Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛИ КРЕАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗЕ

Макарушина Е.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО Рязанский государственный университет им.С.А. Есенина, Рязань
Данная статья посвящена вопросу внедрения модели креативной направленности обучения студентов в образовательный процесс современной высшей школы. Речь идет о совокупности педагогических условий, способствующих эффективному применению данной модели. Статья представляет описание и анализ педагогических условий, выполнение которых отвечает за креативную направленность процесса обучения и развитие творческого потенциала учащихся. В контексте готовности педагога к инновационной деятельности освещается проблема инновационной способности системы образования. Говорится о необходимости формирования инновационного подхода к образованию, внедрении инновационных педагогических технологий, модернизации образовательного процесса в вузе. Подчеркивается необходимость активизации созидательного творческого потенциала преподавателей и студентов, их инновационной способности, что в перспективе предоставит возможность обеспечить интенсивное развитие высшего образования в России.
совместная творческая деятельность
педагогическая креативность
инновационная деятельность
1. Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон. - М., 1991.
2. Бриколл Й.М. Конвергенция и статус-кво // "Alma Mater" ("Вестник высшей школы"). - 2001. - № 4. - С. 16.
3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2000. - 156 с.
4. Гребенкина Л.К., Жокина Н.А., Еремкина О.В. Введение в педагогическую деятельность. - Рязань, 2006. - 168 с.
5. Иванова О.Ю. Профессиональноно-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Дис... канд. пед. наук. - Орел, 2005. - 245 с.
6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2007. - 368 с.
7. Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании. - М., 2001. - Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 6. - М., 2002. - С. 44.
8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с.
Torrance E. P. Guiding Creative Talent. Englewood Cliffs. - 1962. - № 7.
Под педагогическими условиями  эффективного обучения студентов в вузе целесообразно рассматривать совокупность мер и факторов, влияющую на все компоненты модели креативной направленности обучения и способствующую реализации в учебном процессе спроектированной преподавателем технологии креативного обучения. На основе теоретического анализа и по результатам экспериментального обучения правомерно выделить следующие педагогические условия, способствующие эффективной реализации разработанной модели креативной направленности обучения студентов в вузе:
  • готовность преподавателя к инновационной деятельности;
  • постоянная интеграция педагогической креативности в учебно-воспитательный  процесс вуза;
  • соответствие преподавателя критериям, предъявляемым педагогу высшей школы XXI века как профессионалу и как личности;
  • осуществление совместной творческой деятельности преподавателя и студентов;
  • диагностическое целеполагание, отбор и структурирование содержания учебного материала осуществляется с учетом принципов личностно-ориентированного подхода к образованию, аутентичности, активизации творческой деятельности студентов, квалификационными требованиями к подготовке специалистов в вузе и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования;
  • организация контроля и оценивания результатов деятельности студентов по изучаемой дисциплине осуществляется с помощью специально разработанных форм педагогического контроля, способствующих реализации творческой деятельности.

Правомерно заметить, что для того, чтобы обучать творчеству, развивать креативный потенциал учащихся, сам процесс обучения должен быть креативно направленным, а преподаватель, будучи априори творческой личностью, должен быть готовым к инновационной деятельности и обладать педагогической креативностью.  Первым и наиболее важным условием, обеспечивающим успешность применения разработанной модели, по нашему мнению, выступает готовность педагога к инновационной деятельности. Под инновациями в широком смысле слова понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукций и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Научные разработки и нововведения являются приложением нового знания с целью их практического применения, а научно-технические инновации - это материализация новых идей и знаний, открытий в процессе профессионального образования с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей на рынке труда. Непременными свойствами инноваций в профессиональном образовании являются новизна и востребованность продукции на рынке труда.

«За последнее время выросла численность студентов, а их контингент стал значительно более диверсифицированным... наконец, появился новый тип учащихся, стремящихся извлечь выгоду из возможностей обучения. Но, хотя цели таких студентов часто обусловлены необходимостью решения профессионального круга задач или связаны с рынком труда, этим дело не ограничивается. Эти новые группы учащихся в будущем тоже не станут исключением, напротив, скорее, правилом. Фактически, традиционный студенческий путь, с одной стороны, и путь новых учащихся, с другой, - это разные стороны одной образовательной дороги, объединить которые удастся, если обучение будет рассматриваться как активный процесс, охватывающий всю жизнь человека» [2, с.16]. Быстрое изменение рабочих мест (по мере осуществления инноваций и социального развития)  приводит к осознанию студентами своего будущего, связанного с переобучением и переквалификацией, что приводит к требованию, чтобы учили их не столько хорошо известному и апробированному, сколько, прежде всего,  учили учиться.

«В одних случаях и в некоторые периоды учебы студенты стремятся изучать научные дисциплины, в других - нуждаются в методах и знаниях, которые необходимы не только для выполнения работы, но и для того, чтобы вписаться в иерархию трудового рынка. Итак, студенты должны научиться правильно строить свое поведение в профессиональной жизни, осуществлять нововведения, знать подходы к тому кругу проблем, с которыми им придется столкнуться в будущем и т.д. Другими словами, нужно обеспечить условия не только для интеллектуальной их подготовки, но и для обретения ими компетентности» [7, с.2].

Концепция инновационного образования актуальна именно сейчас, когда происходит становление и развитие современной России, когда требуются высококлассные специалисты как прочная кадровая основа для инновационной экономики. На передний план выдвигается проблема активизации созидательного творческого потенциала преподавателей и студентов  и их инновационной способности. Высшее образование может коренным образом изменить не только количество имеющихся у студентов знаний, но и способы их мышления, повысить уровень их творческого потенциала, если конечно сам преподаватель готов к внедрению и использованию инновационных педагогических технологий, владеет основами развития критического мышления и интерактивными методами обучения. Нововведения представляют собой долгосрочную инвестицию в будущее. «Для того чтобы привить вкус к новаторству, воспитать личность, которая будет стремиться создавать новшества, само образование должно быть проникнуто нововведениями, в нем должен преобладать дух  и атмосфера творчества» [1, с.17].

Инновационная способность системы образования должна проявиться в оперативном изучении и освоении хорошо зарекомендовавших себя на практике основ развития навыков критического мышления, интерактивных методов обучения и разработке новых методов и приемов обучения.  Именно из числа людей, владеющих критическим (аналитическим) мышлением, формируются успешные бизнесмены, политические лидеры, деятели науки. Все это требует модернизации учебного процесса, внедрения инновационных педагогических технологий, подбора кадрового потенциала, владеющего креативным мышлением,  восприимчивого ко всему новому и способного изменить атмосферу в учебной аудитории, сделав ее творческой, а занятия - событием для обучающихся. Актуальность формирования инновационного подхода к образованию возрастает в связи с интеграцией российской высшей школы в мировое образовательное пространство, присоединением России к Болонскому процессу. Масштаб и глубина преобразований современной системы образования, задаваемые стратегии ее развития требуют решения первоочередной задачи - активизации созидательного творческого потенциала преподавателей и студентов, их инновационной способности, что даст возможность обеспечить возрождение и развитие России.

Следующим важным условием, способствующим эффективному использованию в образовательном процессе вуза спроектированной технологии обучения иностранному языку, является  творческий характер педагогической деятельности, креативность педагогической профессии - педагогическая креативность. Под педагогической креативностью подразумевается способность к  творчеству как непременному условию педагогического процесса, способность видеть, ставить и оригинально решать педагогические задачи и проблемы, быстро ориентироваться в создавшихся педагогических условиях, предвидеть результаты [8, с.41].

Если преподавателю присуща педагогическая креативность, то традиционный урок, который характеризуется проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, точными рамками учебного материала, укоренившимися традициями и стереотипами, перестает быть таковым  и превращается в совместную деятельность, становится актом сотворчества учителя и учеников.  Такой педагог  всегда стремится к самоактуализации,  урок для него - это «повод к реализации себя как личности и профессионала. Следовательно, каждый раз осуществляется выбор лучшего варианта метода, осмысленного через осознание своих способностей и педагогических задач. Этот метод может быть не оптимален объективно, но всегда реализуется с учетом интересов детей. Осмысливаются результаты урока, осуществляются попытки его изменения, модификации, внесения новшества. Такую деятельность отличает высокий уровень восприимчивости новшеств, постоянный поиск себя в этом новом, потребность в создании нового видения различных форм педагогической действительности» [8, с.65]. Креативного преподавателя отличает высокий уровень творческого потенциала, рефлексии собственной деятельности и психологической готовности к инновационной деятельности. Педагогическую креативность можно рассматривать как категорию, порождающую созидательную деятельность, ориентированную на поиск оригинальных решений  текущих учебно-воспитательных задач, которая актуализируется в креативном результате. В контексте проблемы педагогической креативности  важно рассмотреть личностные характеристики педагога и его поведения, связанные с развитием креативности учащихся.  В исследованиях Торранса выделены факторы поведения учителя, позитивно влияющие на развитие креативности детей. К ним он относит: признание ценности творческого мышления, свободное манипулирование объектами и идеями, умение дать конструктивную информацию о творческом процессе, умение развивать конструктивную критику, рассеивать страх перед оценкой и другие [9]. К факторам, которые негативно влияют на становление креативности учащихся: принуждение к конформизму, авторитарные установки, ригидность учителя, проявление сарказма, жесткое оценивание и другие. Следовательно, не менее важным фактором успешной реализации разработанной модели является соответствие преподавателя критериям, предъявляемым  педагогу высшей школы XXI века как к профессионалу и как личности.

Очевидно, что соответствие преподавателя  определенным критериям, предъявляемым к портрету профессионального педагога, является не только гарантом эффективного применения разработанной нами модели, но и необходимостью, обусловленной педагогическим призванием и требующейся для осуществления плодотворной педагогической деятельности. Рассматривая данный фактор, целесообразно выделить основные компоненты, составляющие профессиональную подготовку преподавателя, отметить морально-этические, коммуникативные, волевые, организационно-административные качества преподавателя, а также более подробно представить основные педагогические способности, которые делают образ преподавателя полным и завершенным. В современных условиях творческий педагог - это первоначально исследователь, которому присущи следующие личностные качества: научное психолого-педагогическое мышление, определенная исследовательская смелость, развитое педагогическое чутье и интуиция, критический анализ, потребность в профессиональном самовоспитании, разумное использование передового педагогического опыта, высокий уровень педагогического мастерства [4 , с.21].

Профессиональная подготовка преподавателя должна включать в себя следующие компоненты: практический опыт, склонность к нововведениям, способности к данной деятельности, стремление к самосовершенствованию, знание специфики данной деятельности, знание перспектив развития отрасли, творческое отношение к делу и общественная активность. Морально-этические качества преподавателя должны непременно сочетать в себе доброту, честность, порядочность, обязательность, добросовестность, бескорыстность, сознательность, интеллигентность, надежность, скромность, умение держать слово, требовательность, товарищество и отзывчивость. К необходимым коммуникативным качествам для преподавателя следует отнести уважение к окружающим, готовность помочь, вежливость, тактичность, внимательность, обаяние, общительность, доступность для контактов.  К наиболее значимым волевым качествам относятся инициативность, уверенность в себе, упорство, независимость, самообладание, выдержка, целенаправленность, сдержанность, уравновешенность, решительность, самостоятельность. К особенно важным организационно-административным качествам преподавателя следует причислить требовательность к себе и другим, умение правильно оценить себя и обучаемых, умение положительно мотивировать обучаемых, индивидуальный подход к каждому, умение планировать, умение координировать работу в аудитории, умение контролировать, склонность к организаторской деятельности.

Следовательно, личность современного педагога-профессионала характеризуется высокой культурой, нравственностью, самоотдачей, благородством, умением заглядывать в будущее, высоким профессиональным уровнем, стремлением к самосовершенствованию, максимальной реализацией своих способностей [4, с.16]. Такой преподаватель готов к реализации личностно-ориентированного взаимодействия в ходе учебно-воспитательного процесса и способен должным образом применять модель на практике, оперативно корректируя ее при необходимости,  поскольку он владеет умением комплексно планировать задачи обучения и воспитания, развивать креативные способности учащихся, опираясь на изучение их возможностей, выделять главное в содержании учебного материала, корректно выбирать формы, методы и средства организации   обучения, создавать оптимальные условия для обучения и умело применять выбранный вариант учебного процесса.

Очередным важным условием, способствующим эффективному использованию в образовательном процессе вуза спроектированной технологии обучения иностранному языку, является осуществление совместной творческой деятельности преподавателя и обучающихся, направленной на развитие креативных способностей студентов, представляющей собой субъект-субъектное взаимодействие. Отношения партнерства между преподавателем и учащимися возможны в условиях совместной творческой деятельности, имеющей личностный смысл для каждого из них. Такие отношения проявляются во взаимосвязи,  взаимовлиянии обучающего и обучаемых. В условиях соактивности главными средствами регулирования процесса обучения становятся просьбы, пожелания, похвала, доброжелательное порицание. Меняется функциональная нагрузка учителя, он заостряет внимание не на выполнении упражнений, а на содержательном аспекте  деятельности, раскрывая цель и мотив каждого задания. Девизом совместной деятельности становится лозунг «Действуем вместе!»  Преподаватель в зависимости от ситуации на занятии предстает перед студентами в роли речевого партнера, или консультанта и помощника, или инициатора общения, по необходимости - и в роли арбитра. Следствием доброжелательных взаимоотношений преподавателя и обучаемых выступает повышение уровня мотивации последних, учащиеся чувствуют себя свободно и раскованно, не испытывают страха сделать ошибку. Преподаватель, который работает творчески, строит учебный процесс, акцентируя внимание на раскрытии способностей обучаемых, организует отношения сотрудничества, в которых ориентируется не на функции обучаемого как ученика, а на его личность и перспективы ее развития, стимулируя в полной мере активность, самостоятельность и креативность обучаемых [3, с.125].

Следующим важным условием, способствующим эффективному использованию в образовательном процессе вуза спроектированной технологии обучения иностранному языку, является диагностическое целеполагание, отбор и структурирование содержания учебного материала, которое проводится с учетом принципов личностно-ориентированного подхода к образованию; аутентичности, связанной с критерием культурологической ценности и обеспечивающей расширение межкультурной компетентности студентов; активизации творческой деятельности студентов; квалификационными требованиями к подготовке специалистов в вузе и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Анализ современных подходов к целеполаганию показывает, что единого мнения по данному вопросу нет. Разделяя мнение Ивановой О.Ю., правомерно констатировать, что диагностическая постановка цели обучения дает преподавателю возможность выявить как исходный, так и требуемый уровень языковой подготовки студентов. Следовательно, диагностическое целеполагание должно осуществляться на следующих уровнях:

  • системном - разработка общих целей профессионального образования  в соответствии с ГОС ВПО;
  • предметном - формулирование дидактических целей по изучению в вузе конкретной дисциплины  на основе квалификационных требований к подготовке специалистов и требований Типовой программы по изучаемой дисциплине для вузов;
  • модульном - уточнение дидактических целей для изучения каждого модуля, который представляет собой логически завершенную единицу учебного материала и включает темы, объединенные общими целями и задачами;
  • уровне конкретного занятия - детализация частных дидактических целей для изучения темы определенного модуля в рамках учебного занятия [5, с.169].

Таким образом, диагностическое целеполагание предусматривает дальнейший отбор и структурирование содержания учебного материала.

Общеизвестно, что содержание обучения включает в себя три главных элемента: учебный материал, учитель, ученик. В этом смысле деятельность преподавателя сопоставима с деятельностью режиссера, основной функцией которого является отбор и структурный анализ  выбираемых им учебных материалов и пособий. Именно через личность преподавателя, его творчество, учебный материал влияет на учащихся, формируя их личность. Следовательно, необходимо учитывать личностно-ориентированный подход в работе по отбору содержания и в проведении структурного анализа учебного материала. В рамках данного подхода «ученик становится главным субъектом учебного процесса. Учитель выступает не просто в роли модератора, создающего стимулы, побуждающие ученика к усвоению содержания обучения, - он является помощником и организатором общения» [3, с.78]. С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что диагностическое целеполагание, отбор и структурирование содержания учебного материала с учетом принципов личностно-ориентированного подхода к образованию; аутентичности, связанной с критерием культурологической ценности и обеспечивающей расширение межкультурной компетентности студентов; активизации творческой деятельности студентов; квалификационными требованиями к подготовке специалистов в вузе и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования  способствует успешному и эффективному обучению студентов с применением модели креативной направленности обучения студентов в вузе.

Очередным условием успешной реализации модели креативной направленности обучения  выступает выбор специальных форм, методов и средств обучения. Проблема поддержания интереса к обучению всегда представляет собой актуальный вопрос в среде педагогов. Интерес к учению играет большую роль для успешной реализации задач образования, воспитания и развития учащихся. Как известно, ведущим мотивом деятельности учеников является мотив общения. Наиболее полно он может проявляться через творческий подход к обучению, воспитанию через нетрадиционные, активные формы обучения, которые предполагают свободное общение, раскрепощенность, обыгрывание жизненных ситуаций, подготовку самостоятельных заданий по выбору.

Современный урок  должен представлять собой живое действо, сотворчество и сотрудничество преподавателя и студентов. Здесь необходимо учитывать следующие условия: во-первых, важна формулировка темы урока, поскольку она предопределяет ход урока, вызывает интерес с первых минут; во-вторых, необходимо использовать различные опоры, которые отображают содержательный момент урока и одновременно служат подсказкой учащимся, помогая им строить план выступления; в-третьих, важно создать такие условия, чтобы учащиеся могли самостоятельно добывать знания,  т.е. преподаватель должен предложить им информационный материал, который пригодится  для дальнейшей работы, для выполнения творческих заданий.

Творчески ориентированное обучение является сегодня актуальным дидактическим направлением, именно творческие задания являются сегодня признаком современности, позволяя преподавателю по-новому организовать работу над любым видом деятельности. Преподавателю следует вносить разнообразие в обучение, включая в него творческие личностно-ориентированные упражнения и задания, способствующие развитию творческого потенциала учащегося, расширению его кругозора, стимуляции оригинального мышления, самостоятельности в порождении нового знания. Практика преподавания показывает, что наиболее эффективными приемами выступают:

  • обучение в сотрудничестве;
  • организация проектной деятельности, метод проектов;
  • учебно-ролевая игра;
  • организация дискуссий;
  • ситуационный анализ (кейс-стади) [6].

Для того  чтобы развивать творческие способности учащихся  недостаточно только использовать технологии и методы, направленные на развитие творческого потенциала, необходимо создать такие педагогические условия, которые бы способствовали креативной направленности обучения; такую обучающую среду, в которой преподаватель выступал бы в роли дирижера, режиссера, волшебника, который чутко окрашивал бы каждый компонент образовательной деятельности и прикосновением своей волшебной палочки, своим педагогическим мастерством превращал бы процесс обучения в творчество. Вышеперечисленные приемы не являются единственными в рамках обсуждаемой темы, но наиболее полно соответствуют главной задаче - развитию творческих способностей учащихся.  По сути, любой прием, метод, упражнение можно креативно использовать, все зависит от желания и умения творца процесса обучения - преподавателя. В его умелых руках любое задание может представлять собой искусную загадку, способствующую не только развитию интеллектуальных знаний, умений и навыков, но и формированию творческого потенциала учащихся.

Заключительным важным условием, способствующим успешному использованию в образовательном процессе вуза спроектированной технологии креативной направленности обучения студентов в вузе, выступает  организация контроля и оценивания результатов деятельности студентов с помощью специально разработанных форм педагогического контроля, способствующих активизации творческой деятельности по усвоению способов самостоятельного наращивания новых знаний и приобретению опыта осуществления творческих процедур.

Контрольно-оценочный компонент модели креативной направленности обучения студентов в вузе  предполагает регулярную  проверку и оценивание результатов деятельности учащихся  в процессе обучения, поскольку  контроль знаний  представляет собой  один из важных элементов целостного учебно-воспитательного процесса. Поэтому считаем целесообразным отметить технологию портфолио, которая вполне реализует все функции оценки: диагностическую, обучающую, организующую, воспитывающую, а также способствует активизации творческой деятельности по усвоению способов самостоятельного наращивания новых знаний и приобретению опыта осуществления творческих процедур.

Ведение учащимися индивидуальных портфолио, которые представляют собой  коллекцию работ и результатов учащегося, позволяет:

  • определить степень их активности при изучении различных тем, разделов;
  • проследить индивидуальный прогресс ученика, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;
  • глубже понять причины успехов и неудач в учебе, на основе анализа самоотчетов учеников по изучаемым темам, разделам или предметам;
  • определить наличие всех запланированных по курсу работ; отражение собственных позиций ученика (самоанализ по теме); оригинальность творческой работы;
  • обеспечить обратную связь от ученика к учителю при затрудненном оценивании индивидуальных достижений ученика в коллективных методах работы (метод проектов, обучение в сотрудничестве и т.д.);
  • повысить мотивацию к необходимости и полезности контроля, прежде всего, самому обучаемому, поскольку соединяясь, в результате регулярного выставления самооценок с самоконтролем, он помогает совершенствовать знания, делает их более ясными и систематизированными, содействует развитию памяти и мышления;
  • проводить контроль регулярно и часто, что побуждает учащегося заниматься интенсивнее;
  • придавать значение планированию учащимся своих образовательных результатов, формируя умение учиться - ставить цели, организовывать собственную учебную деятельность.

Необходимость реализации данного условия обусловлена тем обстоятельством, что при условии дальнейшей информатизации образования, применение технологии портфолио в учебном процессе позволит усовершенствовать  традиционную систему оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического контроля и оценки, способствуя интеграции количественной и качественной оценок, перенося педагогическое ударение с оценки на самооценку. Перспективность использования технологии  портфолио обусловлена тем, что она  отвечает новым целям образования, соответствует сущности учебно-воспитательного процесса, способствует развитию личности обучаемого как основной ценности всего образовательного процесса.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что совокупность педагогических   условий, выделенная на основе теоретического анализа и в ходе экспериментального обучения,  будет способствовать эффективной реализации и результативному функционированию модели креативной направленности обучения студентов в вузе.

Рецензенты:

  • Гребенкина Л.К., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВПО РГУ им. С.А.Есенина, г. Рязань.
  • Мартишина Н.В., д.п.н., профессор  кафедры педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВПО РГУ им. С.А.Есенина, г. Рязань.

Библиографическая ссылка

Макарушина Е.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛИ КРЕАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5498 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674