Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

Зайцева Е.С. 1
1 ГБОУ ВПО Ивановская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России
Исследование посвящено изучению особенностей течения адаптации к началу обучения в школе ста первоклассников, разделенных в зависимости от типа психосоматической конституции на группы центро-, экстра- и интровертов. Контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации был проведен по медицинским и психолого-педагогическим критериям. Установлено, что негативные реакции, характерные для неблагоприятного течения адаптации, в меньшей степени были выражены у центровертов, в большей – у интровертов и были неодинаковыми у детей разных конституциональных типов. У школьников центровертивного типа были выявлены слабовыраженные невротические реакции и недостаточная прибавка массы тела. Экстраверты характеризовались склонностью к проявлениям агрессии, плохой дисциплине, снижению массы тела, возникновению гипердинамического синдрома. Иинтровертам была свойственна низкая двигательная и игровая активность, выраженные невротические реакции, убыль массы тела, учащение острой заболеваемости и низкий социометрический статус в коллективе; в ряде случаев отмечались нарушения осанки и снижение остроты зрения. Выявленные конституциональные особенности адаптации детей к школе послужат основой для разработки дифференцированной программы медико-социального сопровождения первоклассников.
психосоматическая конституция
первоклассники
адаптация
1. Бобошко И. Е. Характеристика психосоматического статуса детей трехлетнего возраста: Автореф. дис. канд. мед. наук. - Иваново, 2001. - 20 с.
2. Вельтищев Ю. Е. Проблема охраны здоровья детей России // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 1. - С. 5-9.
3. Жданова Л. А. Системная деятельность организма ребенка при адаптации к школьному обучению: Автореф. дис. д-ра мед. наук. - Иваново, 1990. - 48 с.
4. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. Н. Организационно-методические подходы к оздоровлению детей в образовательных учреждениях // Социальные и организационные проблемы педиатрии / под ред. А. А. Баранова, В. Ю. Альбицкого. - М., 2003. - С. 394-410.
5. Межведомственная интеграция в охране здоровья детей школьного возраста: пособие для врачей / Л. А. Жданова [и др.]. - Иваново, 2005. - 91 с.
6. Звездина И. В., Сухарева Л. М., Жигарева Н. С. Особенности формирования здоровья младших школьников в динамике обучения / И. В. Звездина [и др.] // Рос. педиатрический журнал. - 2009. - № 2. - С. 8-11.
7. Полувековая динамика состояния здоровья школьников / В. Р. Кучма [и др.] // Школа здоровья. - 2009. - № 2. - С. 10-21.
8. Салова М. Н. Состояние здоровья детей 9-11 лет с последствиями перинатальных гипоксических поражений центральной нервной системы с учетом типа конституции: Автореф. дис. канд. мед. наук. - М., 2009. - 27 с.
9. Тонкова-Ямпольская Р. В. Состояние здоровья детей с учетом факторов анте- и перинатального риска // Рос. педиатрический журнал. - 2002. - № 1. - С. 61-63.
Последние десятилетия характеризуются ухудшением показателей здоровья школьников несмотря на существование многочисленных технологий по его охране [2, 5, 8]. Во многом это связано с эмоциональным напряжением и стрессом, который испытывают дети в процессе обучения, особенно в переломные этапы, одним из которых является период адаптации к школе [2, 10]. Исследователями доказано, что факторы, определяющие этот процесс, разнообразны и носят как биологический, так и социальный характер [7,10]. При этом отмечается, что системы медико-социального сопровождения учащихся в периоде адаптации к обучению должны учитывать индивидуальные особенности школьника [3, 6].

Одним из наиболее перспективных на сегодняшний день вариантов учета индивидуальных особенностей организма ребенка является конституциональный подход [1,9]. Системный портрет детей трех основных конституциональных типов (центровертивного, экстравертивного и интровертивного) основывается на характеристиках морфологической, вегетативной и психической организации ребенка и определяется следующими признаками. Дети-центроверты обычно имеют дигестивный или макросоматический типы телосложения, средние показатели развития силовых, скоростных качеств и выносливости. Психологический портрет характеризуется эмоциональной стабильностью, средними показателями агрессивности, социальной активности, разносторонней одаренностью, коммуникабельностью. При исследовании состояния вегетативной нервной системы выявляется эйтония. Для детей-экстравертов характерен мезосоматический тип телосложения, тенденция к брахикрании, опережение биологического возраста по отношению к паспортному, высокие скоростно-силовые показатели при снижении выносливости. Особенностями нервно-психического развития этих детей являются высокие показатели образного мышления при снижении показателей логики, памяти, внимания, дисциплины. Взрывчато-истеричные черты характера и завышенная самооценка сочетаются с лидерской позицией. Им свойственна симпатикотония с гиперсимпатикотонической вегетативной реактивностью. Дети-интроверты характеризуются астеническим типом телосложения с тенденцией к дефициту массы тела, имеют долихоцефалическую форму черепа. Моторная организация характеризуется невысокими показателями скорости, силы при хорошей выносливости. Для них характерны высокие показатели памяти, внимания, логического мышления, дисциплины, но, вместе с тем, склонность к снижению самооценки и настроения, тревожно-фобическим реакциям. У детей данного конституционального типа преобладает исходная ваготония с асимпатикотонической реактивностью [1].

Учет особенностей психосоматической конституции успешно реализуется для оптимизации ведения детей с различными заболеваниями [9]. Тем не менее, остается неизученным вопрос об особенностях адаптации к школе и факторах, определяющих нарушения здоровья при ее неблагоприятном течении, у детей различных конституциональных типов.

Цель нашего исследования заключалась в выявлении особенностей адаптации к началу школьного обучения детей разных типов психосоматической конституции.

Материалы и методы. Дана оценка адаптации к школе за первое полугодие ста первоклассников.

Определение конституциональной принадлежности ребенка проводилось путем анкетирования родителей и педагогов по специальной анкете «Шкала оценки направленности психической активности» (ШОНПА) [6]. В результате все обследованные были разделены на три группы: первая группа (51 ребенок) имела центровертивный, вторая группа (24 ребенка) - экстравертивный и третья группа (25 детей) - интровертивный конституциональный тип.

Наблюдение за адаптацией к школе проводилось по разработанным медицинским и психолого-педагогическим критериям. С медицинской точки зрения оценивались: динамика массы тела первоклассников, острота зрения, состояние осанки, уровень артериального давления. Кроме того, выявлялись невротические реакции (путем анкетирования родителей) и случаи учащения острой респираторной заболеваемости. Психолого-педагогические критерии включали в себя оценку эмоционально-поведенческих реакций, успеваемости и социометрического статуса школьников [6].

Результаты исследования. Оценивая в целом эмоционально-поведенческие реакции учащихся, мы установили, что при общей позитивной динамике в первом полугодии наименьшие значения суммарного показателя были характерны для детей-интровертов. Так, в начале обучения у учащихся этой группы суммарный показатель эмоционально-поведенческих реакций составлял 25,4± 2,34 баллов, у детей-центровертов 45,66±4,69 баллов (p< 0,001), у экстравертов 51,08± 4,55 баллов (р< 0,001); к концу первого полугодия, соответственно, 51,16±2,31 баллов и 65,25± 4,14 баллов (р< 0,01), 67,04±4,93 баллов (р< 0,01) (рис. 1).

Рис.1. Динамика суммарного показателя эмоционально-поведенческих реакций (достоверность различий: * - с центровертами, ^ - между интро- и экстравертами, * - р<0,05, **- p<0,01, *** - р<0,001, ^^ - р<0,01, ^^^ - p<0,001)

Анализ отдельных эмоциональных реакций выявил существенные конституциональные различия. Так, у интровертов была отмечена склонность к снижению настроения и выраженности страха, а у экстравертов - к агрессии (рис. 2).


Рис. 2. Характеристика отдельных эмоциональных реакций (достоверность различий: * - с центровертами, ^ - между интро- и экстравертами, * - р<0,05, **- р<0,01, *** - р<0,001, ^ - p<0,05, ^^ - р<0,01, ^^^ - p<0,001)

Различия установлены и в характере поведенческих реакций. Так, интровертам наряду с высокими показателями познавательной деятельности и дисциплины было свойственно снижение двигательной активности и игровой деятельности, ограничение социальных контактов. Экстравертам, напротив, был присущ изначально высокий уровень социальной, двигательной и игровой активности, но, вместе с тем, у них достаточно часто отмечалось снижение дисциплины (рис. 3).

Центроверты по параметрам эмоционально-поведенческих реакций занимали промежуточное положение (рис. 2, 3) .

Конституциональные особенности детей прослежены в частоте возникновения синдромов пограничных нервно-психических расстройств.
Так, в группе интровертов невротические реакции в конце первой четверти выявлялись у всех школьников (100,0 %), в конце второй четверти - у 96,0 % детей, что было достоверно чаще, чем у центровертов (соответственно, 61,0 % и 53,0 %, p< 0,001) и экстравертов (79,2 % и 75,0 %, p<0,05). При этом сочетание двух и более синдромов было свойственно именно интровертам.

В структуре невротических реакций у детей-интровертов преобладал астенический синдром в виде снижения работоспособности, повышенной утомляемости (у 72,0 % школьников в первой четверти и у 62,0 % - во второй). Кроме того, для них было характерно возникновение либо усугубление имевших место до поступления в школу синдрома навязчивых движений и фобического синдрома (рис. 4).





Рис.3. Характеристика отдельных поведенческих реакций (достоверность различий: * - с центровертами, ^ - между интро- и экстравертами, * - р<0,05, **- р<0,01, *** - р<0,001, ^^ - р<0,01, ^^^ - p<0,001)

У экстравертов в период адаптации достоверно чаще (p<0,001) отмечалось появление либо усиление выраженности наблюдавшегося ранее гипердинамического синдрома (у 70,8 % детей в первой четверти и 58,0 % во второй). В группе центровертов было выявлено лишь 15,7 % детей с данным синдромом к концу первой четверти и 7,8 % - к концу второй четверти. В группе интровертов таких детей вообще не было (p< 0,01) (рис. 4).

Среди центровертов невротические реакции были представлены, в основном, в виде соматовегетативных нарушений (у 39,2 % детей в первой четверти и у 27,5% - во второй четверти). Аналогичные симптомы наблюдались также и у значительной части первоклассников других конституциональных типов (в конце первой четверти у 50,0 % экстравертов (p>0,05) и 56,0 % интровертов (p>0,05), в конце полугодия у 37,5 % экстравертов (p>0,05) и 52,0 % интровертов (p< 0,05) (рис. 4). Однако, у центровертов эти нарушения были менее выражены. К концу полугодия во всех группах не было установлено достоверного снижения частоты встречаемости невротических реакций (рис. 4).

Рис.4. Частота выявления отдельных невротических реакций

(достоверность различий: * - с центровертами, ^ - между интро- и экстравертами, * - p<0,05, **- р<0,01, *** - р<0,001, ^ - p<0,05, ^^ - р<0,01, ^^^ - p<0,001)

Среди интровертов в течение первого полугодия обучения была выявлена наибольшая частота случаев недостаточной прибавки массы тела либо ее снижения (в 84,0 % случаев против 64,5 % в группе экстравертов и 54,9 % в группе центровертов, p< 0,01 и p<0,05, соответственно).

Кроме того, в группе интровертов было установлено достоверное увеличение числа острых респираторных заболеваний по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (p< 0,01). В течение первого полугодия дети этой группы болели в два раза чаще, чем экстраверты, и в четыре раза чаще, чем центроверты (рис. 5).

Рис.5. Число ОРЗ в расчете на одного ребенка за первое полугодие обучения в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (достоверность различий: * - с центровертами, * - p<0,05, ** - p<0,01, x - достоверность различий в каждой группе в сравнении с периодом 2010 года, p<0,01)

Выявление случаев нарушения осанки и снижения остроты зрения также было характерно для интровертов. Однако, достоверные различия определялись только для показателей частоты нарушения осанки между интро- и центровертами (16 % против 0 %, p<0,05) .

Контроль за уровнем артериального давления в исследуемых группах не выявил отклонений от возрастных норм.

По данным социометрии было установлено, что большинство центро- и экстравертов имели высокий социометрический статус. При этом почти половина интровертов были не приняты в коллективе или изолированы (48,0 % против 8,3 % в группе экстравертов, (p<0,01) и против 15,7 % в группе центровертов (р<0,01).

Анализ школьной успеваемости не выявил достоверных различий в исследуемых группах. Однако, несмотря на характерные для интровертов в целом высокие показатели познавательной деятельности и дисциплины, неуспевающих среди них было несколько больше (12,0 % против 4,2 % и 2,0 % в группах экстра- и центровертов, соответственно).

Заключение. Таким образом, наше исследование показало, что негативные реакции, характерные для неблагоприятного течения адаптационного периода, в меньшей степени были выражены у центровертов, в большей - у интровертов. Влияние типа психосоматической конституции ребенка на характер течения адаптации к обучению в школе мы связываем с особенностями функционирования регуляторных механизмов у детей с различной психосоматической организацией. У центровертов корково-подкорковые взаимодействия уравновешены, наблюдается исходная эйтония и баланс различных компонентов спектра нейрогуморальной регуляции, что и создает наиболее благоприятные условия для адаптации.

Преобладание нейрогенного канала регуляции, исходная симпатикотония и гиперсимпатикотонический тип вегетативной реактивности экстравертов дают им возможность переносить экстремальные нагрузки, но и создают предпосылки для истощения адаптационных резервов организма.

Исходная ваготония, асимпатикотонический тип вегетативной реактивности и преобладание гуморального канала регуляции не позволяют интровертам обеспечить оптимальное функционирование организма в стрессовой ситуации [1].

Мы полагаем, что выявленные нами конституциональные особенности адаптации детей к школе послужат основой для разработки дифференцированной программы медико-социального сопровождения первоклассников.

Рецензенты:

  • Филькина О.М., д.м.н., профессор, заведующая отделом охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова» Минздравсоцразвития России, г. Иваново.
  • Спивак Е.М., д.м.н., профессор кафедры факультетской педиатрии с пропедевтикой детских болезней ГБОУ ВПО «Ярославская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, г. Ярославль.

Библиографическая ссылка

Зайцева Е.С. ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5256 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674