Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ

Матвеева Т.В.

Необходимо отметить, что проблемы художественной культуры приобретают сегодня первостепенно, по существу, ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития. Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности - от основ материального производства и человеческих потребностей, в том числе продуктов дизайна, до величайших проявлений человеческого духа. Художественная культура, воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности - быт, досуг, область мышления, на образ жизни общества и личности. Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов (установки сознания, духовные потребности, ценности), влияющих на характер поведения, формы и стиль общения людей, ценности, нормы поведения.

Понятие «человек» и «культура» неразрывно связаны друг с другом. Почвоведение оперирует термином «гумус» (показатель плодородия почвы). В контексте взаимосвязи человека и культуры напрашивается метафорический вывод о том, что уровень «духовного плодородия» человека, его «духовного гумуса» в существенной степени определяется воздействием на него культуры, и в частности таких ее инструментариев, как воспитание, образование, развитие творческих задатков.

Реформа высшего образования, осуществляемая в настоящее время в России, направлена на его гуманитаризацию, что предполагает создание необходимых предпосылок для развития всех творческих способностей студентов: гармоническое развитие их интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств. Это прямо связано с реализацией задачи высшей школы - формирование личности, способной к творческой инновационной деятельности в любой сфере производства и управления, осознанно принимающей решения по всем важным вопросам.

В России профессия «дизайнер» получила официальное признание относительно недавно (существует около ста лет), поставив перед системой образования сложную задачу, создать перспективную модель специалиста, компетентного в области дизайна, специфическим мышлением способным к детерминации будущего, прогнозированием в области проектной деятельности, с возможностью принимать нестандартные решения. Как показывает педагогическая практика, этот перечень всех качеств дизайнера недостаточен, в нем не хватает главного компонента характеристики - «личности с высоким уровнем художественной культуры».

Напомним еще раз, что сущность гуманитаризации образования видится прежде всего в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Вуз призван выпустить специалиста, готового к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности. Если эта задача не будет решена, то, как писал русский философ Г.П. Федотов в 1938 г., ".. есть перспектива индустриальной, могущественной, но бездушной и бездуховной России.. Голая бездушная мощь - это самое последовательное выражение каиновой, проклятой Богом цивилизации".

Итак, главными направлениями реформы российского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба со сциентизмом, технократическим снобизмом, интеграция частных наук. При этом российская программа развития образования должна содержать механизмы, гарантирующие:

- единство федерального образовательного пространства;

- открытое восприятие и понимание всей палитры мирового культурно-исторического и образовательного опыта;

- приоритет фундаментальных прав и свобод личности;

- восстановление первичных духовно - нравственных идеалов, присущих преподаванию и исследованию.

Формирование культурной личности - первостепенная задача современного общества и образования в целом. К сожалению, как свидетельствует статистика, к началу ХХI века возникли предпосылки, ведущие к истощению общего культурного уровня населения планеты, в том числе и молодежи.

Ставя перед собой цель активизации развития дизайнерского мышления, необходимо определить какие именно качества необходимо развивать в ходе реального педагогического процесса, и в каком случае дизайнерское мышление будет считаться развитым. По результатам анализа критериев оценки компетентности специалиста, наиболее характерными чертами дизайнерского мышления являются: чувство целесообразности, проектная направленность, проблемность, владение системным способом мышления, владение логическими операциями, гибкость, оригинальность, наличие развитых фантазии, воображения, ассоциативности, интуиции, эмоциональности - все они входят в одно общее понятие «художественная культура дизайнера».


Библиографическая ссылка

Матвеева Т.В. ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=576 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674