Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИРГТУ

Маслова Е.С., Шишелова Т.И., Некипелова О.О.

В историческом плане разработка здоровьесберегающих технологий в Иркутском государственном техническом университете (ИрГТУ) осуществлялась поэтапно. Первый этап проходил с 1996 по 2000 гг. и был связан с включением в Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования новой учебной дисциплины "Валеология" (приказ Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию № 380 от 4 марта 1996 года). В связи с этим, с 1995 г. на базе созданного культурного центра ИрГТУ, наряду с нравственно-духовным воспитанием студентов, параллельно, проводилась работа по профилактике социально-значимых заболеваний и пропаганде здорового образа жизни. Однако это были единичные акции, носили они разовый характер, хотя и пользовались большой популярностью в молодежной среде. С начала 1997 г. при центре культурно-массовой и воспитательной работы ИрГТУ регулярно стали проводиться общеинститутские мероприятия - Дни здоровья, основной целью которых являлось привлечь внимание студентов к ценностным вопросам сохранения собственного здоровья. Большой опыт был накоплен по комплексному решению проблемы наркомании среди молодежи. Все это явилось предпосылкой создания в 2003 г. отдела по профилактике социально-негативных явлений у студентов. С этого же времени отделом профилактической работы ИрГТУ организован факультативный образовательный курс по культуре здоровья.

Однако, при разработке образовательных курсов по охране здоровья были обнаружены отсутствие единого понимания валеологии как учебной дисциплины и существенные различия в действующих программах. В одних программах наблюдалось доминирование основ медицинских знаний (Э.Н. Вайнер, 1993), в других отражались проблемы семьи и здорового образа жизни (Л.М. Панкова, 1994), а в третьих (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова, 1994) содержался комплекс знаний по психофизиологическим и педагогическим основам здоровья человека.

Данное положение связано с множеством факторов, и в первую очередь с отсутствием теории и методологии валеологии как науки. Понятие «теория» (от греч. theoria - распознание, исследование) трактуется как "система основных идей в той или иной отрасли знания, дающая целостное представление о закономерностях». «Методология» (от греч. methodos - путь, исследование, учение) - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Исходя из представленных определений, следует, что в науке о здоровье нет общепринятой теории, так как многие процессы, происходящие в организме, еще не достаточно изучены и соответственно не может быть разработана глубокая методологическая база этого раздела научного познания, особенно, для подрастающего поколения.

По определению экспертов ВОЗ - здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней..."

Исходя из данного определения, при разработке здоровьесберегающих технологий для студентов ИрГТУ за концептуальную основу процесса познания взято изучение их физического, психического и социального компонентов здоровья. Данные, полученные при социологических опросах студентов показали, что у большинства обучающихся отсутствует установка на здоровый образ жизни, более 60% нуждаются в перестройке своего образа жизни и лишь 5% опрошенных считали состояние своего здоровья хорошим. Одними из основных факторов риска развития функциональных расстройств является гиподинамия (55%), нерациональное питание (45%). У 30 % обследованных выявлена такая вредная привычка, как табакокурение, практически все жалуются на раздражительность, повышенную психоэмоциональную реактивность. Наличие вышеперечисленных факторов риска приводит к большому количеству жалоб, в первую очередь на состояние опорно-двигательной (70%), центральной нервной (60%), сердечно-сосудистой (56%) систем.

Второй этап разработки здоровьесберегающих технологий в ВУЗе был связан с созданием в 2003 г. Центра физической культуры ИрГТУ и разработкой комплексных программ, направленных на повышение уровня физической подготовленности, совершенствования качества знаний по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни студентов. В центре физической культуры проводятся исследования по изучению и совершенствованию условий обеспечения здорового образа жизни. В результате разработана здоровьесберегающая система, где анализируются физическое развитие, физическая подготовленность, теснейшим образом взаимосвязанные с образом жизни и состоянием здоровья учащейся молодежи. На основе полученных результатов разрабатывается индивидуализированный подход к укреплению их физического здоровья средствами физической культуры и спорта, формируются установки на здоровый образ жизни, и проводится оздоровительно - профилактическая работа.

На сегодняшний день, дальнейшая разработка здоровьесберегающих технологий в университете определяется потребностью продолжения исследований по анализу состояния здоровья, образа жизни студентов, развитием комплексного подхода к укреплению физического, психофизиологического и социального компонентов здоровья обучающихся и широкому внедрению инноваций по охране здоровья во все сферы жизнедеятельности ВУЗа. В формировании здорового образа жизни, приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья будущих специалистов, формирование у каждого активной мотивации по укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих.

Мировой опыт свидетельствует, что эффективность профилактической деятельности среди молодежи исключительно высока. По экспертным оценкам, реализация мероприятий по профилактике только двух наиболее распространенных факторов риска (артериальной гипертонии и курения) приведет к снижению за пятилетие их распространенности на 20% , уменьшению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 15%, что равносильно сохранению жизни ежегодно примерно 25 тыс. человек трудоспособного возраста

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Вайнер Э.Н. Валеология: Учеб. программа для студентов всех специальностей педагогических вузов. Липецк, 1993. - 15 с.

2.      Вайнер Э.Н. Валеология: Учеб. для вузов. 2-е изд., испр. - М.: Наука, 2002. - 416 с.

3.      Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии. СПб., 1994. - 78 с.

4.      Панкова Л.М. Кафедра семьи и здорового образа жизни. СПб., 1994. - 57 с.


Библиографическая ссылка

Маслова Е.С., Шишелова Т.И., Некипелова О.О. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИРГТУ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=494 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674