Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Обручникова А.А. 1 Гладилина И.П. 1
1 ГОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Москва
Государство определяет ключевую миссию образования в духовно-нравственной консолидации общества. Такой подход требует новых идей по выполнению заказа на образовательные услуги. Возрастающее значение образования, высокие темпы развития сферы образовательных услуг предопределяют необходимость взаимодействия государственных структур и общественных организаций по раскрытию творческих и интеллектуальных возможностей детей и молодёжи России. Автор предлагает модель организационно-педагогического проектирования образовательных услуг в деятельности общественной организации. Реализация данной модели деятельности Общероссийской общественной организации Национальная система «Интеграция» позволила привлечь молодежь России к научному творчеству, исследовательской деятельности. На протяжении многих лет автор исследования являлась организатором взаимодействия государственных и общественных организаций по раскрытию интеллектуального и творческого потенциала детей и молодежи России. Данное сотрудничество, по мнению автора, возможно при открытости информационного, кадрового и других видов обмена. При этом образовательные услуги находятся в центре общественного внимания, что позволяет рассматривать их как важнейший элемент обеспечения национальной безопасности, дальнейшего развития страны.
образовательная услуга
проектирование
интеллект
творчество
молодёжь
1. Гаврилов А.Ю., Гладилина И.П. Теоретико-методологические подходы к развитию творчества студентов – будущих работников образовательного сервиса. Монография. М., 2011. 140 с.
2. Гладилина И.П. Педагогические технологии. М., 2008. 64 с.
3. Ермоленко А.А. Развитие некоммерческих организаций на российском рынке образовательных услуг: дис… канд.эконом. наук. Краснодар, 2007. 147 с.
4. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Завуч. 2000. №3. С.57-61.
5. Заир-Бек Е.С. Проектирование как педагогическая деятельность и содержание обучения педагогов: дис… д-ра пед. наук. СПб., 1995. 410 с.
6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5. С. 34-42.
7. Кожухар В.М. К определению содержания образовательной услуги // Маркетинг в России и за рубежом. 2005, №3. С.31-41.
8. Лунева В.И. Образовательные услуги вчера и сегодня. М., 2001. 58 с.
9. Нейматов Я.М. Образование в XXI веке, тенденции и прогнозы. М., 2002. 479 с.
10. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: учебное пособие. М., 1995. 227 с.
Современный мир характеризуется динамично изменяющейся реальностью, стремительным развитием человеческой цивилизации, при которых технологическое и культурное разнообразие опережают способности  человека к осмыслению происходящих событий без соответствующей подготовки новых явлений, учета рисков и прогноза перспектив. Эти изменения обусловили признание главным богатством любого государства интеллектуальный и творческий потенциал человека, что ориентирует на повышение уровня знаний населения страны, подготовки думающего человека, способного к творческому использованию новых технологий, понимающего и умеющего формулировать смысл человеческой деятельности. Одна из важнейших задач  государства и общества, сформулированная в «Стратегии социально-экономического развития России до 2020 г.», определяет ключевую миссию образования в духовно-нравственной консолидации российского общества, требует новых идей, новых подходов к выполнению заказа на образовательные услуги, что позволит государству достичь высокого уровня конкурентоспособности, а обществу позволит обеспечить необходимый уровень жизни каждому из его членов. Данные задачи возможно решить при создании эффективной, отвечающей современным требованиям системы образования, предоставлении необходимых образовательных услуг.

Все возрастающее значение образования, высокие темпы развития сферы образовательных услуг актуализируют задачу теоретического осмысления сложившейся ситуации в развитии социокультурной сферы образования, выработки необходимых подходов к развитию института образовательных услуг. Необходимость всестороннего анализа ресурсов  взаимодействия государственных и общественных организаций по раскрытию возможностей обучающихся, к подготовке их к жизни в современных условиях определили  актуальность данной темы.

В отечественном образовании категория «образовательная услуга» стала широко использоваться в постсоветский период, но отсутствие целостной концепции развития сферы образовательных услуг не позволяет говорить об однозначности понимания данного термина.

Анализ современных отечественных исследований, посвящённых рассматриваемой проблеме (В.Н. Зотов, М.А. Лукашенко, Е.Д. Липкина, Р. Джапарова, А.П. Панкрухин, А.О. Ченцов, В.П. Щетинин и др.) позволяет выделить общие характеристики и специфические черты образовательных услуг, но не даёт однозначного толкования данного феномена. Рассмотрим основные определения понятия «образовательная услуга»: (табл. 1).

Авторское определение понятия образовательная услуга

Автор

Образовательная услуга - это...

Данилова

совокупность результатов образовательного процесса и сопутствующих ему вспомогательных процессов, представленная высшим образовательным учреждением на рынке образовательных услуг и непосредственно направленная на удовлетворение установленных и предполагаемых образовательных потребностей конкретного потребителя.

Джапарова Р.

деятельностная передача системных знаний и привитие проверенных опытом практических навыков к определённому виду занятия путём непосредственной коммуникации с обучаемым

Зайчикова С.А.

система знаний, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения потребностей индивида, общества и государства и направлены на приращение человеческого капитала

Зиннуров

объём учебной и научной информации как суммы знаний общеобразовательного и специального характера и практические навыки, передаваемые личности по определённой программе

Зотов В.Н.

это объём учебной и научной информации, передаваемой гражданину в виде суммы знаний общественного и специального характера, а также практических навыков, передаваемых гражданину по определённой программе

Лукашенко М.А.

совокупность целесообразной деятельности, удовлетворяющей потребности субъекта в образовании, и промежуточных образовательных продуктов в форме вещи, сопровождающих такую деятельность

 

Стрижов А.М.

целенаправленная деятельность, характеризуемая взаимодействием участников образовательного процесса и направленная на удовлетворение образовательных потребностей личности

Сон Т.А.

есть результат учебной, управленческой и финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, направленной на удовлетворение производственного спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочей, спроса индивидов на получение профессии или квалификации, переквалификации...

Романова И.Б.

трудовая деятельность экономической единицы, направленная на удовлетворение потребности некоторого субъекта в образовании

Панкрухин А.П.

комплекс таких услуг, которые непосредственно связаны с реализацией главных целей образования, осуществлением его миссии

Ченцов А.О.

ОУ создаются в процессе научно-педагогического труда, являющегося в свою очередь разновидностью научного труда. Результат научно-педагогического труда может быть назван образовательным продуктом

Щетинин В.П.

система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства

Часть учёных (Панкрухин А.П., Сон Т.А., Романова И.Б. и др.) под образовательными услугами понимают комплекс таких услуг, которые связаны с реализацией главных целей образования. А.П.  Панкрухин к главной особенности оказания образовательных услуг относит сотворчество преподавателя и обучающегося       [1].

Другие ученые (Зотов В.Н., Лукашенко М.А. и др.) под образовательной услугой понимают комплекс учебной и научной информации, передаваемой гражданину в виде суммы знаний общеобразовательного и специального характера, а также практических навыков для последующего применения [1].

Таким образом, для понимания сущности категории «образовательная услуга» необходимо определить, чьи потребности удовлетворяются, как и в каких организационно-педагогических моделях формируются отношения между участниками образовательного процесса.

В ходе исследования было выяснено, что в большинстве случаев образовательные услуги используются с целью подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности, переквалификации, но, вместе с тем, не менее широко используются услуги в области языковой подготовки, музыки и др. Сфера образовательных услуг исключительно услугами профессионального образования не ограничена. Образовательные услуги позволяют удовлетворять и производственные, и социальные, и духовные потребности.

Сагинова А.В. продуктом любого образовательного учреждения называет образовательную программу, разрабатываемую для удовлетворения  потребностей в образовании, профессиональной подготовке, обучении или переподготовке. По её мнению, образовательная программа предоставляет своего рода комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня, профессиональной подготовки потребителей, который должен быть обеспечен ресурсами данной организации [2].

Скрипак Е.И. рассматривает категорию «образовательная услуга» с экономической точки зрения. Ученый отмечает, что «образовательная услуга» включает в себя условие, желание, основу и ответственность за производство и потребление образовательных услуг экономическими субъектами, что объясняется отсутствием сформированных полноценных субъектов инвестирования в человеческий капитал [2].

Ченцов А.А. предлагает категорию «образовательный продукт», подразумевая  её содержанием результат научно-педагогического труда, который является разновидностью научного труда. По его мнению, образовательный продукт своего рода часть интеллектуального продукта наряду с научным и инженерным, адаптированная к соответствующему сегменту рынка образовательных услуг[2].

Часть ученых относят образовательные услуги к категории «квазиобщественное благо» (С. Фишер, Дж. Стиглиц и др.).  Квазиобщественное благо - это услуги, которые по своему назначению не относятся к общественным, но при этом обеспечивают такие выгоды перелива капитала, при которых правительство поощряет их производство с целью не допустить возникновения дефицита финансовых ресурсов. Дж. Стиглиц относит часть образовательных услуг (начальное, среднее образование) к общественным, а другую часть (высшее, послевузовское, профессиональное) к квазиобщественным благам.

Образовательные услуги предполагают открытость для информационного, кадрового и других видов обмена, что задает приоритет сотрудничеству. При этом, образовательные услуги находятся в центре общественного внимания, что позволяет рассматривать их как важнейший элемент обеспечения национальной безопасности, дальнейшего развития страны.

Вышеперечисленные обобщённые свойства образовательных услуг в каждой конкретной ситуации приобретают такие особенности, которые обусловлены педагогически целесообразным выбором той или иной услуги, социальным её обоснованием. Такое понимание сущности категории «образовательная услуга» позволяет сформировать следующее определение: образовательная услуга - это социально-педагогическая категория, заключающаяся в организации деятельности, в процессе которой исполнитель передаёт потребительские услуги,  комплекс информации, способствующий развитию (творческому, духовному, интеллектуальному, физическому и др.) личности, формированию общеучебных, общекультурных, профессиональных компетенций.

Предоставление образовательных услуг при посредничестве общественных организаций не противоречит целям Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и осуществляется во взаимодействии с государственными структурами. Сочетание профессиональной деятельности и общественных инициатив приводит к заметным результатам в достижении актуальных для того или иного потребителя образовательных услуг (А.Ю. Гаврилов, И.П. Гладилина, Г.М. Королёва). Но общественная деятельность в образовательной сфере зачастую осуществляется стихийно, не вполне компетентно, без соответствующего научно-методического и организационно-педагогического обеспечения. Не все общественные организации способны обеспечить компетентное сопровождение предоставления новых образовательных услуг, и, в основном, не имеют научно обоснованных моделей, регламентирующих данную деятельность.

Цель модели - разработка и реализация комплекса научно-обоснованных компонентов модели деятельности общественной организации в организационно-педагогическом проектировании образовательных услуг.

Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

  • Разработка и научное обоснование основных компонентов целостной модели деятельности Общероссийской общественной организации «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодёжи России "Интеграция"» по организационно-педагогическому проектированию образовательных услуг;
  • Разработка плана мероприятий НС «Интеграция» по внедрению модели ОППОУ;
  • Реализация НС «Интеграция» разработанного плана с учётом современных управленческих подходов;
  • Выявление эффективности модели на основе анализа результатов динамики востребованности предоставляемых НС «Интеграция» образовательных услуг;
  • Оказание поддержки обучающихся при выполнении прикладных разработок, в т.ч. в вопросах защиты интеллектуальной собственности, публикации научных и творческих работ в средствах массовой информации и специализированных изданиях.

При реализации Модели были предусмотрены различные формы внедрения данных направлений с учётом  специфики НС «Интеграция» как  Общероссийской общественной организации.

Таким образом, взаимодействия общественных и государственных структур по развитию современных образовательных услуг способствуют созданию общественно-государственной системы содействия детям и молодёжи России в творческом и научно-техническом становлении.

Рецензенты:

  • Королева Г.М., д.п.н., директор Центра молодежной политики ГОУ ВПО Московский городской университет Правительства России, г. Москва.
  • Гладилина И.П., д.п.н., заместитель директора Центра молодежной политики ГОУ ВПО Московский городской университет Правительства России, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Обручникова А.А., Гладилина И.П. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5317 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674