Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И КОЛЛОИДНОЙ ХИМИИ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Балачевская О.В.
Рассматривается методическая система обучения физической и коллоидной химии студентов фармацевтического факультета и ее теоретическая модель. Теоретическая модель состоит из целевого, содержательного, процессуально-деятельностного, организационно-управленческого и результативно-оценочного компонента. Обоснован выбор интегративно-модульного подхода как ведущего при формировании методической системы.

Методическая система обучения студентов-фармацевтов физической и коллоидной химии является конкретным проектом, созданным нами на основе, разработанной теоретической модели модульного обучения. Под методической системой мы понимаем единство и взаимосвязь ее цели и задач, содержания, деятельности субъектов, дидактико-методического комплекса, образовательных результатов и управления качеством обучения [1, С. 14]. Данная система характеризуется структурными, функциональными и системно-коммуникативными характеристиками и проектируется, исходя из ее места и роли в целостной системе профессионального медицинского образования.

Методическая система отражает как дидактико-методический уровень, определяющий ее состав, содержательное и организационное обеспечение, так и частно-методический, конкретизирующий и меняющий набор методического обеспечения каждого модуля. Она отражает также три стороны подготовки будущих провизоров по физической и коллоидной химии: теоретическую (лекции), практическую (практикумы расчетные и лабораторные, семинары, электив) и исследовательскую [2, С. 85].

При построении методической системы обучения физической и коллоидной химии мы опирались на следующие принципы:

  • соответствия методической системы целям исследования и теоретической модели целостного процесса обучения физической и коллоидной химии студентов-фармацевтов;
  • системности, предусматривающий построение методики обучения ФКХ как системы, в которой отражена логическая последовательность выделенных модулей учебной программы и взаимосвязь всех компонентов данной системы;
  • технологичности, реализующий технолого-методический подход к обучению, построенному на основе четкого выделения целей и соответствующего им инструментария, этапов акцентирования внимания на целевую, процессуально-деятельностную, управленческую, оценочную и результативную стороны этого процесса;
  • включения студентов в активную разнохарактерную и разноуровневую деятельность;
  • гуманности и адаптивности методической системы разным группам студентов, ставящий студента в центр обучения;
  • интенсивности и эффективности обучения;
  • систематической обратной связи.

Методическая система обучения студентов-фармацевтов физической и коллоидной химии рассматривается нами как объективный источник информации о содержании и характере взаимодеятельности преподавателей и студентов, как интегратор и регулятор в условиях современной информационно-образовательной среды фармацевтического факультета. Она является ориентиром системной организации учебного процесса, а также технолого-методическим инструментом преподавателя, направленным на повышение качества образовательного процесса, а также усвоения данной дисциплины и развитие личности обучаемых.

Для построения методической системы мы использовали методологические подходы: системный, интегративно-модульный, личностно-деятельностный, эвристико-алгоритмический.

Системный и личностно-дея-тельностный подходы позволили представить содержание как сложную дидактико-методическую систему, направленную на ее усвоение в деятельности. Это определило усиление методологической составляющей содержания, а также разработку методического аппарата его усвоения.

В организации и управлении деятельностью студентов по усвоению инновационного содержания приоритетом стала направленность на внутри- и межпредметную интеграцию. Применение интегративного подхода значительно увеличивает объем содержания обучения, что не может не входить в противоречие с ограниченностью учебного времени, отводимого на изучение курса физической и коллоидной химии. Поэтому при конструировании содержания мы стремились к его минимизации, используя интегративно-модульный подход, предполагающий укрупнение дидактических единиц и его построение в виде взаимосвязанных и непрерывно развивающихся модулей [3, С. 27]. Под модулем мы понимаем дидактико-методический комплекс, связывающий содержание воедино, позволяющий более полно учесть индивидуальные особенности, уровень подготовки к обучению предмета, конкретной теме студентов, повысить их самостоятельность [2, С. 93].

Эвристико-алгоритмический подход предполагает организацию творческой деятельности путем ее рационализации, т.е. алгоритмизации, так как одним из источников эвристического поиска являются накопленные личностью информация и опыт деятельности.

Для создания целостной методической системы обучения студентов физической и коллоидной химии мы разработали теоретическую модель (рис. 1), которая является графическим проектом. В этой модели мы учли влияние внешних факторов, создания положительного образовательного поля и выделили компоненты: целевой, содержательный, процессуально-деятельностный, организационно-управ-ленческий и результативно-оценочный. Компонентами методической системы являются цели и методы обучения, содержание модулей, методы, средства и способы организации учебного процесса, критерии оценивания результатов обучения.

Целевой компонент методической системы включает:

  • овладение преподавателями теорией, методикой и технологиями обучения физической и коллоидной химии, а студентами - методологическим, теоретическим и прикладным содержанием предмета;
  • формирование у студентов экспериментальных, задачных, исследовательских, практических умений в условиях рациональной организации труда и активной целенаправленной совместной деятельности преподавателя и студента, а также интереса к предмету;
  • развитие интеллектуальных умений, воспитание духовно-нравственной сферы личности содержанием и средствами данной дисциплины.

Содержательный компонент методической системы представлен 7 модулями содержания, вводным блоком и элективным курсом. Эти блоки определены в нашей модели на основе интегративно-модульного подхода, который отражает стремление к компактности химического содержания. Конструктивность интегративно-модульного подхода заключена в том, что он отражает в каждом блоке все его структурные единицы, а также единство теории и практики, содержание которых пронизывается важными идеями профессиональной направленности.

p

p

Рис. 1. Теоретическая модель методической системы обучения

Процессуально-деятельностный компонент основывается на специфике содержания курса физической и коллоидной химии, на психолого-педагогических основах развивающего обучения, учета возрастных и индивидульно-психологических особенностей студентов. Их реализация осуществляется комплексом средств и методов обучения, воздействующих на мотивационно-эмоциональную сферу обучаемых и стимулирующих их активную познавательную деятельность. Процессуально-деятельностный компонент реализуется во взаимодействии студентов и преподавателя, а также взаимодействии студентов с компьютерами, литературой, в сотрудничестве. Важнейшим условием осуществления их деятельности служат средства обучения - реальные химические объекты, их наглядное изображение, химический эксперимент, учебники, учебно-методические пособия, справочники [2, С. 89].

Организационно-управленческий компонент связан с выбором организационной системы и разных форм организации обучения и деятельности студентов (лекции, семинары, практикумы, защиты тем, учебно-исследовательская работа студентов, элективные занятия и др.). Он также связан с управлением качеством образовательного процесса на каждом из этапов обучения с помощью специально отобранного для этого материально-технического и методического обеспечения. Мы уделяем особое внимание четкому планированию занятий, учебно-исследовательской работы студентов, их организации, усилению обратной связи в процессе обучения, использованию в каждом модуле системы познавательных задач как средства активизации учебной деятельности студентов и управления ею. Виды деятельности преподавателя и студентов конкретизируются и определяются целями и содержанием модулей и заложенными в них характером и уровнем деятельности с последующим усилением ее рефлексии.

Результативно-оценочный компонент отражает требования к качеству химической подготовки, определенные Государственным Стандартом и нормативными документами. Этот компонент связан с различными формами контроля и оценивания знаний и умений в процессе реализации целей и содержания на каждом из этапов обучения.

Теоретическая модель является прообразом методической системы обучения физической и коллоидной химии студентов фармацевтического факультета, графическим отображением в ней образовательного процесса, отражает ее целостность и полифункциональность [3, С. 53]. Теоретическая модель является методологическим ориентиром построения и реализации методической системы интегративно-модульного обучения студентов в вузовской практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции (На примере дисциплин естественнонаучного цикла): Учебное пособие. - СПб.: Образование, 1998.
  2. Литвинова Т.Н. Теория и практика интегративно-модульного обучения общей химии студентов медицинского вуза. - Краснодар, Издательство Кубанской государственной медицинской академии, 2001. - 264 с.
  3. Шаталов М.А. Система методической подготовки учителя химии на основе проблемно-интегративного подхода: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 103 с.

Библиографическая ссылка

Балачевская О.В. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И КОЛЛОИДНОЙ ХИМИИ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=558 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674