Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БЕРЕМЕННЫХ К ОСОЗНАННОМУ МАТЕРИНСТВУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Дубынина Е.И. 1 Селищева И.Н. 2
1 ФУВ Российский государственный медицинский университет, кафедра экономика, управление и медицинское страхование
2 Поликлиника №2 ФСБ РФ
В статье дан анализ необходимости проведения мероприятий по повышению мотивации на рождение как первого, так и последующих детей; улучшению состояния здоровья семейных пар; овладению необходимым объёмом знаний и навыкам по здоровому образу жизни семьи и основам материнской культуры; обучению навыкам профилактики осложнений беременности, а также по снятию состояний тревожности и страхов в период беременности и перед родами путём проведения разнообразной антистрессовой психотренинговой подготовки. В ходе исследования были достигнуты положительные изменения со стороны здоровья будущих матерей: уменьшилась в 2,1 раза частота простудных заболеваний (с 4-5 раз в год до 1-2 раз в год), длительность течения простудных заболеваний сократилась в 1,5 раза (с 14,3 дней до 9,5 дней).
Ключевые слова: мотивация
рождение
профилактика
осложнения беременности
тревожность.
1. Марков В.В., Коновалов О.Е., Пивень Е.А. Организация и деятельность центров здоровья на базе муниципальных учреждений здравоохранения // Вестник Мед. стоматол. ин-та. - 2010. - № 4. - С. 18-20.
2. Мысяков В.Б., Коновалов О.Е. Динамика и тенденции перинатальной, младенческой и материнской смертности // Вестник Мед. стоматол. ин-та. - 2010. - № 4. - С. 5-7.
3. Рахмадуллин Э.В. Медико-социальные аспекты рождаемости и репродуктивного поведения женщин в муниципальном районе : автореф. ... канд. мед. наук. - 2008. - С. 25.
4. Султанаева З.М., Шарафутдинова Н.Х., Рахматуллин Э.В., Янбердина Э.М. Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья населения // Морфологические ведомости. - № 2. - Приложение № 1. - С. 370-372.
5. Трифонова Н.Ю. Формирование здорового образа жизни женщин и детей как один из факторов сохранения и укрепления здоровья населения // Проблемы управления здравоохранением. - 2007. - № 6. - С. 74-77.
Репродуктивный кризис в стране, и в крупных мегаполисах в частности, состоит в том, что на фоне низкого уровня рождаемости наблюдается эпидемия угрожающих состояний (УС) у плодов и детей. УС формируются на всех этапах репродуктивного процесса. Данные о частоте и профилактике их последствий: мертворожденности, реанимационных состояний новорожденных, неонатальной и ранней неонатальной смертности, инвалидизации детей, осложнений после родов у женщины и материнской смертности - были подвергнуты социально-гигиеническому анализу, который показал, что для приостановки развития этого опасного кризиса важно, чтобы инвестиции в помощь угрожающих состояний были направлены не только на лечение поздних стадий запущенных угрожающих состояний (например, недоношенных новорождённых на реанимационной койке, осложнения беременности и родов у женщины), требующих дорогих и часто далеко не блестящих по своим отдалённым результатам видов помощи. Эффективность инвестиций значительно повышается при использовании их в большей мере, чем сейчас, для выявления и лечения ранних этапов УС, например состояний высокого риска, связанных с хронической гинекологической заболеваемостью женщины.

В связи с важностью гинекологической заболеваемости и её непосредственного влияния на репродуктивное здоровье женщин, была оценена методика подхода подготовки женщин к осознанному материнству.

Современный период развития здравоохранения характеризуется постановкой качественно новых задач и выбора приоритетов в сохранении здоровья семьи, женщины-матери и ребёнка. При этом главным фактором в оказании медицинской помощи остаётся её профилактическая направленность [1; 2].

В сложившихся условиях низкого уровня рождаемости в стране в течение последних лет важными задачами становятся: повышение мотивации на рождение как первого, так и последующих детей; улучшение состояния здоровья семейных пар; овладение необходимым объёмом знаний и навыков по здоровому образу жизни семьи и основам материнской культуры; обучение навыкам профилактики осложнений беременности, а также снятия состояний тревожности и страхов в период беременности и перед родами путём проведения разнообразной антистрессовой психотренинговой подготовки [3].

В рамках эксперимента в 2009 г. на базе женской консультации поликлиники № 2 ФСБ г. Москвы была создана школа «Я будущая мама», задачами которой являются:

  1. формирование здорового образа жизни семьи;
  2. разносторонняя комплексная подготовка к родам матери;
  3. естественное мягкое деторождение;
  4. укрепление психофизического потенциала новорождённого с помощью специальных тренировок, включающие нетрадиционные системы физического развития (закаливание, массаж, динамическая гимнастика, водный тренинг, «бэби-йога»).

В данной Школе работают акушер-гинеколог, врач-педиатр, психологи, инструкторы по подготовке семейных пар к сознательным родам и воспитанию новорождённых, привлекаются врачи-консультанты узких специализаций.

В результате двухлетней работы, даже за небольшой экспериментальный период, для более чем 170 семейных пар, ожидающих ребёнка, в школах «Я будущая мама» сложилась система психофизической подготовки (ПФП) к родам, рассчитанная на 3 месяца и включающая в себя: цикл лекций, практические занятия (ребефинг, физические упражнения, закаливающие процедуры, массаж, посещение бассейна и сауны), консультации врачей и психологов, просмотр тематических видеофильмов и слайд-программ, чтение специальной литературы, подготовку родителей к ранним занятиям с новорождёнными с помощью лекций и альтернативного патронажа. Основными моментами, позволяющими успешно проводить психофизическую подготовку и получать хорошие результаты во время беременности и родов, являются следующие:

  • правильный отбор беременных для ПФП;
  • проведение регулярного медицинского контроля и психодиагностического обследования женщин;
  • создание у женщин хорошей мотивации для занятий ПФП в полном объёме;
  • активное участие мужа в ПФП к родам и уходу за новорождённым;
  • включение в ПФП широкой антистрессовой программы: ребефинг, аутотренинг, медитация, применение положительных аффирмаций (утверждений), тестирование и анкетирование;
  • овладение семейными парами необходимым объёмом знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни (естественное рациональное питание, элементы массажа и закаливания и т.д.).

В ходе исследования при анализе эффективности проводимых мероприятий в Школах были достигнуты положительные изменения со стороны здоровья будущих матерей: уменьшилась в 2,1 раза частота простудных заболеваний (с 4-5 раз в год до 1-2 раз в год), длительность течения простудных заболеваний сократилась в 1,5 раза (с 14,3 дней до 9,5 дней). Кроме того, снизилось число обострений имеющихся хронических заболеваний у беременных в 1,3 раза (с 3-4 раз в год до 1 раза в год). Все эти положительные изменения со стороны соматического здоровья положительно повлияли на течение беременности, в частности, только у 67 женщин (39,4%) были выявлены осложнения беременности и родов (раннее излитие околоплодных вод, слабость родовой деятельности, повышение артериального давления в первый период родов, приведшее к необходимости проведения оперативного вмешательства). Тем не менее, у всех беременных женщин, посещавших школу «Я будущая мама» и прошедших ПФП, было отмечено улучшение их психологического самочувствия и отмечался эмоциональный подъём при рождении ребёнка, что, несомненно, сказалось на взаимоотношении с новорождённым в первые часы их совместного пребывания в палате. После выписки из родильного дома уже 75,3% родителей проявили желание в рождении второго ребёнка.

В рамках эксперимента были созданы информационные технологии, их теоретико-методическая база и основанные на этом УКЭС. Было разработано и дано количественное алгоритмическое и программное описание сформулированного в ходе разработок угрозометрического закона патологии, действующего в живой природе (например, при выборе защитной реакции в ходе патологического процесса), в работе опытного врача, выбирающего тактическое решение на основе оценки тяжести состояния, а также в создаваемых УКЭС. На основе описания этого закона разработаны алгоритмы и пакеты прикладных программ для получения линейных решающих правил, пригодных для использования в электронных бланках, обеспечивающих раннее распознавание угрожающих состояний, оценку их тяжести и риска конкретных последствий - всё это в динамике и помогает врачу осуществлять экономную диспетчеризацию ресурсов медицинской помощи женщинам с целью профилактики гинекологических заболеваний и последующих угрожающих состояний со стороны новорождённого и самой женщины.

В ходе создания УКЭС разрабатывается нормативная база стандарта качества гинекологической помощи; создаются соответсвующие пакеты прикладных программ, рассчитанные на применение в работе женских консультаций, родильных домов, реанимационных и неонатологических отделений больниц, скорой помощи, страховых компаний, независимых экспертов и других участников медицинской и социальной помощи при УС. Хотя внедрение и широкое испытание всего комплекса систем только начинается, уже получены данные о его эффективности: повышении под влиянием УКЭС в 3 раза эффекта от увеличения в экспериментальных учреждениях г. Москвы (женских консультациях при поликлиниках № 1, 12, 111 УД ФСБ) числа реанимационных коек для новорождённых, снижении в 2,6 раза перинатальной смертности после внедрения УКЭС в женской консультации и другие эффекты.

Таким образом, изучение состояния и качества оказания акушерско-гинекологической помощи диктуется задачей выявления резервов в использовании различных систем и методов подготовки к родам, родительским обязанностям и психокоррекции будущих родителей, а также работой кадров с учётом современных условий на любой территории. С этих позиций разработанные и апробированные мероприятия в рамках эксперимента в отдельных медицинских учреждениях можно экстраполировать и на другие ЛПУ.

Рецензенты:

  • Алексеева В.М., д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики 1-го Московского медицинского университета им. И.М. Сеченова, г. Москва.
  • Калининская А.А., д.м.н., профессор, руководитель отдела лечебно-профилактической помощи ФГУ ЦНИИОИЗ Росздрава, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Дубынина Е.И., Селищева И.Н. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БЕРЕМЕННЫХ К ОСОЗНАННОМУ МАТЕРИНСТВУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5415 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674