы данной статьи предлагают использовать СЦ как  организационный механизм проектно-ориентированного управления интеграционными процессами  в крупной организации со сложной организационной структурой.

В основе функционирования СЦ лежит деятельность стационарных и терминальных проектных команд, а также сервисной команды, основной функцией которой является сопровождение работы проектных команд. К стационарным относятся проектные команды, работающие над открытыми или развивающимися проектами. К терминальным относятся команды, работающие над проектами, имеющими терминальные цели с четкими сроками их достижения. Сотрудники сервисной команды работают в СЦ на постоянной основе [4].

Основными функциями СЦ являются:

  • решение слабоструктурированных трудноформализуемых проблем;
  • разработка управленческих решений в режиме «здесь и сейчас» в условиях высокой неопределенности;
  • мониторинг и визуализация всех протекающих процессов в объекте исследования.

При использовании СЦ в матричной организационной структуре управления  нивелируются следующие  ее недостатки:  несвоевременность принятия управленческих решений; анархия и конфликтность из-за нечеткого распределения  прав и ответственности между ее элементами; сложность и громоздкость во внедрении и эксплуатации.  

Правильно спроектированный ситуационный центр станет мощнейшим инструментом управления при вертикальном и смешанном типе интеграции образовательных учреждений.

При проектировании организационной структуры ситуационного центра для управления интеграционными процессами в университетском комплексе рекомендуем руководствоваться следующими правилами:

  • в состав проектных команд должны входить специалисты, не только разбирающиеся в своей предметной области, но и владеющие навыками работы в команде;
  • все входящие в состав проектных команд специалисты должны иметь навыки работы со слабоструктурируемыми многодисциплинарными проблемами в условиях высокой неопределенности;
  • члены сервисной команды должны иметь навыки работы с прикладными программными продуктами, позволяющими строить имитационные модели и визуализировать поступающую информацию.

Проектирование ситуационного центра для университетского комплекса, созданного на базе ФГБОУ ВПО Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

Проектирование ситуационного центра для Владивостокского государственного университета экономики и сервиса проведено авторами статьи в рамках проекта Федеральной целевой  программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (мероприятие 1.4 - III очередь)", контракт №14.740.11.0994 от 06.05.2011.

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) ведет активную деятельность по созданию единого образовательного пространства уровневой системы непрерывного обучения, интегрирующего в рамках образовательного комплекса учреждения разных уровней образования. В создании данного университетского комплекса используется вертикальный тип интеграционных процессов [6, с.125].

Университетский комплекс ВГУЭС формировался путем присоединения к вузу  образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. В структуру ВГУЭС входят четыре филиала, пять институтов, два колледжа, профессиональный лицей и три общеобразовательные школы.

В настоящее время в интеграционных процессах  головного вуза участвуют следующие образовательные подразделения:

  • институты Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (уровень высшего профессионального образования);
  • колледж сервиса и дизайна (уровни среднего и начального профессионального образования);
  • академический колледж (уровни среднего общего образования и среднего профессионального образования);
  • профессиональный лицей (уровень начального профессионального образования);
  • школа - интернат для одаренных детей (уровень среднего общего образования);
  • восточная школа (уровень начального общего образования);
  • европейская прогимназия (уровни дошкольного и начального общего образования).

Наиболее сложно протекают интеграционные процессы в многоуровневой подсистеме довузовского образования университетского комплекса. Это связано с высоким уровнем различия образовательных программ, технологий обучения и методических подходов преподавателей. Поэтому в этой подсистеме наиболее актуальным становится вопрос создания СЦ как одного из инструментов управления интеграционными процессами. На рисунке 1 показана организационная структура подсистемы довузовского образования университетского комплекса, полученная в ходе интеграционных процессов.

Для повышения эффективности управления подсистемой довузовского образования в университетском комплексе предлагается ввести новое структурное подразделение - СЦ.

Основные функции создаваемого СЦ:

  • стратегическое планирование деятельности подсистемы довузовского образования в университетском комплексе;
  • управление процессом разработки интегрированных образовательных программ;
  • управление процессом внутренней коммуникации методистов, преподавателей в рамках интеграционного процесса;
  • общее управление проектами, реализующимися в рамках интеграционных процессов;
  • информационное сопровождение образовательных проектов;
  • информационное сопровождение процесса принятия управленческих решений;
  • формирование и обучение проектных команд.

В состав штатных сотрудников СЦ (сервисную команду) входят:

  • руководитель СЦ;
  • заместитель руководителя СЦ;
  • менеджер ресурсного центра;
  • методолог-организатор;
  • планшетист.

Матрица распределения ответственностей штатных сотрудников СЦ приведена в    таблице 1.

Поскольку в основе функционирования СЦ лежит проектная деятельность, то реструктуризируем структуру подсистемы довузовского образования, приведя ее к сильной матричной организационной структуре. На базе создаваемого СЦ будут работать следующие стационарные проектные группы (рисунок 2):

  • проектная группа по решению проблем управления, возглавляемая заместителем руководителя СЦ. Основная цель деятельности данной группы - разработка рекомендаций по решению управленческих проблем, возникающих в ходе совместной деятельности различных подразделений подсистемы.
  • проектная группа ресурсного центра под руководством менеджера ресурсного центра. В данную проектную группу трансформируется отдел по развитию довузовских программ. Основные функции данной группы - помощь преподавателям в разработке интегрированных учебных программ и формирование базы данных интегрированных программ университета.
  • проектная группа подготовки проектных команд, руководимая методологом- организатором. Деятельность этой группы направлена на формирование и обучение проектных команд с использованием технологии СЦ.

В рамках проектируемого СЦ могут создаваться и терминальные (существующие на временной основе) проектные группы, работающие в рамках реализуемых проектов. Менеджеры терминальных проектных групп в число штатных сотрудников СЦ не входят, а привлекаются на время работы над проектом.  Стационарные и терминальные проектные группы формируются из персонала разных функциональных подразделений университетского комплекса.

В штат СЦ входит планшетист, в его функции не входит руководство проектными группами, его основная задача - информационное сопровождение деятельности проектных групп и сервисное обслуживание оборудования.

Рис. 1. Органиграмма подсистемы довузовского образования университетского комплекса, полученная в ходе интеграционных процессов

Рис. 2. Проектируемая структура подсистемы довузовского образования после создания СЦ и реструктуризации

Таблица 1. Матрица распределения ответственности

 

Руководитель СЦ

Заместитель руководителя СЦ

Менеджер ресурсного центра

Методолог- организатор

Планшетист

1

2

3

4

5

6

Общее руководство СЦ

Р

У

 

 

 

Организация стратегического планирования деятельности подсистемы довузовского образования

Р

И

У

 

 

Стратегическое и оперативное управление деятельностью СЦ

Р

И

 

 

 

Создание и организация работы проектных групп

 

Р

И

И

 

Обучение персонала проектных и сервисных групп

 

 

 

Р

И

Общее управление проектами, реализуемых в рамках интеграционных процессов

Р

И

И

И

И

Организация и управление процессом разработки образовательных программ и технологий, интегрированных учебных планов

 

 

Р

У

У

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

Организация и управление процессом профессиональной коммуникации методистов, преподавателей в рамках интеграционного процесса

Р

У

И

И

 

Информационное сопровождение процесса принятия управленческих решений

 

Р

У

 

И

Информационное сопровождение образовательных проектов

 

 

У

У

Р

Подготовка отчетной документации

И

И

И

И

И

Создание и ведение БД и архива

 

Р

И

У

И

Используемые обозначения

Р - руководство;

С - согласование;

И - исполнение;

У - участие.

Выводы. Интеграционные процессы, протекающие при создании университетского комплекса, относятся к разряду сложных процессов, плохо поддающихся традиционным методам управления. От эффективности таких процессов в сфере образования в значительной степени зависит качество образовательных услуг, оказываемых университетским комплексом. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать  вывод, что ситуационные центры являются одним из эффективных инструментов управления интеграционными процессами в системе образования, поскольку позволяют быстро решать слабоструктурированные многодисциплинарные проблемы, возникающие в процессе интеграции различных учреждений образования в единый университетский комплекс.

Рецензенты:

  • Сазонов В.Г., д.э.н., профессор, ФГАО ВПО «Дальневосточный федеральный университет».
  • Разумовская М.И., д.э.н., профессор, проректор по научной работе Хабаровской государственной академии экономики и права, г. Хабаровск.

Работа получена 10.11.2011.


Библиографическая ссылка

Куликова О.М., Масюк Н.Н., Межонова Л.В. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА КАК ОДНОГО ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КОМПЛЕКСЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4932 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674