Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ

Макарова В.И. 1 Плаксин В.А. 1 Плаксина Н.Ю. 1
1 ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет», Архангельск, Россия (163000, Архангельск, пр. Троицкий, 51)
Значимой причиной ухудшения состояния здоровья подростков является и недостаточная эффективность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у учащихся умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью. Целью работы явился анализ информированности подростков, проживающих в интернатном учреждении, о здоровом образе жизни и определение эффективности тренинговых занятий в рамках школы здоровья. Только 46,2% респондентов знают, что такое здоровый образ жизни и его основные компоненты. Отрицательное отношение к употреблению спиртных напитков сформировано у 3,8% детей, пробовали алкоголь 69,2% детей, остальные употребляют его с частотой от ежедневного до 1 раза в месяц. Большинство подростков (80,8%) считают, что здоровье нужно беречь и укреплять. Результатом целенаправленной работы с подростками явилось повышение уровня знаний и соблюдения здорового образа жизни.
дети-сироты
здоровый образ жизни
школа здоровья
подростки
1. Куинджи Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 398 с.
2. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М.: Вершина, 2001. - 268 с.
3. Кучма В.Р. Школы здоровья в России. - М.: НЦЗР РАМН, 2009. - 128 с.
4. Плаксин В.А. Микроэкология верхних дыхательных путей у детей, воспитывающихся в разных условиях на Крайнем севере России // Экология человека. ­­- 2011. - № 6. - С. 49-54.
5. Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского «Здоровый школьник». - М.: Арктик, 2004. - 168 с.
К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования нарушений здоровья подростков относится недостаточный уровень санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, включая несбалансированное и неполноценное питание, гипокинезию школьников, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы, отдыха, сна, прогулок, а также интенсификация учебного процесса, большое количество психотравмирующих факторов современного общества. Значимой причиной ухудшения состояния здоровья подростков является и недостаточная эффективность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у учащихся умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью [1, 2, 3].

В настоящее время в России зарегистрировано более 800 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В стране 1 500 детских домов, 240 домов ребенка, более 300 школ-интернатов для детей-сирот, более 700 социальных приютов и 750 социально-реабилитационных центров для детей и подростков. Дети становятся сиротами при живых родителях, причиной этому является алкоголизм родителей, моральное разложение и потеря духовных ценностей. Ежегодно в Архангельской области без попечения родителей остаются почти 1,5 тысячи детей. Около 60 % из них устраиваются в опекунские семьи, 40 % оказываются в детских домах, и только 9 % детей ежегодно усыновляются российскими или иностранными гражданами. К 2010 году в области насчитывалось 8650 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это  около 3,7 % от всего детского населения области. По России этот показатель составляет 2,5 %, в развитых странах (Германия, США) - 0,5 % [4].

Исследования, проводимые в нашей стране, свидетельствуют о том, что сегодня молодежь имеет большую свободу в выборе своего образа жизни. В настоящее время, по данным Минздрава России, лишь 14 % детей школьного возраста практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40 % - хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органа зрения, в 3 раза - органов пищеварения и мочевой системы, в 5 раз - нарушений осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств [3, 5]. В силу сложившейся ситуации образовательная работа в детских интернатных учреждениях должна иметь системный характер и эффективность ее необходимо оценивать на протяжении длительного времени. 

Целью работы явился анализ информированности подростков о здоровом образе жизни и определение эффективности тренинговых занятий в рамках Школы здоровья.

Материалы и методы. В выборку вошли дети подросткового возраста, воспитывающиеся в одном из детских домов г. Архангельска. Общее число детей составило 52 человека, среди которых мальчиков было 30 человек, девочек  - 22.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно проведенному анкетированию, из числа опрошенных только 42,4 %  ассоциировали словосочетания «личная гигиена» и «уход за собой». Остальные 57,8 %  опрошенных подростков не смогли ответить на поставленный вопрос. Удивительным оказался тот факт, что при ответе на вопрос о правилах личной гигиены только 26,9 %  смогли развернуто ответить на данный вопрос. В их понимании правила личной гигиены заключаются в том, чтобы мыть руки, чистить зубы, каждый день умываться, менять белье и т.д. При рассмотрении режимных моментов выяснилось, что продолжительность сна у 61,6 %  подростков составила 7-8 часов, у 15,4 %  -  9-10 часов, у 4-х человек сон длится более 10 часов, и остальные не ответили на вопрос анкеты. Исходя из полученных ответов, 69,3 % подростков соблюдает режим дня, а остальные - нет. Каждый третий подросток делает зарядку по утрам, четверть не имеет дополнительных физических нагрузок.

Закаливанием  из числа опрошенных занимаются всего лишь 15,4 % детей, остальные не уделяют этому внимания. Те, кто закаляются, делают это, в основном, при помощи обливания холодной водой или, как считают подростки, занимаясь спортом. Можно сказать, что понятие о закаливании не совсем правильно оценивается детьми, поскольку этому разделу работы в детских домах уделяется мало внимания. Основными подвижными играми, в которые играют участники анкетирования, - это волейбол, баскетбол, «слон», «пирамида». Но это малый процент от числа опрошенных - 11,6 %, остальные подростки не участвуют в спортивных играх.

Взаимоотношения воспитанников с учителями и воспитателями можно характеризовать как благоприятные. У 53,9 % подростков конфликты с учителями и воспитателями возникают реже, чем 1 раз в неделю, и почти каждый второй подросток долго переживает по поводу произошедшего конфликта.

На вопрос «Долго ли вы смотрите телевизор в течение дня?» 80,9 % опрошенных подростков ответили, что не считали. То есть в основном подростки не задумываются над тем, сколько желательно уделять времени на просмотр телевизора и, вероятно, не знают какое влияние, он оказывает при длительном просмотре. В свободное от учебы время подростки посещают кружки (15,4 %), спортивные секции (11,6 %) либо играют с друзьями, пьют чай, читают, рисуют, смотрят телевизор (73 %).

Большинство подростков к нецензурной речи относятся довольно спокойно и наиболее вероятно сами не прочь употреблять нецензурные слова в своей речи, причем 19,2 % детей точно считают, что без ненормативной лексики в повседневной жизни не обойтись.

Отрицательное отношение к употреблению спиртных напитков было сформировано только у 3,8 % детей, пробовали алкоголь 69,2 % детей, остальные, как это ни печально звучит, употребляют его с частотой от ежедневного до 1 раза в месяц. У всех опрошенных подростков выявлено отрицательное отношение к наркотикам, и никто из друзей, судя по полученным ответам, также не пробовали наркотики.

Менее 40 % от числа опрошенных подростков имеют некоторое представление о правильной осанке, каждый третий подросток старается следить за своим внешним видом и правильностью своей осанки. Умели измерять артериальное давление 23,1 % от числа опрошенных. Самыми опасными заболеваниями  для себя воспитанники детского дома считают две основные болезни - это СПИД и гепатит (73,1 %); пятая часть опрошенных считают опасными для себя все существующие болезни, и 11,5 % не дали ответа на вопрос. При этом ни один из респондентов не мог перечислить способы предупреждения вышеуказанных болезней.

В вопросах полового воспитания подростки мало осведомлены и не знают, какие существуют меры профилактики нежелательной беременности. При этом большинство (80,8 %) считают, что здоровье нужно беречь и укреплять. И лишь десятая часть детей еще не задумывались над этим вопросом. При ответе на вопрос о том, знают ли они, что такое здоровый образ жизни и его основные компоненты, 46,2 % респондентов ответили, что здоровый образ жизни - это не пить, не курить, заниматься спортом и не иметь ни одной вредной привычки. Остальные не дали ответа на данный вопрос.

Основные проблемы, которые беспокоят подростков - это выбор профессии (53,9 % опрошенных), отношения со сверстниками (23,1 %), и у 19,3 % воспитанников нет никаких проблем. То есть практически каждый пятый не задумывается о том, что его ждет впереди, и ведут практически беззаботный образ жизни.

Учитывая недостаточный уровень информированности подростков, был реализован проект «Школа здоровья». На первом этапе, на основании анкетирования были выделены следующие темы для бесед с подростками:

  • Мое здоровье и формированию чувства личной ответственности за здоровый образ жизни. Возможные пути сохранения здоровья.
  • Профилактика самых распространенных и «школьных» заболеваний.
  • Наркотическая и алкогольная зависимости. Отработка методов противостояния внешнему воздействию ровес­ников и взрослых.
  • Причины возникновения зависимостей. Осознание необходимости удовлетворения жизненных потребно­стей как средства профилактики зависимостей.
  • Половое воспитание. Профилактика ИППП и нежелательной беременности.

На втором этапе - сформирован блок занятий, позволяющий повысить уровень информированности подростков о здоровом образе жизни. Во время проведения занятий использовали  активные методы обучения, дети сами создавали информационные бюллетени, выступали с сообщениями, участвовали в деловых играх. После проведения занятий в рамках Школы здоровья было повторно проведено анкетирование и оценена эффективность ее работы.

Выводы. Результатом целенаправленной работы с подростками явилось повышение уровня их медицинской культуры. На 47 % повысился уровень образованности подростков в общих вопросах здорового образа жизни (р<0,05); на 39 % повысился уровень представлений у подростков о компонентах здорового образа жизни (р<0,05); на 44 % повысился уровень представлений о правильной осанке и способах ее поддержания (р<0,05); уровень знаний по технике измерения артериального давления повысился в 4 раза (р<0,05); на 20 % увеличилось количество подростков, которые стали соблюдать режим дня; на 11,6 % увеличилось число подростков, которые пересмотрели свои взгляды на употребление алкоголя. В целом уровень знаний и соблюдения здорового образа жизни подростков повысился на  88,4 % (р<0,01). При этом практически все убедились в том, что здоровье следует беречь и укреплять, большинство подростков детского дома имеют желание приложить усилия для того, чтобы быть здоровыми. Большинство подростков задумались о дальнейшей своей судьбе и основной ближайшей проблемой считают выбор профессии.

Таким образом, все подростки нуждаются в повышении уровня медицинских знаний. Работа Школ здоровья может быть организована как в самом интернатном учреждении, так и  при районных поликлиниках силами сестринского персонала или медицинских сестер с высшим образованием.

Рецензенты:

  • Меньшикова Л.И., д.м.н., профессор, министр здравоохранения и социального развития Архангельской области, г. Архангельск;
  • Волокитина Т.В.,  д.б.н., профессор, заместитель директора по научной работе Института медико-биологических исследований ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова», г. Архангельск.

Библиографическая ссылка

Макарова В.И., Плаксин В.А., Плаксина Н.Ю. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5257 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674