Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБКУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Мосиенко Л.В. 1
1 ГОУ ВПО Оренбургский государственный университет, Оренбург
В статье определены различные подходы к исследованию молодежной субкультуры (социологический, деятельностный, системно-динамический, синергетический и др.), обоснована правомерность применения аксиологического подхода, позволяющего выработать многомерный взгляд на молодежную субкультуру, в том числе студенческую. Автором уточнено понятие студенческой субкультуры как динамического автономного и относительно целостного образования, представляющего собой актуализированную личностью культурно-образовательную среду, обладающую темпоральными и пространственными характеристиками, имеющего свою историю, отличающегося особым способом поведения и стереотипами, собственной ритуальной практикой, своими языковыми особенностями, определяются подходы к исследованию феномена субкультур, обоснована правомерность. В контексте аксиологического подхода выявлены аксиологические характеристики студенческой субкультуры: ценности, ценностные ориентации, ценностное самоопределение личности в пространстве молодежной субкультуры, аксиологический потенциал личности, субъектность, стереотипы, нормативное поведение, идеалы.
студенческая субкультура
ценности
ценностные ориентации студенческой молодежи
ценностное самоопределение в пространстве молодежной субкультуры
субъектность студента
1. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. – Оренбург: ОГПИ, 1996. – С.49.
2. Кирьякова, А.В. Университеты в современном мире: аксиологический ресурс развития: учебное пособие для преподавателей высших учебных заведений / А.В.Кирьякова, Л.В.Мосиенко, Т.А.Ольховая; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2010. – 374 с.
3. Колесин И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов // Социологические исследования. – 1999. – №1. – С.130.
4. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М., 1983. – С.33-35.
5. Мосиенко, Л.В. Молодежная субкультура: проблема становления: монография / Л.В.Мосиенко. – М.: Дом педагогики, 2010. – 207 с.
6. Ольховая, Т.А. Теория и практика становления субъектности студента университета / Т.А. Ольховая. – Нижний Новгород: ВГИПУ, 2006. – 133 с.
7. Повзун В.Д. Жизненные ценности студентов университета в новых социокультурных условиях // Вестник ОГУ. – 1999. – №3. – С. 72-77.
8. Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / под ред. В.В. Костюшева. – СПб.: Норма, 1999. – С. 9-23.
9. Философский словарь / под ред. И.Т.Фролова. – 6-е изд. – М.: Политиздат, 1991. – 559 с.
10. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. – Томск: Томский гос. ун-т, 2005. – 399 с.
Понятие «субкультура» относительно недавно вошло в лексикон философов, социологов, культурологов, педагогов. В настоящее время им достаточно широко пользуются отечественные и зарубежные ученые, считая, что оно является наиболее подходящим для раскрытия специфических особенностей креативной деятельности, систем ценностей представителей различных общностей.

Существуют различные подходы к исследованию понятия субкультуры: социологический подход к определению субкультуры базируется на понимании культуры как совокупности всех материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством [6]; деятельностный подход заключается в рассмотрении культуры как процесса творческой деятельности человека [4]; системно-динамический подход представляет субкультуру как сложную систему, претерпевающую фазовые преобразования; синергетический подход описывает взаимодействия субкультур как хаотически разворачивающийся процесс, а также информационный, генетический, иерархический, трофический, экологический, эпидемиологический подходы [3], когнитивный подход [8]. Л.В.Шабанов объединяет различные концепции в три реально существующих подхода: структурно-функциональный, психоаналитический подходы и антропологическую концепцию молодежных субкультур [10].  

Аксиологический подход в изучении молодежной субкультуры объединяет различные методы, методики и позволяет выработать многомерный взгляд на молодежную проблему, а также разрешить целый ряд вопросов, связанных с исследованиями молодежной субкультуры, среди которых - вопрос об определении аксиологических параметров исследования молодежной субкультуры.

В контексте аксиологического подхода мы рассматриваем молодежную субкультуру как коммуникативную систему, самовоспроизводящуюся во времени, как систему ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной субкультурной группы, отличающуюся от господствующей в обществе культуры, но порожденную ею и неразрывно с ней связанную. Эта система обеспечивает воспроизводство и изменение жизни социальной группы во всех ее основных проявлениях. Выделяя студенчество как отдельную молодежную субкультуру, имеющую свою историю, отличающуюся особым способом поведения и стереотипами, собственной ритуальной практикой, своими языковыми особенностями, определяем ее как динамическое образование, представляющее собой актуализированную личностью культурно-образовательную среду, обладающую темпоральными и пространственными  характеристиками.  Студенческая субкультура - автономное и относительно целостное образование.

 Студенты позитивно оценивают свою принадлежность к студенчеству как особой социальной группе и ставят ее на одно из первых мест по престижности, отмечая преимущественное положение студента в «молодежной иерархии», высокий интеллектуальный уровень, большие шансы «устроиться в жизни». Высшее учебное заведение они воспринимают не только как институт профессионального образования, но, в первую очередь, как среду общения. Среди признаков, консолидирующих студенчество, указывают осознание себя как группы, набор ритуалов (посвящение в студенты, «экватор», защита диплома, первая сессия), магические представления и связанные с ними ритуальные действия (приметы, поведенческие и ритуальные табу), личностные характеристики (умение выживать в любых условиях, повышенная работоспособность, особенно, во время сессии, подверженность суевериям), студенческий лексикон, так называемый сленг.

В результате диагностического исследования в рамках реализации аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (регистрационный номер 2.1.3/9524) выявлены аксиологические характеристики студенческой субкультуры: ценности, ценностные ориентации, ценностное самоопределение личности в пространстве молодежной субкультуры, аксиологический потенциал личности, субъектность, стереотипы, нормативное поведение, идеалы.

«Аксиологическим ядром» молодежной субкультуры выступают ценности. Вслед за А.В.Кирьяковой, в широком смысле определяем ценность как объект окружающего мира, наделенный особым значением, как положительным, так и отрицательным для человека, социальной группы, общества в целом. Ценностью является любой объект, материальный или идеальный, реальный или воображаемый, ситуативный или устойчивый, локальный или универсальный, которому отдается наибольшее предпочтение. С одной стороны, ценность - это все то, что считается нормальным, правильным, чем восхищаются, на что равняются, стараются придерживаться. С другой стороны, то, что считают анормальным, что осуждают, не одобряют. Это - так называемые антиценности. К ценностям, которые характеризуют, выделяют субкультуры как таковые, относим именно те, которые присущи определенной субкультурной группе в целом и конкретному индивиду (члену субкультуры) в частности.

Результаты исследования позволили определить следующую типологию ценностей молодежной субкультуры с полярным профилем дихотомии «добра» и «зла»: моральные ценности (с положительной коннотацией: здоровье, мужество, уважение, гордость, счастье, свобода, любовь к природе, естественности, ненасилие, торжество жизни во всех ее проявлениях, противостояние несправедливости, жажда  самовыражения, преданность, ответственность, патриотизм; с отрицательной коннотацией: цинизм, критичность в отношении всего, наплевательское отношение к ценностям внешнего мира, анархизм, смерть, агрессивность, культ силы, свобода в передвижении и действиях без оглядки на норму, мораль); интеллектуальные, профессиональные ценности (с положительной коннотацией: работа, карьера, книга, игра, знания, стремление обеспеченной жизни, достижение успеха в профессиональной сфере, успех в работе и спорте, интерес к истории, языкам, боевым искусствам, фехтованию и др., развитие и преобразование виртуального пространства, его всеобщая доступность и привлекательность, творчество, любознательность; с отрицательной коннотацией: работа только для пропитания, развлечения и невмешательство, ничегонеделанье; стремление к халяве); общественные ценности (с положительной коннотацией: семья, дружба, любовь, свобода, братство, взаимовыручка, солидарность, сплоченность, общительность, самоутверждение через воспроизведение исторического сюжета, против войны, за мир, вера в человеческий дух, традиции предков, традиции; с отрицательной коннотацией: необязательность, отказ от ценностей старшего поколения и разрыва с ним, отрицание общества, основ государства, собственности, бродяжничество, отрицание семейных ценностей, непотребное отношение к женщине); эстетические ценности (с положительной коннотацией: эстетика, искусство, музыка, красота, юмор, мода, протест против безвкусицы, пестроты, развитый ум, изысканный гардероб, коллекции пластинок, хорошая библиотека, протест против стереотипов поведения, против единообразия в одежде, музыке, стиле жизни; с отрицательной коннотацией: небрежность (в одежде); эпатажность).

Обращает на себя внимание представленность в молодежных субкультурах ценностей, связанных с утверждением в обществе, ближайшей социальной средой, ценностей, связанных с удовлетворением в общении, а также с самосовершенствованием, самовыражением.  Приоритет, безусловно, принадлежит общечеловеческим ценностям (семья, любовь, дружба, личная жизнь, работа, знания, карьера).  Антиценности (наркотики, алкоголь, агрессивность, цинизм, национализм и др.) характеризуют отдельные молодежные субкультуры и являются индикатором традиционно отрицательного отношения к данному явлению.

Следующим параметром исследования молодежной субкультуры считаем ценностные ориентации, под которыми понимаем избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, систему его установок, убеждений, предпочтений, выраженную в поведении. Ценностная ориентация, по утверждению А.В.Кирьяковой, - это сложный, противоречивый и в то же время закономерный процесс, развертывающийся «по спирали» как в пространстве, так и во времени, это «ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее» [1,49]. 

Ценностные ориентации определенной субкультуры определяются социальной практикой общества и его ценностями, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры, возрастными или иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Синтез ценностных ориентаций как реализованных возможностей, так и не удовлетворенных потребностей личности в самоуважении, саморазвитии, самореализации  есть не что иное, как аксиологический потенциал личности, та «ось сознания», которая определяет выбор, пронизывая все жизненные ситуации, и влияет на весь процесс жизнедеятельности человека. От того, насколько развит аксиологический потенциал молодого человека, в значительной мере зависят его жизнь и качество его деятельности, его ориентация в пространстве молодежной субкультуры. 

Ценностное самоопределение молодого человека в пространстве молодежной субкультуры представляет собой процесс обретения личностью смысла, целей и ресурсов собственной жизни в пространстве и времени молодежной субкультуры. Этот процесс предполагает качественные изменения в ценностном отношении личности к собственной жизни в пространственно-временном континууме молодежной субкультуры, благодаря формированию целостного представления о мире и осмыслению своего места в нем.

Заинтересованное отношение студента к молодежной субкультуре, к представителям различных молодежных субкультур, собственная активная позиция, скорее, участие в молодежных субкультурах  определяют субъектность,  являющуюся уровневой характеристикой человека. Субъектные свойства появляются только на определенном уровне развития и определяются балансом процессов экстериоризации и интериоризации, континуумом внешнего и внутреннего (Т.А.Ольховая). Субъектность молодого человека в пространстве молодежной субкультуры - это целостное, развивающееся качество его личностной позиции, которое характеризует ценностное, инициативно-ответственное отношение к молодежной субкультуре; выражается в его сориентированности в пространстве молодежной субкультуры, в желании и умении видеть и определять, оценивать социализирующие, развивающие возможности молодежной субкультуры, выработать собственное отношение к молодежной субкультуре; может выступать предпосылкой и показателем личностного, возможно, профессионального становления.

Применительно к молодежной субкультуре под стереотипом понимаем образ субкультурной группы, который может отражать как физические, так и интеллектуальные черты, сформированный под воздействием определенной информации, опыта и  зафиксированный в сознании с помощью эмоций, и реализуемый в поведении.

В процессе жизнедеятельности группы возникают и развиваются определенные групповые нормы как один из аксиологических показателей молодежной субкультуры, которые в той или иной степени должны разделять все участники. По своей сути - это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Они являются стандартом нормативного поведения в малой группе, регулятором отношений, которые в ней складываются.        

Способ и характер нормативного поведения, деятельности субкультурной группы определяются также идеалами, раскрывающимися в форме нравственного, правового кодекса правил, законов, примеров; в отношении деятельности - в форме выбора цели. Наличие идеалов связано с особым состоянием эталонности сознания, предполагающим не только принятие идеи или чьего-то поведения, деятельности, творчества в качестве образца, а наличие убеждений, абсолютной веры в правоту избранных идей.

 Таким образом, аксиологический подход позволяет под новым углом зрения рассматривать молодежную субкультуру, конструировать участие в ней как ценностно-детерминированный, креативно-деятельностный и личностно-ориентированный процесс, способствующий ценностному самоопределению молодого человека, а аксиологическими параметрами ее исследования выступают ценности, ценностные ориентации, ценностное самоопределение личности в пространстве молодежной субкультуры, аксиологический потенциал личности, субъектность, стереотипы, нормативное поведение, идеалы.

Работа выполнена в рамках реализации Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (регистрационный номер 2.1.3/9524)

Рецензенты:

  • Попов Е. Б., д.п.н., доцент кафедры иностранных языков, Оренбургский институт (филиал) Московской государственной юридической академии, г. Оренбург.
  • Колобова Л. В., д.п.н., доцент, профессор кафедры французского языка и методики преподавания французского языка, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург.

Библиографическая ссылка

Мосиенко Л.В. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБКУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5629 (дата обращения: 06.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074