Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЗИЦИИ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Зиборова Ю.В. 1
1 Московский гуманитарный педагогический институт
С целью изучения сформированности инновационной позиции студентов – будущих психологов образования проведено комплексное исследование данного феномена. В исследование приняли участие студенты выпускных курсов психологического факультета. В статье представлен анализ исследования сформированности инновационной позиции у студентов. Дано определение понятию «инновационная позиция», выделены ее основные компоненты (мотивационно - ценностный, эмоциональный, когнитивный, операциональный). Была реализована программа формирования инновационной позиции. В процессе ее реализации студенты разрабатывали психотехнологии оказания помощи участникам инновационного процесса, прогнозировали проблемы участников инновационного процесса и способы их устранения. В результате исследования был сделан вывод о том, что устойчивая инновационная позиция будущих психологов образования является важным показателем не только эффективности сопровождения инновационного процесса и его участников, но и успешности реализации инновационных проектов в образовательных учреждениях.
инновационная позиция
инновационная деятельность
психологическое сопровождение
психолог образования.
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М.: Просвещение, 1990. - 240 с.
2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1986. - 36 с.
3. Давитовская Н.А. Позиция личности: Автореф. дис. д-ра псих. наук. - Л., 1971. - 16 с.
4. Лучшие психологические тесты / Под ред. А.Ф. Кудряшова. - Петрозаводск, 1992. - С.112-114.
5. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М.: Эксмо, 2006. - 608 с.
6. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. - Самара: БАХРАХ-М, 2001.
7. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособ. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. - 224 с.
Проблема формирования инновационной позиции психолога образования является ключевой для психолого-педагогической теории и практики профессионального образования. Обращение к проблемам готовности психолога образования к инновационной деятельности и выделение их в число важнейших направлений современной научной мысли явилось результатом осознания возрастающей динамики инновационных процессов в обществе и в сфере образования, в частности.

Формирование инновационной позиции психолога образования связано с потребностью образовательной практики в экспертизе уровня развития составляющих инновационного образования (среда, обучающий, обучаемые), оценке коррекционных и развивающих образовательных программ, их разработки и определения эффективности. В профессиональной деятельности психолога образования возникла необходимость в применении полученных знаний к различным областям психолого-педагогической инноватики: кадровые и социально-педагогические процессы, инновационное поведение, общение, межличностные и межгрупповые отношения в инновационной среде; выбор адекватных методик диагностики уровня личностного и познавательного развития учащихся дошкольных, средних и высших учебных заведений, включенных в систему инновационного образования. Одной из нерешенных проблем в работе психолога образования является овладение методами диагностики профессионально важных качеств педагога-новатора, его социальной зрелости, социальной группы как субъекта инновационного процесса.

Несмотря на значительное расширение исследований в этой области, противоречие между запросом современного общества на компетентного психолога образования и недостаточным уровнем реальной готовности выпускников вузов к сопровождению инновационной деятельности в сфере образования все более обозначается. В полной мере это относится и к личностно-профессиональному развитию психолога, в частности, в его инновационной направленности и позиции по отношению к вводимым образовательным новшествам.

Таким образом, формирование инновационной позиции психолога образования представляет собой актуальную и значимую психолого-педагогическую проблему, заключающуюся в поисках ответов на вопросы: каковы механизмы и условия становления будущего психолога образования как субъекта инновационной профессиональной деятельности; какие образовательные технологии обеспечат формирование инновационной позиции будущего психолога образования.

Понятие «инновационная позиция» раскрывает отношение субъекта к различным нововведениям во всех сферах человеческой жизни, свою особую точку зрения к этому, способность рационально определить положительные и отрицательные стороны любого новшества. Инновационная позиция психолога в системе образования отражает полноту и уровень самоосуществления себя в профессии. Она позволяет ему ощущать себя активным субъектом инновационных процессов и переживать свою целостность и тождественность.

Данное понятие включает в себя две сущностные характеристики: смысловое наполнение понятия «инновация»  и систему отношений личности к новшествам, обозначаемую словом «позиция».

Н.А. Давитовская отмечает, что позиция личности - устойчивая, внутренне осознанная система отношений личности к обществу, другим лицам и самому себе, обусловленная системой социальных ценностей [3].

Слово же «инновация» происходит из латинского языка: in - в, novus - новый, и в переводе означает обновление, изменение, новинку [2].

Исходя из этого в общем плане, инновационную позицию можно представить как систему установок личности, отношений, взглядов, представлений, ценностей, возникающих в процессе инновационной деятельности.

Анализ литературы по данной проблеме позволяет выделить четыре компонента инновационной позиции: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоциональный, операциональный.

Мотивационно-ценностный компонент проявляется в потребности личности заниматься той деятельностью, которая приносит удовлетворение. Потребности определяют мотивацию личности в процессе становления его инновационной позиции. Мотивация личности непосредственно связана с системой ценностей, которыми эта личность обладает. Данный компонент инновационной позиции личности определяет направление преобразований в личности, а содержание компонента реализуется через самоактуализацию. Инновационная деятельность связана не только с умением решать задачи известного круга, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами любого внешнего контроля. Проблема мотивационной готовности, восприимчивости к педагогическим инновациям является одной из центральных в профессиональной деятельности  психолога образования, т.к. только адекватная целям инновационной деятельности мотивация обеспечит психологическое сопровождение этой деятельности и самораскрытие личности.  Мотив осуществляет побудительную, направляющую, смыслообразующую и стимулирующую функции.

Особую значимость мотиву придает личностный смысл. Личностный смысл является одним из образующих систему индивидуального сознания. Связанный с мотивацией, личностный смысл оценивает жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах. Личностный смысл представляется повышенной субъективной значимостью объекта, значимостью действий, поступков, ценностей, т.е. тем, ради чего совершается деятельность.

Когнитивный компонент проявляется в обретении человеком знаний о самом себе, а также соотнесении этих знаний с социальными требованиями и нормами. В процессе взаимодействия с окружающим миром происходит самопознание человеком себя. Важнейшим условием для самопознания является рефлексия. Рефлексия вырабатывает такие качества, как: самокритичность, восприимчивость к чужому мнению. Следовательно, данный компонент выражается в познании и понимании личностью сущности своего «Я».

Эмоциональный компонент является неотъемлемой частью инновационной позиции личности. С помощью эмоций человек отражает отношение к различным явлениям, процесс протекания которых выражается интенсивностью, деятельностью. Внешнее выражение эмоций представлено в мимике, речи, пантомимике.

Операциональный компонент связан с реализацией инновационной активности. Одним из уровней регуляции выступает саморегулирование поведения субъекта. К. А. Абульханова-Славская выделяет три уровня развития саморегуляции, представляющих соотношение внешнего (требований к выполнению деятельности) и внутреннего (свойства личности) [1]. На первом уровне личность согласовывает свои особенности с нормами деятельности; на втором - совершенствует качество деятельности путем оптимизации своих возможностей; на третьем уровне, личность как субъект деятельности вырабатывает оптимальную стратегию и тактику, проявляя творческий характер своей активности.

Целью нашего исследования было изучение психологических особенностей формирования основных компонентов инновационной позиции у студентов - будущих психологов образования. В исследовании приняли участие студенты психологического факультета выпускных курсов.

В качестве конкретных методик для изучения психологических условий формирования инновационной позиции у студентов были использованы следующие: авторская анкета «Отношение к инновациям»; тест О. В. Козловского «Интеллектуальная лабильность»[5], тест ценностных ориентаций М. Рокича [4], тест самоактуализации САТ [7], методика уровня субъективного контроля [6], сочинение «Мое профессиональное будущее».

В ходе эмпирического исследования было установлено, что менее сформированные компоненты инновационной позиции - мотивационно-ценностный, когнитивный, операциональный; недостаточно развиты все характеристики инновационной позиции; у студентов не сформированы представления о специфике работы в инновационных образовательных учреждениях; нет устойчивого представления о роли педагога-психолога как участника инновационного процесса; нет четкого представления о сопровождении инновационного процесса в образовательных учреждениях, большинство испытуемых обладают низким уровнем саморегуляции поведения; студенты не всегда способны понять чужую точку зрения, уважать другие  взгляды, отстоять свое мнение, быть ответственными за свои действия и поступки, уверенными в себе, терпимы.

Исходя из полученных данных, в ходе эмпирического исследования мы определили основные направления работы в процессе формирующего эксперимента: усилить развитие всех характеристик инновационной позиции; повысить уровень знаний студентов-психологов об особенностях инновационных образовательных учреждений, о специфике работы психолога в данных учреждениях; сформировать четкое представление о роли педагога-психолога в инновационном процессе,  о том, как он должен сопровождать инновационный процесс; необходимо сделать акцент на развитие таких качеств личности, как креативность, контактность, сензитивность к себе и целостность восприятия мира; развить способность у студентов-психологов понимать и уважать чужую точку зрения, отстаивать свое мнение; развивать такие личностные качества, как: терпимость к чужим взглядам и вкусам, уверенность в себе, ответственность за свои действия и поступки.

В ходе эксперимента нами была разработана и апробирована программа формирования профессиональных компетенций у психологов образования в области сопровождения инновационного образовательного процесса. Задачей данной программы было повышение уровня инновационной восприимчивости, ее проявления, изменение отношения к инновациям и участникам инновационного процесса.

Программа состояла из двух частей - информационно-теоретического и практического. В информационно-теоретическом блоке расширялись представления психологов об исследованиях в сфере инноваций, основных характеристиках инновационных процессов, о составляющих инновационной позиции и ее особенностях, специфике работы психолога образования в учреждениях инновационного типа. В практической части проводились упражнения на формирование профессиональных компетенций в сфере инновационной деятельности.

Обобщив результаты повторного тестирования, нами были сделаны следующие выводы: улучшились показатели интеллектуальной лабильности; терминальные ценности существенно не изменили своих ранговых позиций, более заметные изменения обнаружились в системе инструментальных ценностей; для студентов более значимыми стали ценности профессионального самоопределения и ценности принятия других, что является важными показателями в формировании инновационной позиции. У студентов повысился уровень рефлексии, они стали более самостоятельными и независимыми в своих суждениях и поступках.

Одним из важных аспектов изменения инновационной позиции явилось развитие  целостного восприятия ситуации психолого-педагогического сопровождения субъектов инновационного образовательного процесса,  свободы в выражении своей точки зрения и чувств по отношению к новшествам, коррекции личностного развития учащихся.  Увеличилось число студентов со средними показателями креативности, т.к. они были включены в совместную проектную деятельность с подростками на производственной практике.  Будущие психологи стали в большей мере принимать на себя ответственность за свои действия и поступки, повысился уровень их знаний об особенностях работы психолога образования в инновационных образовательных учреждениях, видах деятельности и функциях,  которые он выполняет.

В процессе реализации программы психологи разрабатывали психотехнологии оказания помощи участникам инновационного процесса, прогнозировали проблемы  участников инновационного процесса и способы их устранения.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы о том, что устойчивая инновационная позиция будущих психологов образования является важным показателем не только эффективности сопровождения инновационного процесса и его участников, но и успешности реализации инновационных проектов в образовательных учреждениях.

Рецензенты:

  • Подымов Н.А., д.псх.н., профессор, проректор НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия», г. Москва.
  • Феоктистова С.В., д.псх.н., профессор кафедры практической психологии НОУ ВПО «Российский  новый университет», г. Москва.

Библиографическая ссылка

Зиборова Ю.В. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЗИЦИИ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5194 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674