Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТАПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА-ЛИНГВИСТА

Гришенкова Е.Г. 1
1 Ульяновский государственный технический университет
Проведен теоретический анализ современных тенденций подготовки специалистов, обусловленных изменениями требований к выпускникам высших учебных заведений. Сформулирована проблема формирования универсальности специалиста-лингвиста как интегративной характеристики личности, способной к саморазвитию и успешной адаптации к изменяющимся условиям в социальной и профессиональной деятельности. Опираясь на государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности и характер профессиональной деятельности, автором был определен и обоснован компонентный состав универсальности специалиста-лингвиста (когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, рефлексивно-регулятивный). Выделены и описаны метапрофессиональные личностные качества (коммуникативность, мобильность, коммуникативная креативность, ответственность и коллаборативность) как условие формирования универсальности специалиста-лингвиста.
специалист-лингвист
универсальность
метапрофессиональные личностные качества
коммуникативность
мобильность
коммуникативная креативность
ответственность
коллаборативность.
1. Гинзбург М.Е. Универсальность как социальная характеристика выпускника вуза: социологический анализ : автореферат дис. ... канд. социол. наук. - Екатеринбург, 2005. - 17 с.
2. Зверева Н., Шевченко С., Каткова О. Подготовка выпускника к профессиональной и социальной мобильности // Высшее образование в России. - 2006. - № 6. - С. 89-93.
3. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 22-30.
4. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие : монография. - Ульяновск : УИПКПРО, 2002. - С. 14-16.
5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ. М.М. Исениной; общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. - М. : Прогресс, 1994. - С. 409-422.
6. Сорокоумова Г.В. Творческий компонент в структуре психологической готовности к профессии учителя // Мост. Язык и культура. - 1999. - № 6. - С. 111-118.
7. Философия : энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. - М. : Гадарики. - 2006. - 1072 с.
8. Шакирова Д.М., Плотникова Н.Ф. Формирование умений критически мыслить и работать в команде при обучении студентов вуза // Educational Technology & Society. - 2006. - № 9 (4). - С. 306-314.
Профессиональное образование становится все более ориентированным на создание индивидуального образовательного продукта, активной личности, наделенной не просто определенным «массовым» набором компетенций, но и уникальным комплексом знаний и умений, выраженных в способности решать задачи в условиях экстремальных изменений, продуцировать новые способы решения этих задач. Индивид выстраивает свои жизненные, трудовые и образовательные стратегии все более свободно, то есть экономические институты и организации, образовательные учреждения являются своего рода узловыми пунктами в его выстраивании собственных траекторий и достижений. Образовательный потенциал в индивидуализированном способе воспроизводства представляет собой комплекс профессиональных и личностных качеств индивида, необходимых для профессиональной деятельности в изменяющихся условиях. Это своего рода модель профессионала, отличающаяся гибкостью и универсальностью, тенденцией к постоянным изменениям и нововведениям. Гибкость и универсальность специалиста в условиях необходимости непрерывного совершенствования своих профессиональных навыков становятся основными условиями выживания индивида в обществе неопределенности. Успешность индивидуальных стратегий образования зависит не только от созданных социальных условий, но и от усилий самого индивида, проявленных им достижений, востребованных в обществе профессиональных и личностных качеств.

Большинство исследователей постиндустриализма (В.Л. Иноземцев, М.Н. Макарова, Д. Белл, Э. Тоффлер и др.) связывают новые тенденции в сфере образования и занятости, основанные на усилении индивидуализма и свободы, с формированием нового господствующего класса интеллектуалов, и прогнозируют усиление социальной дифференциации. Поэтому образовательные системы должны ориентироваться на совершенствование интеллектуальной составляющей любой профессиональной деятельности, сознательное развитие в образовательном процессе комплексной личностной потребности в соединении узкого профессионализма и универсальности, что позволило бы будущему специалисту с учетом конъюнктуры рынка труда, собственных возможностей и потребностей эффективно конкурировать и реализовывать свой потенциал.

В диссертационном исследовании «Универсальность как социальная характеристика выпускника вуза» М.Е. Гинзбург предлагает следующее определение понятия «универсальность современной личности»: «... наличие тех знаний и умений, которые обеспечивают необходимую пространственную и временную ее мобильность в соответствии с требованиями постоянно ускоряющихся научно-технических и социальных преобразований в современном мире» [1].

По нашему мнению, понятие «универсальность» - это готовность специалиста к применению знаний и умений для успешного решения профессиональных задач широкого спектра / широкого контекста деятельности, которая обеспечивается способностью к постоянному саморазвитию во всех сферах жизнедеятельности человека.

Универсальность специалиста-лингвиста трактуется нами как готовность применить знания и умения для решения профессиональных задач в смежных областях (веб-дизайн, программирование, компьютерная лексикография, социолингвистика, лингводидактика, лингвополитология, экспертиза текста и т.д.), способность к постоянному саморазвитию для успешного функционирования в профессиональной и социальной сферах деятельности, умение адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка труда.

Опираясь на идеи К.М. Дугай-Новаковой, И.А. Зимней, Л.В. Кондрашевой, М.И. Лукьяновой, А.И. Мищенко, В.А. Сластенина и др., мы выделили следующие компоненты универсальности специалиста-лингвиста: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, рефлексивно-регулятивный и блок метапрофессиональных личностных качеств (коммуникативность, ответственность, мобильность, коммуникативная креативность и коллаборативность).

Эмоционально-волевой компонент выражается в позитивном настрое на успешную адаптацию к быстро меняющимся условиям рынка труда. Сформированность эмоционально-волевого компонента означает подготовленность к выполнению задач, умение оценить свое эмоциональное состояние, владение навыками и приемами эмоционального самоконтроля и саморегуляции.

Мотивационно-ценностный компонент заключается в ярко выраженном стремлении приобретать знания и умения по специальности, развивать метапрофессиональные личностные качества, определяет профессиональную направленность личности. Мотивационно-ценностный компонент включает мотивы, цели, потребности в непрерывном обучении в течение всей жизни, ценностные установки на актуализацию в профессиональной деятельности, стимулирует творческие проявления в ней.

Когнитивный компонент представляет собой способность осуществлять изучение профессиональной ситуации средствами сбора информации и ее анализа, умение принимать креативные решения, знание и умение применять познавательные стратегии (метакогнитивные, аффективные и социальные) и стратегии работы в команде. В структуру этого компонента также входит синтез знаний в области лингвистики и информационных технологий, а также практические навыки и умения в этих областях.

Рефлексивно-регулятивный компонент проявляет себя в способности специалиста к анализу своих действий, самоконтролю, саморегуляции и самокоррекции. Сформированный рефлексивно-регулятивный компонент универсальности специалиста-лингвиста означает умение выбирать стратегию поведения, осмысливать свой опыт и представлять содержание, средства и способы своей деятельности.

Вслед за М.И. Лукьяновой мы отводим ведущую роль личностным качествам будущих специалистов в составе универсальности. М.И. Лукьянова также отмечает, что уровень владения профессией и личностные качества - разнопорядковые понятия, определенные личностные качества выступают в виде важнейшей предпосылки подняться на уровень совершенного владения профессией. Глубина и разносторонность знаний специалистов не всегда совпадают с продуктивностью их деятельности. При этом, по мнению М.И. Лукьяновой, профессионально значимые личностные качества обеспечивают своеобразие внешней реализации знаний и умений и демонстрируют единство профессионального и личностного компонентов профессиональной деятельности [4].

Принимая во внимание изменения, происходящие в обществе, Э. Зеер и Э. Сыманюк считают необходимым ввести понятие «метапрофессиональные личностные качества» для отражения целей образовательного процесса в вузе, «эксплуатирующимся» в группе смежных и разнопрофильных профессий, к которым мы также можем отнести профессию лингвиста. Метапрофессиональные качества, по мнению этих авторов, это способности, свойства личности, обуславливающие, определяющие продуктивность широкого круга социальной и профессиональной деятельности специалиста [3].

Приняв за основу определение понятия «метапрофессиональные личностные качества» Э.Зеера и Э. Сыманюк, рассмотрим набор метапрофессиональных личностных качеств специалиста-лингвиста, которые во многом определяются характером профессиональной деятельности.

Согласно ГОС ВПО по направлению 031301.65 «Теоретическая и прикладная лингвистика», объектом деятельности дипломированного специалиста является теория языка как знаковой системы и системы коммуникации. Практическая и исследовательская деятельность специалиста-лингвиста направлена на изучение и моделирование естественных и искусственных языков как когнитивной базы и как инструмента для отображения и организации объектов человеческого мышления и культуры. В основе профессиональной деятельности лингвиста лежат теоретические знания о языках (естественных и искусственных) и исследовательская деятельность, которая предполагает владение методами полевой лингвистики, экспериментальными методами анализа и синтеза языкового материала, а также практическое владение новыми информационными технологиями, современными методами сбора, хранения и обработки информации. Специалист должен иметь четкое представление о структуре лингвистики как науки, о ее связях с другими научными дисциплинами, о пограничных дисциплинах (психолингвистике, социолингвистике, прагмалингвистике, лингвокультурологии, лингвополитологии и др.).

Таким образом, можно утверждать, что поле профессиональной деятельности специалиста-лингвиста довольно широкое, и наличие такой характеристики, как универсальность, является необходимым условием успешной продуктивной деятельности выпускника в условиях постоянно меняющейся действительности.

Поскольку ведущим компонентом профессиональной деятельности специалиста-лингвиста является коммуникация (получение, обработка, хранение и передача информации), коммуникативность (от англ. communicativeness) как качество личности, способствующее установке связей, можно назвать одним из главных метапрофессиональных личностных качеств. Наличие профессиональной коммуникативной компетентности в сочетании с таким личностным качеством, как коммуникативность, способствует конструктивному и взаимообогащающему общению, является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения. В зависимости от характера деятельности, в процессе выполнения которой и по поводу которой осуществляется общение, а также от сферы общественной жизни и от дистанции общения между общающимися, могут превалировать те или иные стороны общения - коммуникативная, интерактивная или перцептивная. Человек, владеющий коммуникативной компетенцией, отдает себе отчет в полифункциональности общения и решает коммуникативные задачи, исходя из того, что каждая из вышеозначенных сторон общения предполагает использование определенных техник, знание которых обусловлено степенью развитости рассматриваемого личностного качества.

Для решения большинства задач, стоящих перед специалистом-лингвистом, в том числе и коммуникативных, требуется креативность (от англ. creativity). К. Роджерс утверждает, что во времена стремительных перемен и жесткой конкуренции только творческие личности способны справиться со всевозрастающим потоком вопросов и проблем и тем самым успешно адаптироваться в социальной и профессиональной сферах [5].

Креативность, как качество личности, проявляется с разных сторон. Г.В. Сорокоумова предлагает различать интеллектуальную, социальную и коммуникативную креативность [6]. Интеллектуальная креативность проявляется в особенностях мышления. Психолог Джой Пол Гуилфорд дал этому способу мышления название «дивергентное мышление». Мыслить «дивергентно» означает подходить к проблемам открыто, бессистемно и играючи. Традиционный способ решения проблем Гуилфорд назвал «конвергентным мышлением».

Социальная креативность, проявляющаяся в социальной сфере, стимулируется изменчивостью современного мира. Это фактор и условие развития социализации личности, определяющий ее готовность отказываться от стереотипов, адаптироваться к изменяющимся условиям социума.

Коммуникативная креативность - это определенная психическая и социальная готовность личности, позволяющая изменить ситуацию общения так, чтобы общающиеся партнеры могли достичь взаимопонимания, уменьшить недоразумения, избежать конфликтов. Творческими приемами и действиями в общении могут являться самые неожиданные действия, вызывающие активную встречную реакцию, разрушающие стереотипы и рутинные события. По мнению М. Нёльке, возможно быть креативным только в чем-то конкретно, никто не может быть креативным вообще. Хотя разносторонняя креативность не повредит, профессиональная деятельность лингвиста предполагает наличие у него, прежде всего, развитой коммуникативной креативности.

Не менее важным нам представляется такое качество личности, как мобильность. Вслед за Н. Зверевой, С. Шевченко, О. Катковой под мобильностью мы понимаем подвижность, способность быстро ориентироваться в обстановке, находить нужные формы деятельности [2]. Мобильного человека отличает активность, способность к осуществлению выбора, умение объективно оценивать свои возможности, знания, поведение, стремление к достижению успеха. Различают социальную и профессиональную мобильность. Мы полагаем, что эти два понятия взаимосвязаны.

Социальная мобильность понимается нами как самосовершенствование личности, основанное на стабильных ценностях и потребности в саморазвитии. Система ценностей, составляющая основу отношений человека к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, определяет все принимаемые человеком решения, в том числе и сугубо профессиональные.

Профессиональную мобильность мы рассматриваем как способность и готовность человека к смене видов деятельности в рамках своей профессии. Она предполагает возможность перемещения специалиста по должностной вертикали и горизонтали.

Реорганизация системы управления производством породила такое явление, как делегирование полномочий с опорой на самоорганизацию работников команд. Это требует от работников самостоятельного принятия решений и способности нести ответственность за эти решения, а также умения работать в команде и критически мыслить.

Ответственность - это отношение зависимости человека от чего-то, что воспринимается им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Ответственность может быть двоякой: накладываемой обязанностями (групповыми, корпоративными и служебными и проч.) и самостоятельно принимаемой личностью в качестве личного и универсализуемого долга. Однако и в последнем случае сохраняется модальность «ответственность за» в отличие от модальности «ответственность перед» [7].

Умения критически мыслить и работать в команде неразрывно связаны между собой и являются необходимыми для выпускника современного вуза [8]. Особенно важны рассматриваемые умения для лингвистов-специалистов в области информационно-коммуникационных технологий, т.к. сфера их профессиональной деятельности предполагает объединения в группы, команды для выработки эффективных решений, генерации идей и создания новых технологий. Анализ умений, связанных с обучением и работой в команде, свидетельствует о совпадении многих из них с умениями, необходимыми при проявлении критического мышления в деятельности. Более того, эффективная работа в команде напрямую зависит от уровня сформированности умений мыслить критически.

Командная работа - активный процесс выполнения совместной работы для достижения общих целей. Создание эффективной команды подразумевает распределение определенных социальных ролей, а также наличие признаков, необходимых для достижения общих целей группы. К ним относятся: наличие четко сформулированных и понятных общих целей; наличие специальных знаний и умений (для студентов) и профессиональных компетенций (для специалистов); наличие мотивации совместной деятельности; развитое чувство общности; взаимозаменяемость членов команды; наличие знаний и опыта в области командного менеджмента.

Умение работать в команде заключается в возможности синергетического эффекта от объединения групповых решений, т.е. достижения состояния, при котором целое больше, чем сумма его составных частей. Для того чтобы составные части превратились в единое целое, студенты должны обладать определенным качеством личности, интегративными умениями критически мыслить и работать в команде, синтез которых, по нашему мнению, и представляет собой коллаборативность (от англ. collaborate - работать совместно, сотрудничать).

Мы трактуем понятие «коллаборативность» как интегративную характеристику личности, обусловленную наличием умения мыслить критически в процессе решения коллективных задач, предлагать эффективные идеи и решения в команде единомышленников/профессионалов.

Новая эпоха в развитии цивилизации обусловлена внедрением высоких информационно-коммуникативных технологий во все сферы жизнедеятельности общества и государства и сопровождается качественными изменениями в политической, социальной и экономической структурах. Профессиональный специалист ХХI века, в том числе и специалист-лингвист, должен не просто обладать фундаментальными базовыми знаниями, но и уметь эффективно работать в сетевых командах, адаптироваться, оперативно и гибко реагировать на изменения внутренних и внешних условий своей профессиональной деятельности. Он должен непрерывно повышать свой образовательный уровень, расширять научный и культурный кругозор, быть мобильным и готовым брать на себя ответственность. Он должен быть активно мыслящей творческой личностью, обладать ярко выраженной индивидуальностью. Метапрофессиональные личностные качества, представленные в нашем исследовании, призваны решить проблему подготовки конкурентоспособного специалиста-лингвиста, обладающего такой характеристикой, как универсальность.

Рецензенты:

  • Лукьянова М.И., д.п.н., заведующий кафедрой педагогики и психологии ОГБОУ ДПО «Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Ульяновск.
  • Донина О.И., д.п.н., профессор кафедры педагогики высшей школы ГОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.

Библиографическая ссылка

Гришенкова Е.Г. МЕТАПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА-ЛИНГВИСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5391 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674