Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ПРЕЕМСТВЕЕННОСТЬ БАЗОВЫХ И ЭЛЕКТИВНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ КУРСОВ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Пудовкина Ю.Н. 1
1 Пензенский государственный педагогический университет им.В.Г. Белинского, г. Пенза
В статье рассматривается преемствеенность базовых и элективных математических курсов как условие эффективности предпрофильного обучения школьников, выполнение которого способствует формированию готовности выпускников основной школы ответственно осуществлять выбор профиля обучения на старшей ступени образования. В статье представлены цель, задачи, педагогические особенности организации работы предпрофильной подготовки школьников на основе рационального сочетания базовых и элективных математических курсов, а также специфика учебного процесса в предпрофильных классах. Рассматриваются отличительные особенности предпрофильного элективного курса от профильного, изучаемых учащимися в средних общеобразовательных школах. Проведен анализ результатов оценки повышения уровня знаний по математике, уровень сформированности мотивации учащихся к осознанному выбору профиля обучения, а также отношения учащихся к избираемому направлению профильного обучения.
организация предпрофильной подготовки в средней школе
преемственность в реализации базовых и элективных курсов
1. Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы [Текст] / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. - М.: Педагогика, 1977. - 136 с. - (Науч. исслед. институт содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР).
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. (Приложение к приказу Минобразования России от 18.07.2002 № 2783) [Текст] // Официальные документы в образовании. - 2002. -№ 27. - С. 13-33.
3. Новиков, Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) [Текст] / Д. А. Новиков. - М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.
4. Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко. - Минск: БГУИР, 2008.
5. Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Министерства образования РФ от 20.08.2003 г. № 03-51-157ин/13-03) [Текст] // Дидакт. - 2003. - № 5. - С. 3-11.
Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего осознанному ответственному выбору индивидуальной образовательной траектории школьников, является введение предпрофильной подготовки на ступени общего образования. В качестве нормативно-правовой основы предпрофильной подготовки выступают «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» [2] и «Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях» [5]. Эти документы определяют предпрофильную подготовку как систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей их профильному самоопределению по завершению основного общего образования.

Целью организации предпрофильной подготовки, в первую очередь, является, как известно, создание условий, обеспечивающих готовность выпускников основной школы в отношении выбора профилирующего направления своей будущей учебной деятельности. Для достижения поставленной цели в рамках предпрофильной подготовки решаются следующие задачи:

  • формирование готовности  выпускников основной школы ответственно осуществлять выбор профиля обучения на старшей ступени, в соответствии с их способностями и интересами;
  • формирование более высокого уровня учебной мотивации обучения в рамках предполагаемого профиля обучения;
  • обеспечение преемственности между основной и старшей школой в плане подготовки учеников 8-9 классов  к освоению программ профильной школы;
  • расширение возможностей социализации учащихся.

Анализ теории и практики формирования готовности учащихся к обучению в старших профильных классах в условиях предпрофильного обучения позволил выявить наметившиеся противоречия между:

  • необходимостью обеспечения готовности учащихся к выбору профиля обучения и недостаточным для такого выбора уровнем развития его мотивационно-потребностной сферы;
  • необходимостью педагогического сопровождения подготовки учащихся к выбору профиля обучения в условиях предпрофильного обучения и недостаточным уровнем готовности педагогов к осуществлению этого процесса.

Одним их основных средств реализации предпрофильного обучения является, как известно, организация предпрофильных элективных курсов. При этом возникает проблема рационального соотнесения таких курсов с базовой подготовкой учащихся основной школы, как в содержательном, так и в методическом отношении.

В соответствии с вышесказанным, нами построена модель предпрофильной подготовки школьников на основе организации элективных курсов (на примере математического содержания), которая состоит из целевого, организационно-содержательного и результативно-оценочного блоков, а также разработано методическое сопровождение построенной модели. В ходе ее апробации было установлено, что наибольшая эффективность функционирования модели достигается при выполнении ряда условий.

Одним из наиболее важных условий является преемственность в реализации базовых, элективных предпрофильных и профильных курсов.

Под преемственностью мы понимаем многоаспектное педагогическое явление, трактующееся как связка между разными этапами или степенями развития, сущность которого состоит в сохранении тех или других элементов целого или отдельных сторон его организации при переходе от одного этапа к другому. Преемственность обеспечивает динамичное развитие и устойчивость любой из систем, в том числе педагогической системы, связывая воедино все ее компоненты.

Преемственность в реализации базовых, предпрофильных и профильных элективных курсов при обучении математике проявляется, в первую очередь, в преемственности комплексных задач, решаемых в ходе последовательного прохождения этапов этого процесс. Изучение каждого курса, и, в частности, элективного, как известно, представляет определенную последовательность учебных этапов. Учебным этапом следует считать одну из структурных единиц учебно-воспитательного процесса, в основе которого заложен благоприятный режим организации познавательной деятельности учащегося. При этом один учебный этап может соответствовать одному учебному занятию, и может включать в себя несколько учебных занятий в зависимости от решаемых учебных задач. Такая поэтапность имеет место, как «внутри» каждого курса, так и между курсами. При этом происходит взаимная поддержка курсов с опорой на уже существующий опыт, что облегчает адаптацию к новым условиям обучения.

Содержание предпрофильного элективного курса очевидно должна соответствовать познавательным возможностям учащихся, перед которыми в этом случае появляется возможность расширить и углубить знания на повышенном уровне, при одновременном развитии их учебной мотивации. С этой целью содержательная часть занятий должна проиллюстрировать применение математического материала на практике, показать связь математики с другими областями знаний, обладающими для школьников определенной ценностью в личностном и профессиональном плане.

При этом важно, чтобы каждый ученик получил импульс личностного развития, проявляющийся в его направленности и индивидуально приобретенном опыте. Направленность - это социально обусловленное качество, и в этом отношении личность ученика будет, в частности, проявляться в осознании его условной принадлежности к «сообществу математиков» [4]. Ученик в рамках элективного курса может в определенной степени ознакомиться с системой специфических профессиональных задач с математическим содержанием, методов их решения, критериев оценки, норм и правил эффективности реализации пропедевтико-профессиональной деятельности. При этом происходит его самоопределение, первичное осознание своего места и роли в обществе, принятие личной ответственности за результаты деятельности.

В рамках предпрофильного обучения могут быть реализованы различные сочетания разделов базовых и элективных предпрофильных курсов, по-разному проектирующих возможность дальнейшего углубления соответствующего математического материала в рамках профильного обучения. Понятно, что содержание каждой из возможных комбинаций может лечь в основу реализации определенной образовательной траектории предпрофильного обучения. Рассмотрим один из вариантов соотнесения разделов базового и предпрофильного элективных курсов с учетом возможного их углубления уже в рамках соответствующего профильного элективного курса (рис. 1).

Базовый общеобразовательный курс, отраженный в модели, включает в себя обязательную для всех школьников инвариантную часть образования и направлен, как известно, на завершение общеобразовательной подготовки учащихся основной школы. Данный курс должен являться основой для предпрофильного элективного курса, например, тема «Квадратные уравнения» изучается всеми учащимися в 8 классе, далее эта тема дополняет базовый курс математики при изучении предпрофильного элективного курса «Квадратные уравнения и неравенства с параметром» в 9 классе, а в профильной школе (10 класс) эту тему рассматривают в более углубленном варианте при изучении элективного курса «Уравнения и неравенства с параметром, сводящимся к квадратным».

Рисунок 1. Соотношение разделов базового, предпрофильного и профильного элективных курсов

Элективный курс, реализуемый на первом уровне (в предпрофильной школе), в основном ориентационный, его основная цель - помочь девятикласснику сделать осознанный выбор направления обучения в профильной школе. В то же время, этот курс - пропедевтический: во время его изучения у учащихся должна быть сформирована готовность к дальнейшему изучению предмета на профильном уровне. По завершению курса у ученика на интуитивно-эмпирической основе складывается определенное представление об изучаемом разделе математики и его возможных приложениях.

На следующем уровне (в профильной школе) происходит фуркация предметного содержания, формирование которого осуществляется с учетом выбранного направления обучения. Вместе с тем, каждый из предлагаемых для изучения элективных профильных курсов также преследует профориентационные и пропедевтические цели, но уже  при доминировании первых. С одной стороны, по завершению любого из этих курсов учащийся должен получить определенное целостное представление о месте и роли изученного материала в предполагаемой сфере будущей профессиональной деятельности. С другой стороны, изучение предмета на профильно-ориентированном функциональном уровне призвано сформировать у него готовность к дальнейшему изучению рассмотренного материала в вузе.

Таким образом, на этапе предпрофильного обучения в рамках элективного курса необходимо познакомить девятиклассников с ролью и некоторыми конкретными применениями методов избранного раздела математики в разных сферах профессиональной деятельности, ориентировать его сразу на несколько направлений профильного обучения и, тем самым, помочь выпускнику основной школы в предварительном самоопределении относительно дальнейшего направления обучения в старшей профильной школе, а также заложить фундамент для последующего вариативного изучения понятий и методов этого раздела математики в профильных элективных  курсах;

На этапе же профильного обучения элективный курс призван углубить знания о функциях и месте математического аппарата изучаемого раздела в предполагаемой области профессиональной деятельности, усовершенствовать умения во владении этим аппаратом и, в конечном итоге, более эффективно подготовить выпускников средней школы к освоению образовательных программ высшего профессионального образования. Таким образом, происходит целенаправленное соотнесение соответствующих разделов базовых, предпрофильных и профильных элективных математических курсов в системе общеобразовательной подготовки обучающихся.

Подход, основанный на предлагаемых педагогических решениях, проходил экспериментальную проверку на базе МОУ СОШ № 30 г. Пенза. Основной этап такой проверки осуществлялся в 9-м классе, в котором апробировались несколько предпрофильных элективных курсов, разработанных в соответствии с излагаемыми теоретическими позициями («Как бороться с модулями», «Решение задач по статистике на компьютере»). На начальном и конечном этапах эксперимента сопоставлялись между собой два класса 9 «А» (контрольный класс) и 9 «Б» (экспериментальный класс). Учащимся контрольного класса также предлагались элективные курсы, однако эти курсы изначально не были жестко «завязаны» на предлагаемой дидактической схеме («Решение алгебраических задач с использованием геометрии», «Теория игр», «Экология в цифрах»).

Для оценки уровня обученности, в контрольной и экспериментальной группах, были проведены контрольные работы,  разработанные нами по отдельным темам, до начала эксперимента и аналогичные - после окончания эксперимента. Результаты измерений были подвергнуты статистической обработке с помощью критерия согласия - Пирсона. В результате эксперимента были получены два эмпирических значения критерия - результат сравнения экспериментальной и контрольной групп после окончания эксперимента и  - результат сравнения экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента. Очевидно, что сравнение этих результатов с критическим значением критерия  [3] показало, что начальные состояния экспериментальной и контрольной групп статистически не отличаются друг от друга, а конечные, наоборот, отличаются. Следовательно, можно сделать вывод, что эффект изменений обусловлен именно применением экспериментальной методики обучения.

Сформированность у учеников мотивации к осознанному выбору профиля обучения исследовался с помощью критерия Мак-Немара.

Полученные данные , на уровне значимости р = 0,05 [1], показали, что динамика изменения мотивационных установок до и после эксперимента положительна. В целом, полученные нами результаты, могут служить доказательством положительного воздействия организации процесса обучения на этапе предпрофильной подготовки в рамках элективных курсов на формирование учебных мотивов, а также на возможность повышения в структуре мотивации учащихся процента внутренних мотивов учения за счёт изменений в организации учебной деятельности.

Положительность динамики отношения к выбору профиля обучения в старшей школе в экспериментальных и в контрольных классах была доказана с помощью одностороннего критерия Вилкоксона - Манна - Уитни.

Таким образом, полученные экспериментальные данные, подтвердили реализуемость предлагаемых педагогических решений и их эффективность в рамках объекта исследования.

Рецензенты:

  • Найниш Л. А., д.п.н., профессор,  зав. кафедрой начертательной геометрии и графики,  Пензенский государственный университет архитектуры и строительства Министерства образования и науки РФ, г. Пенза.
  • Мещеряков А. С., д.п.н.,  профессор,  зав. кафедрой профессиональной педагогики и психологии, член академии профессионального образования, Пензенский государственный университет Министерства образования и науки РФ, г. Пенза.

Библиографическая ссылка

Пудовкина Ю.Н. ПРЕЕМСТВЕЕННОСТЬ БАЗОВЫХ И ЭЛЕКТИВНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ КУРСОВ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5669 (дата обращения: 16.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074