Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОВЛАДЕНИЕ БУДУЩИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ПЕДАГОГАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шептенко П.А. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия», Барнаул, Россия (656031, Барнаул, ул. Молодёжная, 55)
В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки социальных педагогов в условиях перехода на новые стандарты, сущность социально-педагогической деятельности и пути её реализации будущими социальными педагогами. Определена необходимость введения социально-педагогической компоненты в сфере образования. Представлена модель по овладению будущими социальными педагогами профессиональными компетенциями в области социально-педагогической деятельности по организации самопомощи детей, подростков, молодежи и взрослых, доказана её эффективность. Показано, что апробация предложенной модели в условиях психолого-педагогического образования обеспечивает эффективность подготовки социальных педагогов к реализации социально-педагогической деятельности.
социально-педагогическая деятельность
профессиональные компетенции
социализация
личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие
самопомощь клиентов
функции социального педагога
компоненты профессиональной готовности
1. Бочарова В. Г. Социальная педагогика: монография. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004. - 368 с.
2. Социальная педагогика: учебное пособие / под ред. В.А. Никитина. - М.: ВЛАДОС, МГСУ, 2002. - 270 с.
3. Сластёнин В.А., Руденко Н.Г. Становление профессионализма социального педагога // Функции социального педагога и их реализация: материалы III - го регионального научно-практического семинара, посвященного 75-летию БГПУ. - 2009. - С 7-10.
4. Торохтий В.С. Актуальные проблемы современной социальной педагогики (избранные статьи). - М.: МГППУ, 2011. - 204 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». - М.: МГППУ, 2011. - 34 с.
6. Шептенко П.А. Введение в специальность «социальный педагог»: учебное пособие. - М.: Флинта; МПСИ, 2008. - 157 с.
Развитие образования в России предполагает формирование через систему образования социальных отношений, наиболее благоприятных для развития каждого человека и страны в целом, развития гражданского общества... (Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг.»). В этой связи повышается значимость социально-педагогической компоненты во всех сферах профессиональной деятельности и образования. Стоит вопрос о введении во все образовательные и социально-педагогические учреждения специалистов, способных повлиять на сложившуюся кризисную ситуацию, оказать конкретную социально-психолого-педагогическую помощь в социализации детей и подростков, молодёжи и взрослых. Поэтому закономерным для нашего общества стало введение института социальных педагогов.

Несмотря на разноречивость понимания объектно-предметной области социальной педагогики, большинство специалистов сходятся в том, что объектом социальной педагогики рассматривается педагогика отношений в социуме, целостная система социальных отношений, а её предметом - процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия индивида в течение всех возрастных периодов жизни и в различных сферах его микросреды, многоплановой социальной жизнедеятельности на всю совокупность социальных отношений [1].

В настоящее время осуществляется переход на  уровневое высшее профессиональное образование. В связи с этим актуализируется проблема совершенствования подготовки специалистов для социальной сферы, в частности, социальных педагогов.

Наше исследование проводилось на базе Института психологии и педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия» (ФГБОУ ВПО «АлтГПА»), в котором  осуществляется подготовка бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика».

Разработчиками (основной разработчик ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет») Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по данному направлению предложена компетентная  модель подготовки выпускника, определены его профессиональные задачи, описаны общекультурные и профессиональные компетенции. Образовательная модель создает возможность для «бакалавриата» любого профиля психолого-педагогического направления продолжить свое обучение в магистратуре по данному (другому) профилю и быть подготовленным к  профессиональной деятельности [5].

Целью нашего исследования явилась разработка и реализация модели организации самопомощи клиентов, направленной  на формирование профессиональных компетенций у будущих социальных педагогов в области социально-педагогической деятельности. Модель включает цель, принципы, компоненты, этапы,  уровни, результат.

Исходными положениями и основными правилами построения процесса организации самопомощи детей, подростков, молодёжи (далее клиентов) являются следующие принципы: самоктуализации, субъект-субъектных отношений, индивидуализации, диалогичности, добровольности выбора, доверия и поддержки, деятельностного подхода и другие.

Компонентами подготовки социальных педагогов к организации самопомощи клиентов являются: стимулирующе-мотивационный, содержательный (теоретический), операционно-деятельностный, оценочно-рефлексивный.

Стимулирующе-мотивационный компонент состоит в том, чтобы сформировать у студентов потребность в организации самопомощи клиентов.

Содержательный компонент ориентирован на овладение студентами системой знаний, раскрывающих личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие с целью организации самопомощи клиентов.

Операционно-деятельностный компонент направлен на индивидуализацию и дифференциацию познавательной деятельности студентов, самостоятельности, вариативности действий; формирование у будущих социальных педагогов более сложной совокупности знаний, умений, навыков, позволяющих им моделировать процесс самопомощи клиентов, их развития.

Оценочно-рефлексивный компонент обусловлен рефлексией как необходимым механизмом любой сознательной деятельности, реализация которой осуществляется на основе рефлексивного отношения к себе, своим качествам, действиям, поступкам, состояниям, самооценки своих достижений, определении путей дальнейшего развития.

Компоненты профессиональной готовности мы рассматриваем как параметры сложной многоуровневой модели специалиста, каждый из которых необходим для того, чтобы считать выпускника овладевшим профессиональными компетенциями в области социально-педагогической деятельности.

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования установлены  общие требования к профессиональной подготовке специалистов по социальной работе, в частности, социальных педагогов, которые должны овладеть не только научными знаниями, необходимыми для его будущей профессиональной деятельности, но и приобрести определённые умения - аналитические, организаторские, коммуникативные, проективные и другие.  В стандарте бакалавриата выделены особо важные по данному направлению компетенции  в области социально-педагогической деятельности:

  • владеть методами социально-педагогической диагностики;
  • выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами;
  • выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства;
  • выявлять интересы, трудности, проблемы, конфликтные ситуации и отклонения в поведении обучающихся;
  • организовывать мероприятия по развитию и социальной защите обучающихся;
  • составлять программы социально-педагогического сопровождения и поддержки;
  • участвовать в разработке и реализации социально-значимой деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов [5].

Исходя из Госстандарста психолого-педагогического направления, образовательные программы основаны на культурно-историческом и деятельностном подходе, их содержание направлено на формирование у будущих специалистов таких знаний и общих для этих видов профессиональной деятельности компетенций, которые позволяют организовывать и осуществлять воспитание и обучение в процессе игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности.

Стратегию современного психолого-педагогического образования составляют развитие и саморазвитие личности педагога, способного не только обслуживать педагогические и социальные технологии, но и выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле [3]. Эта стратегия воплощается нами в содержании, формах, технологиях учебно-воспитательного процесса.

При реализации модели мы учитывали, что основным видом профессиональной деятельности социальных педагогов является социально-педагогическая деятельность, которая ориентирована на работу с человеком в его социуме, окружающей микросреде. Он призван создавать благоприятные условия для социализации и развития личности. В центре внимания социального педагога человек и его проблемы. «Социально-педагогическая деятельность - это многоплановая и многоуровневая готовность специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей и интересов детей и взрослых по социальной адаптации, поддержке личностного развития, их социальной защите, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе на основе использования потенциальных возможностей самого социума для разрешения текущих и хронических проблем личности  или социальных групп» [4]. Социальный педагог побуждает человека к деятельности, помогает людям использовать личные ресурсы, резервные возможности для преодоления трудностей. Деятельность социального педагога направлена на содействие и помощь клиенту в решении его собственных проблем [6].

B качестве объекта социально-педагогической деятельности выступает человек, на которого направлена деятельность субъекта (социального педагога, других субъектов образовательного учреждения). В качестве объекта выделяют тех людей, на которых направлена социально-педагогическая деятельность. К ним относятся: дети-инвалиды, дети-сироты или дети, по каким либо причинам оставшиеся без попечения; дети- правонарушители; дети «группы риска» (склонные к употреблению психоактивных веществ), та категория подростков, которая требует помощи в процессе социализации. Это несовершеннолетние с психологическими, интеллектуальными, педагогическими и социальными отклонениями от нормы, а также те, которые имеют физические, психические и умственные нарушения развития или находящиеся в таких социальных условиях, которые сказываются на различных сторонах их развития. Также существует социально-педагогическая работа с индивидами, не имеющими отклонений в социальном развитии [2].

Подготовка социальных педагогов дифференцируется: особенностями национально-культурного состава населения, его образовательного уровня; остротой социальных проблем, стоящих перед регионом, краем, городом); наличием учреждений системы социальной защиты различных групп нуждающегося населения; возможностями учреждений образования, их кадровым потенциалом, его профессиональным уровнем.

Важнейшим ресурсом в системе профессионального педагогического образования определяется качественная по форме и содержанию психологическая подготовка современных педагогов, которая позволяет им осуществлять воспитание и обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Большое значение в работе с будущими социальными педагогами  приобретает формирование умения использования формы «диалога» и других интерактивных форм и методов педагогического взаимодействия. В диалоге скрыт большой педагогический смысл, воспитанник обретает то, что сегодня принято называть самостью - способность иметь и представлять автономность внутреннего мира своего «Я».

Будущий социальный педагог, еще обучаясь в вузе, убеждается в том,  что необходимо выработать у себя умение  помочь человеку справиться с собственными проблемами, уясняет, что педагогическое воздействие и взаимодействие социального педагога осуществляется с целью развития человека, перевода его в субъектную позицию,  что оно должно быть наполнено социальным смыслом, так как педагог выступает от имени общества и в его интересах. Он призван  «создать педагогическую ситуацию», которая ставит воспитанника перед необходимостью проявить себя как личность, поскольку затрагиваются вопросы  ее статуса, признания, самоопределения, ведущие жизненные потребности. Такая «ситуация» как бы «запускает» механизм личностного развития, стимулирует человека к самопомощи.

Формирование профессиональных компетенций осуществляется в процессе реализации разнообразных функций в практической деятельности: диагностической, прогностической, организационной, коммуникативной, функции социально-педагогической поддержки и других [6]. Все функции социального педагога взаимосвязаны и взаимообусловлены.

На первый план сегодня выдвигаются психотерапевтическая и коррекционная функции, которые помогают социальному педагогу защитить клиентов от неблагопритных условий, нейтрализовать и сфокусировать положительные влияния окружающей жизни, оказать помощь ребёнку в разрешении сложных стрессовых ситуаций, в личностном развитии и росте.

Как показало наше исследование, к осуществлению коррекционной и психотерапевтической функций будущие социальные педагоги готовы в меньшей степени. Причина, на наш взгляд, кроется не только в сложности их реализации, но и в неразработанности технологий их осуществления.

Исходя из структурных компонентов обучения будущих социальных педагогов организации самопомощи клиентов, мы обнаружили, чем выше уровень развития отдельных компонентов, тем выше степень развития структуры в целом. На основании обозначенных положений нами были выделены четыре уровня сформированности профессиональных компетенций будущих социальных педагогов в области социально-педагогической деятельности по организации самопомощи клиентов.

Оптимальный уровень - педагог самостоятельно, творчески применяет знания о личностно-ориентированном педагогическом взаимодействии, находит оптимальные решения использования активных методов и приемов воспитания, направленных на создание ситуации успеха у воспитанников, развитие самопомощи.

Допустимый - знания об организации самопомощи клиентов применяет в стандартных педагогических ситуациях по образцу, предложенному преподавателем.

Критический - владеет знанием об организации самопомощи, но затрудняется находить пути его осуществления, использования личностно-ориентированного подхода, организует процесс самопомощи в трудовой деятельности после подсказки преподавателя.

Недопустимый - имеет слабые знания сущности личностно-ориентированного подхода, организации самопомощи  и не использует приёмы их осуществления в своей практической деятельности.

Анализ результатов исследования показывает, что более 50 % будущих социальных педагогов находятся на оптимальном уровне, 34 % - на допустимом уровне, и только небольшая часть студентов находится на критическом и не допустимом уровне.

Наши наблюдения и опыт позволяют утверждать, что в процессе реализации модели по организации самопомощи клиентов происходит развитие профессиональных компетенций в области социально-педагогической деятельности.  Необходим дальнейший поиск путей формирования профессионализма социальных педагогов за счет совершенствования содержания образования, внедрения «новых» педагогических технологий, особенностью которых является их гуманистическая направленность, что предполагает способность социального педагога не только «принять» - «понять» клиента (ребенка, взрослого), но и «помочь» ему становиться личностью-субъектом своей жизнедеятельности.

Рецензенты:

  • Шалаев И.К., д.п.н., профессор, зав. УНИЛ «Управление развитием образования» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул.
  • Крайник В.Л., д.п.н., доцент, зав. кафедрой спортивных дисциплин  Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Балнаул.

Библиографическая ссылка

Шептенко П.А. ОВЛАДЕНИЕ БУДУЩИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ПЕДАГОГАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5646 (дата обращения: 15.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074