Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

РОЛЬ АКУШЕРА-ГИНЕКОЛОГА В ПРОВЕДЕНИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БЕРЕМЕННЫХ К ОСОЗНАННОМУ МАТЕРИНСТВУ

Селищева И.Н. 1 Дубынина Е.И. 2
1 Поликлиника №2 ФСБ РФ
2 ФУВ Российский государственный медицинский университет, кафедра экономика, управление и медицинское страхование
В статье определена роль врача акушера-гинеколога при проведении мероприятий по повышению мотивации на рождение как первого, так и последующих детей; улучшению состояния здоровья семейных пар; овладению необходимым объёмом знаний и навыкам по здоровому образу жизни семьи и основам материнской культуры; обучению навыкам профилактики осложнений беременности, а также по снятию состояний тревожности и страхов в период беременности и перед родами путём проведения разнообразной антистрессовой психотренинговой подготовки. В ходе исследования были достигнуты положительные изменения со стороны здоровья будущих матерей: уменьшилась в 2,1 раза частота простудных заболеваний (с 4-5 раз в год до 1-2 раз в год), длительность течения простудных заболеваний сократилась в 1,5 раза (с 14,3 дней до 9,5 дней).
Ключевые слова: мотивация
рождение
профилактика
осложнения беременности
тревожность.
1. Марков В.В., Коновалов О.Е., Пивень Е.А. Организация и деятельность центров здоровья на базе муниципальных учреждений здравоохранения // Вестник Медицинского стоматологического института. - 2010. - № 4. - С.18-20.
2. Мысяков В.Б., Коновалов О.Е. Динамика и тенденции перинатальной, младенческой и материнской смертности // Вестник Медицинского стоматологического института. -2010. - № 4. - С.5-7.
3. Рахмадуллин Э.В. Медико-социальные аспекты рождаемости и репродктивного поведения женщин в муниципальном районе // Автореф.... канд. мед. наук. - 2008. - С. 25.
4. Султанаева З.М., Шарафутдинова Н.Х., Рахматуллин Э.В., Янбердина Э.М. Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья населения // Морфологические ведомости. - № 2. - Приложение № 1. - С. 370-372.
5. Трифонова Н.Ю. Формирование здорового образа жизни женщин и детей как один из факторов сохранения и укрепления здоровья населения // Проблемы управления здравоохранением. - 2007. - № 6. - С. 74-77.
6. Юдин Б.Г., Степанова Г.Б. Здоровье человека как предмет междисциплинарного знания // Общественное здоровье и профилактика заболеваний.- № 1. - 2004. - С. 3-11.
Современная медико-демографическая и со­циально-экономическая ситуация в России требует от государственных и не­правительственных организаций осуществления социально-ориентированной политики и развития адекватной системы оказания медицинской помощи женскому населению страны.

В Российской Федерации разработаны и реализуются специальные феде­ральные программы, направленные на формирование организационных, пра­вовых, социально-экономических и гигиенических условий для осуществле­ния мер по улучшению социальной защищенности, улучшения «социального самочувствия», оптимизации организационных форм социального обслужи­вания и медицинской помощи такой категории населения, как женщины репродуктивного возраста. Гарантом этих постулатов является врач акушер-гинеколог, который каждодневно несёт ответственность за репродуктивное здоровье женщин, а, следовательно, и за будущие поколения всей страны.

Проблемы повы­шения эффективности различных аспектов деятельности врачей- гинекологов в отношении подготовки женщин к материнству, особенно если это первородящая женщина молодого или наоборот позднерепродуктивного возраста приобретают в настоящее время особую значимость.

Современный период развития здравоохранения характеризуется постановкой качественно новых задач и выбора приоритетов в сохранении здоровья семьи, женщины-матери и ребёнка. При этом главным фактором в оказании медицинской помощи остаётся её профилактическая направленность [1, 2].

В сложившихся условиях низкого уровня рождаемости в стране в течение последних лет важными задачами становятся: повышение мотивации на рождение, как первого, так и последующих детей; улучшение состояния здоровья семейных пар; овладение необходимым объёмом знаний и навыкам по здоровому образу жизни семьи и основам материнской культуры; обучение навыкам профилактики осложнений беременности, а также снятия состояний тревожности и страхов в период беременности и перед родами путём проведения разнообразной антистрессовой психотренинговой подготовки [3].

В рамках эксперимента в 2009 г. на базе женской консультации поликлинического отделения МУЗ «Узловская районная больница» была создана школа «Я будущая мама», задачами которой являются:

  1. Формирование здорового образа жизни семьи;
  2. Разносторонняя комплексная подготовка к родам матери;
  3. Естественное мягкое деторождение;
  4. Укрепление психофизического потенциала новорождённого с помощью специальных тренировок, включающих нетрадиционные системы физического развития (закаливание, массаж, динамическая гимнастика, водный тренинг, «бэби-йога»).

В данной Школе работают акушер-гинеколог, врач-педиатр, психологи, инструкторы по подготовке семейных пар к сознательным родам и воспитанию новорождённых, привлекаются врачи-консультанты узких специализаций.

В результате двухлетней работы, даже за небольшой экспериментальный период, более чем 170 семейным парам, ожидающим ребёнка, в школах «Я будущая мама» сложилась система психофизической подготовки (ПФП) к родам, рассчитанная на 3 месяца и включающая в себя: цикл лекций, практические занятия (ребефинг, физические упражнения, закаливающие процедуры, массаж, посещение бассейна и сауны), консультации врачей и психологов, просмотр тематических видеофильмов и слайд-программ, чтение специальной литературы, подготовку родителей к ранним занятиям с новорождёнными с помощью лекций и альтернативного патронажа. Основными моментами, позволяющими успешно проводить психофизическую подготовку и получать хорошие результаты во время беременности  родов, являются следующие:

  • правильный отбор беременных для ПФП;
  • проведение регулярного медицинского контроля и психодиагностического обследования женщин;
  • создание у женщин хорошей мотивации для занятий ПФП в полном объёме;
  • активное участие мужа в ПФП к родам и уходу за новорождённым;
  • включение в ПФП широкой антистрессовой программы: ребифинг, аутотренинг, медитация, применение положительных аффермаций (утверждений), тестирование и анкетирование;
  • овладение семейными парами необходимым объёмом знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни: естественным рациональным питанием, элементами массажа и закаливания и т.д.

В ходе исследования при анализе эффективности проводимых мероприятий в Школах были достигнуты положительные изменения со стороны здоровья будущих матерей: уменьшилась в 2,1 раза частота простудных заболеваний (с 4-5 раз в год до 1-2 раз в год), длительность течения простудных заболеваний сократилась в 1,5 раза (с 14,3 дней до 9,5 дней). Кроме того снизилось число обострений имеющихся хронических заболеваний у беременных в 1,3 раза (с 3-4 раз в год до 1 раза в год). Все эти положительные изменения со стороны соматического здоровья положительно повлияли на течение беременности, в частности только у 67 женщин (39,4 %) были выявлены осложнения беременности и родов (раннее излитие околоплодных вод, слабость родовой деятельности, повышение артериального давления в первый период родов, приведшее к необходимости проведения оперативного вмешательства) (рис. 1, рис. 2).

Рис. 1. Структура изменения состояния здоровья будущих матерей после посещения  школы (в % к итогу)

Рис. 2. Изменение течения беременности в зависимости от наличия осложнений у женщин после прохождения оздоровления в Школе (в % к итогу)

Тем не менее, у всех беременных женщин, посещавших Школу «Я будущая мама» и прошедших ПФП, было отмечено улучшение их психологического самочувствия и отмечался эмоциональный подъём при рождении ребёнка, что, несомненно, сказалось на взаимоотношении с новорождённым в первые часы их совместного пребывания в палате. После выписки из родильного дома уже 75,3 % родителей проявили желание в рождении второго ребёнка.

Таким образом, изучение состояния и качества оказания акушерско-гинекологической помощи диктуется задачей выявления резервов в использовании различных систем и методов подготовки к родам, родительским обязанностям и психокоррекции будущих родителей, а также работе кадров с учётом современных условий на любой территории. С этих позиций разработанные и апробированные мероприятия в рамках эксперимента в отдельных медицинских учреждениях можно экстраполировать и на другие ЛПУ.

Рецензенты:

  • Кузнецова Э.С., ведущий научный сотрудник отдела организации и информатики здравоохранения на транспорте ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» Роспотребнадзора, г. Москва.
  • Торшин В.И., д.м.н.,  профессор, зав. кафедрой нормальной физиологии Российский университет дружбы народов, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Селищева И.Н., Дубынина Е.И. РОЛЬ АКУШЕРА-ГИНЕКОЛОГА В ПРОВЕДЕНИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БЕРЕМЕННЫХ К ОСОЗНАННОМУ МАТЕРИНСТВУ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5418 (дата обращения: 15.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074