Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Атаян А.М. 1
1 НОУ ВПО «Владикавказский институт управления»
Статья посвящена социально-психологическому исследованию комплекса ценностных ориентаций личностного и профессионального самоопределения юношей и девушек республики Южной Осетии, окончивших среднюю общеобразовательную школу в послевоенных условиях следующей за военной агрессией Грузии в Южной Осетии в августе 2008 года. Результаты исследования показывают, что современная молодежь в целом довольно реалистично представляют характер и перспективы развития рыночной экономики в республике Южная Осетия и в России. Проблемой трудоустройства обеспокоены 99% опрошенной нами молодежи. Важно также отметить возрастание престижа краткосрочных курсов для получения профессии. Молодежь понимает, что без определенных профессиональных умений и навыков трудно адаптироваться к рыночным отношениям. Тем не менее, выявленные ценностные ориентации юго-осетинской молодежи отличаются недостаточной осознанностью профессионального выбора, важности умственного труда и социального развития, но выражают развитые морально-нравственные принципы добра, дружбы, любви и уважения.
личность
профессиональное самоопределение
ценностные ориентации
1. Бубнова С.С. Исследования индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности // Психологический анализ учебной деятельности. - М., 1991. - С. 32-34.
2. Социология молодежи / Волков Ю.Г. [и др.]. - Ростов н/Д, 2001. - С. 20-27.
3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1998. - 142 с.
4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., 2000. - С. 23-56.
5. Зубок Ю.А. Исключение в исследовании молодежи // Социологические исследования. - 1998. - № 8. - С. 47-56.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д, 1996. - С. 505-512.
7. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989. - С. 250-255.
8. Пряжников Н.С. Оценка эффективности профессионального самоопределения // Профессиональная ориентация. - 2004. - № 11. - С. 25-28.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Исследование влияния ценностных ориентаций на профессиональное самоопределение молодежи на территории Республики Южная Осетия», проект  №10-06-01327а/Ос.

Исследование ценностных ориентаций молодежи Южной Осетии предполагает изучение этого процесса как системы ценностных ориентаций, направленной на позитивное развитие и успешную самореализацию профессиональных предпочтений личности, а также на выявление эффективных механизмов профессионального развития молодежи Южной Осетии послевоенного времени.

Таким образом, целью настоящего исследования является изучение особенностей становления личностного и профессионального самоопределения на этапе юношеского возраста. Предметом исследования являются ценностные ориентации личности, показатели личностного самоопределения, мотивация выбора профессии и профессиональная направленность юношей и девушек, окончивших общеобразовательные школы. Объект исследования представляют 160 выпускников общеобразовательных школ 2011 года (16-18 лет), половина из которых выпускники 11-х классов г. Цхинвала Южной Осетии, и половина - выпускники 11-х классов г. Владикавказа Северной Осетии.

В первую очередь мы решили определить, какие ценности молодежь считает самыми важными на этапе становления профессионального самоопределения. Мы считаем, что у молодежи послевоенного времени обязательно будут проявляться новые жизненные ценности - цели и ценности - средства, новые профессионально ориентированные мотивы и социальные установки, которые характерны только для ситуации послевоенной агрессии августа 2008 года.

Ценностные ориентации являются глобальной характеристикой личности. Они выступают как продукт социальных ценностей того общества, в котором развивается индивид, где он реализует свои потенциальные возможности и задатки, и в конечном итоге определяются общими социально-экономическими условиями, в которых развивается человек (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, С.С. Бубнова, Б.В. Зейгарник).

В связи с этим знание индивидуальной динамики и хода процесса профессионального становления и развития каждого молодого человека, осознание каждым из них своих собственных личностных особенностей является непременным психологическим условием успешного профессионального самоопределения [8].

Методологическую основу данного исследования ценностных ориентаций в аспекте профессионального самоопределения молодежи Южной Осетии в послевоенный период с августа 2008 года мы строим на научных представлениях о процессе профессионального становления личности, принятых в отечественной психологии. Профессиональное самоопределение неразрывно связано с личностным самоопределением и, как указывает ряд авторов (Е.А. Климов, И.С. Кон, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, С.С. Бубнова и др.), является его частью. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

Раскрывая сущность профессионального самоопределения, Е.И. Головаха отмечает, что «самоопределение предполагает ее ориентации на будущие жизненные перспективы», и исследование профессионального самоопределения должно осуществляться обязательно в контексте жизненной перспективы, важнейшим элементом («ядром») которой являются ценностные ориентации, жизненные планы и цели [1; 3; 4]. В связи с этим И.С. Кон отмечает, что любое описание человеческой жизни предполагает два главных вопроса: первый - что человек делает, какова его предметная деятельность и как он сам к ней относится, второй - каковы его взаимоотношения с окружающими людьми [7].

Формирование планов молодежи на ближайшее будущее во многом определяется способностью молодежи ориентироваться в характере и направленности процессов, происходящих в окружающей действительности, возможностью участвовать в воспроизводстве социальной структуры общества. По степени сформированности профессионального выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы: определившиеся - 30%, колеблющиеся - 30%, неустойчивые - 15%, пассивные - 25%.

Таким образом, около трети учащихся, оканчивающих школу, не знают, что они будут делать дальше. По мнению Ю.А. Зубок, это свидетельствует об отсутствии реальных возможностей для профессионального выбора. Кроме того, материальное положение современной молодежи сегодня оказывается малозависимым от результатов труда, уровня образования и квалификации [5].

Данное экспериментальное исследование проведено с использованием методики Р. Рокича, применением практических методов опроса и беседы, факторного анализа обработки данных. В результате мы получили достаточно благополучную, соответствующую возрастным особенностям юношеского возраста картину структуры ценностных ориентаций старшеклассников г. Цхинвала Республики Южная Осетия, похожую с аналогичной структурой юношей и девушек г. Владикавказа, Республики Северной Осетии.

Фактические данные линейного сравнения представлены на диаграммах 1 и 2 и отражают практически одинаковые тенденции развития ценностей молодежи в обеих республиках.

Диаграмма 1. Усредненные значения рангов терминальных ценностей выпускников 11-х классов средних общеобразовательных школ РЮО и РСО-А.

 

Диаграмма 2. Усредненные значения рангов инструментальных ценностей выпускников 11-х классов средних общеобразовательных школ РЮО и РСО-А.

Ценностная картина в целом отражает стремление молодых людей к красивой и счастливой жизни, к творческой деятельности. Наименее выраженным является показатель здоровья и счастливой семейной жизни в обеих группах, что определяет соответствие выраженных показателей с обычными, принятыми для возраста юности в социальной психологии.

Практически одинаковые выборы обеих групп молодежи и для списка инструментальных ценностей: юношеское выражение максимализма отражено в высоких запросах, в непримиримости к недостаткам других, в рационализме, в желании эффективности в делах. Более выраженными в группе молодежи из Южной Осетии оказались инструментальные ценности познания, продуктивности, жизненной мудрости, образованности, ответственности, честности, аккуратности. Наименьшее значение в обеих группах респондентов имеет показатель воспитанности. Наиболее отличающими группу молодежи из Южной Осетии являются ценности, отражающие меньшую значимость показателей - хороших и верных друзей в жизни, любви, а также большую значимость, чем в группе из Северной Осетии показателя - исполнительность. Таким образом, мы делаем вывод о том, что в ситуации профессионального самоопределения молодежи из Южной Осетии в сложный послевоенный, политический и социально-экономической период приобретает особое значение уважение к традициям старших, к мудрости, актуальным становятся исполнительность и ответственность. Для юго-осетинской молодежи большую востребованность получили ценности познания и образованности. Выражение объективных социально-психологических затруднений личностного и профессионального развития вследствие травмирующего влияния военной и послевоенной ситуации, разочарования и неуверенности молодежи Южной Осетии проявляется в меньшей значимости для них ценностей дружбы и любви.

Ситуация выбора профессии при всем своем разнообразии конкретных жизненных условий у каждого человека имеет тем не менее некоторую общую структуру, обусловленную важнейшими социальными факторами. По мнению Е.А. Климова, существует 8 углов ситуации выбора профессии: позиция старших членов семьи, позиция товарищей, подруг (сверстников), позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя, личные профессиональные планы, способности, уровень притязаний на общественное признание, информированность, допрофессиональные увлечения [6].

Главными факторами при выборе профессии молодежь называет интерес к данной сфере деятельности (75,8%), совет родителей (23,7%) и знакомство с людьми данной профессии (10%). Чаще других источников информации при выборе профессии молодежь Южной Осетии опирается на информацию из интернет-ресурса (46,5%) и на мнение семьи (25,4%).

Полученные в ходе опроса молодежи Южной Осетии данные позволяют более детально рассмотреть вопросы, связанные с профессиональным самоопределением молодежи в настоящей нестабильной политической, социально-экономической и социально-психологической обстановке в республике.

В ходе исследования ценностных ориентаций мы выяснили, что успешная профессиональная деятельность является значимой для большинства молодежи Республики Южная Осетия (82%). Оценивая свои личные перспективы в будущей профессиональной деятельности, 54,4% респондентов высказали уверенность в том, что она сложится успешно. Уверены же в том, что эта деятельность сложится неудачно 15,6%. Следует отметить, что сомнения в успешности своей будущей профессиональной деятельности выразили 62% опрошенных.

Полученные в ходе опроса результаты дают возможность оценить склонность учащихся к выбору той или иной сферы своей будущей профессиональной деятельности. Наибольший процент респондентов склонен связать свою профессиональную деятельность прежде всего со сферой экономики и юриспруденции. Во вторую группу по привлекательности входят торговля, здравоохранение, искусство и культура. В третью группу входят: сфера социальных услуг, армия, органы внутренних дел и госбезопасности, спорт и торговля. В четвертую: массовые коммуникации, внешняя политика. Пятая группа включает наименее престижные для молодежи сферы деятельности: научная деятельность, образование, промышленное производство, сельское хозяйство. Менее процента опрошенных не ответили на вопросы анкеты, объяснив свою позицию недоверием к исследователям и бесполезностью выполнения ими такой работы.

Анализ показывает достаточно заметные различия между юношами и девушками в их профессиональных ориентациях. Так, юноши чаще склонны ориентироваться на профессии, связанные с армией и органами внутренних дел, на спорт (25%) и политическую деятельность - (14%) (у девушек - 5,3%), девушки же чаще ориентированы на сферы образования, медицины, искусства и культуры - 19,4% (у юношей - 2,5%).

При изучении более детального анализа взаимосвязи у молодежи ценностно-мотивационной структуры выбора профессий с различными сферами профессиональной деятельности был проведен факторный анализ мотивов выбора профессий относительно предпочтений ими различных сфер профессиональной деятельности. Исходную матрицу для факторного анализа составили 15 мотивов выбора профессий и 18 сфер профессиональной деятельности. Результаты факторного анализа представлены на диаграмме 3.

Диаграмма 3. Факторные нагрузки для мотивов выбора профессии молодежью Южной Осетии.

Три выделенных фактора объясняют 85% общей дисперсии. Как видно из представленных в таблице данных, первый фактор можно определить как стремление выбрать сферу профессиональной деятельности, которая могла бы обеспечить социально-экономическое благополучие. Второй фактор характеризует стремление к творческой самореализации. Третий - стремление к самоутверждению.

Таким образом, проведенный факторный анализ структуры мотивов выбора будущей профессиональной сферы деятельности у молодежи Южной Осетии позволяет выявить не только основные мотивационные блоки, определяющие выбор профессии, но и возможности той или иной сферы профессиональной деятельности для удовлетворения соответствующих потребностей.

В результате проведенного исследования необходимо отметить, что абсолютное большинство молодежи ориентировано на продолжение учебы в вузе и, соответственно, стремятся заниматься преимущественно умственным трудом. Но личностную и общественную значимость умственного труда молодежь все же не осознает. Более того, в беседе с молодежью выяснилось, что они не планируют события своей жизни через пять-шесть лет, то есть после окончания вуза, и не видят в этом смысла.

В ходе опроса мы пытались выяснить те аспекты профессиональной деятельности, которые являются наиболее значимыми для молодежи Южной Осетии при их профессиональном самоопределении. Наиболее привлекательным видом деятельности для молодежи Южной Осетии является предпринимательская деятельность. Были оценены личностные качества, которые должны быть в наибольшей степени развиты у предпринимателя. На первые места выбраны такие важные социально-психологические качества человека, как целеустремленность, вера в себя, энергичность, умение общаться с людьми (87% респондентов). Далее большинством названы такие деловые качества, как умение найти престижную сферу деятельности (84%), профессионализм (80%), «гибкость» в общении (80%), ответственность перед партнерами (74%), умение зарабатывать большие деньги (73%). Но при этом материальное благополучие для подавляющего большинства юго-осетинской молодежи не является ведущим фактором - показатели трудолюбия, общественной значимости и престижа выбранной профессии имеют для них большее значение.

Падение престижности и доходности в сознании молодежи важнейших, с социальной точки зрения, профессий сферы инженерно-технической, сфер образования и здравоохранения не означает падения престижности и доходности квалифицированного труда вообще, а лишь означает смену приоритетов в рамках специальностей квалифицированного труда, как показано ранее в исследовании Ю.Г. Волкова [2]. Получить образование для престижной профессии, а тем более получить престижную работу, как в Южной и Северной Осетии, так и в целом в России, трудно по одним и тем же причинам. Во-первых, из-за дороговизны обучения в вузах, даже государственных. Во-вторых, из-за отсутствия цивилизованного рынка труда, прежде всего для молодых специалистов. В-третьих, из-за нестабильности экономической ситуации. В-четвертых, из-за высокой криминализованности всех сфер экономики. И все же выбор молодежью социально значимых профессий, независимо от их популярности и оплачиваемости, говорит об осознании молодежью своей социальной роли и ответственности перед обществом.

Таким образом, морально-нравственные принципы добра, уважения людей, дружбы и любви не девальвируются у современной осетинской молодежи, а переживают диалектический кризис развития, как и общество, в котором они живут и развиваются. Вопросы дальнейшего личностного и профессионального развития молодежи в Южной Осетии, к сожалению, связаны с такими негативными проявлениями, как безработица и непрочный мир, поэтому зачастую реализация жизненных планов молодежи вынужденно происходит за пределами республики.

Рецензенты:

  • Каргиева З.К., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики высшей школы ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ.
  • Туаева Б.В., д.и.н., доцент кафедры гуманитарных, социальных и экономических наук ГОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития Российской Федерации, г. Владикавказ.

Библиографическая ссылка

Атаян А.М. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5230 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674