Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Лаврентьев С.Ю. 1 Ковалев В.П. 2
1 ФГБОУ ВПО "Марийский государственный университет"
2 ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я Яковлева"
Данная статья посвящена рассмотрению такой актуальной проблемы как совершенствование системы формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе их профессиональной подготовки. Необходимо отметить, что данная проблема до сих пор является одной из наиболее актуальных и востребованных в теории и практике высшего профессионального образования и одним из эффективных путей ее решения авторы видят в использовании метода моделирования и предполагает построение такой системы, которая функционировала бы аналогично исследуемому процессу. В статье авторы дают краткую характеристику, раскрывают особенности и специфику функционирования модели – цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы и средства. Все компоненты модели взаимосвязаны и функционируют для единого конечного результата, что в конечном итоге способствует оптимизации, активизации, интенсификации и в целом повышению эффективности формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства.
познавательная активность
модель
формы
методы
средства
принципы.
1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
2. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции/ А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
3. Кирабаев С. Н. Модели современного гуманитарного образования /С. Н. Кирабаев // Высшее образование в России. – 2009. – № 1. – С. 24-32.
4. Лузина Т.В. Основные показатели и уровни сформированности познавательной активности студентов экономического факультета / Т.В. Лузина // Теория и практика формирования профессиональной компетентности будущих специалистов: Материалы международной научно-практической конференции. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2006. – С. 177-189.
5. Новый иллюстрированый энциклопедический словарь. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999. – 912 с.
6. Романов Е.В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства / Е.В. Романов. – Магнитогорск: МаГУ, 2001. – 245 с.
7. Рыжов Н.Ю. Практика создания модели специалиста в различных вузах / Н.Ю. Рыжов и др. – М.: Знание, 2005. – 119 с.
Интеграция российского общества в мировое экономическое, культурное, образовательное пространство, гуманизация профессионального образования в целом и высшего педагогического в частности характеризуются стремительным ростом объема научной информации во всех отраслях знания, где активизация познавательной деятельности, непрекращающийся личностный рост будущего учителя занимают одно из ведущих мест.

Один  из путей повышения эффективности подготовки будущих педагогов, в том числе учителей технологии и предпринимательства, на современном этапе - целенаправленное формирование их познавательной активности и самостоятельности, так как работа в условиях рынка требует конкурентоспособных специалистов, обладающих профессиональной мобильностью, готовностью к непрерывному поиску, целеустремлённостью, глубокими знаниями в избранной сфере деятельности. Достичь всего этого невозможно без активного, заинтересованного, творческого отношения индивида, без прочных теоретических знаний, умений, практических навыков, значимых в будущей профессиональной деятельности педагога.

Следовательно, повышение уровня познавательной активности и самостоятельности будущих учителей технологии и предпринимательства, формирование их как субъектов профессионально-творческой деятельности является одной из актуальных проблем современной  педагогической теории и практики.

Тем не менее, в существующей практике организации процесса профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства, по мнению ученых, уделяется недостаточное внимание усилению познавательной активности студентов в обучении [4, 6], уровень способностей выпускников к самостоятельному развитию познавательной активности не в полной мере соответствует современным требованиям и потребностям общества, экономики, образовательной области «Технология» и самого выпускника.

Таким образом, противоречие между социальным заказом системе профессионально-педагогического образования, предъявляемым к уровню подготовки современного специалиста, в том числе к уровню его познавательной активности, и реальным состоянием подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства, не в полной мере обеспечивающей выполнение этих требований в силу недостаточной теоретико-методологической и методической разработанности проблемы, предопределило необходимость разработки и экспериментальной проверки модели формирования познавательной активности студентов вуза.

Использование метода педагогического моделирования является одним из перспективных путей решения данной проблемы и предполагает построение такой системы, которая функционировала бы  аналогично исследуемому процессу. В этом случае педагогическое моделирование выступает как метод теоретико-познавательного процесса, «при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система...» [6].

Непосредственно модель (от лат. modus - мера, образец, норма) в широком понимании представляет собой мысленно реализованную систему, которая, отражая или воспроизводя объект, может замещать его таким образом, что ее изучение дает нам новую информацию о данном объекте [5].

Разрабатывая модель формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства, мы также приняли во внимание определение, данное Е.В. Романовым, который под педагогической моделью понимает «обобщенный, абстрактно-логический образ конкретного феномена педагогической системы, который отражает и репрезентует существенные структурно - функциональные связи объекта педагогического исследования, представлен в требуемой наглядной форме и способен давать новое знание об объекте моделирования» [6].

В процессе разработки педагогической модели формирования познавательной активности мы учитывали, что у студентов должны иметься: общее ценностно-смысловое поле, опыт, приобретенный в совместной деятельности, сходные эмоциональные состояния, единство или согласованность цели, осознанное объединение усилий людей, каждый из которых владеет уникальным объемом знаний, умений, навыков, переживаний.

Разрабатываемая педагогическая модель также должна соответствовать условиям построения целостного педагогического процесса:

  • преобладание субъект-субъектных отношений между педагогами и студентами;
  • осуществление в педагогическом процессе деятельности педагогов и студентов по одному и тому же алгоритму: анализ ситуации, планирование, выполнение учебных действий, коррекция, анализ эффективности;
  • осуществление субъектами педагогического процесса целостной деятельности, направленной одновременно на освоение содержания образования и преобразовании своей личности как в учебное, так и во внеучебное время;
  • комплексное планирование образовательных, развивающих и воспитательных задач;
  • направленность целостной деятельности педагогов на организацию содержательной в социальном и нравственном отношении развивающей жизнедеятельности студентов [3].

Таким образом, систему совершенствования системы формирования познавательной активности будущих учителей мы представляем в виде структурной модели, в основу построения которой легли принципы личностно-деятельностного, системного подходов и контекстного обучения.

Для создания данной модели нами использовались такие параметры, как цель, задачи, принципы построения данной модели, содержание, формы организации учебного процесса и внеаудиторной работы, методы обучения   и воспитания.

Центральным системообразующим компонентом данной модели является цель. При этом цель выступает как идеальный результат и уровень достижения. Ее цель и задачи  исходят из следующих потребностей: 1) потребности общества в подготовке высококвалифицированных специалистов; 2) потребности образовательной области «Технология» в подготовке учителей с высоким уровнем познавательной активности; 3) потребности самой личности в познавательной деятельности.

Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач. Основными из них, на наш взгляд, являются:  формирование у будущих учителей технологии и предпринимательства системы познавательной деятельности для приобретения теоретических знаний и личного опыта предусмотренными учебными программами; привитие студентам умений и навыков самостоятельного формирования познавательной активности; проведение диагностики уровня сформированности у будущих специалистов познавательной активности; формирование положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности; организация самостоятельной работы студентов;  внедрение в учебный процесс форм, методов и приемов, способствующих формированию познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства и т.д.

Нами установлено, что поэтапное решение педагогической проблемы формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства будет эффективным, если методологическую основу модели, с учетом всех вышеперечисленных требований, представляют  личностно ориентированный, деятельностный и системный подходы [2, 3].

Реализация выделенных подходов в процессе профессиональной подготовки студентов специальности «Технология и предпринимательство» возможна на основе следующих принципов: обучение на основе интеграции науки с практикой; системности образовательного процесса; целостности; оптимальности; интеграции учебной и профессиональной деятельности; ориентации обучения на личность; проблемности; активности; ориентации на формирование профессионального опыта, принцип осознанной перспективы и др.

Содержание работы по формированию познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства, на наш взгляд, включает в себя три направления: теоретическое, деятельностное и личностное.

Содержание данных направлений реализуется в ходе изучения студентами дисциплин четырех учебных циклов Госстандарта (общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, общие математические и естественнонаучные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины и дисциплины предметной подготовки), которые, так или иначе, способствуют формированию познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства, однако наиболее целенаправленно данная работа осуществляется через реализацию спецкурса. Реализация спецкурса «Самостоятельная работа студента и пути ее активизации» позволяет интегрировать, обобщать и актуализировать все знания, умения и навыки студентов, необходимые для формирования их познавательной активности.

Особое внимание в ходе формирования познавательной активности у будущих учителей технологии и предпринимательства мы уделяем выбору оптимальных форм и методов обучения. В данном случае критерии выбора этих форм диктуются особенностями и принципами контекстного, личностно-деятельностного и системного подходов.

Для оптимального выбора форм следует учитывать то, что формы организации учебно-познавательной деятельности студентов должны быть адекватны формам профессиональной деятельности специалистов. Но согласно исходным положениям контекстного подхода к обучению, «качеством адекватности обладает не какая-то отдельно взятая форма организации деятельности студентов, а вся совокупность форм - традиционных и новых» [2].

Формы организации образовательного процесса вуза в условиях формирования познавательной активности будущих специалистов должны наиболее полно соответствовать познавательной деятельности студентов, способствовать самостоятельному «добыванию» новых знаний и тем самым обеспечивать более полное, глубокое, прочное усвоение знаний и формирование умений применять эти знания в практической деятельности. К таким формам обучения студентов относятся: лекции проблемного изложения; проведение семинаров-диспутов, учебно-деловых игр, лабораторно-практических занятия, конференций-дискуссий; самостоятельная работа студентов с новой литературой и ее целенаправленное использование в ходе учебных занятий; индивидуальные задания, выполнение которых требует применения новых информационных технологий; решение специальных тематических кроссвордов; проведение семинаров, спецкурсов, позволяющих формировать познавательную активность будущих педагогов и некоторые другие.

Решая проблему выбора методов обучения, мы опирались на точку зрения Ю.К. Бабанского, согласно которой выбор методов должен определяться закономерностями и принципами обучения; общими целями и задачами всего обучения и целями и задачами каждого конкретного этапа; содержанием и методами данной науки, данного предмета, данной темы; учебными возможностями обучаемых (возрастными особенностями, особенностями группы обучающихся, уровнем подготовленности); внешними условиями (культурными, производственными и т.п.) и возможностями педагогов [1].

Учитывая основные теоретические положения контекстного, личностно-деятельностного и системного подходов мы выделили группу методов, наиболее способствующих активному усвоению знаний, овладению практическими умениями и формированию навыков, необходимых для осуществления познавательной деятельности.

Это репродуктивные методы: беседа, лекция как метод обучения, рассказ, практические работы репродуктивного характера (алгоритм, лабораторные упражнения, самокритика) и проблемно-поисковые методы: проблемный рассказ, проблемная лекция, проблемная беседа, практические работы проблемно-поискового характера (деловая игра, деловая «корзина», дискуссия, обсуждение вполголоса, форум, мозговая атака, программа саморазвития, Т-группа).

Средствами формирования познавательной активности будущих учителей явились: государственный стандарт высшего профессионального образования, учебно-методические комплексы по изучаемым дисциплинам, учебники и учебные пособия, технические средства обучения: мультимедиа комплексы, проекционная и звукозаписывающая аппаратура, аудио- и видеозаписи, компьютерные обучающие программы и др.

Таким образом, мы представили модель формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства, в основу построения которой легла теория личностно-деятельностного обучения. Для создания данной модели нами использовались такие параметры, как цель, задачи, принципы построения данной модели, содержание, формы организации учебного процесса и внеаудиторные работы, методы обучения и воспитания (рисунок 1).

Разработанная нами модель имеет целостный характер, так как все компоненты - цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства, результат - взаимосвязаны и функционируют для достижения единого конечного результата, что в конечном итоге способствует оптимизации, активизации, интенсификации и в целом повышению эффективности формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства.

Рисунок 1. Модель системы формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства

Рецензенты:

  • Шабалина О.Л., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики начального образования. ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет». г. Йошкар-Ола.
  • Апакаев П.А., д.п.н., профессор, кафедра Методики начального образования. ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Библиографическая ссылка

Лаврентьев С.Ю., Ковалев В.П. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5296 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674