Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Елизарова Л.Ю. 1 Олешко Т.В. 1 Саямова В.И. 1
1 ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет», Ростов-на-Дону
Рассматриваются инновационные подходы в преподавании на довузовском этапе обучения иностранных учащихся Ростовского государственного медицинского университета (РостГМУ), в частности применение некоторых новейших образовательных технологий: технологии модульного, контекстного обучения, технологии организации самостоятельной работы, рассматриваются цели их применения. Так, цель применения технологии модульного обучения: создать условия выбора для полного овладения содержанием образовательных программ в разной последовательности, разном объеме и темпе через отдельные учебные модули с учетом индивидуальных возможностей и профессиональных интересов субъектов образовательного процесса. Заключение: внедрение новейших технологий в учебный процесс является средством повышения педагогического мастерства преподавателей и эффективности деятельности студентов.
технология модульного обучения
инновационные подходы
рейтинг
1. Программа по биологии для иностранных студентов предвузовской подготовки медико-биологического профиля / Л.Ю. Елизарова [и др.]. – М. : Изд-во МО РФ, 2003.
2. Программа по физике для иностранных студентов подготовительных факультетов медико-биологического профиля / Ю.Л. Березняк [и др.]. – М. : Изд-во МЗ, 1997.
3. Стандарт довузовской подготовки иностранных учащихся по биологии и анатомии / Л.Ю. Елизарова [и др.]. – М. : Изд-во МЗ, 1999.
4. Елизарова Л.Ю., Севастьянова М.В., Шведова Л.П. Современный подход к формированию комплекса учебно-методических материалов по общей биологии и анатомии для иностранных студентов на этапе довузовского обучения // Подготовка иностранных абитуриентов в вузы Российской Федерации (традиции, достижения, перспективы) : сб. статей. – СПб. : СПбГПУ : Полторак, 2010. – С. 206–210.
5. Артемов А., Павлов Н., Сидорова Т. Модульно-рейтинговая система // Высшее образование в России. – М., 1999. – С. 121–125.
6. Елизарова Л.Ю. [и др.]. Пособие по биологии для довузовского обучения иностранных учащихся (медико-биологический профиль) / под ред. проф. В.Н. Чернышева, доц. Л.Ю. Елизаровой, доц. Л.П. Шведовой. – М. : ГОУ ВУНМЦ, 2004. – 366 с.
7. Пособие по биологии для подготовки к тестированию для довузовского обучения иностранных учащихся (медико-биологический профиль) / Л.Ю. Елизарова [и др.]. / под общ. ред. В.Н. Чернышева, Л.Ю. Елизаровой. – М. : ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008. – 272 с.
8. Учебное пособие по анатомии для иностранных учащихся подготовительного факультета (медико-биологический профиль) / Л.Ю. Елизарова, В.И. Задорожный. – Ростов н/Д : РостГМУ, 2010. – 114 с.
9. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. – М., 1990. – С. 51.
10. Березняк Ю.Л. [и др.]. О преподавании физики на иностранном (русском) языке (довузовский этап обучения) // Подготовка иностранных абитуриентов в вузы Российской Федерации (традиции, достижения, перспективы) : сб. статей. – СПб. : СПбГПУ : Полторак, 2010. – С. 185–188.
11. Елизарова Л.Ю., Олешко Т.В. О возможных вариантах и особенностях работы иностранных студентов с учебником на довузовском этапе обучения // Иностранные языки и инновационные технологии в образовательном пространстве технического вуза : сб. науч. ст. по проблемам высш. шк. – Новочеркасск : ЮРГТУ (НПИ), 2008. – Ч. 2. – С. 154–156.
Эффективность преподавания и его научно-образовательный уровень определяются классической организацией системы обучения в сочетании с динамично развивающимися инновационными технологиями.

В связи с этим на подготовительном факультете для иностранных граждан Ростовского государственного медицинского университета была разработана научно обоснованная модель организации и управления учебно-воспитательным процессом - система норм педагогической деятельности, так называемый стандарт, нацеленный на решение, в первую очередь, двух основных взаимосвязанных проблем.

Решением первой проблемы в условиях интеграции образовательного пространства явилась разработка модели выпускника подготовительного факультета медико-биологического профиля и создание на ее основе научно обоснованных кафедральных планов и программ.

Вторая проблема определяет принципы построения методик обучения и воспитания. Чрезвычайно важной является разработка норм педагогической деятельности - единых кафедральных и общефакультетских «стандартов» - нормативных требований к лекциям, практическим занятиям, учебным пособиям; реализация компетентного, модульного, контекстного подходов в условиях современных форм организации образовательного процесса; обновление программно-технологического обеспечения; утверждение гуманистического приоритета в образовательных целях - личностного и профессионального развития будущих специалистов из различных стран мира.

В рабочих программах, созданных коллективами кафедр подготовительного факультета РостГМУ, в каждом разделе дисциплины указаны знания и умения, приобретаемые учащимися по данной дисциплине и по языку специальности. Соблюдается тесная связь между учебными планами кафедр и программами; согласовано содержание программ довузовского и вузовского обучения на кафедрах нормальной анатомии и медицинской биологии и генетики и кафедре медицинской и биологической физики РостГМУ.

Эти программы были предложены в качестве основы при составлении Типовых программ и Стандартов довузовской подготовки иностранных учащихся медико-биологического профиля.

В последние годы в образовательном процессе широко применяется технология модульного обучения, цель которой - создать условия выбора для полного овладения содержанием образовательных программ в разной последовательности, разном объеме и темпе через отдельные учебные модули с учетом индивидуальных интересов и возможностей иностранных учащихся. Как показывает наш опыт, применение данной технологии позволяет активизировать познавательную деятельность, помогает учащимся легче усваивать учебный материал, создает условия для творческого развития и самовыражения личности [4; 5].

В связи с этим на кафедре общей биологии и анатомии подготовительного факультета РостГМУ содержание программы разделено на 5 модулей. Каждый модуль содержит цели и задачи, междисциплинарные связи, перечень знаний и навыков, формируемых в результате изучения модуля.

К каждому модулю прилагаются: список основных понятий с переводом на английский язык, лексико-семантические конструкции, разработанные совместно с кафедрой русского языка, тестовые задания разного уровня сложности, задания для самостоятельной работы с методическими указаниями, темы рефератов для студентов с хорошей успеваемостью, контрольные вопросы для самопроверки, самостоятельные задания.

Краткое оглавление модулей программы:

  • первый модуль: введение в биологию;
  • второй модуль: многообразие органического мира;
  • третий модуль: царство Животные;
  • четвертый модуль: анатомия с элементами физиологии человека;
  • пятый модуль: общая биология и генетика.

Модульная образовательная программа по физике состоит из учебного плана и его восьми модулей:

  • первый модуль: механика;
  • второй модуль: молекулярно-кинетическая теория и основы термодинамики;
  • третий модуль: электростатика;
  • четвертый модуль: постоянный электрический ток;
  • пятый модуль: электромагнетизм;
  • шестой модуль: механические колебания и волны, звук;
  • седьмой модуль: электромагнитные колебания и волны, переменный электрический ток;
  • восьмой модуль: геометрическая и волновая оптика, элементы физики атома и атомного ядра.

Для успешной реализации современных образовательных технологий на кафедрах факультета созданы учебно-методические комплексы (УМК), которые, помимо учебной программы, содержат методические указания студентам по изучению дисциплины, учебники и учебные пособия, словари и справочную литературу, перечень лабораторных работ с методическими указаниями, вопросы к экзамену. Учебно-методический комплекс, воплощающий в себе технологию формирования профессиональной и коммуникативной компетенции, является импульсом поддержания у студентов интереса к самому процессу обучения, формирования убежденности в необходимости знания предмета на русском как иностранном языке.

Составной частью УМК на кафедре общей биологии и анатомии являются «Пособие по биологии» информационного характера (М., 2004) и «Пособие по биологии для подготовки к тестированию для довузовского обучения (медико-биологический профиль)» (М., 2008), т.е. пособие по целенаправленному, систематизированному тест-контролю. Оба пособия имеют гриф МЗ РФ [6; 7]. Учебное пособие по анатомии с элементами физиологии способствует формированию у иностранных студентов профессиональных важных качеств, знаний и умений [8]. Приобретению навыков работы с «Атласом нормальной анатомии человека» на основном факультете содействуют «Справочно-иллюстративные материалы по анатомии человека», составленные преподавателями кафедры общей биологии и анатомии подготовительного факультета.

Решающим здесь является то обстоятельство, что по мере освоения курсов естественно-научных дисциплин (биологии, физики) за их содержанием начинают «просвечиваться» контуры профессиональной реальности, появляется ощущение приближения к ней. Так, знания о вирусах, бактериях и гельминтах создают хорошую основу для усвоения в последующем соответствующего материала по микробиологии, вирусологии и паразитологии. Применение ультразвука в терапии и для акустической локации различных органов (УЗИ), знакомство с фонокардиографией, биологическое действие радиоактивных излучений, понятие о гальванизации и лекарственном электрофорезе и т.д. - вот отдельные примеры включения в курс физики подготовительного факультета медико-биологических знаний. Именно эта сторона учебных дисциплин, вводящая студентов в область профессиональных интересов, является наиболее значимой для них и наиболее вариабельной.

Наш опыт работы показывает, что использование в учебном процессе технологии контекстного обучения способствует соединению учебной деятельности академического типа с будущей профессиональной деятельностью [9].

Приведем некоторые примеры изучения учебных тем по предметам в классической, традиционной форме с применением контекстного подхода.

1. Электромагнитные колебания и волны

Колебательный контур.

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Формула Томсона. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны, их свойства. Шкала электромагнитных волн

Применение колебательного контура в медицинских приборах и аппаратах.

Воздействие переменным магнитным полем и использование возникающих при этом вихревых токов для прогревания биологических тканей и органов лежит в основе лечебного метода - индуктотермии.

Воздействие переменным электрическим полем ультравысокой частоты лежит в основе физиотерапевтического метода УВЧ-терапии.

Воздействие электромагнитными волнами; физиотерапевтические методы, основанные на применении электромагнитных волн СВЧ-диапазона, - микроволновая терапия и ДЦВ-терапия.

Инфракрасное и ультрафиолетовое, рентгеновское излучения; их применение в медицине

2. Источники кровоснабжения и иннервации внутренних органов

Орган

Основные источники кровоснабжения

Основные источники иннервации

Сердце

Правая и левая венечные, или коронарные, артерии (ветви восходящей аорты)

Ветви симпатического ствола (содержат афферентные и эфферентные симпатические волокна): а) верхний шейный сердечный нерв (от верхнего шейного узла); б) средний шейный сердечный нерв (от среднего шейного узла); в) нижний шейный сердечный нерв (от нижнего шейного узла); г) грудные сердечные нервы (от грудных узлов).

Сердечные ветви блуждающего нерва отходят от шейного и грудного отделов нерва. Ветви образуют сердечные нервные сплетения

При изучении данного предмета на подготовительном факультете иностранные учащиеся убеждаются, что анатомические знания необходимы для полноценной теоретической и практической подготовки будущих медиков, т.к. на их основе строится последующее изучение ряда медико-биологических и клинических дисциплин.

Применение контекстного подхода в обучении нашло свое отражение в материалах учебников и учебных пособий, созданных педагогическим коллективом подготовительного факультета РостГМУ и входящих в состав УМК.

Работа над учебно-методическим комплексом проводится в тесном контакте с преподавателями русского языка. Такой подход с учетом методических принципов в обучении языку специальности способствует более быстрой адаптации иностранных учащихся, развитию предметно-речевой компетенции, что проявляется в успешном усвоении знаний по предметам и развитию речи в учебно-научной сфере общения [10].

Модернизация системы высшего образования, как показывает инновационный  российский и зарубежный опыт, предполагает повышение роли самостоятельной работы студентов (СРС). Организация СРС является важной и одновременно сложной проблемой. Важность ее связана с новой ролью, которую она приобретает в связи с переходом на деятельностную парадигму образования. Сложность связана, в первую очередь, с начальным этапом обучения иностранных граждан в медицинском вузе на неродном (русском) языке, а также неоднородностью контингента учащихся, приезжающих из разных стран мира, с различной культурой, вероисповеданием, жизненным опытом, базовой подготовкой по учебным предметам.

Самостоятельная работа иностранных учащихся - это планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей.

Работа по формированию умений и навыков самостоятельного использования учебника проводится преподавателями кафедр систематически, на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, осмыслении и закреплении знаний, выполнении и проверке домашнего задания, изучении устройства и принципа действия приборов, при подготовке к лабораторным и практическим занятиям, а также к рубежному и итоговому контролю знаний.

Предложенные преподавателями конкретные задания: ответы на контрольные вопросы по изученному тексту учебника; выбор правильного ответа из нескольких предложенных; самостоятельное решение количественных, качественных и графических задач; установление соответствия; открытые задания, требующие написание определения понятия, формулировки законов, знание терминов и т.д., влекут за собой появление мотивационной установки. Под влиянием мотивационных возбуждений данные задания стимулируют аналитико-синтетическую деятельность студентов, в которой ведущую роль играют мыслительные процессы, что приводит к повышению эффективности обучения [11].

Самостоятельная работа студентов способствует формированию профессиональной компетентности, обеспечивает процесс развития навыков самоорганизации и самоконтроля собственной деятельности. Опыт преподавания на кафедрах русского языка, физики и математики, биологии и анатомии подготовительного факультета РостГМУ показывает, что при систематическом выполнении самостоятельной работы с использованием специально подготовленных дидактических материалов повышаются качество и прочность усвоения иностранными учащимися знаний по предметам, развиваются познавательные процессы, мыслительная и речевая деятельность, активизируются внимание и память, что способствует интенсификации процесса обучения.

В образовательной практике подготовительного факультета по обучению иностранных граждан РостГМУ средством оптимизации учебной деятельности студентов и организации их самостоятельной работы выступает рейтинг учебных достижений.

Основными видами деятельности, оцениваемыми в ходе рейтинга, являются учебно-познавательная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, социальная активность студента, личностно развивающие виды работ (например, участие в диспутах, заседаниях кружков, научных студенческих конференциях, в проведении олимпиады по предмету и т.д.).

Рейтинг является накопительным. Итоговый обязательный рейтинг каждого студента состоит из максимального годового рейтинга и максимального экзаменационного рейтинга, полученного им на итоговом экзамене по конкретной дисциплине. Оценка (отметка) студента по предмету определяется его итоговым рейтингом путем соотнесения балльной шкалы с рейтинговой оценкой.

Опыт работы кафедр подготовительного факультета по обучению иностранных учащихся РостГМУ показывает, что активное и широкое применение новейших технологий в образовательной практике, использование инновационных подходов в преподавании - не самоцель, а средство повышения педагогического мастерства преподавателей и эффективности работы студентов в достижении более высоких образовательных результатов в системе их будущей профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Терентьев В.П., д.м.н., профессор, зав. кафедрой внутренних болезней Ростовского государственного медицинского университета, г. Ростов-на-Дону.

Хлопонин П.А., д.м.н., профессор, зав. кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии Ростовского государственного медицинского университета, г. Ростов-на-Дону.


Библиографическая ссылка

Елизарова Л.Ю., Олешко Т.В., Саямова В.И. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5264 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674