Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Яруллин Р.Р. 1 Галимова Г.А. 1
1 ФГБУ ВПО «Башкирский государственный университет»
Статья «Теоретические основы исследования финансового потенциала» посвящена изучению основ исследования финансового потенциала региона. Проблема изучения финансового потенциала региона становится все более актуальной в связи со значительным увеличением внимания к вопросам финансовой самообеспеченности региона. В статье изложены подходы исследования финансового потенциала, наиболее широко представленные в литературе, проведена их классификация, отражены преимущества и недостатки каждого. Авторская трактовка концептуальных основ исследования предполагает значительное расширение границ финансового потенциала, что обуславливает системный и комплексный подходы исследования. Кроме того, предполагается пересмотр элементов, составляющих финансовый потенциал. Авторами изложены основные положения, на которых базируется категория «финансовый потенциал», определены субъекты экономики, влияющие на формирование и регулирование финансового потенциала, а также определена роль финансовой системы, финансовой политики и финансовой инфраструктуры.
финансовый потенциал региона
финансовые ресурсы
доходы
1. Атаева А.Г. Механизм формирования финансовой самостоятельности муниципальных образований // [Текст] : дис. канд. экон. наук : 08.00.10 : / Алтаева А.Г. – Екатеринбург, 2011. – 411с.
2. Боровикова Е.В. Финансовый потенциал как комплексный показатель эффективности финансово-бюджетной политики // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 18. – СПС «Консультант Плюс».
3. Булатова Ю.И. Финансовый потенциал региона: содержание и структуры // Вестник Санкт- Петербургского университета. – №3. – 2010. – С. 94-97.
4. Исаев Э.А. Финансовый потенциал крупного экономического региона (концепция формирования и регулирования). – М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2007. – 206 с.
5. Колесникова Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 240 с.
6. Лексин В.Н. Швецов А.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 368 с.
7. Родионова В.М. Сущность финансов и их роль в рыночной экономике // Финансы. – № 6. – 2010.
Устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации невозможно без обеспечения сбалансированного развития субъектов РФ, которое включает: создание эффективной экономики регионов на базе формирования современной производственной, транспортной, жилищно-коммунальной и другой инфраструктур; развитие социальной сферы, обеспечивающей благоприятные условия жизнедеятельности населения; устранение диспропорций социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Реализация указанных мероприятий во многом зависит от наличия и возможности создания или привлечения ресурсов, прежде всего, финансовых, которые, как известно, являются материальным носителем финансовых отношений.

Поскольку финансовые ресурсы сопряжены территориально, в данной статье учтены только те финансовые отношения, которые возникают на уровне региона, как внутренние, так и внешние. Исследования в сфере региональных финансов значительны и проводились такими авторами, как Лексин В.Н., Швецов А.Н., Солянникова С.П., Сычев Н.Г., Поляк Г.Б. и другие.

В условиях одновременных процессов глобализации и регионализации экономики, интеграционных процессов, необходимости выполнения задач по повышению финансового самообеспечения, усиления конкурентных преимуществ постановка проблем формирования и использования финансовых ресурсов  региона является сама по себе недостаточной. Кроме того, принятие важнейших управленческих решений и построение финансового механизма на уровне регионов не может базироваться на простом подсчете объема финансовых ресурсов и не даст ожидаемых результатов.

Поэтому основой региональных финансов является финансовый потенциал. Использование в экономической теории и практике данного понятия позволит сопоставить финансовые возможности разных регионов, полноценно оценить эффективность региональных финансов, комплексно судить о финансовой обеспеченности задач стратегического развития, проводить системные преобразования в экономике, выявить финансовую самодостаточность региона, выработать экономическую, социальную, финансовую, бюджетную и налоговую политику.

Исследования, проводимые различными авторами по данной проблеме, касаются сферы формирования и регулирования финансового потенциала, но зачастую они носят бессистемный характер, не учитывают элементы, составляющие целостноcть этого понятия, как следствие, - нет и единства в определении данного понятия. Рассмотрим некоторые имеющиеся в экономической литературе подходы для выявления содержания  понятия «финансовый потенциал».

Как видим по данным таблицы 1, трактовка экономической сущности финансового потенциала в литературе, представленная авторами, существенно различается. Эти различия существуют даже в рамках одного подхода.

Таблица 1. Различные подходы к определению понятия «финансовый потенциал»

Подходы

Авторы

Содержание определения

1. Ресурсный подход

 

Колесникова Н.А. [5]

финансовые ресурсы шести основных субъектов экономики

Коломиец А. Л.

Мельник А. Д. [2]

 

совокупность всех финансовых ресурсов того или иного региона

 

Лексин, В. Н.

Швецова А. Н. [6]

совокупный потенциал собственных финансовых ресурсов региона

 

2. Результативный подход

 

Боровикова Е.В. [2]

потенциальные величины доходов, с учетом параметров  неиспользуемых резервов, неучтенных поступлений и потерь в результате влияния различных рискообразующих факторов

Сабитова Н. М.[1]

 

способность имеющихся ресурсов региона приносить доходы различным экономическим субъектам в определенный период времени

Мерзликина Г. С.,

Шаховская Л.С.[1]

результат рыночной оценки потенциальных доходов, факторов производства в денежной форме, возможных к получению

3. Ресурсно-целевой подход

 

Булатова Ю.И.[3]

это совокупность накопленных, привлекаемых и образующихся в результате хозяйственной деятельности финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение экономических агентов, обусловливающих достижение стратегических целей социально-экономического развития региона

Зенченко С. В. [3]

совокупность имеющихся на территории финансовых и денежных ресурсов, необходимых для поддержания устойчивости экономической деятельности региона

Тишутина О. И. [3]

совокупность финансовых ресурсов, мобилизуемых внутри региона, средств, привлеченных на коммерческой основе извне, региональных резервов, а также потенциальный доход от их использования, обусловливающие социально-экономическое развитие конкретной территории

Каменева Е.В. [3]

общая сумма финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении субфедеральных органов власти и управления, которые объективно могут быть использованы ими для выполнения функций, возложенных на данный уровень власти

4. Процессно-ресурсный подход

Исаев Э.А. [4]

способность финансовой системы и механизма регулирования формированию совокупного потенциала финансовых ресурсов

Атаева А.Г[1]

совокупные финансовые возможности, которые преобразуются в финансовые ресурсы

Так, одна группа сторонников ресурсного подхода считает, что финансовый потенциал определяется как объем финансовых ресурсов, меняющийся во времени. Авторы выделяют различные сектора, где происходит формирование финансового потенциала: одни - государственные финансы, включающие те финансовые ресурсы, которые образуют бюджетную систему, другие - как, например, Колесникова Н.А., выделяют шесть секторов: региональную администрацию, собственные финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, финансовые ресурсы финансово-кредитной сферы, финансовые ресурсы общественных организаций, финансовые ресурсы населения и внешние источники.

Другое направление ресурсного подхода основано на ограничении границ определения финансового потенциала. Так, Юткина Т.Ю. характеризует финансовый потенциал  как фундамент налогового потенциала. Коломиец А.Л. и Мельник А.Д. под финансовым потенциалом рассматривают только финансовые ресурсы региона.

Второй подход определения финансового потенциала основан  на получении потенциально возможных доходов (результата). Например, Боровикова Е. В. определяет финансовый потенциал как комплексный показатель эффективности финансово-бюджетной политики, который является элементом планово-прогнозных расчетов и включает в себя: совокупность бюджетного потенциала, доходы населения, денежные и страховые  фонды организаций, а также заемные средства. Показатель отражает потенциальные величины доходов, с учетом «параметров  неиспользуемых резервов, неучтенных поступлений и потерь в результате влияния различных рискообразующих факторов»[1].

Авторы, придерживающиеся ресурсно-целевого подхода в определении финансового потенциала, исходят из целевого использования ресурсов:  для социально-экономического развития  региона или территорий,  обеспечения воспроизводственного процесса отдельных экономических субъектов.

Группа экономистов, представляющая четвертый подход, основным элементом финансового потенциала считает процесс формирования финансовых ресурсов. Так, коллектив авторов  ИСЭИ УНЦ РАН трактует финансовый потенциал как часть потенциала саморазвития, представляющего совокупные финансовые возможности, которые с учетом внутреннего управленческого воздействия преобразуются в финансовые ресурсы и служат для достижения цели развития (1).

В монографии Исаева Э.А. формирование и регулирование финансового потенциала характеризуется как процесс социально-экономического развития и финансовой системы. Кроме того, автором финансовый потенциал рассматривается на основе следующих методологических подходов:

  • как особая форма экономического потенциала государства, региона;
  • категория, выражающая единство финансовых отношений и финансовых ресурсов в их возобновлении и развитии;
  • как категория, отражаемая посредством финансовой системы и ее звеньев [2,с.41].

Как видим, все исследователи ключевым моментом в определении понятия «финансовый потенциал» признают финансовые ресурсы. Это обусловлено тем, что результатом реализации финансового потенциала являются финансовые ресурсы. Безусловно, ресурсный подход является определяющим. Но отождествление финансового потенциала с финансовыми ресурсами не допустимо.

Для этого изначально рассмотрим понятия потенциал и ресурсы. Потенциал в научной литературе трактуется как совокупность имеющихся средств и возможностей  в какой-либо области или как способность [2,6]. В экономике потенциал - это совокупность разных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, с помощью которых можно получить определенные результаты.       

Исходя из этого, целесообразно деление экономического потенциала на составные видовые элементы: природно-ресурсный, трудовой, имущественный, финансовый, производственный, инвестиционный, инновационный и другие. Каждый из них имеет свою функциональную значимость, в тоже время может включать ряд более мелких составных элементов.

Таким образом, критерием деления экономического потенциала на видовые элементы  являются ресурсы, а в основе финансового потенциала - соответственно, финансовые ресурсы.

С точки зрения нашего предмета исследования, наиболее верным считаем определение финансовых ресурсов как совокупности денежных средств, находящихся в распоряжении субъектов экономики (органов государственной власти, муниципальных органов самоуправления, организаций и предприятий, населения), предназначенных  для выполнения финансовых обязательств, финансирования расходов по расширенному воспроизводству и т.д. [7].

Следует отметить, что поскольку финансовые ресурсы существуют в определенной юрисдикции и в зависимости от экономического субъекта, постольку и финансовый потенциал всегда привязан к конкретному субъекту экономики.

Наиболее важнейшими субъектами, участвующими в формировании финансового потенциала региона, являются государственные органы управления и муниципальные органы самоуправления, организации, учреждения и население. Именно деятельность перечисленных субъектов экономики представляет наиболее важную роль в макро - и микрорегулировании. Определение финансового потенциала как сложно структурированной финансовой категории по субъектам экономики позволит  точнее выявить пропорции распределения финансового потенциала, без четкого разграничения которого принимаемые решения будут лишены эффективности.

Согласно финансово-кредитной энциклопедии под редакцией Грязновой А.Г., основными видами финансовых ресурсов являются конкретные формы доходов, которые образуются у населения, субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: сбережения населения, амортизационные отчисления, прибыль и различные фонды организаций, налоговые и неналоговые доходы, обязательные страховые платежи социального значения и т.п.

Однако, следует иметь в виду, не все доходы и накопления учтены в процессе формирования и использования финансовых ресурсов.  Значительный объем доходов, в силу воздействия (или не воздействия) на них множества факторов, не участвует в процессе финансового распределения и перераспределения или является неиспользованными резервами, упущенной выгодой. К факторам, влияющим на уменьшение доходов и накоплений, можно отнести финансовые риски, представляющие собой  вероятность потерь, в результате которых часть доходов субъекты экономики недополучают. Кроме того, часть доходов субъекты экономики недополучают, например, из-за неэффективного функционирования института собственника, наличия неиспользованного имущества.

Сдерживающим фактором процесса преобразования потенциального в реальный доход зачастую является отсутствие соответствующих норм законодательного регулирования деятельности субъектов экономики, или не проработанность вопросов их стимулирования в части укрепления финансового потенциала.

Например, при формировании финансовых ресурсов государственных органов и муниципальных образований, по бюджетному законодательству, в процессе планирования фондов бюджетных средств, используется метод «от достигнутого уровня». Если в бюджетном процессе при планировании доходов бюджетов разных уровней  будет использоваться метод, основанный на оценке финансовых возможностей, то данный процесс станет наиболее важным в ходе формирования и использования финансовых ресурсов бюджетов региона.

Для организаций такой мерой может являться формирование наиболее полной информации о результатах принимаемых решений. Так, по российским стандартам, в бухгалтерской отчетности организаций отражение ожидаемых доходов и упущенной выгоды не предусмотрено. При составлении финансовой отчетности по МСФО отражение информации осуществляется по результатам оценки принимаемых обязательств. Это в корне меняет не только финансовое состояние организации, но и его финансовый потенциал.

Методы, стимулирующие повышение финансового потенциала населения, основаны как на прямых, так и на косвенных мерах воздействия. Так, наряду с проведением политики повышения уровня жизни (путем повышения минимальной заработной платы, социальных пособий и других трансфертов из бюджетов разных уровней и т.д.), реализация программы повышения финансовой грамотности населения позволит существенно повысить возможность укрепления финансового потенциала населения.

Формирование финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового механизма и финансовых методов воздействия на его источники.

Соответственно, методы воздействия на объекты в структуре финансового потенциала можно поделить на два типа:

  1. Нефинансовые - в процессе преобразования потенциальных доходов - в доходы полученные (законодательное регулирование и создание стимулов);
  2. Финансовые - в процессе преобразования доходов в финансовые ресурсы - взаимодействие финансовой инфраструктуры и финансовых инструментов, а также проведение продуманной финансовой политики.

Таким образом, к финансовым ресурсам относятся только те денежные средства, которые фактически используются, а  финансовый потенциал - способность  преобразовать  доходы в финансовые ресурсы, включая все виды источников, в том числе, неиспользованные или упущенные.

Следовательно, финансовый потенциал целесообразно определять потенциальными доходами, но не стоимостной оценкой,  а способностью извлекать из нее  финансовые ресурсы.

Соответственно, в структуре финансового потенциала значимым является процесс преобразования, во-первых, потенциального дохода в доходы, полученные и, во-вторых, формирование из них конкретных форм доходов субъектов - финансовых ресурсов.

Субъекты могут быть сколь угодно богатыми, но объем финансовых ресурсов не будет увеличиваться. Известно, что для формирования  финансовых ресурсов необходимы инструменты и институты, функционирование которых определяются не только финансовыми отношениями. Соответственно, факторами, определяющими количественную составляющую финансового потенциала, являются функционирование финансовой инфраструктуры, реализация финансовых инструментов, а также положения законодательно-нормативной базы.

Финансовые инструменты и их законодательная реализация в формировании и регулировании финансового потенциала региона выполняют наиважнейшую роль, поскольку их действенность и эффективность также напрямую определяют объемы финансовых ресурсов.

Рыночная инфраструктура (валютный, кредитный, фондовый рынки и д.т.) определяет эффективность механизмов генерирования финансового потенциала в финансовые ресурсы. К сожалению, основным его недостатком является монополистический характер, закрытость информации, лоббирование интересов и искусственное перекачивание бюджетных ресурсов в сферу спекулятивных финансовых операций.

Количественный анализ этих методов требует обработки методики анализа финансового потенциала.

Исходя из вышеизложенного, наиболее полная формулировка финансового потенциала представляется следующей:

Финансовый потенциал - это возможность (способность) субъектов экономики преобразовать потенциальные доходы при воздействии механизмов регулирования, финансовой инфраструктуры и реализации финансовых инструментов в финансовые ресурсы для обеспечения целей стратегического развития региона.

Количественная зависимость финансового потенциала от финансовой инфраструктуры предполагает необходимость выявления институционального содержания финансового потенциала по звеньям финансовой системы. Системный подход исследования финансового потенциала, основанный на звеньях финансовой системы, позволит наиболее  полно выявить единство системы, ее взаимодействие, эффективность, управляемость и воспроизводимость. Правильно сформированные пропорции финансового потенциала по субъектам позволят построить наиболее эффективную финансовую систему региона.

Таким образом, оценка финансового потенциала позволит существенно повысить эффективность, и результативность проводимой региональной финансовой политики, и решение задач стратегии развития региона. На федеральном уровне, прежде всего, будут урегулированы вопросы бюджетного выравнивания и предоставления финансовой помощи из федерального центра. Оценка финансового потенциала региона послужит основой при разработке стратегии развития регионов Российской Федерации, что является достаточно актуальным в сложившихся условиях.

Рецензенты:

  • Растегаева Ф.С., д.э.н., доцент, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, аудит, статистика» Уфимского филиала ФГБОУ «Всероссийский заочный финансово-экономический институт», г. Уфа.
  • Сафин У.З., д.э.н., доцент, начальник кафедры экономических дисциплин Уфимского юридического института МВД РФ, г. Уфа.

Работа получена 01.12.2011.


Библиографическая ссылка

Яруллин Р.Р., Галимова Г.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5094 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674