Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Емельяненко А.А. 1
1 Военный авиационный инженерный университет
Уточнено понятие коммуникативной компетентности и ее значение в практической деятельности офицера. Формирование коммуникативной компетентности у курсантов военных вузов рассматривается как одна из важнейших задач современного военного образования. Проведено психодиагностическое исследование коммуникативной компетентности курсантов военных вузов. В ходе исследования выявлены достоверные гендерные различия по показателям коммуникативного контроля, коммуникативной толерантности, личностной фрустрации, отдельным факторам коммуникативной социальной компетентности. Выдвинута и подтверждена гипотеза о взаимосвязи уровня коммуникативной компетентности курсантов с успешностью их учебной деятельности. Установлено, что курсанты-девушки обладают более высоким уровнем коммуникативной компетентности практически по всем рассматриваемым критериям по сравнению с курсантами-юношами. При этом, курсанты-девушки демонстрируют и более высокие показатели успеваемости в учебной, научной, спортивной и других сферах образовательного процесса.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность
курсанты военных ву-зов
гендерные особенности
1. Белоусов Р. А. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности молодых офицеров: автореф. дисс. ... канд.пед.наук. - Йошкар-Ола, 2002.
2. Казарцева О. М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения. - М.: Флинта-наука, 1999. - 183 с.
3. Решетова О. В. Коммуникативная компетентность как фактор успешной учебной деятельности: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2006.
4. Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Мардахаев Л. В. - М.: Академия, 2002.
5. Шашкин Н. Г. Формирование коммуникативной компетентности у будущих сотрудников органов внутренних дел в системе высшего образования: автореф. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2005.
Введение. Современные тенденции модернизации системы военного образования и объективная потребность в высококвалифицированных военных специалистах выдвигают на первый план проблему выявления факторов успешности учебной деятельности курсантов.

Коммуникативная компетентность выступает как одна из наиболее важных профессионально значимых характеристик будущего офицера, а развитие этой компетентности - как первоочередная задача высшего военного образования. Современный этап развития общества, новая парадигма образования наполняют эту проблему новым, более ёмким содержанием. Изучение сущности и структуры коммуникативной компетентности будущего офицера позволяет выделить два взаимосвязанных её уровня: первый определяет проявление коммуникативной компетентности непосредственно в общении, поведении человека; второй - включает педагогические коммуникативные ценности, ориентацию и специфику профессиональной мотивации курсанта, его потребность в общении. Следует отметить, что проблема коммуникативной компетентности и её влияния на успешность учебной деятельности на сегодняшний день получила дополнительную теоретическую и прикладную привлекательность в связи с обучением в ряде военных вузов Министерства обороны РФ курсантов не только мужского, но и женского пола. 

Цель исследования. Выявить гендерные особенности коммуникативной компетентности курсантов военных вузов и определить степень их влияния на успешность учебной деятельности.

Методы исследования. Для диагностики проявлений коммуникативной компетентности были использованы: методика оценки коммуникативной толерантности (В. В. Бойко), методика оценки уровня коммуникативного контроля (М. Шнайдер), методика экспресс-диагностики уровня личностной фрустрации (В. В. Бойко), методика оценки коммуникативной социальной компетентности (КСК).

Результаты исследования и их обсуждение. Современное общество потребовало нового офицера, способного быть компетентным во всех вопросах, связанных с профессиональной деятельностью, а, следовательно, изменений в системе военного образования. Первоочередной задачей высшей военной школы становится личностное гуманистическое развитие будущего офицера, которое наиболее полно проявляется и выражает себя в коммуникативном аспекте воспитательной деятельности. В связи с этим коммуникативная компетентность выступает как одна из наиболее важных характеристик, а развитие этой компетентности - как особая задача профессионального становления личности будущего офицера [1].

Профессию офицера можно назвать «коммуникативной» профессией, поскольку общение тесно вплетено в контекст практической деятельности. Это профессия, успех которой в значительной мере зависит от коммуникативной компетентности офицера - компетентности в межличностном взаимодействии, межличностном общении, межличностном восприятии [5].

Кроме того, интенсификация социальных связей, расширение поля общения, связанные с этим психические перегрузки создают напряженность в процессе общения. Высокий же уровень коммуникативной компетентности делает офицера более подготовленным и защищенным в условиях интенсивного межличностного общения.

Под коммуникативной компетентностью понимается: во-первых, совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание учебного процесса, ориентированность в различных ситуациях общения; во-вторых, система внутренних ресурсов личности, необходимых для построения продуктивного и коммуникативного взаимодействия с военнослужащими различных категорий, членами их семей, гражданским персоналом [3].

Коммуникативная компетентность - ориентированность человека в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды [4].

О. М. Казарцева указывает, что коммуникативная компетентность - это не врожденная способность, а способность, формируемая в человеке в процессе приобретения им социально-коммуникативного опыта. Коммуникативно-социальный опыт включает в себя, прежде всего, механизм переключения кодов, который выражается в стилистическом варьировании речи. В основе такого переключения лежит изменение ролевых отношений между участниками общения [2].

Проведенная в ходе исследования диагностика коммуникативной компетентности курсантов военных вузов позволила сделать следующие выводы.

Уровень коммуникативного контроля (таблица 1) имеет наивысшие показатели среди курсантов-девушек. Они достаточно легко управляют своими эмоциями, хорошо осведомлены о том, где и как себя вести. У курсантов-юношей отмечен средний и низкий уровни коммуникативного контроля, что характеризуется высокой импульсивностью в общении, открытостью, излишней прямолинейностью, непластичностью поведения в различных ситуациях.

Таблица 1. Результаты диагностики уровня коммуникативного контроля

Категории респондентов

Уровень коммуникативного контроля, %

высокий

средний

низкий

курсанты-девушки

63,5

33,9

2,6

курсанты-юноши

32,8

50,1

17,1

Личностная фрустрация как один из факторов, в определенной мере влияющих на эффективность коммуникативной деятельности, обнаружила следующие тенденции (таблица 2). Наименьшие показатели личностной фрустрации отмечены у курсантов-юношей. Курсантам-девушкам в большей мере свойственен высокий уровень фрустрации, что свидетельствует об их эмоциональной привязанности к учебной деятельности, развитой эмпатии, тонкой психике.

Таблица 2. Результаты диагностики уровня личностной фрустрации

Категории респондентов

Уровень личностной фрустрации, %

высокий

средний

низкий

курсанты-девушки

64,7

24,1

11,2

курсанты-юноши

18,0

52,4

29,6

Результаты диагностики уровня коммуникативной толерантности (таблица 3) снова подтвердили наличие «слабых» мест в профессиональной подготовке курсантов-юношей - у них отмечен низкий уровень коммуникативной терпимости. Они склонны навязывать своё мнение, стремятся отгородиться от проблем окружающих, нетерпимы к инакомыслию. Курсанты-девушки обладают высокими показателями коммуникативной толерантности, что подтверждается их умением найти контакт с сослуживцами, командирами и преподавателями, оказать психологическую поддержку в трудных ситуациях.

Таблица 3. Результаты диагностики уровня коммуникативной толерантности

Категории респондентов

Уровень толерантности, %

высокий

средний

низкий

курсанты-девушки

40,4

48,6

11,0

курсанты-юноши

24,8

42,3

32,9

Также в ходе исследования были выявлены особенности сформированности коммуникативной социальной компетентности. Под коммуникативной социальной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная социальная компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению.

Коммуникативная социальная компетентность - это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия. Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности. Средства регуляции коммуникативных актов являются частью человеческой культуры, и их присвоение и обогащение происходит по тем же законам, что и освоение, и преумножение культурного наследия в целом. Во многом приобретение коммуникативного опыта происходит не только в ходе непосредственного взаимодействия. Из литературы, театра, кино человек также получает сведения о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения. В процессе освоения коммуникативной сферы человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм [3].

Коммуникативная социальная компетентность предполагает адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения и может рассматриваться как категория, регулирующая систему отношений человека к самому себе, природному и социальному миру.

В ходе опроса было установлено, что курсанты-девушки обладают более высоким уровнем общительности, жизнерадостности, чувствительности, независимости и самоконтроля по сравнению с курсантами-юношами (таблица 4). При этом показатели общительности, жизнерадостности, самоконтроля и эмоциональной устойчивости находятся в высоком диапазоне сформированности, а показатели чувствительности, независимости, логического мышления - в среднем диапазоне. Это позволяет курсантам-девушкам быстрее адаптироваться в ситуациях нового общения, устанавливать контакты, они достаточно свободно владеют значительным кругом вербальных и невербальных средств общения. 

Таблица 4. Результаты диагностики коммуникативной социальной компетентности

Показатели

Уровень проявления, баллы

курсанты-юноши

курсанты-девушки

Общительность

12,0

13,5

Жизнерадостность

11,3

12,2

Чувствительность

6,8

10,2

Независимость

6,1

10,1

Самоконтроль

13,1

15,1

Логическое мышление

14,0

12,1

Эмоциональная устойчивость

14,6

13,1

Склонность к асоциальному поведению

14,4

10,4

Для курсантов-юношей характерен более высокий уровень развития логического мышления и эмоциональной устойчивости по сравнению с курсантами-девушками. Перечисленные показатели, а также уровень самоконтроля расположены в высоком диапазоне сформированности, показатели общительности и жизнерадостности характеризуются средним уровнем развития, а показатели независимости и чувствительности имеют низкую степень сформированности. Кроме того, курсанты-юноши демонстрируют большую склонность к асоциальному поведению.   

В ходе исследования также предполагалось определить степень влияния сформированности коммуникативной компетентности курсантов на успешность их учебной деятельности. Корреляционный анализ позволил установить зависимость между показателями успеваемости и уровнем сформированности коммуникативного контроля (r=0,46), личностной фрустрации (r=0,37), коммуникативной толерантности (r=0,45), самоконтроля (r=0,49), логического мышления (r=0,39) и эмоциональной устойчивости (r=0,31).

Выводы. Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о наличии гендерных различий в уровне сформированности коммуникативной компетентности курсантов военных вузов. Курсанты-девушки обладают более высоким общим уровнем коммуникативной компетентности по сравнению с курсантами-юношами, что выражается в большей степени включенности курсантов-девушек в коммуникативную деятельность и определяет успешность их учебной деятельности по ведущим личностным образованиям (интерес, активность, самостоятельность) и формирующимся общекультурным и профессиональным компетенциям.

Рецензенты:

  • Комарова Э. П., д.п.н., профессор, зав. кафедрой межкультурных коммуникаций Воронежского института высоких технологий, г. Воронеж.
  • Григорьева Е. И.,  доктор культурологии, профессор кафедры социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, г. Тамбов.

Библиографическая ссылка

Емельяненко А.А. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5767 (дата обращения: 07.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074