Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРУПП МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Блажко Е.А. 1 Кудрявский С.И. 1 Мартыненко А.И. 1
1 ГБОУ ВПО "Алтайский государственный медицинский университет"
Проведен анализ распределения студентов младших курсов медицинского университета в специальную группу здоровья для проведения занятий по физической культуре по численности и удельному весу в структуре общего количества студентов 1-2 курсов, по нозологиям, определившим студентов в специальную группу. Проведено анкетирование студентов спецгрупп по проблемам здорового образа жизни. Для оценки уровня функционального состояния организма и физической подготовленности студентов специальных групп применялись следующие методики: проба Генчи, ортостатическая проба, проба Мартинэ-Кушелевского, проба Руфье, теппинг-тест, тест Купера и оценка гибкости. Показано, что для повышения уровня функционального состояния организма и физической подготовленности студентов специальных групп здоровья необходимо параллельно с проводимыми физическими упражнениями использовать дыхательный тренажер «Карбоник» и применять биологически активные добавки адаптогенного действия продуктов пантового оленеводства.
здоровье студентов
функциональное состояние организма
физическая подготовленность
1. Добромыслова О.П., Маймулов В.Г. Физиолого-гигиенические проблемы здоровья студентов // Гигиена и санитария. - 1991. - №3. - С. 42-46.
2. Захарченко В.В., Кузина С.П., Ермохина Т.Л. Характеристика здоровья студентов медицинского института по данным профилактических осмотров // Сов. здравоохранение. - 1988. - № 12. - С. 37-40.
3. Куинджи Н.Н. Качественные профилактические осмотры учащихся как основа мониторинга «Среда образовательного учреждения - школьные болезни» / Н.Н.
4. Куинджи, М.А. Поленова, Т.А. Шумкова // Материалы 3-го всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». - Москва, 2007. - С. 209.
5. Медик В.А. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье / В.А. Медик, А.М. Осипов.- М.: Логос, 2003. - 200 с.
6. Спицин А.П. Особенности адаптации студентов младших курсов медицинского вуза // Гигиена и санитария. - 2002. - №1. - С. 47-49.
7. William G. What is the future of problem based learning in medical education? // Adv. Physiol. Educ. - 1998. - Vol. 20. - N1. - P. 12-15.
Введение

Поступление в ВУЗ влечёт за собой для большинства студентов изменение жизненных стереотипов, условий и интенсивности образовательного процесса, режима и качества питания, а часто и смену места проживания, следствием чего является необходимость в адекватном приспособлении к новым санитарно-гигиеническим, режимным, психологическим, климатогеографическим и иным непривычным средовым факторам [3;4].

Существуют особенности процесса обучения в ВУЗах медицинского  профиля:

  1. разобщенность учебных клинических и теоретических баз (значительные временные затраты на переезд);
  2. процесс получения информации в ходе профессиональной подготовки сопряжен с негативными ассоциациями, например, боль, травмы;
  3. физические, химические и биологические факторы больничной среды, способствующие снижению уровня защитных механизмов организма;
  4. интенсивное внедрение методов компьютерного контроля самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов [5;6].

 Период адаптации студентов приходится на первые-вторые курсы вуза [2].

Для проведения практических занятий по физическому воспитанию у студентов первого и второго курсов создаются три группы здоровья: основная, подготовительная (студенты с нарушением функционального состояния организма и сниженной физической подготовкой) и специальная (по данным медицинского обследования, имеющие какие-либо заболевания или перенесенные оперативные вмешательства) [1].

Целью нашей работы явилось изучение состояния здоровья студентов медицинского вуза при обучении на младших курсах, анализ эффективности применения оздоровительно-восстановительных программ в повышении уровня функционального состояния и физической подготовленности студентов специальных групп медицинского университета.

Материалы и методы исследования

Количественная и качественная характеристики студентов специальных групп 1-2 курсов АГМУ основываются на данных по численности, удельному весу в структуре общего количества студентов 1-2 курсов АГМУ (2005-2012 гг.), и по нозологиям, определившим студентов в специальную группу.

Для оценки уровня функционального состояния организма и физической подготовленности студентов специальных групп 1 и 2 курсов применялись следующие методики: проба Генчи (задержка дыхания на выдохе), ортостатическая проба, проба Мартинэ - Кушелевского (20 приседаний за 30 секунд), проба Руфье, теппинг-тест, тест  Купера и оценка гибкости.

Предлагаемый нами алгоритм составления индивидуальной программы коррекции физической подготовленности представляет собой процесс, состоящий из пяти блоков: диагностического, информационного, целевого, деятельностного и контролирующего.

1. Диагностический блок предусматривает детальное обследование здоровья, физической и теоретической подготовленности студентов, включающее:

  • данные медицинского осмотра (диагноз заболевания, показания и противопоказания к различным видам физических упражнений, антропометрические данные, уровень функционального состояния организма и физической подготовленности студентов);
  • результаты анкетирования (оценка отношения студентов специальных групп к здоровому образу жизни). Данный блок предусматривает также индивидуальное обсуждение со студентом результатов диагностики (анализ полученных результатов; выявление причин, мешающих студенту улучшить физическую подготовленность, физическое здоровье и психоэмоциональное состояние; осознание студентом того, что с помощью индивидуальной программы можно улучшить физическую подготовленность).

2. Информационный блок предусматривает обеспечение студента литературой и методическими указаниями, необходимыми ему для ознакомления с особенностями заболевания и возможностями коррекции физической подготовленности.

3. Целевой блок включает постановку студентом реальной личной цели по коррекции физической подготовленности с учетом выявленных у него отклонений, а также воздействия на имеющиеся нарушения в состоянии здоровья.

4. Деятельностный блок включает:

  • комплексы физических упражнений, предусмотренных занятиями со студентами специальных групп на кафедре физического воспитания и здоровья, с направленным развитием тех или иных физических качеств с учетом исходных показателей физической подготовленности, характера имеющегося или перенесенного заболевания;
  • рекомендации по режиму дня, питанию, отказу от вредных привычек, профилактике заболевания;
  • использование дыхательного тренажера «Карбоник» и применение биологически активных добавок адаптогенного действия продуктов пантового оленеводства;
  • средства обеспечения комфортности проведения коррекционной работы (благоприятный психологический климат; материально-техническое обеспечение; правила выполнения физических упражнений; причины и способы предупреждения травм; ограничения в некоторых видах двигательной активности в связи с заболеванием).

5. Контролирующий блок предусматривает сопоставление результатов, полученных в ходе итогового контроля, с ранее поставленными, фиксирует успешность или недостатки проведенной работы.

Результаты исследования

Удельный вес студентов 1 курса, занимающихся в специальной группе, составлял в 2003-2004 гг. 21,55 %, в 2004-2005 гг. - 21,75 %, в 2005-2006 гг. - 27,68 %, в 2006-2007 гг. - 22,32 %, в 2007-2008 гг. - 25,76 %, в 2008-2009 гг. - 29,64 %, в 2009-2010 гг. - 26,17 %, в 2010-2011 гг. - 28,43 %, а в 2011-2012 гг. - 24,09 % от общего числа первокурсников. Таким образом, почти четверть студентов из года в год, поступая в АГМУ, уже имеют какие-либо заболевания, которые способствуют их распределению в специальную группу здоровья. Количество студентов, занимающихся в спецгруппах, уменьшается от 1 ко 2 курсу: на 2 курсе в 2009-2010 гг. их удельный вес составил 18,95 %, в 2010-2011 гг. - 20,37 %, в 2011-2012 гг. - 18,28 % от общего числа второкурсников.

В структуре заболеваемости у студентов специальных групп здоровья на 1 месте - нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз и плоскостопие составляют 36,5 %), на 2 месте - заболевания сердечно-сосудистой системы (вегето-сосудистая дистония, гипертоническая болезнь составляют 32,6 %), на 3 месте - заболевания органа зрения (миопия - 12,7 %), на 4 месте - все остальные.

По результатам анонимного анкетирования студентов специальных групп 1 и 2 курсов по проблемам здорового образа жизни были сделаны следующие выводы. Около половины студентов в свободное время увлекаются компьютерными играми, встречаются с друзьями, лишь 5 % посещают спортивно-оздоровительные секции. Более 30 % опрошенных считают, что не нужно придерживаться принципов здорового образа жизни. Употребление алкоголя и табака также остаются нерешенными проблемами (около 30 % опрошенных имеют вредные привычки). Студенты считают, что они не имеют психической зависимости (табак, алкоголь) и в любое время могут бросить пагубную привычку, если захотят (25 %). Предложения, высказанные студентами специальных групп, по поводу того, чтобы все студенты вели здоровый образ жизни, заключаются в следующем: привлечение к общественной жизни университета, участие в спортивных секциях на базе университета, пропаганда здорового образа жизни со школьной скамьи, воспитание культа здоровья в семье.

Протестировано 289 студентов специальных групп здоровья в 2011-2012 уч. гг. У 47 % проба Генчи удовлетворительная, 12 % - неудовлетворительная, остальные - хорошая. По ортостатической пробе мы судим о состоянии центральной нервной системы: у 42 % исследуемых оценка реакции удовлетворительная, у 18 % - неудовлетворительная, у остальных - хорошая.

Оценивая реакцию сердечно-сосудистой системы, мы проводили пробу Мартинэ -Кушелевского.  У 36 % студентов специальных групп проба оценивается неудовлетворительно, у 28 % - удовлетворительно. Так, индекс Руфье по одноименной пробе выявил следующие данные: у 16 % студентов плохая реакция, у 32 % испытуемых удовлетворительная реакция, у 34 % - средняя, у 18 % - хорошая.

По теппинг-тесту у 56 % студентов прослеживается уменьшение количества точек от квадрата к квадрату, что указывает на недостаточную функциональную устойчивость нервно-мышечного аппарата.

Оценка  результатов  12-минутного  теста  Купера следующая. У 16 % студентов специальных групп степень физической подготовленности очень плохая, у 28 % - плохая, у 24 % - удовлетворительная, у 18 % - хорошая, у 14 % - отличная. По методике оценки гибкости: у 58 % студентов спецгрупп выявлена недостаточная подвижность позвоночника.

Студенты специальных групп здоровья 1 и 2 курса всех факультетов занимались по расписанию занятий на кафедре физического воспитания и здоровья. Параллельно с проводимыми физическими упражнениями студенты использовали дыхательный тренажер «Карбоник» и применяли биологически активные добавки адаптогенного действия продуктов пантового оленеводства.

Через четыре месяца вновь проведена оценка уровня функционального состояния организма и физической подготовленности студентов специальных групп 1 и 2 курсов.

Протестировано 289 студентов специальных групп здоровья в 2011-2012 уч. гг. У 52 % проба Генчи удовлетворительная, 8 % -неудовлетворительная, остальные - хорошая. По ортостатической пробе мы судим о состоянии центральной нервной системы: у 49 % исследуемых оценка реакции удовлетворительная, у 12 % - неудовлетворительная, у остальных - хорошая. Оценивая реакцию сердечно-сосудистой системы, мы проводили пробу Мартинэ - Кушелевского.  У 28 % студентов специальных групп проба оценивается неудовлетворительно, у 32 %  - удовлетворительно.

А индекс Руфье по одноименной пробе выявил следующие данные: у 10 % студентов плохая реакция, у 30 % испытуемых удовлетворительная реакция, у 38 % - средняя, у 22 %  - хорошая.

По теппинг-тесту у 48 % студентов прослеживается уменьшение количества точек от квадрата к квадрату, что указывает на недостаточную функциональную устойчивость нервно-мышечного аппарата.

Оценка  результатов  12-минутного  теста  Купера следующая. У 14 % студентов специальных групп степень физической подготовленности очень плохая, у 22 % - плохая, у 30 % - удовлетворительная, у 24 % - хорошая, у 10 % - отличная. По методике оценки гибкости: у 56 % студентов спецгрупп выявлена недостаточная подвижность позвоночника.

Выводы

  1. 18,28-29,64 % студентов первых двух курсов медицинского университета имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья, требующие их обучения физической культуре в специальных группах здоровья.
  2. Основными заболеваниями студентов 1-2 курсов медицинского университета являются заболевания опорно-двигательного аппарата (36,5 %), сердечно-сосудистой системы (32,6 %), органа зрения (12,7 %).
  3. Применение дифференцированных физических упражнений параллельно с  использованием дыхательного тренажера «Карбоник» и биологически активных добавок адаптогенного действия продуктов пантового оленеводства достоверно привело к повышению уровня функционального состояния организма и физической подготовленности студентов специальных групп здоровья медицинского университета.

Рецензенты:

  • Меркулов И.В., д.м.н., профессор кафедры «Анестезиологии и реаниматологии» ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г. Барнаул.
  • Федоров Д.В., д.м.н., профессор, зав. кафедрой «Сестринское дело» ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России,  г. Барнаул.

Библиографическая ссылка

Блажко Е.А., Кудрявский С.И., Мартыненко А.И. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРУПП МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5687 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674