Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В РЕГИОНЕ: ПРОЦЕСС СОГЛАСОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ

Селюков М.В. 1 Скачков Р.А. 1
1 ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты процесса согласования целей в регионе, направленных на социально-экономическое развитие региона, который до настоящего вре-мени не был соответствующим образом рассмотрен и проработан. Авторами рассмотрена классифи-кация целей, включающая четыре уровня целеполагания: цели прибыли, узкоспециализированные цели, задачи и стандарты работы. Проанализированы уровни постановки целей в регионе с позиции положения региона в макроэкономическом пространстве страны. Отличительным признаком, кото-рый представили авторы, является выделение наноуровня. Разработана схема согласования целей социально-экономического развития региона. Особенностью предложенной схемы является выделе-ние целей отдельного работника, который непосредственно выражается наноуровнем постановки целей в регионе. Детально рассматриваются процессы постановки и согласования целей в процессе реализации согласования целей в регионе по предложенной схеме.
согласование целей социально-экономического развития региона
уровни постановки целей в регионе
регион
стратегическое целеполагание
цели
1. Андреев, А. В. Основы региональной экономики: учебное пособие / А. В. Андреев, Л. М. Борисова, Э. В. Плучевская. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2009. - 336 с.
2. Богатырев, В. Об актуальности программно-целевого планирования / В. Богатырев. // Экономист. - №2. - 2010. - С. 3-10.
3. Чернышев, М.А. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления. / М.А. Чернышев [ и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 506, [1] с.
4. Шеховцева, Л.С. Стратегическое целеполагание региона как субъекта развития // Региональная экономика. - 2008. - №19. - С.58-66.
5. Hussey, D. Strategic management: from theory to implementation / D. Hussey. - L.: Butterworth-Heinemann, 1998. - 704 p.
Введение

Стратегическое целеполагание приобретает все большую значимость и актуальность в условиях укрепления автономности регионов. Необходимость разработки и постановки стратегических целей регионального развития, которые отражаются в важных документах (концепциях, стратегиях, программах развития), в практике целевого формирования бюджетной, налоговой, структурной и других составляющих экономической политики, оценки эффективности государственного управления, разделения полномочий между уровнями и органами управления, свидетельствует об усилении долгосрочного целевого аспекта управляемого развития региона.

Однако в современных условиях хозяйствования региона как субъекта экономических отношений достаточно серьезной проблемой является неспособность органов управления успешно разрабатывать и реализовывать различные программы, направленные на собственное развитие, в основе которых лежат определенные стратегические и тактические цели [4]. За последнее десятилетие были достигнуты плановые финансовые показатели, но ни в одном из рассматриваемых периодов не была достигнута стратегическая цель - повышение уровня качества жизни населения. Следовательно, не были достигнуты и некоторые среднесрочные цели. По нашему мнению, это связано с нечетким согласованием целей в системе управления регионом, их несогласованностью и разупорядоченностью.

Цель исследования: разработка схемы согласования целей в регионе на основе уровней управления, включая наноуровень - отдельный человек.

Материалы и методы

До настоящего времени каждый регион принимал свои программы социально-экономического развития, составными частями которых являлись программы развития городов и районов. Программы развития предприятий, в первую очередь, градообразующих, в эти программы не входили, так как предприятия жили по законам рынка. Участие представителей промышленности в разработке программ ограничивалось предоставлением целей своих, задач и объемных показателей выпуска продукции. Программы социально-экономического развития нужны были, в первую очередь, органам государственной власти, так как программа, план мероприятий по её реализации и бюджет составляли основу программно-целевого управления развития региона, в частности, аргументированную основу расходования бюджетных средств для реализации тех или иных задач [1,2]. Однако, условия хозяйствования регионов резко изменились и, соответственно, изменились цели развития и способы их достижения.

Прежде чем перейти к рассмотрению процесса формирования и постановки целей регионального развития, необходимо подчеркнуть, что выделяют следующую классификацию целей:

  1. Цели первого уровня или цели прибыли - регион в современных условиях развития экономики страны является хозяйствующим субъектом, следовательно, получение прибыли в результате своей деятельности является важным фактором обеспечения развития региона, разрабатываются для региона в целом.
  2. Цели второго уровня или узкоспециализированные - разрабатываются на основе целей прибыли и способствуют достижению главной, стратегической цели развития региона, устанавливаются для административных единиц регионов - районов.
  3. Цели третьего уровня или задачи - разрабатываются для конкретных предприятий региона, которые являются основой для развития экономики региона.
  4. Цели четвертого уровня или стандарты работы - разрабатываются для отдельного человека, представляют собой набор различных характеристик, которыми должен обладать результат, полученный работником при завершении того или иного объема работ [5].

Успешное социально-экономическое развитие региона зависит именно от правильно организованного процесса постановки целей и их согласования между различными структурами, такими как федеральные и региональные органы власти, предприниматели, руководство предприятия, население и т.д. Таким образом, процесс согласования целей развития региона в общем виде представляет собой договоренность между данными структурами по основным направлениям их дальнейшей деятельности.

Исходя из этого встает вопрос об уровнях целеполагания социально-экономического развития региона, т.е. вертикальной интеграции целей по уровням власти (рис. 1).

Рис. 1. Уровни постановки целей и их согласования в регионе

Необходимо отметить, что на мезоуровне устанавливаются цели стратегического регионального развития, а также цели развития подсистем региона - районов. На наноуровне формируются цели отдельного работника или жителя региона, которые в совокупности образуют цели населения той или иной территории.

Таким образом, складывается вертикаль или иерархия целей, которые соответствуют уровням управления в регионе. Макро- и мезоцели  являются преобладающими, превалирующими в данном случае.

На основе всего вышесказанного, процесс согласования целей в регионе может быть представлен следующим образом (рис. 2.).

Исходя из представленного выше рисунка, можно сделать вывод, что в процессе согласования целей в регионе необходимо:

1. Установить стратегическую цель развития региона. Стратегическая цель устанавливается на основе установленных федеральными органами власти узкоспециализированных целей развития страны, задач и стандартов работы. Необходимо отметить, что достижение стратегической цели является приоритетным направлением работы для всех подсистем региона, участвующих в процессе целеполагания. Руководство региона должно учитывать тот факт, что убыточность деятельности одного из элементов региональной системы не должна сказываться на достижении общей стратегической цели, т.е., если один из элементов находится в отрицательной динамике развития, то общий эффект должен быть нивелирован за счет деятельности других элементов системы.

2. Разработать и установить узкоспециализированные (цели второго уровня) цели, которые в свою очередь являются стратегическими целями развития для объектов управления региональной власти, т.е. районов, выраженных муниципальными органами власти. При установлении узкоспециализированных целей руководство региона должно делегировать полномочия муниципальным органам власти по трансформации первичной формулировки узкоспециализированных целей с учетом факторов (экономических, экологических, техногенных, геополитических, социальных и др.), сложившихся на конкретной территории.

Рис. 2. Схема процесса согласования целей социально-экономического развития региона

3. Разработать задачи для конкретного элемента подсистемы региона, необходимые для достижения поставленных узкоспециализированных целей подсистемы региона с учетом их трансформации в рамках конкретной территории, на которой расположен тот или иной объект.

4. Разработать и установить стандарты работы. Данный этап необходим для установления круга работ отдельного сотрудника каждого элемента процесса постановки и согласования целей регионального развития и формирования целей населения.

Важным условием для успешного согласования целей является постоянное взаимодействие всех элементов системы региона, координирование их деятельности, а также взаимодействие и наличие обратной связи в процессе постановки и реализации тех или иных целей развития региона.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что существующая в рыночных условиях система стратегического целеполагания связана с разработкой различного рода программ социально-экономического развития конкретной территории, которые в свою очередь направлены на достижение той или иной цели. Можно сказать, что в рыночных условиях процесс стратегического целеполагания направлен на повышение эффективности процесса разработки государственных программ социально-экономического развития регионов. Однако, цели государства и региона многообразны и сложны, поэтому иногда эти цели находятся в противоречии и между собой. Поэтому процесс согласования целей в регионе позволит:

  • повысить уровень управления;
  • оптимизировать процесс достижения поставленных целей развития регионального развития;
  • наиболее полно удовлетворить потребности населения;
  • содействовать развитию отраслей хозяйствования в регионе.

Рецензенты:

  • Гончарова Л.Н., д.э.н., зам. главы администрации г. Белгорода по экономическому развитию, г. Белгород.
  • Терновский Д.С., д.э.н., доцент кафедры статистики Белгородского университета кооперации, экономики и права, г. Белгород.

Библиографическая ссылка

Селюков М.В., Скачков Р.А. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В РЕГИОНЕ: ПРОЦЕСС СОГЛАСОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5002 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674