Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Чеснокова Ж.А. 1 Чесноков А.Ю. 1
1 Камышинский технологический институт (филиал) ВолгГТУ
Внедрение на российских предприятиях международных стандартов и переход промышленного производства на работу в условиях процессного подхода диктует четкий контроль за расходом финансовых ресурсов на предприятии. Но работу в этом направлении затрудняет отсутствие в организациях системы управления затратами на качество, которая включает в себя методические подходы к классификации, анализу и оценке затрат, а так же организационные аспекты управления затратами на качество. На современном этапе развития системы менеджмента качества, модель затрат на качество предполагает полный учет затрат на качество в каждом процессе. Такой подход позволит повысить эффективность управления качеством на предприятиях, значительно улучшить качество выпускаемой продукции и решить проблему повышения конкурентоспособности российских товаров на внешнем и внутреннем рынках.
управление затратами
затраты на качество
себестоимость
1. Чеснокова Ж.А., Бондарец А.В. Оценка и классификация затрат на качество // Современные проблемы науки и образования. - 2010. - № 5.
2. Чеснокова Ж.А., Бондарец А.В. Организация системы сбора информации о затратах на качество // Современные проблемы науки и образования. - 2010. - № 5.
3. Пичурин И.И. Учет затрат на качество промышленной продукции. Учет затрат на качество и экологию - М. : НТК «Трек», 2003. - № 25.
4. Британский стандарт BS 6143:1992 «Руководство по экономике качества». - М. : НТК «Трек», 1997. - Часть 1.
5. Малова И.В. Опыт внедрения системы учета и анализа затрат на качество. Трехмерность управления. Экономика качества. Техническое регулирование. - М. : НТК «Трек», 2005. - № 34.
Несмотря на многочисленные споры о конкурентоспособности товара, можно с уверенностью сказать, что она характеризуется двумя основными показателями: качество и цена. Наиболее идеальной является модель товара, совершенного по своему качеству и обладающего оптимальной для потребителя ценой. Именно к такой модели должен стремиться производитель в условиях жесткой конкурентной борьбы. Но решая проблемы качества, менеджеры очень часто не уделяют должного внимания тем затратам, которые сопровождают эту проблему. Внедрение системы менеджмента качества, переход на международные стандарты серии ИСО 9000, сертификация и многие другие мероприятия, направленные на совершенствование качества продукции, влекут за собой существенные издержки, что, несомненно, сказывается на цене товара и имидже предприятия. Вряд ли потребителя будут интересовать вышеперечисленные вопросы, и всякий раз, повышая цену на товар, производитель теряет определенную часть своих клиентов. Поэтому и сегодня актуально звучит знаменитый лозунг Ф. Кросби: «Качество бесплатно». Добиться этого позволит, на наш взгляд, хорошо отлаженная система управления затратами на качество, которая предусматривает учет, анализ, оценку затрат на качество и как итог - оптимизацию затрат в целом по предприятию. При организации такой системы необходимо решить ряд следующих задач.
  1. Раскрыть суть самого понятия «затраты на качество».
  2. Разработать классификацию затрат на качество, учитывая специфику производства.
  3. Разработать методику оценки и анализа затрат на качество.

Рассматривая первую задачу, можно вооружиться словами Декарта: «Определите значение слова, и вы избавите человечество от половины его заблуждений». Определить понятие «затраты на качество» исследователи пытались еще в начале 60-х годов прошлого столетия, но до сих пор не выработано единого понимания этого термина.

В одних случаях под затратами на качество понимаются суммарные издержки на контроль качества, функционирование службы управления качеством, потери от брака и рекламаций. В других случаях учитывают затраты на повышение качества, подразумевая под этим разницу между затратами на придание необходимых свойств и контроль старой и новой продукции. Но тем не менее развитие менеджмента качества трактует новые условия работы по совершенствованию качества. Таким новым условием является разделение всего производства на отдельные процессы, в связи с этим и затраты на качество целесообразно рассматривать с учетом процессного подхода.

В рамках культуры всеобщего управления качеством вся хозяйственная деятельность связана с процессами, и, следовательно, модель затрат должна отражать, скорее, полные затраты в каждом процессе, чем произвольно определенные затраты на качество. Поэтому на современном этапе развития менеджмента качества под затратами на качество целесообразно понимать затраты на достижение эффективности процесса или затраты на предотвращение неэффективного процесса. Следовательно, наиболее актуальна следующая формулировка: затраты на качество - это совокупность затрат в пределах одного процесса для предотвращения дефектов входных потоков и управляющих воздействий с целью минимизации брака на выходе, направленных на повышение удовлетворенности потребителей, достижение финансовых результатов и повышение делового имиджа организации-производителя.

Решение второй задачи представляет некоторую сложность, так как до сих пор не разработан единый классификатор затрат на качество, поэтому к данному вопросу каждое предприятие подходит дифференцированно, с учетом специфики своего производства. Кроме того, к классификации затрат на качество предъявляется ряд требований, таких как удобство в применении, полнота охвата всех элементов затрат на качество, взаимосвязь с управленческим учетом. С учетом процессного подхода мы предлагаем классифицировать процессы по их функциональному назначению. Внутри каждого процесса рекомендуется распределить затраты, используя известную модель RAF А. Фейгенбаума, т.е. выделить затраты на предупреждение дефектов входных потоков, затраты на их контроль и затраты на исправление дефектов выходных потоков в рамках одного процесса.

Вместе с тем информация, полученная о затратах на качество, может служить отличной основой для ответа на стратегически важные для руководителей вопросы в области качества, и на данном этапе особенно важно выбрать наиболее приемлемый метод анализа и оценки затрат на качество, что позволит решить третью задачу. Выбор того или иного метода зависит, во-первых, от того, насколько четко и корректно поставлены цели, во-вторых, от вида информации, которую необходимо получить, в-третьих, от того, насколько реально получение данной информации.

При проведении анализа и оценки затрат на качество основными целями являются:

  1. Выявление и оценка размеров необходимых инвестиций на обеспечение и улучшение качества.
  2. Обеспечение требуемого качества выпускаемой продукции при минимизации общих издержек на ее производство и эксплуатацию.
  3. Выявление взаимосвязей затрат на качество и результатов хозяйственной деятельности предприятия.
  4. Определение критических областей производственной деятельности, требующих принятия мер по совершенствованию организации процессов.

Говоря об анализе и оценке затрат на качество, необходимо провести разграничительную черту между двумя основными определениями: «анализ затрат на качество» и «оценка затрат на качество».

Анализ затрат на качество - это деятельность по изучению затрат на качество, признанная обосновывать с научных позиций решения и действия предприятий в области качества и способствовать выбору лучших вариантов действий. Проведение анализа затрат в рамках системы менеджмента качества требует не только регулярного обновления базы данных по затратам, но и ее постоянного развития и совершенствования.

В действующей в нашей стране системе учета и отчетности затраты на обеспечение качества не являются самостоятельной составляющей производственной калькуляции, и поэтому сложно выделить их из общей суммы затрат на производство. Трудность организации учета затрат на качество заключается еще и в том, что эти затраты далеко не исчерпываются теми их видами, которые находят отражение в статьях калькуляции, так как категория затрат на обеспечение качества значительно шире и включает такие элементы, как потери вне предприятия. В частности, обусловленные несоответствиями, выявленными потребителями в процессе эксплуатации продукции, потерями на удовлетворение экономических санкций и т.п. Эти затраты не находят никакого отражения в калькуляции, носят стохастический характер, но являются важнейшим элементом экономической оценки эффективности управления качеством.

Поэтому следует внести этот вопрос в систему управленческого учета для принятия руководителями экономически обоснованных решений. Таким образом, появляется необходимость создания специальной подсистемы управления затратами. Необходимо решение руководства предприятия о формировании самостоятельной внутренней системы учета этих затрат. При этом в системе качества, создаваемой предприятием, деятельность, связанная с определением затрат на качество, должна носить постоянный характер, что требует закрепления за функциональными подразделениями выполнения работ в соответствии со структурой и составом затрат. В условиях современной организации производства, принимая во внимание переход многих предприятий на работу с учетом процессного подхода, на наш взгляд, наиболее целесообразно было бы вести учет затрат на качество по процессам. Так как затраты на качество во многом определяют функционирование процесса, то возникают виды затрат, которые не отражаются на бухгалтерских счетах. Информация о таких затратах прежде всего должна исходить от владельцев процессов. Некоторые предприятия внедряют у себя документированную систему менеджмента качества, тесно связанную с системой бухгалтерского учета, представляющую собой ежемесячные или ежеквартальные данные по затратам. Подобную информационную подсистему системы менеджмента качества можно создать на основе плана бухгалтерских счетов, дополнив действующую систему учета затрат по видам деятельности специальной управляющей программой данных по затратам на качество. Участие бухгалтеров в системе анализа затрат на качество гарантирует высокую степень доверия к представленным финансовым данным.

Риск, связанный с функционированием такого рода СМК, в этом случае, как правило, смещается в область корректирующих действий, которые необходимо предпринять после того, как соответствующая информация собрана и проанализирована. Если данные по затратам на качество носят недостаточно детальный характер, то на их основе трудно выработать конкретные меры, направленные на непрерывное совершенствование деятельности предприятия.

Оценкой затрат на качество следует считать деятельность, связанную с определением взаимосвязи и влияния затрат на качество на экономические показатели деятельности предприятия. Оценка затрат на качество является непосредственным продолжением анализа и проводится для получения экономической информации при принятии высшим руководством решений в области качества. Она проводится по различным критериям, в зависимости от целей предприятия в области качества или от характера информации, которая необходима для принятия экономических решений в области качества. Оценка затрат на качество состоит из трех основных элементов: определения удельного веса затрат на качество в их общем объеме, соотношения затрат на качество с базой измерения и определения экономических показателей процесса. На первом этапе рассчитываются затраты на качество одного процесса и затраты на качество всех процессов в рамках управления затратами на качество. Затем целесообразно подсчитать доли затрат на предупреждение дефектов входных потоков к общим затратам на качество, доли затрат на контроль управляющих воздействий к общим затратам на качество и доли затрат на потери от дефектов выходных потоков к общим затратам на качество. На наш взгляд, информация о структуре затрат позволит определить причины и места несоответствий в процессе и предпринять соответствующие меры по их устранению.

В настоящее время на подавляющем большинстве отечественных предприятий сложилась ситуация, когда в общих затратах на качество значительную часть составляют потери от брака, а доля затрат на предупреждение и оценку незначительна. Их соотношение выглядит следующим образом: затраты на предупреждение составляют 5% в общей структуре затрат. Затраты на оценку качества составляют 25% в общей структуре затрат. Потери от брака составляют 70% в общей структуре затрат. Однако приемлемым считается следующее соотношение: затраты на предупреждение - 25%, затраты на оценку качества - 45%, потери от брака - 30%. Поэтому, изучая информацию о структуре затрат и руководствуясь знанием наиболее приемлемых соотношений, необходимо стремиться к уменьшению затрат на исправление дефектов выходных потоков процесса.

Данные об относительной доле затрат на качество в общей структуре расходов предприятия должны ясно свидетельствовать о том, что экономия средств проводится не за счет качества продукции или снижения степени удовлетворенности потребителя. И все же наиболее убедительным аргументом в пользу применения оценки затрат служит тот факт, что он обеспечивает необходимую связь между стратегическими целями предприятия и его усилиями, направленными на улучшение качества.

Внедрение системы учета и анализа затрат на качество было проведено на одном из предприятий города Камышина. В результате проведенного эксперимента по внедрению системы учета и анализа затрат на качество были сделаны следующие выводы и рекомендации.

  1. С учетом перехода промышленных предприятий на работу в условиях процессного подхода истинная цель анализа затрат на качество заключается в предупреждении несоответствий входных потоков и управляющих воздействий и, как следствие, улучшении качества выходных потоков и функционирования отдельного процесса в целом.
  2. Классификация процессов по функциональному признаку на управленческие, обеспечивающие, базовые и распределение затрат внутри отдельного процесса, согласно модели RAF А. Фейгенбаума, позволяет наиболее оптимально определить все элементы данных затрат.
  3. Систематическое и планомерное исследование затрат на качество каждого процесса позволяет анализировать основные экономические показатели процесса, такие как эффективность, результативность, эффективность предупредительных мероприятий, а также экономический эффект от проведенных мероприятий по улучшению функционирования процесса. В результате появляется возможность выявить несоответствие отдельного процесса, определить наиболее болезненные процессы в системе менеджмента качества организации и перераспределить затраты на качество таким образом, чтобы значительно улучшить их функционирование.
  4. Перед внедрением системы управления затратами на качество должна быть разработана четкая организационная схема. Она основана на тесном взаимодействии высшего руководства, менеджеров по качеству, владельцев процессов, планово-экономического отдела и бухгалтерии. Причем для эффективной работы системы учета и анализа затрат на качество необходимо разработать функциональные обязанности для каждого участника управления затратами на качество и осуществлять регулярный контроль за их исполнением.
  5. Каждый участник управления затратами на качество должен быть заинтересован в конечном результате, следовательно, на предприятии целесообразно разработать мероприятия, стимулирующие работу основных исполнителей по учету и анализу затрат на качество и включающие в себя материальное поощрение и моральные формы стимулирования сотрудников, вовлеченных в процесс управления затратами на качество.

Таким образом, подводя итог, на основании проведенного исследования на промышленных предприятиях очевидна необходимость и существенная экономическая выгода от внедрения системы управления затратами на качество.

Рецензенты:

  • Глущенко Александра Васильевна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Учет, анализ и аудит», Волгоградский государственный университет, г. Волгоград.
  • Гукова Альбина Валерьевна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Корпоративные финансы и банковская деятельность», Волгоградский государственный университет, г. Волгоград.

Библиографическая ссылка

Чеснокова Ж.А., Чесноков А.Ю. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5055 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674