Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ РОЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОКРУГА

Шалаев И.К. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия», Барнаул, Россия (656031, Барнаул, ул. Молодежная, 55)
Для доказательства гипотезы избранного аспекта актуальной проблемы: - сформулированы факторы повышения эффективности управления образованием; - построено дерево целей эффективности деятельности образовательного округа; - вскрыты специфические противоречия в теории и практики управленческой деятельности с использованием концепции мотивационного программно-целевого управления; - определен комплект авторских учебных пособий и научных изданий в помощь потенциальным субъектам развития управления образованием на основе предложенной концепции. Совокупность изданий по теории и практике мотивационного программно-целевого управления обусловлена необходимостью разрешения указанных выше специфических противоречий и содержит: а) академические знания в монографиях; б) учебные и научно-методические знания в учебных пособиях; в) научные статьи аспирантов, докторантов, опытных, учёных, руководителей образовательных учреждений и школьных психологов в сборниках статей по научно-практическим конференциям. В заключение указана роль оценки качества образования в деятельности образовательного округа.
концептуализация
мотивационное программно-целевое обеспечение деятельности образовательного округа
оценка качества образования
факторы повышения эффективности управления образованием
1. Инновационный потенциал МПЦУ в решении управленческих задач: Межвузовский сборник научных статей. - Барнаул: БГПУ, 2006. - 277 с. / Науч. ред.: Л. А.Церникель, профессор БГПУ.
2. История региональной научной школы управления образованием: Коллективная монография / Под ред. И. К. Шалаева. - Барнаул: АлтГПА, 2010. - 327 с.
3. МПЦУ в развитии профессионального образования и в практике управления образовательными учреждениями: Некоторые итоги деятельности научной школы МПЦУ. - Барнаул: БГПУ, 2008. - 350 с. / Науч. ред.: Л. А. Церникель, проф. БГПУ.
4. Оценка в системе управления качеством образования в Алтайском крае: опыт, проблемы, перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 1 ноября 2010г.
5. Поль Фресс, Жан Пиаже. Экспериментальная психология. Вып. 5, перевод с французского. М.: Прогресс, 1975. - С. 48
6. Хрестоматия по эффективности управления образованием: мотивационный программно-целевой подход / Под ред. И. К. Шалаева. - Барнаул, БГПУ, 2003. - 820 с.
7. Церникель Л. А. Человек науки: монография / Л. А. Церникель, Ю. П. Березуцкая. - Барнаул: АлтГПА, 2010. - 264 с.
8. Шалаев И. К. Повышение эффективности управления образованием: Методические рекомендации» - Барнаул: АКИПКРО, 2007 - 108с.
9. Шалаев И. К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления: монография / И. К. Шалаев. - Барнаул: АлтГПА, 2010. - 203 с.
10. Шалаев И. К. Программно-целевая психология управления качеством образовательного процесса в вузе: учеб. пособие. - Изд-е 2-е, доп, - Барнаул: БГПУ, 2008. - 148 с.
11. Шалаев И. К. Программно-целевая психология управления: учеб. пособие. - Изд. 5-е, дополненное, переработанное. - Барнаул: БГПУ, 2007. - 344 с.
12. Шалаев И. К. Развитие теории и практики управления образованием посредством реализации инновационного потенциала МПЦУ: Пролегомены. - Барнаул: АлтГПА, 2011. - 19с.
13. Шалаев И. К., Любавская Л. И. Эффективность воспитательных систем: монография. - Новосибирск, 2003. - 298 с.
14. Школа МПЦУ в развитии управленческой теории и практики. - Барнаул: БГПУ, 2003. - 120 с. / Составитель И. К. Шалаев, д.п.н., проф. Науч. ред.: Г. А. Калачёв, проф., проректор по науч. работе.
Осуществляя заявленную концептуализацию как процесс формирования основного замысла условий повышения эффективности деятельности образовательных округов (ОО), мы использовали:
  1. результаты многолетнего исследования МПЦУ, упорядоченно представленные в комплекте учебных пособий и научных изданий автора [1-3, 6, 9-11, 13, 14];
  2. предложенное нами коллегии Управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 10.11.06г. понятие мотивационного программно-целевого обеспечения деятельности ОО [8];
  3. классическое знание экспериментальной психологии о стимулирующей роли оценки достижений личности (по П. Фрессу, Ж. Пиаже) [5];
  4. дискуссионные материалы межрегиональной научно-практической конференции на тему «Оценка в системе управления качеством образования в Алтайском крае: опыт, проблемы, перспективы» [4];
  5. пролегомены «Развитие теории и практики управления образованием посредством реализации инновационного потенциала МПЦУ» [12].

ОО в регионе созданы по решению коллегии управления Алтайского  края по образованию и делам молодёжи от 10.11.06 г. им были вменены совершенно определённые функции:

  • координация работы МОУ ОО;
  • внедрение государственно-общественных механизмов управления в сфере образования;
  • повышение оперативности реализации федеральных, краевых, муниципальных программ;
  • организация плановой, системной работы по реализации национального проекта «Образование»;
  • повышение эффективности использования поступающих в образование округа ресурсов;
  • повышение квалификации педагогических и руководящих кадров.

На лабораторию «Управление развитием образования» ФГБОУ ВПО «АлтГПА» автоматически и правомерно  возлагалась функция  мотивационного программно-целевого обеспечения деятельности, под которым мы понимаем технологическое оснащение процесса управления округами:

  • системным анализом в структуре МПЦУ с установлением необходимых и достаточных инновационных целей создания ОО, определяющих миссию этого новообразования;
  • построение дерева целей создания ОО в логике «хочу - могу - делаю - получаю»;
  • разработкой исполняющей программы (нормы-образца в виде качественных характеристик достижения каждой цели);
  • рекомендациями использования МПЦУ в реализации функциональных обязанностей субъектов управления ОО.

Выполняя функцию мотивационного программно-целевого обеспечения деятельности ОО, мы с помощью управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи:

  • издали методические рекомендации «Повышение эффективности управления образованием», включающие конкретное содержание мотивационного программно-целевого обеспечения деятельности ОО с оценкой качества образования в ОО [8];
  • разработали и изготовили в рекламных мастерских базовые стенды, включающие три монографии лаборатории в помощь субъектам управления ОО [2, 7, 9];
  • провели четыре краевых семинара по реализации инновационного потенциала МПЦУ в повышении качества образования на базе гимназий г. Барнаула № 79 (директор Л. И.Вялкова) , № 42 (директор Г. В. Татарникова), № 40 (директор А. Г. Овсиевский) и МОУ «СОШ Озёрская» Тальменского района (директор Н. И. Леоненко).

Во всей этой и другой работе по мотивационному программно-целевому обеспечению деятельности ОО без обращения к оценке качества образования невозможно было обходиться - результаты нашей работы определяются качеством образования.

Поэтому факторы повышения эффективности управления образованием формулируем в заявленном контексте:

Постановка инновационных целей в миссии ОО как внутренних мотиваторов к самоактуализации субъектов управления образованием.

Реализация инновационного потенциала МПЦУ, эффективность которого в теории и практике управления образованием доказана десятками докторских и кандидатских диссертаций, опытом сотен руководителей образовательных учреждений Алтайского края, особенно таких новаторов научной школы МПЦУ как А. В. Гришина - трижды «Директора школы года России», Лауреата премии губернатора края им. С. П. Титова, А. Ф. Ильина - Заслуженного учителя России, Почетного гражданина г. Барнаула, А. Г. Овсиевского - Заслуженного учителя России, Президента ассоциации передовых школ Алтая, Л. М. Вялковой - Почетного работника общего образования, Н. И. Леоненко - Заслуженного учителя России, Лауреата премии губернатора края им. С. П. Титова.

Измерение эффективности управления образованием показателями качества образования как реализация известной по экспериментальной психологии закономерности: «сообщение результата ведёт к тому, что испытуемый устанавливает для себя уровень притязаний, превосходящий достигнутый им ранее результат. Цель превзойти полученные результаты - позволяет испытуемому развить чрезвычайные усилия» [5].

Вот почему результаты измерения качества могут эффективно использоваться в стимулировании труда. А применительно к ОО можно утверждать, что если работа образовательных округов будет цениться по качеству образования, то качество образования непременно будет возрастать. Именно такое понимание места оценки качества образования в деятельности образовательных округов вселяло оптимизм на уже указанной коллегии Управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 10.11.06 г., выраженный в гипотезе: создание ОО с их инновационной миссией должно повысить эффективность управления образованием в Алтайском крае [8].


Из системного анализа процесса и результата управления образованием вытекает структура дерева целей и трафарет мониторинга-картограммы эффективности деятельности образовательного округа.

Генеральная цель:

ГЦО - повышение эффективности управления образованием на основе создания образовательных округов.

Ведущие цели:

цПО - развитие профессионально-личностных качеств субъектов управления ОО;

цТО - мотивационное программно-целевое обеспечение процесса реализации функций субъектов управления ОО;

цФО - функционально-ресурсное обеспечение ОО;

цКО - повышение качества образования как процесса и результата труда педагогов и учащихся.

Цели:

группы ПО: А - самоактуализация, И - идейность и личностные ценности руководителя, Э - эрудиция и рост профессионализма, О - организаторские способности и умение управлять собой, Ч - человечность и личные цели, С - стиль управления и знание современных управленческих подходов, Р - управленческая эмпатия и рефлексия;

группы ТО: са - системный анализ, Пдц - построение дерева целей, Рип - разработка исполняющей программы, сп - системное планирование, со - системная организация, ск - системный контроль, ср - системное регулирование;

группы ФО: Ф1 - обеспечение целевой ориентации сотрудников ОО, формирование их ценностно-ориентационного единства и психологического климата, стимулирование их труда, Ф2 - повышение профессионализма субъектов управления ОО в логике цикловой модели научно-методической работы, Ф3 - реализация мероприятий в соответствии с установленными механизмами и порядком деятельности ОО, Ф4 - координация работы МОУО, Ф5 - внедрение государственно-общественных механизмов управления в сфере образования, Ф6 - повышение оперативности и качества реализации федеральных, краевых, муниципальных программ, Ф7 - организация плановой, системной работы по реализации национального проекта образования, Ф8 - повышение эффективности использования поступающих в образование округа ресурсов, Ф9 - повышение квалификации педагогических и руководящих кадров, Ф10 - картограммирование эффективности управления ОО и использование картограмм в принятии управленческих решений, в планировании работы ОО, в аттестации управленческих и педагогических кадров, в отборе образовательных учреждений, руководителей и педагогов на государственное поощрение, в отчётах ОО;

группы КО: К1 - социальное развитие и саморазвитие учащихся, К2 - культура и нравственная воспитанность учащихся, К3 - качество знаний учащихся в соответствии с государственными стандартами.

Мы не можем претендовать на монополию своей технологии оценки качества образования. Однако любой вариант технологии должен ориентироваться на международные стандарты версии ИСО 9000-2000, а принципы менеджмента качества (TQM) должны быть критериально обеспечены для практического их использования. Смысл этой позиции выражен заместителем губернатора Алтайского края, начальником управления по образованию и делам молодёжи профессором Ю. Н. Денисовым на Второй межрегиональной научно-практической конференции «Оценка в системе управления качеством образования в Алтайском крае: опыт, проблемы, перспективы» [4].

Продолжая осуществлять силами лаборатории мотивационное программно-целевое обеспечение деятельности образовательных округов, мы:

1) подготовили и издали в 2011 году три монографии:

а) Мотивационное программно-целевое обеспечение моделирования программы развития «Наша новая школа» в условиях модернизации российского образования (автор профессор Л. А. Церникель),

б) Методологическая основа мотивационного программно-целевого управления в совершенствовании стиля деятельности руководителя современного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования (автор профессор Л. А.Церникель),

в) Мотивационное программно-целевое обеспечение анализа управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения (автор доцент Ю. П.Березуцкая);

2) опубликовали в ВАКовском журнале концептуальную, практикоориентированную статью «Мотивационное программно-целевое управление: инновационный потенциал и его реализация» (автор профессор И. К. Шалаев);

3) разработали комплект учебных пособий и научных изданий по проблеме развития теории и практики управления образованием посредствам реализации инновационного потенциала МПЦУ (автор профессор И. К. Шалаев). Комплект представляет собой необходимый минимум знаний для разрешения специфических противоречий в системе управления, которые служат своеобразными показаниями к использованию МПЦУ:

Если в системе управления образованием имеют место противоречия:

  • с одной стороны, принимается неопровержимый принцип менеджмента «Постоянное совершенствование как неизменная цель», с другой стороны, для достижения этой цели неполно используются новые достижения науки, в частности, образовавшаяся в результате интеграции моносистем мотивационного и программно-целевого подходов метасистема МПЦУ;
  • с одной стороны, в психолого-управленческой науке достигнут прорыв с образованием инновационного потенциала МПЦУ, с другой стороны, этот потенциал недостаточно реализуется в развитии теории и практики управления образованием из-за инерции субъектов деятельности с автономными знаниями, сложившимися в рамках рационалистического управления и психологии управления, сложившейся в рамках поведенческого управления;
  • с одной стороны, психолого-управленческая наука получила в свой арсенал инновационный потенциал МПЦУ, с другой стороны, этот потенциал слабо используется в повышении качества образовательного сервиса из-за недостаточного познания механизмов МПЦУ его пользователями;
  • с одной стороны, объективно оказывается необходимо вооружение руководителей образования междисциплинарным знанием и адекватной целостной технологией, органически сочетающей в себе достоинства рационалистического и поведенческого направлений управленческой науки, с другой стороны, отсутствуют образовательные программы, учитывающие специфику профессиональной деятельности разных категорий работников образования и места новых знаний в повышении их компетентности,

то для развития теории и практики управления образованием самоактуализированным субъектам этого направления деятельности (аспирантам, докторантам, опытным учёным, руководителям образовательных учреждений и школьным психологам) необходимо и достаточно использовать инновационный потенциал МПЦУ на основе знаний:

  • его структуры в педагогических системах и опыта реализации в развитии теории и практики управления образованием (по учебным пособиям [6, 10, 11]);
  • способов выявления динамики развития теории и практики управления образованием посредством реализации инновационного потенциала МПЦУ в научно-практической деятельности аспирантов, докторантов, опытных учёных, руководителей образовательных учреждений и школьных психологов (по научным изданиям [1, 3, 14]);
  • практики повышения качества образовательного сервиса и истории региональной научной школы управления образованием (по монографиям [2, 9, 13]);
  • документов, материалов, изданий, независимой экспертизы процесса и результата развития теории и практики управления образованием на основе инновационного потенциала МПЦУ (например, монографии «Человек науки»).

Таким образом, оценка качества образования в деятельности образовательного округа может служить:

  1. эффективной конкретизацией мотивационного программно-целевого обеспечения деятельности ОО;
  2. стимулятором деятельности субъектов ОО, позволяющим им «развивать чрезвычайные усилия»;
  3. средством повышения качества образования в ОО;
  4. убедительным подтверждением гипотезы о целесообразности введения ОО в соответствии с решением коллегии управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 10.11.06 г.;
  5. актуализации комплекта учебных пособий и научных изданий по проблеме развития теории и практики управления образованием посредством реализации инновационного потенциала МПЦУ.

Рецензенты:

  • Веряев А. А., д.п.н., профессор, профессор кафедры информационных технологий Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул.
  • Овчаров А. В., д.п.н., профессор, директор Института физико-математического образования Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул.

Библиографическая ссылка

Шалаев И.К. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ РОЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОКРУГА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5702 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674