Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

РОЛЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК

Давыденко Т.М. 1 Пересыпкин А.П. 1 Верзунова Л.В. 1
1 НИУ "БелГУ"
Повышение качества подготовки профессиональных кадров в соответствии с потребностями современного рынка труда требует совершенствования взаимодействия вузов и работодателей. В статье рассматриваются возможности социального партнерства «вуз-предприятие» в процессе развития профессиональных компетенций студентов при реализации учебных и производственных практик. В статье описаны наиболее распространенные направления совместной деятельности представителей ву-зов и работодателей. Определено, что эффективность взаимодействия вузов и работодателей значительно возрастает, если действует механизм перевода партнеров-работодателей из позиции сторонних наблюда-телей и потребителей образовательных услуг в позицию заинтересованных участников образовательных и инновационных процессов, всемерно содействующих овладению студентами комплексом профессио-нальных компетенций. В статье представлены значимые задачи, стоящие перед вузами и работодателя-ми, по формированию востребованных рынком труда профессиональных компетенций в условиях учеб-ных и производственных практик, описан опыт НИУ «БелГУ» по взаимодействию с работодателями.
повышение качества подготовки профессиональных кадров
профессиональные компетенции
учебные и производственные практики
социальное партнерство «вуз-предприятие»
пути повышения эффективности взаимодействия вузов и работодателей
1. Костыгина В. В. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров-строителей в процессе учебно-производственных практик: Автореф. дис. канд. пед. н. - Пенза, 2010. - 27 с.
2. Результаты мониторинга удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников БелГУ (по данным за март 2010 года). URL: http://niu.bsu.edu.ru/upload/iblock/527/otchet_belgu_2010.pdf (дата обращения: 18.02.2012).
3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/ (дата обращения: 18.02.2012).
4. Уровнем знаний выпускников вузов недовольны более половины отечественных работодателей / Опрос Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru по заказу газеты «Ведомости». - Superjob.Ru. - 28.09.2011. URL: http://www.superjob.ru/community/life/59162/ (дата обращения: 14.02.2012).
5. Федеральный закон РФ от 01.12.2007 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» URL: http://www.referent.ru/1/113937 (дата обращения: 18.02.2012).
Инновационная экономика, наука и образование определены главными приоритетами, обуславливающими национальную стратегию развития Российской Федерации на период до 2020 года [3]. При этом важнейшей  задачей системы образования является содействие формированию инновационного пути развития отечественной экономики, в том числе посредством качественной подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Для достижения данной цели необходимо совершенствовать систему управления образовательной деятельности вузов, ориентируя ее, прежде всего, на рынок и конечных потребителей предоставляемых образовательных услуг.

Основными внешними потребителями услуг высших учебных заведений являются работодатели (предприятия, организации, органы государственной власти и др.), которые принимают на работу выпускников вузов и ожидают от них владения комплексом профессиональных компетенций, соответствующих требованиям развития инновационной модели экономики и общества.

В последние годы в системе высшего профессионального образования России утвердилась образовательная парадигма, в рамках которой качество современного образования как результат оказания образовательной услуги определяется тем, насколько у выпускников вузов сформированы компетенции - способности выявлять связи между знаниями и ситуациями и применять усвоенные знания адекватно решаемым профессиональным проблемам. Компетентностная ориентация ФГОС ВПО нацеливает российские вузы на повышение мобильности и конкурентоспособности выпускников в рыночной среде и предполагает интенсификацию взаимодействия высших учебных заведений с работодателями, осуществляемом на основе Федерального закона от 01.12.2007 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» [5] и других нормативно-правовых документов.

Система высшего профессионального образования не может сегодня развиваться как замкнутая система. Вузы и работодатели - звенья одной цепи. Работодатели должны формулировать требования как к количеству (целевой заказ), так и к качеству подготовки профессиональных кадров, а вузы удовлетворять эти требования.

Однако, как показывают результаты мониторинга удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников национального исследовательского университета «БелГУ» [2] и других социологических исследований [4], многие работодатели, особенно в промышленности, отмечают низкий уровень специальной подготовки в вузах, жалуются на недостаток практических знаний и узкий профессиональный кругозор молодых специалистов.

Главная претензия работодателей к вузам - оторванность знаний, получаемых выпускниками, от практики, проявляющаяся в неумении обращаться с современным высокотехнологичным оборудованием,  в психологической неподготовленности к реалиям тяжелых трудовых будней, к руководству подчиненными, к нормам поведения в бизнес-среде. Выход из такой ситуации большинство работодателей видят в увеличении сроков и углублении содержания учебных и производственных практик, привлечении опытных специалистов-практиков к ведению занятий, усилении контроля за качеством образования, адаптации преподаваемых дисциплин к реальной жизни. Кроме того, как свидетельствуют итоги мониторинга удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников НИУ «БелГУ», треть опрошенных работодателей едины во мнении, что для повышения качества подготовки профессиональных кадров, в первую очередь, необходима организация практики в конкретных организациях (учреждениях), способных со временем стать базовыми для проведения практик различного вида.

В целом же, респонденты из числа потребителей образовательных услуг высших учебных заведений считают, что «проблема качественной подготовки специалистов обусловлена недостаточной эффективностью взаимодействия вуза с работодателями» [2]. В этой связи организация участия работодателей в подготовке профессиональных кадров приобретает в настоящее время особую значимость и становится объективно необходимым условием эффективного развития профессиональных компетенций студентов, отвечающих требованиям работодателей.

Решение этой ответственной задачи предполагает появление новых форм социального партнерства, новых правовых норм и новых типов договоров, которые бы при максимальном согласовании и реализации взаимных интересов содействовали вузам в подготовке специалистов, а предприятиям - в обеспечении своих кадровых потребностей.

Наиболее массовой моделью взаимодействия производителей и потребителей образовательных услуг является целевая подготовка профессиональных кадров, которая финансируется непосредственно будущим работодателем; в некоторых случаях работодатели и вузы совместно разрабатывают образовательные программы, нацеленные в приоритетном порядке на удовлетворение потребностей конкретного предприятия. Среди наиболее распространенных направлений совместной  деятельности представителей вузов и работодателей выделяются:

  • практическое обучение студентов на реальных рабочих местах;
  • расширение спектра образовательных услуг вузов, востребованных на рынке труда;
  • определение требований к качеству подготовки специалистов, в последнее время экспертиза основных образовательных программ, разработанных структурными подразделениями вузов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО на предмет включения в ООП дополнительных компетенций с учетом мнения ведущих региональных работодателей; разработка и рецензирование учебно-программной документации;
  • проведение представителями работодателей - специалистами-практиками - учебных занятий для студентов вузов, в том числе лекционных курсов, семинаров, мастер-классов,  деловых игр, практикумов и др.;
  • участие работодателей в итоговой государственной аттестации выпускников;
  • стажировка преподавателей на реальных рабочих местах;
  • повышение квалификации представителей работодателей в вузе;
  • участие работодателей в научно-практических конференциях, учебных проектах, научных сессиях, днях науки в вузах и т.д.;
  • проектная интеграция (совместные научные исследования, открытие базовых кафедр вуза на предприятиях работодателей, создание совместных малых наукоемких компаний и др.);
  • трудоустройство выпускников;
  • организация и совместное участие в региональных консультативных советах и объединениях с целью совершенствования содержания профессионального образования с учетом потребностей конкретных регионов и др.

Наиболее тесный и взаимопроникающий характер взаимодействие вузов и работодателей приобретает в процессе прохождения студентами различных практик, которые являются составными частями основных образовательных программ ВПО и представляют собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке студентов в условиях реальной профессиональной деятельности. Именно практики обеспечивают приобретение студентами первого профессионального опыта работы и, тем самым, выступают в качестве «ведущего фактора, обеспечивающего эффективное формирование высокого уровня профессиональной компетентности будущих специалистов» [1, с.6].

Соответственно, программы учебных, производственных и других практик, предусмотренных соответствующими ФГОС ВПО, должны ориентироваться на непрерывное повышение профессионального уровня развития студентов, прежде всего, посредством интеграции их теоретической и профессионально-практической, учебной и научно-исследовательской деятельности. Однако, как показывает опыт большинства российских вузов, уровень организации практик сегодня недостаточен для приобретения студентами реального опыта работы и продуктивного овладения ими профессионально-практическими умениями, производственными навыками и передовыми  методами труда. Причина такого положения дел - слабые, в подавляющем числе случаев, чисто формальные связи вузов с работодателями, а не взаимовыгодное партнерство в контексте развития национальной и региональной инновационных  систем.

Вузы и работодатели должны быть сегодня заинтересованы в создании системы, объединяющей их усилия по формированию профессиональных компетенций студентов в рамках различных практик в соответствии с требованиями существующего и прогнозируемого рынка труда. Однако работодатели, хотя и готовы объединить с вузами усилия по оптимизации связанных с практиками компонентов образовательных программ, ожидают предложений по конкретным формам взаимодействия от самих высших учебных заведений. Данное обстоятельство резко повышает роль выпускающих и профильных кафедр, осуществляющих организацию и учебно-методическое руководство конкретным видом практики по  направлениям (специальностям), в реализации социального партнерства вузов  с работодателями. Именно они становятся катализатором социального диалога с внешними потребителями образовательных услуг вуза и обеспечивают формирование и укрепление с ними партнерских отношений.

В целях повышения эффективности взаимодействия с предприятиями-работодателями выпускающим кафедрам вуза целесообразно разрабатывать взаимовыгодные программы сотрудничества и заключать соответствующие договоры. Уполномоченные представители предприятий на выпускающих кафедрах вуза могли бы составить основной пул экспертов из числа работодателей, привлекаемых на регулярной основе к экспертизе ООП на предмет актуальности состава заданных компетенций выпускника, к формированию содержания обучения в целом и к проектированию компетентностно-ориентированных рабочих программ практик в частности.

К числу значимых задач, стоящих перед вузами и работодателями, по формированию востребованных рынком труда профессиональных компетенций в условиях учебных и производственных практик, относятся:

  • сопряжение компетенций, осваиваемых в рамках ООП, и содержания практики; определение соответствия заданных компетенций видам профессиональной деятельности, выполняемым студентами на рабочих местах во время практик;
  • составление перечня профессиональных компетенций, которые будут приобретены или развиты студентами в процессе практики; максимальное сближение компетенций, осваиваемых при прохождении ООП, компетенциям, запрашиваемых конкретными работодателями - партнерами вуза;
  • согласование оптимальной совокупности педагогических и производственных условий эффективного формирования профессиональных компетенций студентов в процессе практик с учетом их индивидуальных творческих способностей, профессиональных интересов и перспектив;
  • получение вузами обратной связи от работодателей об уровнях сформированности профессиональных компетенций с целью последующей корректировки и совершенствования ООП, повышения эффективности программ обучения в вузе, в целом;
  • поиск новых форм учебных и производственных практик, обеспечивающих приобретение студентами значимого опыта практической деятельности и способствующих их гарантированному трудоустройству по специальности (например, путем чередования с теоретическими занятиями на протяжении всего учебного года; оформление практикантов на работу с  оплатой их труда; заказ на выполнение курсовых и дипломных проектов и др.);
  • стимулирование творческой активности и исследовательской деятельности студентов, создания для них ситуаций профессиональных проб и самотестирования для успешного овладения студентами технологиями самопродвижения и построения собственной  карьеры и др.

Социальный диалог и развиваемые на его основе партнерские связи вузов и работодателей являются действенным средством повышения качества высшего профессионального образования, создания дополнительных условий для формирования включенных в ООП компетенций, расширения и углубления практических знаний студентов, однако, наибольшую пользу для субъектов партнерства они могут дать, когда к кооперационным процессам присоединяются интеграционные. Ярким проявлениям такой динамики в НИУ «БелГУ» является сотрудничество выпускающих кафедр инженерно-физического и биолого-химического факультетов, а также ЦКП научным оборудованием «Диагностика структуры и свойств наноматериалов» с ЗАО «Опытно-экспериментальный завод «ВладМиВа» (г. Белгород), одним из якорных предприятий медико-биологического кластера Белгородской области. С 2010 г. на базе ЗАО «ОЭЗ ВладМиВа» функционирует междисциплинарная кафедра медико-технических систем БелГУ; реализуется комплексный проект «Создание производства биосовместимых композиционных и кальцийсодержащих остеопластических и лечебно-профилактических материалов для медицины» во исполнение Постановления Правительства РФ № 218 «О мерах государственной поддержки  развития кооперации российских высших учебных  заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства», в рамках которого объемы продаж инновационной продукции к концу 2013 г. должны составить 28 млн руб., а к 2017 году возрастут до 298 млн рублей; создано и динамично развивается совместное малое инновационное предприятие ООО «Наноапатит», специализирующееся на синтезе нанокристаллического гидроксилапатита (НГАП), используемого для производства ЗАО «ОЭЗ ВладМиВа» стоматологических препаратов нанофлюор, апексдент, фосфадент и др.

Подытоживая, можно констатировать, что эффективность взаимодействия вузов и работодателей в интересах повышения качества подготовки профессиональных кадров значительно возрастает, если высшим учебным заведениям удается осуществить перевод своих стратегических партнеров-работодателей из позиции сторонних наблюдателей и пассивных потребителей образовательных услуг в позицию заинтересованных участников образовательных и инновационных процессов, всемерно содействующих овладению студентами комплексом профессиональных компетенций, отвечающих требованиям современного рынка труда.

Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ на выполнение работ (проект №10.149.2011).

Рецензенты:

  • Ситникова М. И., д.п.н., начальник управления качества образования и методической работы Белгородского государственного национального исследовательского университета,  г. Белгород.
  • Игнатова И.Б., д.п.н., профессор, ректор Белгородского государственного института искусств и культуры, г. Белгород

Библиографическая ссылка

Давыденко Т.М., Пересыпкин А.П., Верзунова Л.В. РОЛЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5753 (дата обращения: 15.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074