Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ДИНАМИКА МЕЖГРУППОВОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП

Машарский З.В. 1
1 Московская открытая социальная академия
В статье рассмотрены особенности межгрупповой толерантности студенческих групп и факторы на неё влияющие. Объектом представленного исследования является межгрупповая толерантность студенческих групп, а предметом - динамика межгрупповой толерантности. Основной гипотезой выступило предположение, что в студенческих группах прослеживается положительная динамика межгрупповой толерантности от первого к пятому курсу, но в целом межгрупповая толерантности находится на низком и среднем уровнях; показатели межгрупповой толерантности студенческих групп взаимосвязаны между собой и с уровнем внутригрупповых взаимоотношений; Теоретическая новизна статьи заключается в разработке сущностной характеристики межгрупповой толерантности, выявленной динамике показателей данного образования и в рассмотрении взаимосвязи внутригрупповых отношений и показателей межгрупповой толерантности. Практическая новизна – в предложении результатов эмпирического исследования, которые могут использоваться для формирования наиболее благоприятных как внутригрупповых, так и межгрупповых отношений в среде студенчества. Основная задача работы - выявить доказательность динамики показателей межгрупповой толерантности.
Ключевые слова: внутригрупповые взаимоотношения
студенчество
межгрупповая толерантность
стереотипизация
критерии
эмпатия
дифференциация
интеграция.
1. Гриншпун И. Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. - М.: МГУ, 2002. - 180 с.
2. Недорезова Н. В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников. - М.: Просвет, 2006. - 287 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2008.
4. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. - СПБ.: Речь, 2000.
5. Ищенко Т. В. Место студенчества в социальной структуре общества. - Томск, 1975.
6. Коломинский А. Я. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возраcтные особенности). - Минск, 2000.
Основной категорией, характеризующей межгрупповые взаимодействия в студенческих группах, является толерантность и различный уровень ее проявления. Толерантность способствует развитию самооценки, саморегуляции, ав­тономии личности; за счет толерантности социализация индивида обеспечи­вается более легкой адаптацией с активной позицией человека, более глубо­кой мотивацией, выработкой суждений, основанных на моральных ценно­стях.

Толерантность как предмет психологии для исследова­телей выступает в нескольких видах. Несмотря на идентичность описания содержания основных видов толерантности в классификациях толерантно­сти, предложенных разными авторами, отсутствует определенное терминоло­гическое название видов толерантности. Проанализировав предлагаемые классификации видов толерантности как психологического явления, были определены основные характеристики видов то­лерантности:

  1. психофизиологическая (индивидная) толерантность - вид толерантности, характеризующий отсутствие или ослабление реагирования психофизиологической системы на внешний неблагоприятный средовой фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию;
  2. межличностная толерантность - вид толерантности, определяется как отсутствие или ослабление реагирования личности на неблагоприятное воздействие другой личности в результате снижения чувствительности к ее воздействию;
  3. межгрупповая (социальная) толерантность выделяется как вид толе­рантности, указывающий на отсутствие или ослабление реагирования соци­альной группы на неблагоприятное воздействие другой социальной группы в результате снижения чувствительности к ее воздействию.

В данной работе мы сделали акцент на третий вид толерантности - межгрупповая толерантность.

Исходя из рассмотренных подходов к толерантности и межгрупповым взаимодействиям, были рассмотрены сущностные характеристики и структура межгрупповой толерантности студенческих групп, в которую вошли функции межгрупповой толерантности, параметры, компоненты, уровни и критерии.

Толерантность как целостное образование имеет свою структуру,
которая выражается в соподчиненности ее компонентов.

Мотивационно-ценностный: усвоение ценностной ориентации; распространение ценностной ориентации на деятельность; принятие.

Когнитивный: знание о способах реагирования; понимание; представление о проявлениях толерантности в поведении; представления о реагировании в ситуациях критики и конфликта; знания о способах проявления сочувствия, поддержки; знания о способах вступления в контакт и отказа от него; умение просить и принимать помощь.

Эмоционально-волевой: оценка; восприятие; проявление терпимого отношения к другим, самообладания, выдержки, восприятие и оценка действий своих, других людей с точки зрения толерантности.

Поведенческий: применение, реагирование, проявление толерантности, сдержанности по отношению к иной точке зрения, критике, конструктивная реакция на задевающие, провоцирующие вопросы, конфликтную ситуацию.

Также межгрупповая толерантность проявляется в своих функциях, параметрах и уровнях. Главными характеристиками межгрупповой толерантности являются ее критерии и показатели этих критериев, при помощи которых мы и будем определять уровни межгрупповой толерантности у разных студенческих коллективов.

Так, эмпатия характеризуется такими показателями, как:

  • уровень коммуникативной толерантности - применяемая в психологии характеристика отношений одной группы к членам других групп, которая показывает степень переносимости неприятных или неприемлемых психических состояний и поступков партнеров по взаимодействию;
  • социальная дистанция - понятие, характеризующее размещение социальных групп и индивидов в социальном пространстве и устанавливающее степень близости или отчужденности их между собой.

Особенность поведения группы отображается через такой показатель, как стратегии поведения группы в конфликтной ситуации - отображает ту стратегию, которую выбирает коллектив при взаимодействии с другими группами в процессе конфликта.

Социальная активность проявляется через следующие показатели:

  • межгрупповая интеграция характеризует наличие между группами таких связей и зависимостей, которые способствуют их объединению, взаимосодействию, более успешной реализации функций, как своей группы, так и той более широкой общности, в которую включены обе взаимодействующие группы;
  • межгрупповая открытость заключается в стремлении получить воздействия и оценки со стороны некоторых других групп.

Стереотипизация выражается через такие показатели, как:

  • социальный стереотип - упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, разделяемые достаточно большим числом членов социальных групп;
  • межгрупповая дифференциация - феномен межгруппового общения, подразумевающий различную оценку членов своей и другой группы, различные эмоции, которые они вызывают, а также различное поведение по отношению к ним.

Определив для каждой исследуемой группы указанные выше показатели, мы сможем выявить уровень межгрупповой толерантности и проследить её динамику в студенческих группах.

Цель исследования - выявить динамику межгрупповой толерантности на разных курсах обучения.

Объект исследования: межгрупповая толерантность студенческих групп.

Предмет исследования: динамика межгрупповой толерантности студенческих групп.

Гипотеза исследования:

  • в студенческих группах прослеживается положительная динамика межгрупповой толерантности от первого к пятому курсу, но в целом межгрупповая толерантность находится на низком и среднем уровнях;
  • показатели межгрупповой толерантности студенческих групп взаимосвязаны между собой и с уровнем внутригрупповых взаимоотношений.

В исследовании были использованы следующие методики: исследования межгрупповой интеграции (И. Ю. Кузнецов), шкалированный опросник для измерения установки на межгрупповую открытость (Ю. Н. Колебцева), определения доминирующих стратегий конфликтного поведения (метафорический вариант) (Н. П. Фетискин), определения межгрупповой дифференциации (В. С. Агеев), диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В.Бойко), шкала социальной дистанции (Э. Богардус), диагностический тест отношений (Г. У. Солдатова), диагностика эмоционально-психологического климата группы (по А. А. Русалиновой), оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Фидлеру), методика изучения уровней учебного и личного взаимодействия между учащимися (Д. Майерс), определение индекса групповой сплоченности (Сишор).

Эмпирическую базу исследования составили 237 студентов МОСА, которые входили в 15 групп, в возрасте от 17 до 27 лет.

На первом курсе группы всех четырёх специальностей, как правило, показывали значения, соответствующие низкому уровню межгрупповой толерантности. Самые высокие значения, соответствующие высокому и среднему уровню межгрупповой толерантности, были отмечены на третьем и четвёртом курсах. Второй курс характеризуется значениями, соответствующими, в основном, среднему уровню межгрупповой толерантности. Во всех группах пятого курса наблюдалось существенное снижение значений показателей межгрупповой толерантности (см. рис.).

1 - межгрупповая интеграция; 2 - межгрупповая дифференциация; 3 - межгрупповая открытость; 4 - уровень коммуникативной толерантности; 5 - уровень эмоционально-оценочного компонента социального стереотипа; 6 - величина социальной дистанции

Рисунок

Взаимосвязь продолжительности обучения и всех показателей межгрупповой толерантности подтвердилась применением непараметрической корреляции по Спирмену. Данные, полученные после проведения корреляции, выявили, что, чем дольше студенты обучаются в вузе, тем показатели межгрупповой толерантности выше. Также для доказательности динамики межгрупповой толерантности был применён критерий Манна - Уитни. По полученным данным были определены значимые различия между студентами первых курсов и четвёртых, что говорит о росте значений показателей межгрупповой толерантности.

Применение непараметрической корреляции, по Спирмену, выявило и взаимосвязь всех показателей межгрупповой толерантности друг с другом.

В основном при увеличении какого-либо показателя повышаются и значения всех остальных. Если наблюдается уменьшения какого-либо значения, то это уменьшение характерно для всех показателей межгрупповой толерантности.

В процессе исследования также была выявлена взаимосвязь показателей межгрупповой толерантности с общим показателем внутригрупповых отношений. Было установлено, что, чем лучше взаимоотношения между студентами в группе, тем и показатели межгрупповой толерантности выше. Эта же соотношение работает и в обратную сторону: чем лучше студенты относятся к коллегам из других групп, тем общий показатель внутригрупповых отношений выше.

Проведя исследование динамики межгрупповой толерантности студенческих групп, был отмечен в целом низкий уровень межгрупповой толерантности на всех курсах обучения.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась: показатели межгрупповой толерантности студенческих группах возрастают в зависимости от продолжительности обучения и взаимосвязаны между собой и внутригрупповыми взаимоотношениями.

Результаты проведённого исследования могут в дальнейшем использоваться для формирования благоприятного климата во всём вузе, что положительно сказывается на всех сферах образовательной и воспитательной деятельности.

Рецензенты:

  • Подымова Л. С., д. псх. н., профессор кафедры общей психологии МОСА, г. Москва.
  • Агапов В. С., д. псх. н., профессор кафедры социальной психологии МОСА, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Машарский З.В. ДИНАМИКА МЕЖГРУППОВОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5758 (дата обращения: 05.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074