Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ИСТОРИКОВ В СОВРЕМЕННУЮ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ

Гагарина Д.А. 1
1 ФГБОУ ВПО Пермский государственный национальный исследовательский университет
Статья посвящена теоретическим и прикладным вопросам формирования и функционирования современной информационно-образовательной среды (ИОС) исторического образования. Проанализированы существующие походы к определению ИОС, ее уровням и компонентам. Среди уровней выделены международный, национальный, региональный, уровень учебного заведения, дисциплины и индивидуальные ИОС обучаемых. Показано, что на каждом уровне можно выявить подсистемы материально-технического и программного, информационно-технологического, информационно-ресурсного, методического, организационного, кадрового обеспечения. Рассмотрены цели интеграции исторического образования в высокоразвитую ИОС, факторы, способствующие и препятствующие этому. Выявлены направления интеграции учебного процесса подготовки историков в вузе в информационно-образовательную среду на разных уровнях.
информационно-образовательная среда
высшее образование
историческое образование
1. Гагарина Д.А. Высокоразвитая информационно-образовательная среда вуза как средство формирования гуманитарной составляющей высшего профессионального образования (на примере курса отечественной истории). - Пермь, 2010. - 178 с.
2. Гагарина Д.А. Информационная среда высшего профессионального исторического образования: понятие и уровни // Информационные и коммуникационные технологии в образовании («ИТО-Екатеринбург-2011»): материалы конференции. - Екатеринбург, 2011. - С. 35-38.
3. Гагарина Д.А. Принципы профессиональной ориентации курса информатики для студентов гуманитарных специальностей и пути их реализации // Современные проблемы математики и ее прикладные аспекты. Сборник статей. - Пермь, 2010. - С. 31-35.
4. Гагарина Д.А., Корниенко С.И., Хеннер Е.К. Преемственность информационно-технологического обеспечения при изучении истории в школе и вузе // Информатика и образование. - 2008. - № 8. - С. 77-79.
5. Гагарина Д.А., Кирьянов И.К., Корниенко С.И. Историко-ориентированные информационные системы: опыт реализации «пермских» проектов // Вестник Пермского университета. Серия: История. - 2011. - № 2 (16). - С. 35-39.
6. Гагарина Д.А., Хеннер Е.К. Структура высокоразвитой информационно-образовательной среды инновационного университета // Университетское управление: практика и анализ. - 2009. - № 3. - С. 69-73.
7. Зенкина С.В. Информационно-коммуникационная среда, ориентированная на новые образовательные результаты. - М.: Просвещение, 2007. - 78 с.
8. Корниенко С.И., Гагарина Д.А., Горбачева Н.Г. Базы данных как основа изучения истории земского самоуправления // Преподавание истории в школе. - 2008. - № 5. Спец. выпуск. - С. 19-23.
9. Маланин В.В., Макарихин И.Ю., Макаров С.О., Решетников Д.Г., Хеннер Е.К. Единое телеинформационное пространство Пермского государственного университета // Доклады Международной конференции «Реформы управления в высшем образовании: тенденции, проблемы и опыт». - Ростов-на-Дону, 2004.
Информатизация всех сфер жизни объективно приводит к изменениям в учебном процессе, в частности, необходимости его интеграции в современную информационно-образовательную среду (ИОС). Информационно-образовательная среда - понятие, возникающее на определенном уровне развития информатизации образования. Оно предполагает наличие некоторой систематичности, комплексности внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по сравнению с процессами стихийной информатизации, свойственной начальным этапам.

Цель статьи - на основе существующих публикаций, собственных разработок и опыта преподавания выявить задачи интеграции исторического образования в высокоразвитую ИОС, факторы, которые способствуют и препятствуют этому, уровни и направления такой интеграции.

Проблемам информационно-образовательных сред посвящено достаточно большое количество исследований. Их анализ [1] показывает отсутствие устоявшегося понимания самого термина «ИОС», существование различных подходов к выделению уровней и компонентов ИОС, что свидетельствует об актуальности темы и необходимости дальнейших исследований в данном направлении.

ИОС понимается в литературе в узком и широком смыслах.

Так, в узком смысле, ИОС - эта некая программная среда, созданная для электронной поддержки работы образовательного учреждения. Например, ИОС Пермского государственного национального исследовательского университета - ЕТИС [9]. Подобные среды включают в себя компоненты для работы преподавателя, студента, административного и учебно-вспомогательного персонала. Так, в ней может размещаться информация о преподавателе, его публикациях, учебной и научной деятельности; учебно-методические комплексы по дисциплинам и т.п. Доступ к такой программной среде, как правило, строго разграничен. Для технической реализации подобных сред могут использоваться как готовые продукты, так и собственные разработки вузов.

В широком смысле, ИОС не ограничивается программными средствами, под ней понимается собственно «среда», в которой проходит обучение. Различные факторы, которые в той или иной степени оказывают (хотя бы потенциально) влияние на образовательный процесс, являются компонентами этой среды.

Понимая ИОС в широком смысле, можно выделить различные уровни. Самый низший из них - это индивидуальная ИОС обучаемого. Далее следует ИОС отдельной дисциплины или их группы. Следующий уровень - ИОС учебного заведения (средней школы, вуза, ссуза). Этот уровень в настоящее время является наиболее изученным, в том числе и в силу того, что он тесно перекликается с пониманием ИОС в узком смысле и имеется достаточно большое количество разработок, посвященных средам отдельных вузов. Учебные заведения региона входят в региональную ИОС, которая при этом не ограничивается только учебными заведениями. Наконец, можно говорить о национальном и даже международном уровне ИОС. Перечисленные уровни образуют иерархию.

Набор компонентов ИОС в настоящее время не определен однозначно. Более того, существуют и разные подходы к их выделению. Среди компонентов ИОС можно выделить ресурсную составляющую, кадровое обеспечение, материальное обеспечение и другие. В некоторых случаях, к ИОС относят даже самих учащихся. Выделяя компоненты ИОС, необходимо иметь в виду, что их состав и взаимосвязь должны иметь гибкую структуру и функционал, адаптирующиеся к особенностям контента и обучаемых [7]. Представляется, что ИОС включает инвариантную основу и вариативную часть, определяющуюся уровнем среды и областью предметной деятельности. Также вариативна значимость того или иного компонента в ИОС.

На наш взгляд, в наиболее общем виде компоненты ИОС сводятся к подсистемам материально-технического и программного, информационно-технологического, информационно-ресурсного, методического, организационного, кадрового обеспечения [1, 6]. Эти подсистемы с разной степенью значимости могут быть выделены на различных уровнях ИОС.

Наряду с большим количеством публикаций, рассматривающих проблемы ИОС, наблюдается явный недостаток исследований, посвященных проблемам ИОС в аспекте подготовки отдельных направлений и специальностей и обучения тем или иным дисциплинам.

Говоря о высшем профессиональном историческом образовании, можно выделить следующие уровни ИОС:

  • ИОС направления «История» (и смежных направлений) как подсистема ИОС страны в целом;
  • ИОС факультета как подсистема ИОС вуза;
  • ИОС дисциплины (Состав и особенности подсистем ИОС исторического образования на примере уровня дисциплины рассмотрены в нашей работе [2]).

Целью интеграции учебного процесс в ИОС является повышение эффективности обучения. Эффективность при этом понимается в результирующем и процессуальном аспекте с превалированием первого над вторым. Функционирование и использование высокоразвитой ИОС является и условием, и средством подготовки высококвалифицированных специалистов, в том числе историков, владеющих современными методами исследования, готовых к успешной и эффективной деятельности в условиях информационного общества. ИОС создает и расширяет технические, ресурсные и дидактические возможности для этого.

Среди факторов, способствующих внедрению возможностей ИОС в историческое образование, пожалуй, основным является собственно формирование ИОС, изменения в ней, возникновения новых видов исторических информационных ресурсов (историко-ориентированных информационных систем, сайтов и др.). Кроме того, использование возможностей ИОС коррелирует с происходящими изменениями в педагогике, ее ориентации на личность обучаемого.

Интеграцию профессионального исторического образования в современную ИОС, с одной стороны, отражают, с другой - в определенной степени способствуют ей новые стандарты (ФГОС ВПО). Их анализ показывает, что стандарты третьего поколения ушли от свойственной предыдущему поколению оторванности информатики и математики от деятельности историка, прослеживается профессиональная ориентация курсов математического и информационно-технологического цикла. Стандарт предполагает формирование компетенций, связанных с работой историка в современной информационной среде.

В то же время прослеживаются факторы, препятствующие интеграции учебного процесса в современную ИОС. Это консервативность системы в целом и отдельных преподавателей, по-прежнему низкий уровень информационно-коммуникационной компетентности многих преподавателей, отсутствие понимания необходимости изменений. Одновременно, можно констатировать дефицит разработанных методик обучения различным дисциплинам в условиях ИОС.

В качестве основных направлений интеграции высшего исторического образования в ИОС представляются следующие:

  • дальнейшее повышение роли и места дисциплин информационно-технологического цикла, обязательная ориентация этих дисциплин на исторический контент [3];
  • введение в учебные планы таких дисциплин, как историческая информатика, математические методы в исторических исследованиях;
  • преемственность и согласованность информационно-технологической составляющей между различными дисциплинами в вузе, а также между школой и вузом [4];
  • использование ИКТ и возможностей ИОС в обучении всем историческим дисциплинам;
  • изучение и использование в учебном процессе новых видов исторических информационных ресурсов, новых видов исторических источников [5, 8];
  • использование ИКТ и возможностей ИОС в организации учебного процесса;
  • разработка специальных магистерских программ по исторической информатике и информационным технологиям в исторической науке и образовании.

Таким образом, в настоящее время наблюдается процесс интеграции исторического образования в высокоразвитую информационно-образовательную среду. Этому способствуют как объективные изменения в обществе и науке под влиянием информатизации, так и принятие новых образовательных стандартов по истории. Интеграция осуществляется по ряду направлений и на разных уровнях ИОС.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, грант № 11-36-00379а2.

Рецензенты:

  • Корниенко С.И., д.и.н., профессор, профессор кафедры новейшей истории России Пермского государственного национального исследовательского университета.
  • Хеннер Е.К., д.ф.-м.н., профессор, проректор по научной работе и инновациям Пермского государственного национального исследовательского университета.

Библиографическая ссылка

Гагарина Д.А. ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ИСТОРИКОВ В СОВРЕМЕННУЮ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4959 (дата обращения: 17.10.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074